Начинать с пустых слов, не имея цели
Во вступлении к каждой речи должна быть сформулирована цель. Слова типа «Ну», «Итак», «Тогда начнем» и «OK» не имеют смысла и беспомощно повисают в начале доклада, сводя на нет любые попытки завоевать аудиторию. Возможно, вы уже грешите этой лексикой, даже не осознавая этого. Обычно простого понимания того, что вы употребляете подобные выражения, оказывается достаточно для того, чтобы искоренить их.
Задавать аудитории вопросы
Начинать с вопроса, если вы на самом деле не хотите получить на него ответ, – дело рискованное. Неуместный ответ может нанести удар по всему вашему выступлению. Вместо того чтобы задавать вопрос слушателям, вы можете предложить им поразмыслить над ним, а пока они будут делать это, вы дадите быстрый и точный ответ. У слушателей сложится впечатление, что они сами пришли к заключению, тогда как на самом деле их подвели к нему.
Занимать твердую позицию в отношении противоречивой проблемы
Мнения людей относительно противоречивых вопросов обычно расходятся. Одни сидящие в зале будут согласны с вашей точкой зрения, а другие – нет.
Если вы сформулируете свой взгляд на вещи в самом начале выступления, вы усилите сопротивление тех, кто не согласен с вами, – тех, кого вы хотите завоевать. Это существенно осложнит вашу задачу.
Пользоваться клише и вульгаризмами
Затертые фразы производят негативное впечатление на аудиторию и могут повредить вашему имиджу. Следует избегать выражений типа «нет худа без добра», «все мы в одной лодке» и т. д. Послания, скрытые в этих высказываниях, достаточно глубоки, но они редко трогают аудиторию. Если вы хотите быть услышаны, необходимы свежие формулировки, новый ракурс, или, если угодно «другой соус».
Когда Ней Гонсалес Диас, один из самых уважаемых бразильских журналистов, выступал в качестве приглашенного оратора на одной из церемоний по случаю окончания курса словесного выражения, он показал старые идеи под новым углом зрения, сделав их чрезвычайно интересными. Старое клише звучало так: «Эта церемония вызывает одновременно и радость, и печаль; радость, потому что это завершение важной стадии в жизни каждого студента – вручение диплома в конце курса; печаль, потому что пришло время прощаться с однокурсниками, которые за это время превратились в близких друзей». Однако творческий гений этого оратора позволил ему представить эту идею в таком виде: «Фридрих Ницше, великий немецкий философ и мыслитель, разработал тезис, который удивительно точно передает то, что испытывает студент после окончания обучения. По мнению Ницше, наша жизнь представляет собой моменты, напоминающие ребенка на пляже, который смеется и прыгает от радости, когда волны выносят на берег разноцветные ракушки, и заливается слезами печали, когда волны уносят их обратно в море. Эта церемония окончания курса подарила разноцветные раковины каждому студенту, символизируя радость владения коммуникацией, но она также принесла и печаль, потому что подобно тому, как море уносит красивые раковины обратно в глубину, после произнесения последней речи эта церемония положит конец регулярным встречам прекрасных друзей…»[17]
Приветствие аудитории
Оказавшись перед аудиторией, первые слова, которые вы произнесете, должны быть приветствием людям, которые пришли послушать вас. Это уважительный, вежливый способ обратиться к присутствующим и привлечь их внимание. Это может показаться очевидным, но об этом часто забывают.
Редко кто начинает разговаривать с группой, не обратившись к ее членам персонально, то есть не поприветствовав их. Но приветствия бывают разного толка. Одни люди произносят приветственные слова напоказ, в качестве некой традиции или ритуала, тогда как другие вкладывают в них свою душу, стараясь быть вежливыми и дружелюбными.
Приветствие направлено на две цели. Первая заключается в том, чтобы действительно поздороваться: пожелать всем доброго вечера, например. Вторая – это привлечь внимание к тому факту, что вы стоите перед аудиторией. Например, когда во время вечеринки вы говорите «Минуточку внимания», чтобы произнести тост, это больше чем просто приветствие; вы привлекаете внимание каждого участника к факту своего присутствия и объявляете о том, что собираетесь говорить.
Приветствие – это часть введения, которое, как вы видите, фокусирует внимание аудитории, вызывает у людей желание того, чтобы ваше выступление оказалось успешным, настраивает на дружелюбный лад, желание испытать интерес и обратить внимание на ваше послание. Вступление также устраняет сопротивление, которое могут испытывать слушатели в отношении вас, предмета доклада или окружающей обстановки вследствие ее дискомфорта или мыслей о тех делах, которые их ждут после окончания мероприятия. Короче говоря, приветствие информирует собравшихся, что вы готовы начать.
Будучи частью введения, приветствие также помогает привлечь слушателей на свою сторону.