Глава 4. Знайте свою аудиторию

Вся ваша подготовка станет полезной только тогда, когда вы начнете принимать в расчет своих слушателей. Без них коммуникации не произойдет, поэтому именно они будут определять подход, который вы выберете.

Если во время выступления вы думаете только о подготовленном сообщении и о том, как именно вы собираетесь изложить его, не принимая в расчет того, что хочет услышать аудитория и в каком виде она хотела бы получить излагаемый материал, то своей цели вы сможете достичь только по чистой случайности и при невероятном стечении обстоятельств. Хороший лектор должен детально проанализировать «поле боя», оценить все препятствия, пути отхода и места нанесения атаки и только после этого выбирать курс действий.

У всякой аудитории есть свои особенности; каждая требует особого типа коммуникации. Вы не должны разговаривать с группой из пяти или десяти человек так же, как с толпой. Точно так же вы не должны выступать перед рабочими в той же манере, как перед научными сотрудниками. К детям нельзя обращаться так же, как ко взрослым.

Что нужно знать о своей аудитории

Когда дело доходит до слушателей, вы должны знать следующие факторы: возраст, пол, социальное положение, ожидания, образ мыслей, знание предмета, общую атмосферу, место вашего выступления и размер лекционного зала.

Возраст

Возраст ваших слушателей является одним из самых важных факторов, определяющих, как подойти к изложению темы, какими словами воспользоваться и даже в какой позе встать. К каждой возрастной группе следует подходить индивидуально и с учетом ее интересов.

Как выступать перед детской аудиторией

Сегодняшние дети очень отличаются от тех, которые были двадцать или тридцать лет тому назад. В наши дни, благодаря развитию средств коммуникации и их доступности, дети лучше информированы, обладают большими социальными знаниями и более критично настроены к любым объяснениям.

Вы не можете сегодня обращаться к детской аудитории и думать, что она будет реагировать так же, как реагировали дети в прошлом. Их привычки и интересы очень сильно различаются. Если вы не настроитесь на эти изменения в поведении, вы можете подготовить речь, подходящую для детей, но она будет устаревшей и не увлечет ваших слушателей. Однако нужно учитывать и то, что паттерны детского развития остаются неизменными. В любую эпоху на протяжении первых пяти лет жизни присутствуют такие элементы, как чувства, типичное поведение, трудность понимания идей, отличающихся от конкретных понятий, и повышенное любопытство. С поправкой на культуру, регион и социальный класс, всех индивидов в возрасте до десяти лет можно считать детьми.

У детей мало терпения, они легко отвлекаются, их мысли постоянно где-то бродят, и им трудно сосредотачивать внимание на конкретной теме в течение длительного времени. Чем короче ваше выступление, тем выше шансы на то, что вы достигнете поставленных целей.

Детская аудитория не обладает структурированной логикой. Некоторые стили мышления им полностью непонятны. Словарь детей, независимо от объема, все еще находится на стадии формирования. Вы должны использовать конкретные, простые слова с четким значением. Больше, чем в любых других ситуациях, вы должны иллюстрировать свое выступление историями, сказками и притчами. Это упростит детям понимание, поможет им дольше сохранять интерес к выступлению и облегчит запоминание информации.

Как выступать перед подростками

Все, что я говорил об изменении поведения у детей на протяжении последних десятилетий, применимо и для подростков. Такие вещи, как музыка, кумиры, танцевальные стили, места для проведения досуга и семейная жизнь, претерпели глубокую трансформацию. Сегодняшние подростки выглядят совершенно иначе, чем их сверстники из прошлых поколений.

Однако, как и детям, подросткам свойственны относительно неизменные глубинные поведенческие паттерны. Исходя из этого промежуточного положения – того, что осталось прежним, и того, что изменилось, – вы должны попытаться определить, каковы сегодняшние подростки.

В период между детством и взрослой жизнью мы склонны к идеализму. Мы полностью отдаемся планам и мечтам, и они легко рождают у нас идеи и мысли. Молодые люди жаждут узнавать о самых разных вещах. Их может заинтересовать любая тема, если правильно подать ее. Они понимают и усваивают информацию намного легче детей, поскольку их словарный запас больше и они лучше приспособлены к пониманию абстрактных концепций. На этой фазе развития на смену индивидуальности, которая так выражена на протяжении первых нескольких лет жизни, приходит более серьезный дух сопричастности общему делу. Вы получите хорошие результаты с подростками, если покажете свое страстное отношение к теме выступления и будете действовать, как один из них – естественно, без фальши и притворства, проявляя уважение и без пренебрежения к их сравнительно скромному опыту.

Вы понравитесь молодым людям, если будете относиться к ним не как к неопытным детям, а проявите интерес к их идеям и оцените их по достоинству.

Есть люди, которые достигнув тридцатипятилетнего или сорокалетнего возраста и даже став еще старше, все еще сохраняют молодость духа и поведения. С ними нужно обращаться так же, как с подростками, хотя провести такой глубокий анализ за считанные секунды, особенно уже стоя перед публикой, весьма непросто.

Как выступать перед взрослыми

У взрослых есть жизненный опыт, их словарь более или менее структурирован, а пламя фантазии угасло. Теоретически такая аудитория лучше подготовлена к тому, чтобы выслушать и понять выступление.

Однако, если вы наивно сочтете, что эти положения неизменны в любой ситуации, когда вам приходится иметь дело с взрослыми слушателями, ваше выступление, скорее всего, провалится. Возраст дает возможность каждому человеку приобретать опыт и учиться, но это вовсе не означает, что каждый воспользуется этим преимуществом. Мне часто доводилось выступать перед слушателями, обладающими всеми характеристиками взрослых людей, которые на деле вели себя совершенно иначе: незрело и наивно. Вы должны осознавать все аспекты своей аудитории и проверять, соответствует ли поведение и образовательный уровень собравшихся их возрасту.

Если, кроме вас, есть другие докладчики и вы можете проанализировать аудиторию, дожидаясь своей очереди, у вас есть шанс составить достаточно четкое представление о слушателях. Вы увидите, как они реагируют на происходящее, понаблюдаете за их поведением, во что они одеты, как сидят и т. д. Внешность является хорошим параметром, но она не единственный способ идентификации истинного возраста слушателей.

Среди взрослых также есть одна возрастная группа, обладающая характерными особенностями, – пожилые люди. Имея дело с людьми старшего возраста, соблюдайте осторожность. Ссылки на будущее и перемены не найдут у них желанного отклика. Обычно пожилые люди испытывают ностальгию; они связывают свое существование с прошлым и игнорируют идеи, имеющие отношение к прогрессу.

И они настроены критически. Не так много тем может удивить их, и они почти всегда глухи к предложениям и инновациям.

Однако многие, несмотря на убеленность сединами, сохранили пламя юности; они не сдаются и продолжают надеяться. Поэтому вам придется ориентироваться не на реальный возраст такой аудитории, а на то, как они действуют.

Пол

Как выступать перед женской аудиторией

Учитывая профессиональные и социальные достижения женщин, различия в мужском и женском поведении претерпели глубокие изменения. Женщин перестали рассматривать как хрупких, беззащитных и нуждающихся в опеке существ. Женщины добились такого большого прогресса практически во всех областях, что превзошли мужчин в тех видах деятельности, которыми ранее не могли заниматься. Табу нарушены, концепции сформулированы заново, сила обычаев слабеет, а самое главное, женщины занимают то место, которым ранее безраздельно владели мужчины.

Но даже с учетом всего вышесказанного ваше обращение с женской аудиторией, независимо от того, являетесь вы сами мужчиной или женщиной, должно быть несколько иным, чем со слушателями-мужчинами. Женщины более чувствительны и больше интересуются поэзией, романтикой и эмоциями. Красивые слова и музыкальный голос будут с готовностью восприняты ими. Эти факторы не изменились со временем.

Как правило, если вы мужчина, вы всегда можете прославить женщин, поскольку женщинам нравятся похвалы, если они искренни, а мужчины, сидящие в зале, не будут оскорблены или задеты тем фактом, что женщин отметили особо.

Кроме того, если вы мужчина, избегайте чрезмерной жестикуляции и восклицаний и в мужской, и в женской аудитории, если таковые не являются составной частью вашего естественного поведения или вашего метода. Искусственное, аффектированное поведение может вызвать раздражение аудитории и настроить ее против вас.

Социальный класс

Если вы хотите завоевать аудиторию, то очень важно проанализировать ее классовый состав. Помимо информации, которую вы можете собрать до начала доклада, не так уж трудно определить классовую принадлежность слушателей, просто наблюдая за ними.

Необразованная аудитория с трудом воспринимает сообщение в силу отсутствия информированности и скудости их словарного запаса. Они не смогут следить за рассуждениями, требующими полной концентрации, и, возможно, вам придется время от времени останавливаться и обсуждать те или иные пункты, чтобы прийти к заключениям. Сфокусируйтесь на эмоциональном аспекте и темах, рассматриваемых в близкой перспективе. Голос и жесты оратора чрезвычайно сильно воздействуют на малообразованную аудиторию. Такие слушатели аплодируют, если оратор сказал что-то, что кажется им правдивым, выражая тем самым согласие с его мнением. Эта аудитория беззащитна перед демагогией и игрой слов. Отсутствие образования у слушателей означает, что во время выступления их поведение может быть в чем-то неподобающим – они могут смеяться там, где не следует, зевать и говорить разные вещи, чтобы привлечь внимание окружающих.

Выступая перед необразованными слушателями, вы должны будете все прояснять и объяснять. Поэтому излагайте свое сообщение в максимально четкой форме, подкрепляйте свои слова различными историями и повторяйте важные концепции снова и снова. Удостоверьтесь в том, что ваши выводы абсолютно ясны.

Хорошо образованная аудитория, из высших слоев общества, как правило, более спокойная и дисциплинированная. Она легко понимает широкий спектр сообщений на самые разные темы. У этих людей большой словарный запас, и даже когда они не знают точного значения термина, они понимают его из общего контекста. Они более критичны и не позволяют обманывать себя игрой слов или демагогическими приемами. На них можно воздействовать рациональными аргументами или логикой, даже если их взгляд на вещи исходно был прямо противоположным вашему. Это редчайшая разновидность слушателей, которую можно найти в специализированных группах или в разнородных аудиториях, в качестве меньшинства. В случае когда высокообразованные люди составляют лишь незначительную часть аудитории, вам не стоит адресовать свое послание им, поскольку его не поймут все прочие слушатели. Вплоть до последнего времени священники читали высокоинтеллектуальные проповеди, которые во время мессы пролетали мимо большей части прихожан и были понятны лишь мэру, судье и еще нескольким приходским знаменитостям. Поскольку люди не понимали проповеди, они постепенно перестали ходить в церковь, и это заставило священников переосмыслить форму подачи материала, чтобы вернуть прихожан обратно в лоно церкви.

Большинство культурных, хорошо образованных людей, оказавшихся среди малообразованной аудитории, поймут, чем вы руководствуетесь, и в любом случае обратят внимание на ваше послание.

Аудитория не всегда состоит из полярных противоположностей образованных и необразованных слушателей. У большинства средний уровень образования. Поэтому вы должны наблюдать и адаптировать свой доклад к обстоятельствам.

Наши рекомендации