Оцените, насколько хорошо аудитория понимает ваше выступление

Как правило, предметность и наглядность не являются лучшими друзьями.

Если вам необходимо уточнить то, о чем вы говорите, лучше всего показать иллюстрацию. История, выдуманная или правдивая, поможет слушателям лучше понять информацию. Но истории почти всегда длинны, и на них может уйти больше времени, чем на изложение той информации, которую мы хотим довести до сведения слушателей. Поэтому если вы хотите сохранить объективность во время презентации, рассказывайте только те истории, которые действительно необходимы. Если решитесь на это, ищите конкретные примеры, которые короче и помогают усилить ваши аргументы.

Введение и заключение

Доклады на технические темы, например выступления на конференции, допускают быстрое и простое введение. Например, поблагодарите всех присутствующих или продемонстрируйте всем, что они могут получить. Однако самую большую опасность представляет заключение.

Часто встречаются люди, у которых манера говорить напоминает то, как собака пытается изловить свой хвост, – они постоянно ходят и ходят по кругу. По этой причине, когда вы собираетесь прочитать важный доклад или сделать презентацию, требующие объективности, заранее подготовьте заключение.

Реакция слушателей может послужить великолепным индикатором временных рамок и того, удалось ли вам быть объективными и предметными. Будьте бдительны. Если слушатели начинают притоптывать ногами, барабанить пальцами, ерзать на стуле, закидывать одну ногу на другую, постоянно меняя их положение, перебирать бумаги без всяких причин, отодвигать свой стул от стола или смотреть в пространство отсутствующим взором человека, мысли которого витают где-то далеко, то пора заканчивать выступление.

Однако не понимайте все слишком буквально. Если вы спросите десять человек, хотят ли они, чтобы вы переходили прямо к делу или дали некоторую дополнительную информацию, наверняка они предложат вам сразу перейти к делу.

Но независимо от того, насколько хороша объективность, реагировать на тревогу слушателей и без предисловий переходить к сути вопроса не всегда является наилучшей тактикой. Если слушатели демонстрируют признаки сопротивления вам, теме выступления или общей атмосфере, если они не готовы воспринять ваше послание, потому что не располагают всеми фактами, касающимися причин собрания, если не осознают проблему, которую вы намерены решить, и не знают, какие вопросы вы поднимете, то время говорить о существе проблемы еще не пришло. Прежде чем обратиться к главной теме, вам следует подготовить почву. Однако делайте это тонко, чтобы слушатели подумали, что вы уже излагаете суть.

Ритм

Ритм – это музыкальность речи. Это легкое растягивание гласных, правильное произношение слов и изменение громкости и скорости речи (громко, тихо, быстро, медленно), которое рождает мелодию, способную воспламенить дух и пробудить волю слушателей.

Ритм речи должен идеально соответствовать стилю каждого оратора, чтобы наилучшим образом использовать энергию, тембр и глубину его голоса. Не нужно никого копировать, но всегда полезно слушать великих ораторов, отмечать ритмические эффекты их слов и сравнивать их с тем, какие производите вы сами. Особое внимание следует обратить на ораторов, способных превратить простые фразы в замечательные речевые шедевры посредством работы с ритмом. Вы увидите, как их гармоничные высказывания пленяют аудиторию. Ритмом и модуляцией речи можно овладеть с помощью простых упражнений, заключающихся в чтении стихотворений вслух.

Ритм играет особую роль в постановке вашего голоса, которая сама по себе настолько важна, что я решил посвятить ей отдельный раздел.

ГОЛОС

Голос определяет личность оратора. Если мы счастливы, печальны, спешим, уверены в себе, то голос является главным индикатором нашего состояния. Каким же образом голос так ясно отражает то, что происходит внутри человека?

В процессе нашей эволюции определенные части пищеварительной и дыхательной систем человека адаптировались к производству речи, создав наш речевой аппарат. Однако поскольку этот аппарат порожден нашим организмом, любые физические или эмоциональные проблемы будут немедленно отражаться на голосе.

Дыхание

Первое, что вы должны делать для того, чтобы хорошо говорить, – это правильно дышать. Очень часто речь и дыхание не синхронизированы, и это вызывает заметные нарушения в производстве голоса. Некоторые люди говорят на вдохе и продолжают говорить даже тогда, когда у них в легких нет воздуха. Это означает, что они не используют преимущество воздушного столба, который должен формироваться легкими, а это требует дополнительных усилий от терминальных отделов голосового аппарата.

Во время выступления лучше всего дышать, делая вдох за счет диафрагмы и выдыхая животом. Именно так дышат младенцы, особенно во сне.

Очень простое упражнение для улучшения дыхания с целью совершенствования голоса – это ежедневное чтение в течение нескольких минут газет и журналов.

Дикция

Полезным упражнением для улучшения дикции является чтение вслух с каким-либо предметом во рту, например, карандашом или указательным пальцем, вставленными горизонтально, или любым другим предметом, затрудняющим произношение. В конечном итоге, это поможет улучшить артикуляцию, поскольку вы научитесь оптимально использовать мускулатуру своих губ.

Но всегда соблюдайте осторожность, чтобы не утратить естественности. Продолжайте упражняться до тех пор, пока не сможете произносить слова правильно без усилий, поскольку отдельные проблемы с дикцией во время выступления всегда предпочтительнее искусственной речи.

Скорость

Еще один вопрос, который часто задают люди, касается того, с какой скоростью нужно говорить во время выступления: быстро, очень быстро, медленно или очень медленно. Каждому оратору и каждой теме необходима своя собственная скорость речи: это зависит от дыхания, эмоций, четкости произношения и сообщения, которое оратор несет слушателям. Если вы скажете: «Это произошло с молниеносной скоростью», – то ваша речь должна быть быстрее нормальной. Однако если вы произносите фразу: «Он двигался медленно, как ночная тень», – это следует делать медленнее обычного.

Продолжайте говорить быстро

Время от времени кто-нибудь жалуется мне, что он говорит слишком быстро и ему необходимо научиться говорить медленнее. Если не считать мелких отличий, обычно наш диалог развивается по такой схеме:

– Мистер Полито, я говорю слишком быстро. Если бы устанавливали коммуникационные радары, я точно получал бы штрафные квитанции.

– Но вы можете говорить медленнее?

– Нет, потому что я очень быстро думаю. Когда я пытаюсь говорить медленнее, я не могу четко думать и чувствую себя немым.

– Ну, если все обстоит именно так, то как вы намерены говорить медленнее? Будьте осторожны, потому что, пытаясь выработать навык, который вы считаете важным (скорость речи, которая кажется вам подобающей), вы можете оказать негативное воздействие на гораздо более важное качество – поток своих идей.

Если это применимо и к вашему случаю, продолжайте говорить быстро, но разработайте техники выступления, соответствующие вашим особенностям.

Убедитесь в том, что у вас отчетливая дикция

Если вы научитесь четко произносить слова, то даже если будете говорить быстро, люди поймут ваше послание и последуют за ним.

Делайте паузу в конце каждого аргумента

Заканчивая умозаключение, сделайте паузу и измените высоту голоса, чтобы показать, что вы закончили. Благодаря этому люди смогут переварить полученную информацию.

Повторяйте важную информацию

Выработайте привычку повторять важную информацию, используя различные слова для того, чтобы увеличить шансы слушателей понять ваше сообщение.

Если вы четко произносите слова, правильно пользуетесь паузами и повторяете важное, даже при условии того, что вы говорите быстро, вы сможете превратить эту свою особенность в эффективный стиль коммуникации.

Продолжайте говорить медленно

Однако есть и те, кто жалуется на то, что говорит слишком медленно.

– Мистер Полито, мне нужно изменить то, как я говорю, потому что я говорю слишком медленно. Во время моих длинных пауз вы можете успеть попить кофе.

– Но можете ли вы говорить быстрее?

– Нет, потому что когда я говорю, я люблю выстраивать все, что собираюсь сказать, у себя в голове.

– И вы на самом деле верите, что сможете говорить быстрее? Вы настолько озабочены планированием всего, что собираетесь сказать с начала до конца выступления, что если попытаетесь говорить быстрее, поступите вопреки своей природе и уменьшите эффективность своей коммуникации.

Если эта ситуация применима к вам, продолжайте говорить медленно, но воспользуйтесь соответствующими техниками, разработанными для людей, выражающих себя в такой манере.

Продолжайте смотреть на слушателей

Когда делаете паузу, продолжайте смотреть на слушателей. Таким образом, ваша связь с ними не нарушится.

Продолжайте говорить, сделав больший акцент

Когда снова начнете говорить после долгой паузы, вложите немного больше напора и энергии в свои слова, чтобы показать, что вы тщательно выбираете ту информацию, которую собираетесь донести до слушателей, и избежать впечатления, что у вас случился провал памяти.

Делайте необходимые паузы

Когда делаете паузу, подчеркните ее интонацией, чтобы показать, что вы собираетесь продолжить свое выступление, а когда изложите идею, сделайте остановку.

Избавьтесь от всяких «э-э-э» и «м-м-м» во время пауз

Научитесь быть терпеливым и ждать нужных слов в молчании. Таким образом, вы избавитесь от самого распространенного греха неторопливо говорящих людей.

Если вы предпримете все эти меры предосторожности, то сможете и дальше говорить медленно, превратив эту особенность в положительный аспект своего коммуникационного стиля.

Громкость

Вы должны научиться контролировать громкость своего голоса. Вам не нужно кричать во время разговора с одним или двумя людьми; это может вызвать у них раздражение и сопротивление. Точно так же вы не должны говорить шепотом, выступая перед большой аудиторией, потому что слушателям будет трудно понять вас и, как следствие, они могут потерять к вам интерес.

Однако всегда пытайтесь говорить чуточку громче, чем необходимо, потому что это продемонстрирует вашу заинтересованность и энтузиазм в отношении темы разговора. Если вы делаете доклад перед группой из двадцати человек, говорите так, как будто перед вами сидят пятьдесят слушателей; если перед вами пятьдесят человек, говорите так, как будто выступаете перед сотней. Таким образом вам удастся легче поддерживать энтузиазм и внимание слушателей. Но помните о необходимости подготовить почву, чтобы люди были вовлечены в ваш способ выражения себя; просто повышая голос, вы продемонстрируете лишь свой собственный энтузиазм, а ваши немотивированные слушатели останутся безучастными.

Задайте своей речи ритм

Бу-бу-бу, бу-бу-бу, бу-бу-бу. Всегда в одном тоне и с одинаковой скоростью. Независимо тот того, насколько интересна тема, ни одна живая душа не может сопротивляться лектору, который монотонно бубнит, – это проверенное снотворное средство, специально предназначенное для того, чтобы погружать аудиторию в сон.

Если вы всегда говорите в одном и том же темпе и с одинаковым уровнем громкости, без модуляций, отмечающих важные паузы, очень скоро вы увидите перед собой море клюющих носом слушателей.

Когда бы вы ни выступали перед публикой, в любой ситуации пытайтесь придать своей речи ритм, сделать ее более красочной и привлекательной. Говорите быстрее или медленнее, громче или тише, при необходимости понижайте голос до шепота, и все это для того, чтобы увлечь слушателей и заинтересовать их.

Понаблюдайте за известными ораторами и обратите внимание на то, как они завораживают слушателей, придав своим выступлениям мелодичный ритм от начала до самого конца. Как я уже говорил, работайте над модуляциями и темпом, читая стихи вслух. Короткие и длинные паузы между строками стихотворения помогут вам практиковаться в этих важных речевых навыках, сделают ваш стиль коммуникации более рельефным и эффективным. Не дожидайтесь большого, важного доклада, чтобы применить этот совет на практике: хватайтесь за любую возможность (даже разговаривая с друзьями, родственниками и коллегами), чтобы ритм стал естественной частью вашего общения.

Экспрессивность выступления

Помимо всего прочего, неплохо обратить внимание на ударение на разных словах в предложении. В каждом слове есть слог, на котором нужно сделать ударение, точно так же, как в каждом предложении есть одно или несколько важных слов. В зависимости от того, насколько сильно подчеркнуты эти слоги и слова, ваше сообщение может означать самые разные вещи. Обратите внимание на разницу между словами minute (минута) и minúte (мельчайший, незначительный), или présent (настоящее время) и presént (подарок).

Это же происходит и с предложениями. Взгляните:

«Вчера я ездил в школу на машине с братом».

Первая гипотеза – главной информацией является тот день , когда я отправился в школу. Поэтому необходимо подчеркнуть слово вчера:

«Я ездил в школу на машине с братом вчера ». (В русском языке ударение на слове можно подчеркнуть, поставив его в соответствующее место в предложении. – Примеч. пер. )

Вторая гипотеза – самое главное, где я был вчера. В данном случае подойдет такой вариант:

«Вчера я ездил на машине с братом в школу ».

Третья гипотеза – основной идеей является транспортное средство , то, как именно я добирался до школы. Поэтому получаем такой вариант:

«Вчера я ездил с братом в школу на машине ».

Четвертая гипотеза – главным действующим лицом истории является тот, с кем я ездил :

«Вчера я ездил в школу на машине с братом ».

Для изложения сообщения голос представляет собой инструмент исключительной важности: за ним необходимо тщательно следить, чтобы не причинить ущерба коммуникации. Если в нашем голосе будут упущения, наши слушатели получат искаженное послание.

Словарный запас

Люди постоянно приходят в уныние по поводу своего лексикона.

– Мистер Полито, мне очень сложно находить нужные слова; мой словарь беден, и как бы я ни пытался, мне ничего не удается с этим поделать.

– Какие именно проблемы у вас возникают со словарным запасом?

– Очень часто, когда я выступаю перед группой людей, я точно знаю, что хочу сказать, но не могу найти слов, которые помогли бы мне донести до собравшихся то, что я думаю.

Вот как это происходит. Этот человек подробно говорит о своих проблемах с поиском нужных слов в течение примерно пяти минут. С чувством юмора он излагает мне свои попытки пополнить скудный словарный запас. Короче говоря, у него находятся все нужные слова, для того чтобы объяснить, с какими проблемами он сталкивается при выражении своих мыслей.

Отсюда мы можем сделать единственно логичный вывод о том, что проблема лексикона обычно связана не столько с нашим активным словарем, сколько с нашей установкой в отношении него.

Если обращаясь к группе людей в официальной обстановке, вы используете слова, которые употребляете в повседневной жизни при беседе с друзьями, родственниками и коллегами, вашего лексикона будет более чем достаточно для выражения всех идей. Может статься, что в официальной обстановке вы попытаетесь выразить себя с помощью не тех слов, которыми пользуетесь обычно, станете строить более сложные структуры предложений, а потому столкнетесь с трудностями при донесении своих мыслей до слушателей.

Посмотрите, как можно улучшить свой словарный запас, и начните активно пользоваться им в процессе коммуникации.

Наши рекомендации