В стремлении к лучшему миру
Из этих учений становится очевидным, что Ислам пришел для того, чтобы обеспечить переход человечества шаг за шагом к жизни, озаренной сиянием добродетели и возвышенных нравов. Этапы, ведущие к этой благородной цели, Ислам оценивает как сердцевину своей миссии. А любые попытки нарушить этот процесс Ислам считает противодействием и отдалением от него.
Нравственность нельзя уподобить средствам достижения удовольствий и роскоши, без которых можно и обойтись. Однако нравственность – это совокупность жизненных основ, угодная религии, которая проявляет уважение к ее носителям.
Далее, Ислам перечислил все эти добродетели, побуждая своих последователей постепенно следовать им. Если мы соберем все высказывания Обладателя Миссии касательно красоты чистых нравов, то мы получим книгу, которой нет равных ни у одного из великих вождей-реформаторов.
Перед тем как начать подробно излагать эти добродетели, рассказывая о каждой из них в отдельности, мы приведем любопытный случай из тех времен, когда он обращался к людям с пылким призывом к добропорядочным нравам и благим качествам.
Вот что рассказывает Усама ибн Шарик: “Мы сидели в присутствии Посланника Аллаха так тихо, как будто бы на наших головах (сидели на насесте) птицы. Никто не говорил ни слова. А тем временем пришли какие-то люди и спросили: «Кто средь рабов Божьих наиболее дорог Всевышнему Аллаху?» Пророк ответил: «(Кто) средь них самый лучший нравом»” (Ат-Табарани).
В другой редакции этого хадиса говорится: “(Они спросили): что есть самое лучшее из того, что дано человеку?» Он сказал: «Добрый нрав»” (Ибн Хиббан). Он также сказал: «Поистине, беспутство и следование беспутству – отнюдь не из Ислама, и, поистине, лучшие средь людей в покорности Аллаху (Ислам) те, кто лучший средь них нравом»” (Ат-Тирмизи).
Пророка спросили: “Кто средь верующих обладает самой совершенной верой?” И он ответил: “(Тот, кто) самый лучший среди них нравом” (Ат-Табарани).
Вот что сообщил ‘Абдуллах ибн ‘Амр: “Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Сказать вам, кто средь вас мне более дорог? И кто будет ближе всего ко мне сидеть в День Воскресения?» Он дважды или трижды повторил это. Люди сказали: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Наилучший среди вас по нраву»” (Ахмад).
В другом хадисе он сказал так: “Нет ничего более тяжкого на весах верующего в День Воскресения, нежели добрый нрав. Поистине, Аллаху неприятен беспутный, похабный. И, поистине, обладатель доброго нрава может достичь им степени обладателя молитвы и поста” (Ахмад).
Было бы не удивительно, если бы подобные речи исходили от философа, занятого реформированием нравственных устоев. Но поразительно то, что они исходят от человека, являющегося основателем религии, между тем как отправной истиной, на которую устремлены все другие религии, являются ритуальные аспекты поклонения.
Пророк Ислама призывал людей совершать самые разнообразные виды поклонения, основал государство, которое сосредоточило свои усилия на долгой борьбе с множеством своих противников. И если при этом Пророк – несмотря на всеобъемлемость религии и широту собственных возможностей для деятельности, предоставленных ему его сподвижниками, – сообщает им, что в День Суда на их весах ничто не будет весить больше, нежели благонравие, то это – явственное доказательство тому, что нравственность в Исламе занимает виднейшее место. Ведь религия, будучи символом благонравия в отношениях между людьми, по своей небесной природе является благой связью между человеком и его Господом. А эти два аспекта религии проистекает из одной истины.
Есть много религий, благовещающих о том, что принятие определенных убеждений смывает грехи, а соблюдение установленных актов поклонения стирает прегрешения. Но Ислам согласен с этим лишь в одном случае: если принятые убеждения (‘акыда) станут осью для деяния добра и выполнения обязательств, а также если повиновение, на которое он при этом соглашается, станет средством полного очищения от зла и фактором готовности к достижению желаемого совершенства. Иными словами, только совершаемые человеком благодеяния способны уничтожить злодеяния и вознести его на высший уровень.
Пророк настойчиво утверждал эти справедливые принципы, чтобы его умма должным образом уяснила для себя следующее: не должно ни приуменьшать ценность нравственности, ни преувеличивать значимость ритуалов. Вот что сообщил Анас: “Посланник Аллаха сказал: «Поистине, раб (Божий) достигнет великих ступеней Грядущей (Жизни) и почетнейших уровней своим высоким нравом, будучи слабым в поклонении, и, поистине, он достигнет самой низкой степени в Аду своим дурным нравом»” (Ат-Табарани).
Вот что рассказывает ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах): “Я слышала, как Посланник Аллаха сказал: «Поистине, верующий своим благим нравом достигнет степени держащего пост, выстаивающего (молитву)»”.
В другой редакции этого хадиса говорится: “Поистине, верующий своим благим нравом достигнет степени выстаивающего ночь (в молитве) и держащего пост днем” (Абу Дауд).
Сообщают, что Ибн ‘Умар поведал следующее: “Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Поистине, мусульманин, восполняющий(6) своим добрым нравом и щедростью своей природы, достигнет степени постоянно держащего пост, постоянно выстаивающего (молитву) с аятами Аллаха»” (Ахмад).
Абу Хурайра привел такие слова, сказанные Пророком : “Благородство верующего – его религия; его мужественность – его разум, а знатность его – его нрав” (Аль-Хаким).
Абу Зарр поведал следующие слова Пророка : “Уже спасся тот, кто очистил свое сердце для веры и сделал свое сердце здравым, а язык свой – правдивым, а душу свою – спокойной, а природу свою – прямой” (Ибн Хиббан).
Благонравие в обществе не основывается на поведанных учениях или голословных повелениях и запретах, ибо чтобы привить человеческой душе добродетели, учителю не достаточно сказать другим: “Делай то” или “Не делай этого”. Воспитание, дающее плоды, – это длительный процесс, который требует постоянной заботы. Воспитание будет позитивным лишь в том случае, если будет опираться на лучший пример для подражания: ведь плохой человек не окажет благоприятного воздействия на окружающих его людей.
Благоприятного воздействия должно ожидать лишь от того, к чьей личности устремлены взгляды людей. Они восторгаются его культурой, очаровываются его благородством, из искреннего восхищения перенимают его качества и из чистой любви к нему идут по его следам. Более того, чтобы суметь возвысить добродетель в руководимом человеке, необходимо, чтобы добродетель, которой наделен его руководитель, была еще выше и значимее.
Пророк сам являл собой пример высокой нравственности, к которой он призывал своих последователей. Он сеял семена этой высокой нравственности среди своих последователей посредством своей благоухающей сира (жизнедеятельность Пророка ) еще до того, как он сеял их мудрыми речами и назиданиями.
Вот что поведал ‘Абдуллах Ибн ‘Умар: “Поистине, Посланник Аллаха не был ни грубым, ни непристойным, и всегда говорил: «Избранные средь вас – наилучшие по своему нраву»” (Аль-Бухари).
Анас рассказывает: “Я служил Пророку десять лет и, клянусь Аллахом, он никогда не произнес «тьфу» (выражая неудовлетворение) и никогда не говорил: «Зачем ты сделал это? Почему же ты не сделал того?»” (Муслим).
Он также рассказывал и следующее: “Рабыня брала за руку Посланника Аллаха и уводила его с собой куда ей было угодно, и ежели к Пророку подходил человек и пожимал ему руку, Пророк не высвобождал свою руку, покуда тот не высвободит ее сам, и он никогда не отворачивался от этого человека, пока тот сам от него не отвернется. И за ним не замечали, чтобы он выдвигал свои колени вперед в обществе своего собеседника (имеется в виду, что он был человеком скромным)” (Ат-Тирмизи).
Вот что рассказывает ‘Аиша: “Коль можно было выбрать одно из двух, Пророк непременно выбирал для себя то, что проще, коль в этом и впрямь не было греха. А коль это таило в себе грех, то он отстранялся от него более, нежели кто-либо из людей. И никогда не мстил Посланник Аллаха за себя ни в чем, кроме того, когда нарушался запрет Аллаха, – вот тогда-то он и мстил. Посланник Аллаха никогда ни на кого не поднял руки – ни на жену, ни на слугу, кроме лишь тех случаев, когда он боролся на пути Аллаха Всевышнего (т.е. в джихаде)” (Муслим).
Вот еще один рассказ Анаса: “Я шел вместе с Пророком , и на нем была бурда (верхняя одежда) с утолщенными краями. Некий бедуин догнал его и рванул его так сильно, что я взглянул на поверхность плеча Посланника Аллаха , а утолщенный край его бурда из-за силы рывка бедуина оставил след, и потом (этот бедуин) сказал: «О, Мухаммад! Вели дать мне от имущества Аллаха, которое у тебя!!!» Пророк повернулся к нему и улыбнулся. А затем повелел подать ему” (Аль-Бухари).
‘Аиша сообщила такие слова, сказанные Посланником Аллаха : “Поистине, Аллах мягкосердечен – любит мягкость. За мягкость Он воздает тем, чем не воздает за жестокость, и тем, чем не воздает ни за что другое” (Муслим).
В другом хадисе приводятся такие слова Пророка : “Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)”.
Джярир передал такие слова, сказанные Пророком : «Поистине, Аллах, Всемогущ Он и Велик, воздает за мягкость тем, чем не воздает за небрежность (бестолковость), и коль Аллах полюбил раба, Он одаривает его мягкостью. Всякие обитатели дома, лишенные мягкости, непременно (будут) лишены всего блага” (Ат-Табарани).
‘Абдуллах ибн Аль-Харис сообщил: “Я не видывал человека, улыбающегося больше, нежели Посланник Аллаха” (Ат-Тирмизи).
‘Аишу однажды спросили: “Что делал Посланник Аллаха дома?” Она ответила: “Он пребывал у услужении своей семьи, а коль наступало время молитвы, он совершал вуду и выходил к молитве” (Муслим).
Вот что рассказал Анас: “Из всех людей Посланник Аллаха обладал самым лучшим нравом. У меня был брат, отнятый от груди, которого звали Абу ‘Умайр. У него был больной воробей, которого звали Ан-Нугайр. Посланник Аллаха обычно ласково обращался к малышу и говорил ему: «О, Абу ‘Умайр! Что делал Ан-Нугайр?»” (Аль-Бухари).
Среди всех привычек и черт Пророка особенно известными были его снисхождение и щедрость, ибо он никогда ничего не жалел; его храбрость, ибо он никогда не отворачивался от истины; его справедливость, ибо в своих решениях он никогда ничего не попирал. В течение всей своей жизни он был человеком правдивым и достойным доверия (амин).
Аллах повелел всем мусульманам брать пример с его благостных черт и присущих ему изначальных качеств. Так, Он сказал:
«Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и Последний День и поминает Аллаха много».(Сура 33, аят 21)
Кады ‘Айяд рассказывает: “Пророк был самым лучшим, самым щедрым и самым храбрым из людей. Однажды ночью жители Медины были ужасно напуганы. Некоторые люди устремились туда, откуда доносился звук. По пути их встретил возвращавшийся оттуда (т.е. с места события) Посланник Аллаха . Он устремился на звук раньше всех остальных и разузнал, в чем дело. Он ехал верхом на лошади Абу Тальхи без седла, а с его шеи свисала сабля, говоря о том, что нет причин для испуга”.
‘Али рассказывает: “Поистине, мы, когда возникала опасность и от страха расширялись зрачки, искали защиту за Посланником Аллаха , и никто не был ближе к врагу, нежели он”.
Джябир ибн ‘Абдуллах рассказывает: “Не было такого, чтобы Пророка попросили, а он сказал «Нет»”.
А Хадиджа (мать правоверных), что сказала ему: “Поистине, ты несешь ношу утомленных, ты подаешь обездоленным, ты помогаешь (людям) в превратностях судьбы”.
Однажды Пророку принесли семьдесят тысяч дирхамов и положили их перед ним на подстилке. Он начал делить их, не отказал ни одному просящему, раздавая деньги, пока они полностью не закончились.
К Пророку подошел один человек и о чем-то его попросил. Пророк сказал: “Сейчас у меня ничего нет, купи что-нибудь от моего имени, а когда у нас будут деньги, мы это возместим”. ‘Умар же сказал: “Аллах не обязал тебя делать то, что ты сделать не в силах”. Пророку стало неприятно от этих слов, и тогда один из ансаров сказал: “О Посланник Аллаха ! Раздавай, не страшись убытков от Владельца Трона”. Пророк улыбнулся, и его лицо озарилось радостью. Он сказал: “Это было велено мне”.
Пророк всегда приближал к себе своих сподвижников и не отталкивал их от себя. Он щедро относился ко всякому благородному человеку из любой общины и обычно наделял его полномочиями ее руководителя. Он предостерегал людей при необходимости и сам был осторожен в отношениях с ними, но не скрывал от других ни свою радость, ни нрав.
Он постоянно ходил к своим сподвижникам, интересовался их делами и проблемами, и воздавал каждому из собеседников так, что никто и подумать не мог, что Пророк кого-либо уважает больше, чем его. Каждого, кто бывал у него или приходил к нему со своей нуждой, он терпеливо выдерживал до тех пор, пока пришедший не уходил сам.
Если кто-либо что-то просил у него, он непременно отвечал на его просьбу или же утешал его легким словом. Его простота и нрав увлекали всех людей так, что он стал для них отцом, а они в своих правах были равными перед ним во всем.
Он всегда был весел, прост и мягок в отношениях с людьми. Он не был человеком грубым, суровым, шумным, развратным, чрезмерным в упреках или восхвалениях в чей-либо адрес. Он никогда не проявлял интерес к тому, к чему его не влекло, и тот, кто к нему обращался, не падал в отчаяние.
‘Аиша рассказывает: “Не было человека, лучшего по нраву, нежели Посланник Аллаха . Кто бы ни позвал его из друзей или семьи, он всегда отвечал: «Я в твоем распоряжении»”.
Джябир ибн ‘Абдуллах рассказывает: “С тех пор, как я принял Ислам, Пророк всегда впускал меня, а завидев меня, непременно улыбался”.
Он часто обменивался остротами со своими сподвижниками, свободно общался и соревновался с ними. Он играл с их детьми и усаживал их у себя на коленях. Он откликался на приглашения свободных людей, рабов и рабынь, бедняков. Он посещал больных в отдаленных районах Медины. Он принимал оправдания людей.
Анас рассказывает: “Коль кто-либо пытался «завладеть» ухом Посланника Аллаха , дабы что-нибудь прошептать, то он наклонял голову, да так, что этому человеку приходилось самому отклоняться. Коль кто-либо брал его за руку, он никогда не высвобождал свою руку, пока человек не высвобождал ее сам. Он первым приветствовал всякого, кто встречался на его пути, и первым пожимал руки своим сподвижникам”.
Никогда не бывало такого, чтобы он вытягивал ноги, причиняя этим неудобства окружающим.
Он проявлял должное уважение и щедрость ко всякому, кто приходил к нему. Он мог расстелить для него свое покрывало и отдать ему свою подушку. Если посетитель отказывался, то он настаивал на том, чтобы тот сел на нее.
Он давал своим сподвижникам различные прозвища. Воздавая им честь, он обычно называл их именами, которые им больше нравились. Он никогда не прерывал чьей-либо беседы или разговора до тех пор, пока тот человек не начинал произносить несправедливые слова по какому-либо поводу. Тогда он прерывал разговор, оканчивая его или вставая.
Анас рассказывает: “Коль кто-то приносил Пророку подарок, он говорил: «Отнесите его в дом такой-то женщины, ибо та, поистине, была подругой Хадиджи и любила Хадиджу(7)»”.
‘Аиша рассказывает: “Я не ревновала ни к одной женщине настолько, насколько ревновала к Хадидже, когда выслушивала его воспоминания о ней. И коль он резал овцу, он дарил мясо ее подругам. Как-то раз ее сестра просилась к нему войти, и он обретал покой рядом с ней. А однажды вошла какая-то женщина, и он прошептал ей что-то и ласково расспросил ее, а когда она ушла, он сказал: «Поистине, она часто заходила, когда была жива Хадиджа, и, поистине, прекрасное в заветном(8) – от веры»”.
Он поддерживал родственные узы, но не предпочитал своих родственников остальным людям, которые были лучше, чем они.
Абу Катада сообщил: “Когда к Пророку прибыла делегация негуса (правителя Абиссинии), он встал и начал прислуживать им. Его сподвижники сказали: «Мы справимся без тебя». Он сказал: «Поистине, они были щедры к нашим сподвижникам и, воистину, я очень желаю их отблагодарить»”.
Абу Умама рассказал: “Как-то раз Посланник Аллаха вышел к нам, опираясь на палку, и мы встали перед ним, а он сказал: «Не вставайте так, как встают чужеземцы, возвеличивая друг друга»”.
Пророк говорил: “Я лишь раб (Аллаха) – ем так, как ест раб Божий, сижу так же, как сидит раб (Божий)”. Он ездил верхом на осле, сажал людей позади себя. Он часто посещал нуждающихся, сидел с бедными, а также сидел среди своих сподвижников как один из них, садясь там, где было свободное место.
Как-то раз Пророк совершил паломничество на потертом седле, покрытом плюшевой накидкой, стоившем четыре дирхама. Он сказал: “Аллахумма! (Пусть) паломничество (будет таким), в котором не будет ни лицемерия, ни показухи”.
Когда Мекка была для него открыта и Пророк вместе с мусульманскими воинами въехал в город, он склонил голову так низко, что она едва не коснулась его верблюда, – тем самым выражая смиренность перед Всевышним Аллахом.
Он был молчаливым, никогда не говорил без необходимости, избегал общения с теми, кто произносил недостойные речи.
Его смехом была его улыбка, а речь – конкретной, без каких-либо излишеств или невнятностей. Смехом его сподвижников в его адрес также была улыбка – из-за уважения к нему и подражания его примеру.
На его собраниях царил дух кротости, доверия, благодетели. Там не повышался голос и не допускалось запретное.
Когда он начинал говорить, его сподвижники замолкали, сидя так неподвижно, как будто бы их головы служили насестом для птиц.
Когда он шел, походка его была размеренной. В ней не ощущалось ни раздраженности, ни лени.
Ибн Абу Халя рассказывает: “Его молчание исходило от четырех (черт): его кротости, осторожности, оценивания (происходящего) и размышления”.
‘Аиша рассказывает: “Он говорил так, что если кто-то пожелал бы сосчитать (произносимые им слова), то сосчитал бы”.
Посланнику Аллаха нравились благовония и ароматный запах, и он часто пользовался благовониями.
Жизнь была дана ему от и до, открытия следовали одно за другим, он отстранился от ее великолепия. Но когда он умер, его кольчуга была заложена одному еврею под материальное обеспечение его семьи.
6- Целеустремленный в поклонении.
7- Это было после ее смерти.
8- Здесь слово “заветное” использовано во втором его значении: унаследованное от прошлого. – Прим. перев