Наследство, которое получают сестры не по матери 16 страница
Затем Аллах сообщил о том, что сатана приказывает людям обрезать уши у домашней скотины. Так арабские язычники поступали с бахирой, саибой, василой и хами – скотиной, которую они считали священной. Упомянув об этом поступке, Аллах указал на целую группу заблуждений, связанных с запрещением дозволенного Аллахом и дозволением запрещенного Им. Это также относится ко всем порочным воззрениям и несправедливым законам, которые являются величайшими факторами, вводящими людей в заблуждение.
Затем Аллах поведал о том, что сатана приказывает людям искажать творения Аллаха. Это относится к изменению внешнего облика творений посредством нанесения татуировок, обточки зубов, выдергивания ресниц, создания щели между передними зубами для красоты и других подобных поступков, которые являются результатом обольщения сатаны. Изменение облика творений Милостивого подразумевает недовольство тем, что создал Аллах, и умаление Его мудрости. Такие люди полагают, что созданное их руками лучше того, что сотворил Милостивый, и выражают недовольство Его предопределением и Его решениями.
Это также относится к искажению духовного облика рабов, которых Всевышний Аллах наделил природной склонностью поклоняться одному Аллаху, принимать истину и отдавать ей предпочтение. Однако дьяволы обступают людей и лишают их этого замечательного качества, приукрашая в их глазах зло, многобожие, неверие, грехопадение и ослушание.
Каждый ребенок рождается с природной склонностью поклоняться одному Аллаху, но его родители превращают его в иудея, христианина, огнепоклонника или приверженца другой религии. Они изменяют качества, которые Аллах закладывает в человеке, и лишают его желания поклоняться одному Аллаху, любить и познавать Его. Дьяволы расправляются со своими жертвами подобно тому, как звери и волки растерзывают одиноких овец.
Если бы не милость и великодушие Аллаха по отношению к Его искренним рабам, то их постигла бы участь, которая постигла обманутых заблудших, которые погубили свою жизнь на земле и после смерти. Они вернулись разочарованными, заключив убыточную сделку. А причина всего, что произошло с ними, состояла в том, что они отвернулись от своего Господа и Создателя и обратились лицом к своему супостату, который желал им зла во всех его проявлениях. Вот почему Аллах сказал, что всякий, кто сделал сатану своим покровителем вместо Аллаха, уже потерпел очевидный убыток. А кто может потерпеть более очевидный и великий убыток, чем тот, кто погубил свою религию и мирскую жизнь и стал жертвой своих грехов и проступков, кто обрел вечное несчастье и лишился бесконечного блаженства?!!
Но если человек обращается за покровительством к своему истинному Покровителю и отдает предпочтение тому, что Ему угодно, то он приобретает великое благо и добивается настоящего успеха. Он обретает счастье в обоих мирах и получает подлинное удовольствие. О Аллах! Никто не может удержать то, чем Ты одаряешь, и никто не может одарить того, кого Ты лишаешь! О Аллах, наставь нас в числе тех, кого Ты наставил на прямой путь, и одари нас благополучием в числе тех, кого Ты одарил.
120. Он дает им обещания и возбуждает в них надежды. Но дьявол не обещает им ничего, кроме обольщения. | يَعِدُهُمْ وَيُمَنِّيهِمْ وَمَا يَعِدُهُمُ الشَّيْطَانُ إِلاَّ غُرُورًا |
Сатана раздает обещания тем, кого он пытается ввести в заблуждение, причем среди этих обещаний могут быть угрозы, потому что Всевышний сказал:
الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُم بِالْفَحْشَاء وَاللّهُ يَعِدُكُم مَّغْفِرَةً مِّنْهُ وَفَضْلاً وَاللّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость» (2:268). Он угрожает им тем, что если они будут делать пожертвования на пути Аллаха, то станут бедными. Он пугает их тем, что если они примут участие в джихаде, то погибнут. Всевышний по этому поводу сказал:
إِنَّمَا ذَلِكُمُ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءهُ فَلاَ تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Это всего лишь дьявол пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (3:175).
Он делает все возможное и невозможное для того, чтобы напугать людей, когда они собираются снискать благоволение Аллаха, и продолжает наущать их до тех пор, пока они не перестанут охотно совершать праведные деяния. Он возбуждает в них пустые надежды, которые подобны миражу и далеки от действительности, в чем легко убедиться при их тщательном изучении, поскольку все его обещания являются всего лишь обольщением.
121. Их пристанищем будет Геенна, и они не найдут пути к спасению оттуда. | أُوْلَـئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَلاَ يَجِدُونَ عَنْهَا مَحِيصًا |
Кто повинуется сатане и отворачивается от своего Господа, вступая в партию сатаны и становясь одним из его последователей, тот будет вечно страдать в Преисподней и не сможет спастись оттуда. Он останется в ней на веки вечные.
122. А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаха. Чья речь правдивее речи Аллаха? | وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ سَنُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا وَعْدَ اللّهِ حَقًّا وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ اللّهِ قِيلاً |
После разъяснения того, какой исход ожидает несчастных клевретов сатаны, Всевышний Аллах поведал об исходе своих счастливых угодников, которые уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Судный день и предопределение с его добром и злом. Они уверовали в это так, как им было приказано, приобретя необходимые знания и признав их истинность, и совершали праведные деяния, которые были результатом их веры. Они выполняли все обязательные и желательные предписания, которые были возложены на душу, язык и остальные части тела, и каждый из них заслужил вознаграждение, которое определяется тем, какими были его деяния, какой степени веры и праведности он достиг, какие плоды принесли его деяния, а также какие недостатки имели его вера и его деяния. Безусловно, все это зависит от того, насколько хорошо он познал мудрость и милость Аллаха, а также Его правдивое обещание, которое можно познать только благодаря следованию Корану и Сунне.
Аллах сообщил, что в награду за эти благодеяния праведники войдут в Райские сады, в которых текут ручьи, в которых есть то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа. Там есть всевозможные яства и аппетитные напитки, чудесные пейзажи и прекрасные супруги, восхитительные дворцы и украшенные горницы, деревья с опущенными ветвями и удивительные фрукты. Там можно услышать трогательные звуки и насладиться обильными благами, навестить братьев и вспомнить о том, что было в прошлом. Но еще более славным вознаграждением будет благоволение Аллаха и возможность насладиться близостью с Ним, увидеть Его собственными глазами и услышать Его божественную речь. Это заставит праведников забыть обо всех остальных радостях и удовольствиях, и если бы Аллах не обещал оказать им поддержку, то от такой радости их души взлетели бы, а сами они пали бы замертво.
Как же прекрасно райское блаженство! Как же велико вознаграждение, которым великодушный Господь одарит праведников! Эти блага и эту радость невозможно описать или передать словами, и все это будет дополняться тем, что праведники останутся в своих высоких горницах на веки вечные. Таково истинное обещание Аллаха. Великий Господь изрек истину, и Его речь является самой правдивой. И поскольку Его слова и повествования являются правдивыми, все выводы из них, сделанные на основании соответствия, содержания или необходимости, также являются правильными и являются смыслом Его высказываний. То же самое относится к словам посланника Аллаха, поскольку он говорил только с позволения Аллаха и руководствовался только Божьим откровением.
123. Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника. | لَّيْسَ بِأَمَانِيِّكُمْ وَلا أَمَانِيِّ أَهْلِ الْكِتَابِ مَن يَعْمَلْ سُوءًا يُجْزَ بِهِ وَلاَ يَجِدْ لَهُ مِن دُونِ اللّهِ وَلِيًّا وَلاَ نَصِيرًا |
Спасения и благонравия невозможно достичь посредством пустых мечтаний и надежд, которые не подкрепляются соответствующими деяниями. Безосновательные притязания ничего не стоят, когда речь заходит о любых делах. Что же тогда говорить, если речь идет о вере и вечном счастье?!
Аллах сообщил о надеждах, которыми тешатся люди Писания. Они говорят:
وَقَالُواْ لَن يَدْخُلَ الْجَنَّةَ إِلاَّ مَن كَانَ هُوداً أَوْ نَصَارَى تِلْكَ أَمَانِيُّهُمْ قُلْ هَاتُواْ بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ«Они сказали: «Не войдет в рай никто, кроме иудеев или христиан» (2:111).
И если надежды людей Писания являются ложными, то это в еще большей степени относится к тем, кто не считает себя приверженцем священного писания и последователем Божьего посланника.
Аллах сообщил, что это также относится к людям, которые причисляют себя к мусульманам, поскольку Его справедливость и беспристрастность совершенны. Голословные притязания на право называться приверженцем любой религии не принесут человеку никакой пользы до тех пор, пока он не представит доказательства правдивости своих притязаний. Его деяния являются тем самым обстоятельством, которое может подтвердить правдивость его притязаний или изобличить их лживость, и поэтому Аллах сказал, что творящий зло непременно получит за него воздаяние. Это распространяется на все творения, поскольку злом являются как большие, так и малые грехи. Это также распространяется на любые большие и малые формы воздаяния как в мирской жизни, так и после смерти.
На основании этого критерия творения займут различные ступени, о которых доподлинно известно одному Аллаху. Среди них будут такие, которые совершили много зла, и такие, которые совершили мало зла. Если человек совершал только злодеяния, то он обязательно был неверующим, и если он умер, не раскаявшись в своих грехах, то его воздаянием станет мучительное наказание, которое продлится вечно. Если же человек совершал праведные поступки и творил добро большую часть своей жизни, но иногда совершал некоторые маленькие прегрешения, то постигшие его заботы, печали, неприятности, физические и душевные страдания, материальные трудности, а также неприятности, выпавшие на долю любимых им людей, и другие подобные обстоятельства искупают совершенные им грехи, поскольку Аллах милостив и снисходителен к Своим рабам. Между этими двумя крайностями есть великое множество промежуточных ступеней.
В этом откровении воздаяние за зло упомянуто в самом широком смысле, однако оно распространяется только на тех, кто не принес покаяния, ибо если человек раскаялся в грехе, то он подобен тому, кто вовсе не совершал этого греха, что подтверждается ясными священными текстами.
Затем Аллах сообщил о том, что творящий зло не найдет для себя ни покровителя, ни помощника. Это откровение служит для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что у грешника, который заслужил наказание за свои проступки, могут быть покровители, защитники или заступники, которые защитят его от заслуженного возмездия. Всевышний опроверг подобные предположения, ибо у людей не будет покровителей, которые помогут им добиться желаемого, и помощников, которые защитят их от неприятного, кроме их Господа и Властелина.
124. А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке. | وَمَن يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتَ مِن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَـئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلاَ يُظْلَمُونَ نَقِيرًا |
Под праведными поступками здесь подразумеваются все благодеяния, совершаемые душой и телом, и поэтому это откровение относится ко всем людям и джиннам, взрослым и детям, мужчинам и женщинам, если они являются верующими. Без этого условия деяния не могут быть праведными, не могут быть приняты, не приносят вознаграждения и не избавляют от наказания. Деяния без веры подобны ветвям дерева с обрубленным стволом или строению, воздвигнутому на воде. Вера является тем стволом, фундаментом и основанием, на котором зиждется все остальное. Над этим условием необходимо задуматься, потому что оно является необходимым при любых начинаниях.
Если люди объединяют в себе веру и праведные деяния, то они непременно попадут в рай, в котором собрано все, чем наслаждаются души и упиваются взоры. С ними не поступят несправедливо даже на величину выемки на финиковой косточке, поскольку их праведные поступки нисколько не будут умалены. Напротив, они получат свое вознаграждение сполна, и оно будет даже многократно приумножено.
125. Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, творя добро, и последовал за верой Ибрахима (Авраама), исповедуя единобожие? Ведь Аллах сделал Ибрахима (Авраама) Своим возлюбленным. | وَمَنْ أَحْسَنُ دِينًا مِّمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لله وَهُوَ مُحْسِنٌ واتَّبَعَ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَاتَّخَذَ اللّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلاً |
Ничья религия не может быть прекраснее религии того, кто собрал в себе упомянутые в этом откровении качества. Такой человек искренне поклоняется своему Богу и покоряет свой лик Аллаху, т.е. покоряется Ему всей душой, искренне служит Ему одному и обращается к Нему лицом и всем своим телом. Наряду с этим он является добродетельным, т.е. руководствуется шариатом Аллаха, с которым были отправлены посланники и ниспосланы писания и который является дорогой избранных творений и из верных последователей. А наряду с этим он придерживается религии и канонов Ибрахима и поступает искренне, т.е. уклоняется от приобщения сотоварищей к Аллаху и устремляется к единобожию, отказывается обращаться к творениям и обращается только к Создателю.
Аллах сделал Ибрахима своим возлюбленным. Арабское слово "хилла" ("любовь") означает наивысшую форму любви. Этой степени достигли только два возлюбленных Аллаха – пророки Мухаммад и Ибрахим. Что же касается любви Аллаха в целом, то она распространяется на всех правоверных. Аллах избрал Ибрахима своим возлюбленным, потому что он исправно выполнял все, что ему было приказано, и прошел через все испытания. Аллах сделал его образцом для подражания для людей, избрал его своим возлюбленным и прославил его имя среди миров.
126. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах объемлет всякую вещь. | وَللّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ وَكَانَ اللّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ مُّحِيطًا |
Этот прекрасный аят разъясняет, что Всевышний Аллах объемлет все сущее. Аллах поведал о том, что все творения на небесах и на земле принадлежат Ему и являются Его рабами. Они подвластны Ему, а Он является их единственным Властелином и Правителем. Он ведает обо всем, что можно узнать, и видит все, что можно увидеть, и слышит все, что можно услышать. Его могуществу подвластно все сущее, а Его милость объемлет всех обитателей земли и небес. Все творения смиряются перед Ним, и все существа подчиняются Ему.
127. Они просят тебя вынести решение относительно женщин. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно них и того, что читается вам в Писании по поводу осиротевших женщин, которым вы не даете того, что им предписано, размышляя о женитьбе на них, и по поводу слабых детей. А еще вы должны относиться к сиротам справедливо, и что бы вы ни сделали доброго, Аллаху известно об этом». | وَيَسْتَفْتُونَكَ فِي النِّسَاء قُلِ اللّهُ يُفْتِيكُمْ فِيهِنَّ وَمَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ فِي يَتَامَى النِّسَاء الَّلاتِي لاَ تُؤْتُونَهُنَّ مَا كُتِبَ لَهُنَّ وَتَرْغَبُونَ أَن تَنكِحُوهُنَّ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الْوِلْدَانِ وَأَن تَقُومُواْ لِلْيَتَامَى بِالْقِسْطِ وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِهِ عَلِيمًا |
Под просьбой вынести решение подразумевается просьба разъяснить шариатское предписание относительно обсуждаемого вопроса. Аллах поведал о том, что правоверные спросили Посланника о том, какими должны быть взаимоотношения между ними и женщинами. Аллах решил сам вынести решение по этому поводу и приказал Своему посланнику сказать: "Аллах сам вынесет для вас решение относительно женщин. Поступайте же в соответствии с Его решением во всем, что касается ваших взаимоотношений с женщинами. Выполняйте свои обязанности перед ними и не поступайте с ними несправедливо".
Это предписание с широким смыслом охватывает все повеления и запреты, касающиеся обязанностей мужчин перед женами и другими женщинами любого возраста. После упоминания этого предписания с широким смыслом Аллах уделил особое внимание беззащитным сиротам и детям. Тем самым Аллах проявил о них заботу и предостерег людей от посягательства на их права.
Аллах также вынес решение относительно того, что говорится в писании по поводу осиротевших девушек, которым не дают того, что им полагается. Всевышний сообщил о том, что имело место во время ниспослания этого аята, потому что мужчина, на попечении которых находились осиротевшие девушки, попирали их права и обходились с ними несправедливо. Они присваивали их имущество целиком или частично и лишали их возможности выйти замуж для того, чтобы они могли пользоваться своей собственностью. Они боялись выпустить из рук имущество девушки, если она выйдет замуж, или прибирали его к рукам при заключении брачного союза на основании условия или иным способом. Они поступали так, если не хотели жениться на этой девушке. Если же они хотели жениться на ней из-за ее красоты или богатства, то не отдавали ей брачный дар, который она заслуживала, и занижали его стоимость.
Это откровение затрагивает все перечисленные формы несправедливого отношения к осиротевшим девушкам, поскольку Аллах сказал, что мужчины поступали так, размышляя о женитьбе на них. Это значит, что они либо намеревались жениться на них, либо не желали делать этого, что мы уже обсудили на примерах.
Аллах также вынес решение относительно беспомощных детей и велел отдавать им полагающуюся им часть наследства и выполнять остальные обязанности перед ними. Аллах запретил присваивать их имущество, поступая несправедливо и деспотично.
Аллах также велел относиться к сиротам справедливо, т.е. заботиться о них, побуждать их выполнять повеления Аллаха и свои обязанности перед Ним. А это значит, что опекуны сирот несут ответственность за них и должны побуждать их к выполнению обязательных предписаний религии. Забота о сиротах в мирских делах включает в себя приумножение их имущества, использование его наилучшим образом в интересах ребенка и приближение к нему с самыми добрыми намерениями. Запрещается выдавать осиротевших девушек замуж и распоряжаться их судьбой для того, чтобы угодить друзьям или другим людям, если при этом попираются их права. Всевышний самым убедительным образом призвал заботиться о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно потому, что является слабым или лишился своего отца, и тем самым Аллах проявил милость к Своим рабам.
Затем Аллах призвал делать добро в самом широком смысле этого слова. Что бы люди ни сделали доброго сиротам и всем остальным творениям, какой бы праведный поступок, приносящий пользу им самим или окружающим, они бы ни совершили, Аллаху непременно известно об этом. Он знает, кто совершает много добрых дел, кто поступает праведно лишь изредка, а кто поступает совершенно наоборот, и каждый из них непременно получит воздаяние, соответствующее его поступкам.
128. Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше. Душам свойственна скупость, но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. | وَإِنِ امْرَأَةٌ خَافَتْ مِن بَعْلِهَا نُشُوزًا أَوْ إِعْرَاضًا فَلاَ جُنَاْحَ عَلَيْهِمَا أَن يُصْلِحَا بَيْنَهُمَا صُلْحًا وَالصُّلْحُ خَيْرٌ وَأُحْضِرَتِ الأَنفُسُ الشُّحَّ وَإِن تُحْسِنُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا |
Если женщина опасается, что муж будет обращаться с ней надменно, перестанет любить ее и отвернется от нее, то в таком положении для супругов будет лучше, если они заключат между собой мирное соглашение и если жена простит мужу невыполнение некоторых из его обязанностей перед ней при условии, что она останется его супругой. Для этого жена может позволить мужу расходовать на ее содержание меньше материальных средств, чем положено, довольствоваться худшей одеждой и худшим жильем, уступить свою очередь другой жене или предоставить мужу право проводить с другой женой ночь, которую он должен был проводить с ней. Если супруги договорятся между собой на таких условиях, то ни один из них не совершит греха. Мужу разрешается жить со своей женой на таких условиях, поскольку даже такая совместная жизнь лучше, чем расставание. Вот почему Аллах сказал, что мирное решение – лучше.