Обрадуй же неверующих вестью, о мучительных страданиях.
Всевышний Аллах говорит: Объявление ﴿مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ﴾ от Аллаха и Его посланника, предупреждение людям ﴿ يَوْمَ الْحَجِّ الاٌّكْبَر﴾ в день Великого Хаджа– т.е. в день жертвоприношения, который является наилучшим днем Хаджа, в нем собирается наибольшее количество людей, ﴿أَنَّ اللَّهَ بَرِىءٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ وَرَسُولُهُ﴾ Что Аллах отрекается от многобожников,
и Его посланник– также отрекается от многобожников, Аллах призвал их к покаянию:
﴿ فَإِن تُبْتُمْ ﴾Если вы раскаетесь – т.е. от ширка и заблуждения; ﴿فَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ ﴾ То тем лучше для вас. ﴿ وَإِن تَوَلَّيْتُمْ ﴾Если же вы отвернетесь - т.е. продолжите пребывать в том же состоянии,в котором вы сейчас; ﴿فَاعْلَمُواْ أَنَّكُمْ غَيْرُ مُعْجِزِى اللَّهِ﴾ То знайте, что вам не сбежать от Аллаха – ибо Он Мощен над вами, а вы в Его хватке и под Его волей;﴿وَبَشِّرِ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ﴾ Обрадуй же неверующих вестью о мучительных страданиях– т.е.позор и возмездие в этой жизни, а в жизни вечной цепи и оковы.
Аль-Бухари передает от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) послал меня в том Хадже, вместе с муэдзинами, в день жертвоприношения в Мину, чтобы они возвестили о том, что после этого года, на Хадж не должен приходить многобожник, и что бы никто ни обходил Каабу нагишом». Затем, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал в след, за нами Али (да будет доволен им Аллах), чтобы он возвестил об освобождении (Отречении) от Аллаха и Его посланника от договоров (с многобожниками)». Абу Хурайра продолжил: «И он возвещал в Мине вместе с нами об освобождении от договоров, а также, о том, чтобы многобожник не приходил на Хадж после этого года, и что бы никто больше не обходил Каабу нагишом».
Аль-Бухари также передает хадис, в котором Абу Хурайра рассказывал: «В день жертвоприношения Абу Бакр послал меня с другими глашатаями, и мы возвещали людям, что после этого года многобожник не должен приходить на Хадж, и чтоб никто не обходил Каабу нагишом. Этот день назван днем Великого Хаджа, т.к. среди людей его называли «Малым Хаджем». В тот год Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) возвестил об этом, и на следующий год, в который совершал паломничество посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уже не было многобожников на Хадже, и никто не обходил Каабу голым». Этот хадис приводится в «Главе о Джихаде».
Передал мне Хаким ибн Хаким ибн Аббад ибн Хунайфрассказ Абу Джафара Мухаммада, сына Алия, который говорил: «Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)снизошло разрешение на расторжение договора, когда он уже послал Абу Бакра ас-Сиддыка во главе мусульман для совершения паломничества. Ему (да благословит его Аллах и приветствует)сказали: «О, Посланник Аллаха! Может, ты пошлешь это разрешение (имеется в виду сура «ат-Тауба» — «Покаяние») Абу Бакру?» Он сказал:«لَا يُؤَدِّي عَنِّي إِلَّا رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ بَيْتِي» «Это может сделать только один из членов моей семьи». Потом вызвал Али ибн Абу Талиба и сказал ему:
«اخْرُجْ بِهذِهِ الْقِصَّةِ مِنْ صَدْرِ بَرَاءَةَ وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ يَوْمَ النَّحْرِ إِذَا اجْتَمَعُوا بِمِنًى، أَنَّهُ لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ كَافِرٌ،
وَلَا يَحُجُّ بَعْدَ الْعَامِ مُشْرِكٌ، وَلَا يَطُوفُ بِالْبَيْتِ عُرْيَانٌ، وَمَنْ كَانَ لَهُ عِنْدَ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلّم عَهْدٌ فَهُوَ لَهُ إِلَى مُدَّتِه»
Поезжай с этим рассказом из начала суры «Отречение» (или «Освобождение от договоров»).И сообщи людям в день жертвоприношения, когда они соберутся в Мине, что в рай не войдет неверный, после этого года, язычник не совершит паломничества, не будет обходить Каабу голым, а кто имеет договоренность с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то она действует в течение установленного ему срока».
Али ибн Талиб поехал на верблюдице Пророка, и догнал Абу Бакра в пути.Увидев его на дороге, Абу Бакр спросил: «Начальником или подчиненным?» Али ответил: «Подчиненным». Потом они поехали вместе. Абу Бакр совершил паломничество во главе мусульман. А арабы между тем совершали хадж по своим обрядам, как совершали во времена язычества. Когда наступил день жертвоприношений, Али ибн Абу Талиб огласил людям то,что велел ему Посланник Аллаха. Он сказал: «О люди! В рай не войдет неверный, не совершит паломничества после этого года многобожник, и не будет обходить Каабу голым, а кто имеет договоренность с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,то она действует в течение установленного ему срока».
Людям был дан срок — четыре месяца со дня их извещения, чтобы каждый народ вернулся в свое убежище или в свою страну. После этого срока для язычника нет ни договора, ни защиты, кроме того, у которого была договоренность с Посланником Аллаха на определенный срок, — это договоренность сохраняется на весь срок. И не совершил после этого года паломничество ни один язычник и не обходил Каабу ни один голый. Затем Абу Бакр и Али вернулись к Посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует). Это было отречение от заключенного с язычниками общего договора и договора, заключенного на определенный срок.
Аллах Всевышний сказал:
إِلاَّ الَّذِينَ عَـهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ ثُمَّ لَمْ يَنقُصُوكُمْ شَيْئاً وَلَمْ يُظَـهِرُواْ عَلَيْكُمْ أَحَداً
فَأَتِمُّواْ إِلَيْهِمْ عَهْدَهُمْ إِلَى مُدَّتِهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ
Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных.
Это исключение продления срока до четырех месяцев для тех, кто имеет бессрочный договор. Они бы имели возможность передвигаться по земле четыре месяца и найти себе прибежище, где пожелают. Те, же, кто имеют договора с обозначенными сроками, то их отсрочка до окончания срока в договоре. Как приводилось ранее в хадисах, чтотот, кто заключил договорс посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то его договор до окончания срока,с условием, если он не нарушил договор и не помогал никому против мусульман. Такие договора должны соблюдаться. И это побуждение от Аллаха к соблюдению договоров:
﴿ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ ﴾Воистину, Аллах любит богобоязненных – т.е. соблюдающих договор.
Аллах сказал далее:
فَإِذَا انسَلَخَ الأَشْهُرُ الْحُرُمُ فَاقْتُلُواْ الْمُشْرِكِينَ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ وَخُذُوهُمْ وَاحْصُرُوهُمْ وَاقْعُدُواْ لَهُمْ كُلَّ مَرْصَدٍ
فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلَوةَ وَءاتَوُاْ الزَّكَوةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, хватайте их, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный.
Комментаторы разошлись во мнениях, какие запретные месяцы имеются в виду в этом аяте. Имеются ли в виду запретные месяцы в году, которые упомянуты в аяте:
﴿مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ ﴾ Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. (9:36)
Так считал Абу Джафар аль-Бакир.
Ибн Джарир же считает, что речь идет о четырех месяцах отсрочки, которые запретны нам по отношению к ним. Али ибн Абу Тальха передает это же мнение от ибн Аббаса, также считалад-Даххак. Муджахид, Амр ибн Шуайб, Мухаммад ибн Исхак, Катада, ас-Судди, Абдрахман ибн Зайд ибн Аслам считали, что речь идет о месяцах отсрочки, данных для перемещения по земле:
﴿فَسِيحُواْ فِى الاٌّرْضِ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ﴾ Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев.
Далее Аллах сказал: ﴿فَإِذَا انسَلَخَ الأَشْهُرُ الْحُرُمُ﴾ Когда же завершатся запретные месяцы –т.е. когда кончатся эти четыре месяца, в которые Мы запретили вам убивать их, то где бы вы не находили их, вы можете убивать их.
Аллах говорит: ﴿فَاقْتُلُواْ الْمُشْرِكِينَ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ﴾ «То убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» – имеется в виду, в общем, на земле, кроме Запретной Мечети, т.к. есть запрет:
﴿وَلاَ تُقَـتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّى يُقَـتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَـتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ﴾ «Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их». (2:191)
Слова Аллаха: ﴿وَخُذُوهُمْ﴾ «Хватайте их» –т.е. казните кого-то из них и берите их плен.
﴿وَاحْصُرُوهُمْ وَاقْعُدُواْ لَهُمْ كُلَّ مَرْصَدٍ﴾ «Осаждайте их и устраивайте для них любую засаду»– т.е. не ограничивайтесь тем, что просто находите их. Осаждайте их логова и крепости, устраивайте засады на их путях и дорогах, чтобы сделать их жизнь невыносимой. Вынудите их сделать выбор: или смерть или Ислам. Именно поэтому Аллах сказал:
﴿فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلَوةَ وَءاتَوُاْ الزَّكَوةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ﴾ «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный». Именно на этот аят и подобные ему аяты опирался Абу Бакр Сыддык в войне против отказавшихся от выплаты закята. Именно после выполнения этих действий,т.е. после принятия ими Ислама и выполнения его обязательств, сражение против них становится запретным. Он упомянул наивысшие обязательства Ислама по порядку. Самое достойное деяние после произнесения двух свидетельств это молитва, и она одна из прав Аллаха над рабом. А потом идет закят, который несет пользу многим нуждающимся, и является одним из самых достойных деяний для творений. Поэтому очень часто молитва и закят чередуются в паре в аятах.
В двух Сахихах приводится хадис, где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاة»