Возникновение данной группы
ХАРИДЖИТЫ
И их
Современные идеологии
Лекция шейха
‘Абдуль-Мухсина Али ‘Убайкана
Подготовил
Джабир ибн ‘Али аль-Марри
Собрал и подготовил на русском языке
Абу ‘Имран
Баку 2007
Содержание
Введение Джабира ибн ‘Али аль-Марри...................................................................................................
Определение термина «хариджит» ........................................................................................
Возникновение данной группы.......................................................................................................
Причины ее возникновения.................................................................................
Разделение хариджитов...............................................................................................................
Предводители и лидеры хариджитов..............................................................
Перечень некоторых трудов, посвященных разоблачению взглядов и убеждений этой секты.....
Позиция ахлю-Сунна уаль-джама'а по отношению к хариджитам.............................
Наиболее распространенные признаки и качества хариджитов, описанные пророкомr, его сподвижниками и имамами нашей общины...................................
1. Они обвиняют в неверии мусульман за совершение больших грехов.................
2. Они обвиняют в неверии мусульман, несогласных с ними, считая дозволенным их имущество и жизнь........................................................................................
3. Они дозволяют восстание против законного правителя мусульман..................
4. Они выискивают грехи правителей и публично их порочат, побуждая народ к анархии....................................................................................................................................................
5. Они претендуют на знание о намерениях людей и того, что содержат их сердца................
6. Хорошего мнения о себе, плохого – о других............................................................
7. Они считают хорошим то, что в действительности не является таковым. И называют землю, на которой проживают мусульмане, землей неверных.........................................
8. Они проживают в странах неверных......................................................................
9. Для оправдания своих убеждений они используют неоднозначные и сомнительные доводы..
10. Они могут быть весьма усердны в поклонении и аскетизме...................................
11. Они молоды и неразумны...................................................................................................
12. Они прикрываются благородными призывами и возвышенными лозунгами, такими как изменение порицаемого и джихад.........................................................................................
13. Из их признаков бритье головы.............................................................................................
14. Они порочат и обвиняют в неверии ученых...................................................................
15. Отсутствие в их рядах истинных ученых....................................................................
16. Ради достижения своих целей они прибегают ко лжи......................
17. Они часто меняют свои мнения...........................................................................................
18. Они дозволяют убийство неверных, состоящих в мирном договоре
с мусульманами..................................................................................................................................
19. Они считают дозволенным совершение терактов.................................................
Лекция ‘Абдуль-Мухсина Али ‘Убайкана...................................................................................
Вступление........................................................................................................................................
Появление хариджитов..................................................................................................................
Причины возникновения хариджитских воззрений в наши дни.....................................
Введение Джабира ибн ‘Али аль-Марри
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставляет, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!»(Али ‘Имран 3: 102).
«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правильное! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).
А затем:
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада r. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.[1]
Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха r сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо настанет время смут, подобных частям темной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным (кафир), и когда вечером будет он верующим, а утром – неверным, продающим свою религию за мирские блага». Муслим 118.
Поистине, наше время - время великих смут и испытаний, время - когда сотряслись столпы религии в сердцах многих мусульман. Одной из причин породивших эту смуту и раскол в нашей общине еще со времен убийства ‘Усмана ибн ‘Аффана и до сегодняшних дней, стало восстание и мятеж против законных правителей мусульман.
Ученые, обладающие истинным знанием, подробно разъясняли вопрос, связанный с выходом против правителей, указав на позицию ахлю ас-Сунна уаль-джама’а по отношению к этому. Да помилует Аллах имама ахлю ас-Сунна Ахмада ибн Ханбаля, который сказал: “Хвала Аллаху, Который в каждой эпохе сделал обладающих знанием наследниками посланников, которые призывают заблудших к верному руководству, претерпевая от них страдания. Они оживляют с помощью Книги Аллаха мертвые души и с помощью света Аллаха направляют слепцов. И скольких же сраженных Иблисом они оживили, и сколько заблудших они направили на прямой путь! Как прекрасен след, оставленный ими в людях и как отвратителен след, оставленный людьми в них![2] Они отдаляют от Книги Аллаха искажение излишествующих, необоснованные утверждения заблудших и толкование невежд, вознесших знамя нововведения и освободивших смуту от оков”. См. “ар-Радду ‘аля аз-занадикъа” 6.
Из числа этих ученых наш шейх ‘Абдуль-Мухсин Али ‘Убайкан.[3] Да воздаст ему Аллах благом за разъяснение идеологий хариджитов, а также их современных форм. Он раскрыл порочную сущность их скверного пути и опроверг сомнения, распространяемые ими.
Шейх разрешил мне собрать его лекцию и донести ее до людей, чтобы они могли извлечь из нее пользу, узнав об истинной сути этой секты.
Я прошу Аллаха воздать наилучшим воздаянием нашему шейху. И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.
Определение термина «хариджит»
Слово хариджит (хауаридж) – является множественным числом от слова «хариджа», и означает группа (таифа). См. «Фатх аль-Бари» 12/296 Ибн Хаджара. Первое религиозное новшество в Исламе принадлежит именно этой группе. Их появление было упомянуто Сунной, и это событие ознаменовало собой новый период в жизни исламской общины – период смуты и раскола.[4] Существует множество хадисов пророка r, а также высказываний его сподвижников, порицающих заблуждения хариджитов и предостерегающих мусульман от них. См. «Фатх аль-Бари» 12/296.
Хариджиты были прозваны так по причине своего выхода («хурудж») против лучших людей этой общины (сахабы) и правителей мусульман (джама’ата[5]), которые были единогласно выбраны ими. См. «Фатх аль-Бари» 12/297.
Аш-Шахристани сказал: «Любой, кто выступил против законного правителя мусульман, вокруг которого собрались мусульмане, является хариджитом. И нет разницы в том, выступали ли они против праведных халифов или праведных людей после них, а так же против иных руководителей мусульман в любое время».См. «Аль-Миляль уа ан-Нихаль» стр. 105.
Также эта секта была известна и под иными названиями и прозвищами.
Кади ‘Ийяд сказал: “Хариджитов называли «аль-марикъа» (вышедшие), опираясь на высказывание пророка r о них: «они выйдут из религии»”. Сами же они были довольны любыми названиями, кроме этого.См. «Шарх Сунан ан-Насаи» имама ас-Суюты 7/85.
Их называли «харуритами», так как свой первый мятеж они подняли в местности под названием Харура, в дальнейшем обосновавшись там. Харура - город располагающийся недалеко от Куфы. См. «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Науауи 7/170 и «Шарх акидатуль вастиййа» Халида аль-Муслиха стр. 170.
Также их называли «люди ан-Нахрауана», так как именно в этой местности ‘Али выступил против них и нанес им сокрушительное поражение. См. «Шарх акидатуль вастиййа» стр. 170.
Они также были прозваны «аль-мухаккима».[6] Это свое название они получили после того, как не признали мирное соглашение между ‘Али и Муауийей, да будет доволен ими Аллах, посчитав, что оно противоречит аяту: «Суд принадлежит только Аллаху», настаивая на продолжении сражения.[7] См. «Макаляту ислямиййин» стр. 207, Абуль-Хасана аль-Аш’ари.
Они стали первыми, кто начал обвинять мусульман в неверии за совершение грехов, утверждая, что за большие грехи мусульманин пребудет вечно в Аду. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, они также объявляли неверными, считая дозволенным для себя покушаться на их жизнь и имущество. См. «Итхафуль-джама’а» 1/274-275 шейха Хамуда ат-Тувейджири.
Они следуют пророку r в ниспосланном ему Коране и разъясняющей его Сунне лишь в том случае, когда не видят между ними внешних противоречий. В противном случае они оставляют Сунну, полагая таким образом, что Сунна в чем-то может противоречить Корану. См. «Расаиль» стр. 332 шейха Абдур-Раззака ‘Афифи.
Они говорят: обязательным является выступать против несправедливого или противоречащего истине правителя мусульман. См. «Аль-фарк байналь-фирак» стр. 258 Абу Мансура аль-Багдади, и «ат-Табсир фиддин» стр.45 аль-Исфарайини.
Они заявляют о своей непричастности к ‘Усману и ‘Али, да будет доволен ими Аллах, считая это отречение наилучшим поклонением Аллаху. См. «аль-Миляль уа ан-Нихаль» стр. 115, аш-Шахристани.
Группы и секты, придерживающиеся подобных воззрений, существуют и по сей день.[8]
Возникновение данной группы
Впервые признаки хариджитских взглядов в некоторых людях проявились еще при жизни благородного пророка Мухаммада r. Основоположником этой секты и первым из их числа является Зуль-Хууайсара ибн ат-Тамим.[9] О нем посланник Аллаха r сказал: «Поистине, свои молитвы и посты по сравнению с их молитвами и постами вы будете считать ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет,[10] и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» Муслим 1064.
Однако их фактический мятеж и выход из джама’ата мусульман произошли во времена правления ‘Али ибн Абу Талиба, после события именуемого «ат-Тахким»[11] в 37-ом г.х. И несмотря на то, что лидеры этой группы принимали участие в убийстве ‘Усмана бин ‘Аффана, их первое восстание и неповиновение произошло именно при ‘Али. А Аллаху все ведомо лучше!
Причины ее возникновения
Первая причина:жители Ирака, будучи недовольными действиями некоторых родственников ‘Усмана, опорочили его.[12] См. «Фатх аль-Бари» 12/296.
Вторая причина: недовольные мирным соглашением потребовали от ‘Али расторгнуть его, заявив: «Решение принимает только Аллах, а не люди».[13] И по возвращению ‘Али из Куфы, группа численностью в восемь тысяч человек откололись от него и собрались в местности Харура (в некоторых сообщениях указывается, что их было шесть тысяч, также передается, что их было более десяти тысяч). См. также «Фатх аль-Бари» 12/296.
Третья причина: они впали в запрещенную Аллахом и Его посланником r чрезмерность (гъулю), считая людей, совершающих большие грехи неверными. Некоторые из них считали неверными даже тех, кто совершал малые грехи. См. «ад-Дурару-Суннийа филь аджвибатин-надждиййа» 1/360 шейха ‘Абдуллаха Абу Батына.
‘Али бин Абу Талиб отправил на переговоры с ними Ибн ‘Аббаса, в результате чего многие из них раскаялись и вернулись с ним. Как известно, их численность составляла 2 или 4 тысячи и с ними был Ибн аль-Каууа. См. «аль-Бидайа уа-ннихая» 10/567 хафиза Ибн Касира. Также передается, что и сам ‘Али вел с ними дискуссию, предоставляя им ясные доводы. См. «Маукиф ахль ас-Сунна уаль джамаа мин ахлиль-хауа уаль-биа’» 1/137.
Разделение хариджитов
В дальнейшем хариджиты разделились на множество различных сект. Передается, что они разделились на восемнадцать групп. См. «Минхадж ас-Сунна» 5/11 шейхуль-Ислама Ибн Таймийи. Также некоторые считали, что их число достигает двадцати групп. См. «аль-Фарку байналь-фирак» стр. 54.
Наиболее известными из этих сект являются: аль-Мухаккима, аль-Азарика, ан-Надждат, аль-Бахисиййа, аль-‘Аджарида, ас-Са’алиба, аль-Ибадиййа и ас-Сафариййа. Все остальные группировки являются их ответвлениями. См. «Маукиф ахль ас-Сунна уаль-джама’а мин ахлиль-ахуа уаль-бида’»1/138.