Обозначение образца подражания
Имамат имеет две особенности, на которые мы хотим обратить ваше внимание. Первая особенность имеет исторические корни, вторая имеет чисто религиозные мотивы. Скажем, к примеру, историческая сторона данного вопроса уже в прошлом, но религиозная сторона данной доктрины по прежнему имеет свои проявления. Если вести дискуссии вокруг вопросов Имамата и Вилайята (как проявления абсолютной власти) важнейшим вопросом в данной теме будет, несомненно, вопрос о том, кто же является нашим предводителем, и от кого нам необходимо брать свои религиозные убеждения, посредством кого разрешать свои вопросы права. У кого в данный момент истинная сунна посланника Аллаха и его традиция, и кто ей следует? За кем нам следовать или подобно тому, как поступают сунниты брать свои убеждения у Абу Хасана Ашари, или ибн Таймийи, брать второстепенные вопросы религии у четырех основных суннитских правовых школ, или же необходимо следовать шиитским непорочным Имамам (мир им!)? Для каждого мусульманина является обязательным найти путь к истинной сунне посланника Аллаха, и прийти к той цели, которая соответствует коранической традиции и сунне посланника Аллаха. После посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) мусульмане встали перед многочисленными проблемами различного характера, так обращаясь к мусульманам, Имам Али (мир ему!) говорит:
1. «Куда вы идёте? Почему отступаете от истины? В то время как знамёна истины обозначены, и признаки их явны, И несмотря на то, что свет наставления явный, куда же ведут заблудшие? Почему вы блуждаете, в то время как семейство посланника Аллаха среди вас, они предводители истины, религиозные руководители, и язык правды».
2. Посмотрите на семейство вашего пророка. Направьте свои помыслы к ним, и следуйте им, они не сведут вас с истинного пути, и не введут вас в пропасть гибели. Если они молчат, молчите, если они восстанут, то помогайте им в этом. Не отворачивайтесь от них, ибо заблудитесь, не отставайте от них, погибните!»
3. Имам говорит: «Мы Ахл аль Байт пророка, мы являемся его частью, мы его сподвижники, владельцы его знаний и врата в этот дом знаний. Никто не может войти в этот дом, кроме как через врата, тот же, кто войдёт в этот дом не через двери есть никто иной, как вор».
4. Где те, кто представил себя твёрдым в знаниях помимо нас? Это их представление есть ложь против нас. Всевышний Аллах вознёс нас, и унизил наших противников, одарил нас Своими благами и дал запрет на эти блага нашим противникам. Он ввёл нас в Свою милость, в то время как удалил наших врагов от Своей милости, наставление сделал посредством нас, и наполнил слепые сердца светом нашего наставления».
5. Поистине так, мой пример среди вас подобен светочу во мраке ночи, всякий, кто обратится к нему, получит свет».
6. «Они (Ахл аль Байт) есть оживление наук и знаний, и смерть невежеству и мраку. Их терпение свидетельство их знаний, их внешнее свидетельство их тайного, их молчание свидетельство их речи. Они не противостоят религии, и не имеют с ней разногласий».
5. Место «Гадир Хума» в жизни человека
Одной из особенностей и спецификой религии является то, что если она указывает человеку на какую-либо цель, то также показывает и на методы достижения этой цели. Также религия устанавливает тех, кто должен быть образцом для людей во всём, ибо так человек достигает той цели, которую ему представил Всевышний. Как считают психологи, представив себе совершенный образец, можно легче и быстрее достичь той цели, которую себе выбираешь. Всевышний Аллах говорит в священном Коране:
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَ
«Поистине был в посланнике для вас хороший пример».[35]
Необходимо знать, что те события, которые произошли после смерти посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) никогда не были при жизни самого пророка Ислама, чтобы мы могли бы поставить примером пророка в той или иной политической ситуации. Так скажем в период его светлости Имама Хусейна (мир ему!) правителем над мусульманами стал Язид, который был против религии Ислама. В тот период единственным живым образом и воплощением пророка Ислама был Имам Хусейн (мир ему!) этот совершенный образец человеческого совершенства был и есть пример для шиитского общества и большинство мусульман не имеет такого образца подражания. Диалог вокруг вопросов, касающихся руководства и наставления в историческом плане, особенно периода после посланника Аллаха имеет большое значение, в особенности интересны и важны исторические моменты раннего периода Ислама. В действительности, диалог о руководстве после посланника Аллаха есть диалог о том, что прерогатива назначать руководителя не стоит за самими людьми, только Сам Всевышний назначает людям предводителя. Вопросы о том, кто после посланника Аллаха должен быть предводителем мусульман, по сути, дискуссия касательно того, кто должен быть примером и образцом для мусульман и для всего человечества в целом. Кто должен быть образцом для мусульман разве не Али, которому не было равных, имеющий все наилучшие качества совершенного человека смелость, отвага, знания, богобоязненность и аскетизм. Разве сравнится с ним тот, кто не имел никаких достоинств в джихаде, не имел таких особенностей, которые имел Али? Мусульмане нуждаются в таком универсальном образце, который был бы примером для всех мусульман, стал бы причиной их пробуждения и самосовершенствования. Люди, познавая великие достоинства великих людей, стремятся быть подобны им и таким образом они совершенствуются и приближаются к своему Владыке.
Разве Махатма Ганди не является примером и образцом для индийцев? Разве мы не читаем своим детям сказки о великих и отважных добрых людях, воспитывая, таким образом, в них смелость и стремление к добру и совершенству. Почему мусульмане не имеют движений, в то время как наши враги захватили наши страны и распоряжаются нашими ценностями как им вздумается? Разве Аллах не говорит в Коране:
وَلَن يَجْعَلَ اللّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً
«И никогда Аллах не устроит неверным дороги против верующих».[36]
Разве посланник Аллаха не сказал: «Ислам превыше всякой религии, и ни одна религия не может быть превыше Ислама».[37] Почему мусульмане помогают своим противникам в борьбе против своих же братьев в соседних странах? Почему руководители мусульманских стран гордятся тем, что служат Западу по распространению их идей и идеологии среди мусульман? Почему народ Таджикистана, отдав во имя Ислама более 200 тысяч шахидов и более 2 миллион беженцев, не смог победить? В то время как иранский народ самыми малыми жертвами смог установить исламскую власть? Разве не потому, что иранцы имеют такие примеры как Имамы Али и Хусейн (мир им!). Конечно, когда с детства образцом в жизни будет Абуль Фазл Аббас нет победителя над таким человеком. Нет, это не моё мнение, как мнение одного из шиитов, но мнение многих мусульманских мыслителей и активистов в различных странах мира. Перед страданием палестинского народа ни одна мусульманская страна не проявила до сих пор никакой реакции, как будто в Палестине ничего не происходит… Они подобны страусу, спрятавшему свою голову, и не видящему своего противника, забавляясь материальными благами и упиваясь далёкими никчемными мечтаниями. В то врем как шииты имамиты всегда поддерживали палестинский народ в их справедливой борьбе против сионистов, помогали афганскому народу, приютив большое количество беженцев, посылая гуманитарную помощь в Афганистан, Боснию, Ирак и другие исламские страны. Поистине жизненным примером для шиитов были и остаются Ахл аль Байт пророка Ислама, в особенности Имам Али (мир ему!). Имам Али говорил, что если где-то в исламском государстве мусульманин услышит, что у иудейской девушки сняли с руки браслет, он имеет все права умереть от стыда. Образцом для шиитов является Хусейн ибн Али (мир им обоим!), который говорит: «Не причиняй гнёта и не подчиняйся угнетателям». Также говорит: «Как далеко от меня унижение», Имам Хусейн (мир ему!) считал, что во имя отстранения от зла и побуждения к добру иногда даже можно отдать и свою жизнь. Дискуссия касательно Имамата, по сути, в наше время есть диалог касательно примеров и образцов подражания для человека. Такой пример для нас должен быть во всём, как в поклонении, семейной и частной жизни. Маленький ребёнок с детства посещающий собрания, посвященные Имаму Хусейну, который слышит слова Имама Хусейна «Как далеко от меня унижение», никогда не пойдёт на компромисс с врагами и унижение, и это подобно тому каким был Имам Хусейн (мир ему!). Поистине наше соответствие и похожесть с Ахл аль Байт есть приближение к Аллаху. Настоящий имам тот, кто отличит истину от лжи, заблуждение от наставления. Если я буду последователем Имама Хусейна, то никогда не присягну неправедному и нечестивому правителю. Но такие, как Абдалла ибн Умар готовы даже присягать ноге Хаджаджа ибн Юсуфа Сакафи. Многие историки привели в своих книгах этот факт. Так Ахмад ибн Ханбал после того, как выбрал себе примером Абдаллу ибн Умара, присягает неправедному Мутаваккилю. Таким образом, дискуссии вокруг событий в «Гадир Хуме» есть, по сути, диспуты наиважнейшего характера, соответствующие времени и ничуть не устаревшие по истечении времени. Имамат обозначает человеку его жизненные ориентиры, это истина, меняющая положение человека и влияющая на его жизнь.