Золотой ключ» — глубокое руководство по Шести йогам Наропы 1 страница
Моё Прибежище — Манчжушри, Бодхисаттва Мудрости.
Кланяюсь прославленным учителям,
Что проявляются из сферы великого блаженства,
Неотделимого от саморождённой глубокой мудрости,
В ваджрном танце единения
И наделяют живые существа высшими добродетелями.
С почтением к ним я сейчас изложу
Трактат о сущности наставлений по Шести йогам.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Тем, кто хочет приступить к практикам традиции, повсюду известной под именем «Шесть йог Наропы», необходимо подготовить свой ум с помощью общемахаянских методов2. После этого они должны получить четыре полных посвящения в подходящую систему класса ануттарайогатантры, например, в Чакрасамвару или Хеваджру. В «Знаке махамудры» утверждается:
Из песка не выжмешь масла —
Без посвященья не достигнешь сиддхи.
Итак, чтобы заниматься тантрической практикой, сперва надо получить все необходимые посвящения. Но и это ещё не всё: йогин должен хранить как зеницу ока все обеты и обязательства, принятые им во время их получения. В «Коренной тантре Херуки Чакрасамвары» говорится:
Йогин, усиленно занимающийся созерцательной практикой,
Обязан постоянно поддерживать тантрические обеты.
Если эти обязательства будут нарушены или самая ослабнет,
То посвящение в мандалу не принесёт никаких сиддхи.
Таким образом, практикующий получает посвящение, свято хранит обеты и обязательства тантрического пути, а также созерцает мандалу йидама —- йогу стадии зарождения, или кьерима. Практики кьерима должны включать в себя полный процесс превращения трёх состояний — смерти, бардо и нового рождения — в Три тела Пробуждения: дхармакайю, самбхогакайю и нирманакайю3. Арья Нагарджуна говорит об этом так:
Сначала освой хорошенько йоги стадии зарождения,
А там уже поднимайся и к йогам стадии завершения.
Такому методу учил сам Будда.
Кьерим и дзогрим — как две ступеньки лестницы.
По отношению к двум стадиям все системы ануттарайогатантры похожи друг на друга. Каждая из них требует достижения зрелости в созерцании мандалы кьерима перед обращением к практикам дзогрима.
Ранние мастера линии передачи Шести йог также настаивают на применении особых подготовительных упражнений, как то: приход к Прибежищу и зарождение бодхичитты, созерцание и начитывание мантры Ваджрасаттвы, а также практика гуру-йоги с подношением вселенской мандалы. Все эти медитации нужно сочетать с искренним чувством глубочайшей преданности и сопровождать неустанными просьбами о благословении4.
ОСНОВНАЯ ПРАКТИКА
Существуют различные способы классификации методов, входящих в Шесть йог, например, в «Ваджрной песне Наропы»5 они перечисляются следующим образом: внутренний огонь, иллюзорное тело, ясный свет, перенос ума, йоги бардо, переселение сознания в другую обитель скандх. В этих шести темах содержится сущность как отцовских, так и материнских тантр. В одной из своих поэм Дже Марпа-лоцава вспоминает:
Я внимал глубокому учению системы «Хеваджра-тантры»
У ног великого привратника и пандиты Наропы,
Который даровал мне наставления
По девяти слияниям, переносу ума и единению.
Он научил меня главному — йоге внутреннего огня и практике кармамудры, —
И раскрыл основные секреты карнатантры.
Здесь говорится о том, что учения йоги внутреннего огня в традиции Шести йог взяты из «Хеваджра-тантры», которая относится к материнской системе тантр. В другом куплете Марпы говорится:
На западе, в городе Тулакшетра,
Склонясь к ногам прославленного Джнянагарбхи,
Излагавшего мне отцовскую систему «Гухьясамаджа-тантры»,
Я получал наставления по иллюзорному телу и ясному свету,
А также постиг сущность пяти ступеней пути6.
То есть Марпа утверждает, что йоги иллюзорного тела и ясного света взяты из «Гухьясамаджа-тантры», которая входит в класс отцовских тантр.
И наконец, йоги переноса ума и переселения сознания в новую обитель основаны на «Чатухпитха-тантре» и «Тантре тайного поцелуя».
В «Прояснении сути "Пяти стадий"» Нагабодхи утверждает:
Посредством практик внутреннего огня
Великое блаженство возникает
Как проявление жизненной силы ума.
В этой строфе подразумевается, что практикующий созерцает йоги управления ветрами-энергиями — вроде ваджраджапы и других методов, представленных в «Гухьясамаджа-тантре» и подобных ей системах, — пока наконец не породит переживание сознания ясного света, известное как «окончательный особый ум». Чтобы достичь этого, сперва необходимо овладеть йогой внутреннего огня по системе Хеваджры или Чакрасамвары и с её помощью породить четыре восторга— нисходящих7 и восходящих— и таким образом вызвать появление косвенного сознания ясного света, которое возникает вместе с вместерождённым блаженством.
Об этом сказано как в Шести йогах Наропы, так и в Шести йогах Нигумы. Обе традиции единогласно утверждают, что йога внутреннего огня — это краеугольный камень всех методов стадии завершения; а ещё они называют туммо стволом, а остальные методы — ветвями древа дзогрима.
В своей песне Дже Наропа обращается к Марпе-лоцаве:
Чтобы постичь природу ума,
Надо созерцать принцип шуньяты;
Чтобы познать природу тела,
Надо созерцать такую мандалу:
Все внешние и внутренние иллюзии
Возникают как иллюзорное тело йидама;
Внутри тела три канала и четыре чакры;
Снизу — атунг, полыхающий внутренним жаром чандали,
А сверху, в темени, — слог ХАМ.
Огонь полыхает, бодхичитта капает,
Затягивая ветры сверху и снизу как водоворотом.
Между слогами сияют блаженство и шуньята.
Имя этой практики — йога внутреннего огня.
А ты уже обогатил свой ум таким воззрением, Лоцава?
Если ты решил заняться йогами внутреннего огня, то должен поселиться в спокойном и чистом месте. Прими семичленную позу на медитативной подушке или надень йоговский пояс и соответствующим образом скрести ноги. Начни занятие с очищения дыхания и праны8. Затем в качестве разминки выполни гуру-йогу, прими Прибежище в коренном Учителе и вознеси к нему горячие молитвы, прося, чтобы твои ветры были послушными, а энергетические каналы чистыми, чтобы тебе удалось породить особое блаженство внутреннего огня. Закончи предварительные упражнения порождением бодхичитты, то есть размышлением:
На благо всех живых существ я достигну
Полного Пробуждения уже в этой жизни.
Ради этой высшей цели я ныне приступаю
К созерцанию йоги внутреннего огня.
Повторяй эту молитву до тех пор, пока в потоке твоего ума не останется ничего, кроме бодхисаттовского намерения.
По окончании разминки представь себя в виде красной Ваджрайогини или в виде Херуки Чакрасамвары с телом, синим как лазурит. Созерцай себя совершенно пустым внутри, совсем как воздушный шар или мыльный пузырь, прозрачным и сияющим, как радуга в небе.
Внутри тела проходят три энергетических канала. Сперва визуализируй центральный канал, известный как авадхути. Он пронизывает тело сверху донизу, прямо перед позвоночником, и напоминает что-то вроде большой полой пшеничной соломины или тростинки. Что касается цвета авадхути, то в «Сампута-тантре» утверждается, что когда разжигают внутренний жар, его нужно представлять цвета пламени светильника на кунжутном масле, а пока внутренний огонь не горит, канал нужно представлять светло-синим.
Справа от него канал расана красного цвета, а слева канал лалана белого цвета. Они начинаются на четыре пальца ниже пупа и поднимаются к темени подобно опорному шесту шатра тела.
У своего основания два боковых канала изгибаются и втекают в центральный канал. В этом месте расположена разноцветная пупочная чакра, которая называется нирманачакра и имеет шестьдесят четыре спицы.
В сердце боковые каналы образуют узел, и там находится дхармачакра белого цвета с восемью спицами. В горле они снова образует узел, где расположена самбхогачакра красного цвета, имеющая шестнадцать спиц. Наконец в темени они образуют ещё один узел, сжимающий махасукхачакру белого цвета, у которой тридцать две спицы.
В «Сампута-тантре» сказано:
Чакры в темени и пупе
Имеют треугольную форму
Вроде санскритского слога ЭХ.
Чакры в горле и сердце
Расположены между ними.
Они круглой формы,
Как санскритский слог ВАМ.
Каждая из двух пар чакр символизирует единство метода и мудрости, как и санскритское слово Е-ВАМ.
Все чакры напоминают зонт, причём спицы пупочной нирманачакры обращены кверху, а спицы сердечной дхармачакры изогнуты книзу к ним навстречу, как будто эти чакры тянутся руками-спицами друг к другу, чтобы обняться. Обращённые вверх спицы горловой чакры точно так же тянутся к изогнутым вниз спицам теменной махасукхачакры.
Такой способ визуализации трёх энергетических каналов и четырёх чакр соответствует учению индийского махасиддхи Лавапы; его же предлагает в своей «Книге трёх воззрений» Цонкапа.
Затем расставь по чакрам мантрические слоги, как тому учит «Хеваджра-тантра». Для этого сконцентрируйся на центральной оси авадхути в тех местах, где расположены четыре чакры. В каждой из них на лунном диске размером с горошину стоит соответствующий мантрический слог.
Белый слог ХАМ в теменной махасукхачакре обращён головой вниз, то есть перевёрнут; красный ОМ в горловой чакре стоит головой вверх; в сердце стоит перевёрнутый слог ХУМ, он синий или цвета ртути; а в пупе головой вверх стоит атунг.
Все четыре слога размером с горчичное семечко, и каждый увенчан особым украшением из трёх символов — полумесяца, бинду и завитка-нада.
Завитки-нада над слогами АХ и ОМ, обращенными вверх, раскалены докрасна и, кажется, вот-вот вспыхнут огнём. С завитков двух перевёрнутых слогов стекают капли бодхичитты, совсем как капли утренней росы или паучки, спускающиеся по паутине.
Представляй слоги ослепительно яркими. Твёрдо зафиксируй свой ум в однонаправленном сосредоточении на этих сияющих слогах. Избегай двух крайностей, препятствующих медитации: вялости и излишнего возбуждения.
Со временем ты сможешь концентрироваться на всех четырёх слогах, как и полагается, но на ранних стадиях практики особое внимание следует уделять атунгу в пупочной чакре.
Когда освоение этого созерцания придаст твоей практике стабильность, приступай к отработке техники дыхания сосуда. Это делается так.
Сначала направь своё внимание на то место под самой нирманачакрой, где два боковых канала, изогнувшись, входят в авадхути. Затем созерцай верхние отделы каналов: именно там центральный канал выходит наружу между двух внутренних отверстий носоглотки через межбровье, а два боковых канала заканчиваются в ноздрях.
Затем выполняй собственно дыхание сосуда, состоящее из четырёх стадий: вдох, наполнение, растворение и выдох, как спуск тетивы.
Первый шаг — это вдох, но только не ртом, а через нос: медленно и ровно втяни воздух обеими ноздрями. На втором шаге боковые каналы раздуваются как наполненные воздушные шары. На третьем содержимое обоих боковых каналов перетекает в авадхути. Воздух медленно входит в атунг, подобно тому, как разлитая вода постепенно впитывается в песок, пока боковые каналы не опустеют полностью. Это процесс растворения.
В этот момент надо проглотить слюну — закрыть задержку— и сверху прижать диафрагмой верхние ветры-энергии, одновременно подтягивая снизу нижние энергии мышцами таза. Верхние и нижние энергии растворяются в атунге. Представляй, что ум и ветры становятся с атунгом одним целым. Как сказано в «Тантре происхождения Самвары»:
Ветры-энергии, что дуют вверх и вниз,
Усилием ума сольются в поцелуе.
Удерживай воздух и ветры в нирманачакре, пока это не требует чрезмерных усилий. Затем открой задержку — «спусти тетиву» — и плавно выдохни через ноздри, наблюдая, как ветры, кружась, поднимаются по центральному каналу. Это четвёртый шаг, который называется «выпустить стрелу».
По мере того как эта йога становится стабильной, постепенно разгорается сила внутреннего огня. Слоги в сердце и горле плавятся и выгорают дотла, а слог ХАМ в темени начинает источать капли бодхичитты, которые медленно стекают вниз по авадхути через чакры.
Атунг пылает всё жарче, а ХАМ истекает каплями, порождая четыре восторга в прямом, или нисходящем, а затем и в обратном, или восходящем, порядке, пока наконец не возникает великое блаженство.
Затем этот ум великого блаженства однонаправленно концентрируется на созерцании шуньяты. Снова и снова используй этот способ для соединения ума и ветров-энергий и направляй ветры в устье центрального канала, чтобы втянуть, удержать и растворить их в авадхути, в результате чего в конце концов возникнет сознание косвенного ясного света.
Йогин пребывает в этом косвенном ясном свете, а когда приходит время покинуть его, принимает решение принять форму Херуки яб-юм. Так он возвращается назад в грубые скандхи, воспринимая их в виде нирманакайи с джнянасаттвой9 в сердце, и переходит к йоге периода между медитациями.
Если йогин не способен достичь полного завершения всех стадий пути, ведущего к Пробуждению в течение этой жизни, то для подготовки к процессу умирания он должен визуализировать во сне сердечный слог ХУМ, однонаправленно созерцая ясный свет сна и иллюзорную природу сновидений. Такая практика известна как «слияние опыта сна с опытом умирания».
Практикуя таким способом, созерцай слияние с тремя кайями как наяву, так и во сне.
Когда твоя практика обретёт устойчивость и ты почувствуешь, что достиг уровня, на котором узлы, стягивающие сердечную чакру, готовы развязаться, приступай к практике кармамудры с опытной йогиней. В вашем союзе она — опора, а ты — опирающийся. Занимайся йогой кармамудры до тех пор, пока ветры, верхом на которых едет последний косвенный ясный свет, не возникнут в истинной форме Херуки. Нагарджуна в «Панчакраме» делится своим опытом:
Самадхи, само подобное иллюзии,
Постигает всё как иллюзию.
Смысл этого стиха в том, что для полной реализации используется иллюзорное самадхи. Дже Наропа учил Марпу-лоцаву:
Во сне и наяву всё проявляется как иллюзорные формы;
Это наставление зовется «иллюзорное тело».
А ты уже отсёк все свои привязанности к явлениям, Лоцава?
Практикующий доводит иллюзорную йогу до завершения и наконец чувствует признаки искоренения всех клеш вместе с семенами. Опираясь на йоги управления энергиями, выступающие в роли внутреннего условия, и на кармамудру как внешнее условие, он вызывает проявление внутренних и внешних знаков Пробуждения. Это и есть переживание прямого ясного света. Обращаясь к Марпе-лоцаве, Дже Наропа говорит:
Промежуток между сном и сновидениями —
Есть забытьё, по природе своей — дхармакайя.
Нужно овладеть этим опытом переживания
Невыразимой непридуманной шуньяты.
И тогда все проявления возникают как блаженство.
Такова несозданная изначальная природа бытия,
Называемая «наставления по ясному свету».
А ты уже постиг этот нерождённый ум, Лоцава?
Из незагрязнённой праны и чистого сознания, на которые опирается этот ум прямого ясного света, возникает ваджрное тело великого единения, на основе которого достигается плод — состояние будды в форме Ваджрадхары, наделённое семью наборами совершенств.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
В традиции Шести йог Наропы говорится, что главными практиками являются три йоги: внутреннего огня, иллюзорного тела и ясного света. Остальные три йоги — перенос ума, переселение сознания в другое тело и йоги бардо — это сопутствующие методы.
Смысл их применения в том, что если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть, готовая разбить его тело-сосуд, уже близко, то ради блага живых существ он использует либо йогу переноса ума, метод переселения сознания в другое тело. Если же по каким-то причинам умирающий не может произвести ни один из двух видов переноса или же хочет попытаться достичь окончательного Пробуждения в промежуточном состоянии, он пользуется учением о йогах бардо.
Из этих трёх в наши дни важнее всего освоить йогу переноса ума, или пхову. В «Песне Наропы» читаем:
Надо запереть восемь нежелательных выходов,
А девятый открыть нараспашку.
Сознание становится стрелой, а энергия — луком.
Вылетая под напором мантры ХИ-КА,
Ум растворяется в сфере таковости
И осуществляет путь дхармакайи.
Это наставления о технике, имя которой — пхова;
А ты уверен, что добился в ней мастерства, Лоцава?
Техника запирания восьми нежелательных дверей, через которые сознание может покинуть тело во время смерти, и открывания нужного выхода взяты из таких тантрических традиций, как «Чатухпитха-тантра», «Тантра тайного поцелуя» и подобных им. Всеведущий Цонкапа Великий даёт наставления по самой сути использования таких методов в своём «Комментарии к пхова, называемый "Золотой ключ"».
В целом последовательность действий выглядит следующим образом. Начни с принятия Прибежища в Трёх драгоценностях — Будде, Дхарме и Сангхе, затем породи бодхичитту. Это можно сопровождать чтением обычных или любых других известных тебе молитв на эту тему. Освяти амриту внутреннего подношения, а также соверши внешние подношения в соответствии с общепринятыми ритуалами ануттарайогатантры.
Затем визуализируй себя в виде Джнянадакини, в сердце которой — разноцветный лотос с лунным диском на нём. Сверху стоит слог ХУМ. От него во всех направлениях исходят лучи красного света, которые цепляют и притягивают мириады джнянадакинь, неотделимых от Гуру и окружённых сонмом будд, бодхисаттв, даков и йогинь. Лучи света растворяются в твоём сердце. Произнеси хвалу: я
Приветствую тебя, блистательная Ваджрадакини!
Вращая великую чакру дакинь,
Ты своими пятью мудростями и тремя кайями
Указываешь путь живым существам.
Затем соверши обычное подношение от ОМ САРВА ТАТХАГАТА АРГХАМ и так далее до ШАБДА. Освяти внутреннее подношение с помощью трёх семенных слогов и снова вознеси хвалу:
Стань моим Прибежищем, мандала той Ваджрайогини,
Что разрывает вездесущие тенёта,
Опутывающие живых существ узами страдания;
Той Ваджрайогини, что бесстрашно врывается
В любую мирскую деятельность,
Дабы разбудить и освободить всех живых существ.
После этого породи бодхичитту и созерцай четыре безмерных размышления о любви, сострадании, доброте и равностном отношении ко всем живым существам. Объекты Прибежища радуются подношению и растворяются в тебе.
Теперь приступай к созерцанию самой садханы. Как обычно, начни с мантры шуньяты — ОМ ШУНЬЯТА ДЖНЯНА ВАДЖРА СВАБХАВА АТМАКО ХАМ, которая означает: моя сущность есть нерушимое единство мудрости и пустоты.
Из пустотной сферы появляется ваджрное основание, ваджрный шатёр, ваджрная ограда и ваджрный балдахин, а вокруг них — море огня. Посередине — разноцветный лотос, на нём лунный диск, в центре которого стоит белый мантрический слог ХУМ. Лучи света выходят из ХУМ, совершают двойное действие и снова возвращаются, растворяясь в ХУМ.
Происходит полное преображение, и ты вмиг появляешься в виде Джнянадакини с белым, словно цветок кунда*, телом. У неё три лица, на каждом из которых по три глаза. Главное лицо белого цвета, смеющееся; правое чёрное лицо полыхает гневом; а красное левое преисполнено надменности и сладострастия.
_________
* Кунда (тиб. кип da) — жасмин. — Прим. ред.
У Джнянадакини шесть рук. В трёх правых она держит стрелу, крюк и ваджр. В двух левых — лук и дубина из древа исполнения желаний, а третья левая рука у сердца в угрожающей мудре. Она увенчана короной, украшена всевозможными драгоценностями и наряжена в изысканные одежды. Стоит в позе воительницы. У неё белый ОМ в темени, красный АХ в горле и синий ХУМ в сердце.
Лучи света выходят из сердечного слога ХУМ и приглашают джнянасаттв в форме Джнянадакини, а также божеств посвящения. ДЖА ХУМ БАМ ХО: джнянасаттвы становятся единым целым с самайясаттвой; божества абхишека даруют посвящение; Будда Акшобхья становится головным украшением.
Соверши внешнее подношение с мантрами ОМ ДЖНЯНА ДАКИНИ САПАРИВАРА АРГХАМ и так далее до ШАБДА и внутреннее подношение, а потом вознеси хвалу:
Стань моим Прибежищем, мандала той Ваджрайогини,
Что разрывает вездесущие помышления,
Опутывающие живых существ мыслями страдания;
Той Ваджрайогини, что бесстрашно врывается в любую мирскую деятельность,
Дабы разбудить и освободить всех живых.
Продолжая созерцать себя в форме Джнянадакини, представляй три энергетических канала с четырьмя или пятью чакрами. В том месте, где авадхути заканчивается в пупочной или тайной чакре, визуализируй атунг. Он раскалён докрасна и полыхает огнём туммо.
Атунг испускает красные лучи, которые наполняют твоё тело от макушки до пят и, возвращаясь обратно, увлекают за собой все жизненные ветры-энергии, подобно тому, как сквозняк вытягивает дым воскурений. Ветры растворяются в атунге в пупочной чакре.
Затем выполни дыхание сосуда и установи контроль над умом и праной.
Одновременно визуализируй перевёрнутый вниз головой слог КШАМ в устье верхнего отверстия, а под ним — также перевёрнутый ХУМ. В межбровье расположен слог ХУМ головой внутрь, а внутри перед ним — перевёрнутый слог ХАМ. В основании языка находится слог СУМ головой внутрь. Сразу за ним в гортани стоит перевёрнутый СМРЙУМ. В зрачке каждого из двух глаз — по слогу ХУМ; в дверях ноздрей и ушей стоят слоги ЙАМ головой внутрь. В пупе, а также в дверях мочеиспускания и испражнения стоят слоги КШМРЙАМ головой кверху. Все эти мантрические слоги белого цвета и излучают невероятно густой белый свет. Созерцай, что таким способом полностью закрыл все отверстия тела.
Визуализируй также оплечье-латы в виде слога ХМРЙУМ на каждом плече, а в сердце — слог ЙМРЙУМ.
После этого сосредоточься на сердечной чакре, спицы которой опущены. Визуализируй внутри неё полумесяц, символизирующий жизненную энергию.
Внутри него созерцай своё собственное сознание в виде перевёрнутого вниз головой слога ХУМ. Снаружи над полумесяцем стоят два слога ЙУМ, между которыми — слог ХИ. Снаружи под ним стоят ещё два слога ХУМ, на этот раз со слогом КА между ними. Все семь мантрических слогов синего цвета и перевёрнуты головой вниз.
Построй эту визуализацию и выполни особый метод дыхания сосуда. На выдохе представляй, что в пупочном атунге вспыхивает яркий свет и по центральному каналу влетает в сердечную чакру, пробуждая пребывающую там жизненную энергию, которая увлекает мантрические слоги вверх в темя. Слоги ХИ и КА, ранее расположенные соответственно сверху и снизу перевёрнутого слога ХУМ, меняются местами: теперь ХИ снизу, а КА сверху. На вдохе букет мантрических слогов снова опускается в сердечную чакру, принимая там прежнее положение.
Повторяй такое созерцание, сопровождая его дыханием сосуда, снова и снова, пока не появятся знаки реализации. Эта практика выполняется в течение жизни и предназначена для подготовки к вознесению сознания в смертный час.
Когда же твоя жизнь подойдёт к концу и смерть встанет у порога, раздай всё своё имущество достойным преемникам, разом освободив свой ум от привязанности и неприязни. Соверши подношение дакиням, дакам и дхармапалам, испросив их благословения и устранения препятствий.
Представь, что твой коренной Учитель, неотделимый от йидама, воплощения Трёх драгоценностей, появляется в небе перед тобой или прямо у тебя над головой — как тебе больше нравится. Соверши семичастный ритуал и обратись к Учителю с молитвой, прося, чтобы тебя отправили в Чистые земли дакинь или дали переродиться видъядхарой10. Выполни особый метод дыхания сосуда, собирая ветры в сердечной чакре, и двадцать один раз произнеси слоги ХИ-КА. Ум и прана в виде букета из семи слогов, визуализируемого в сердце, как ракета влетают в сердце главного божества мандалы, нераздельного с Учителем.
Говорят, что этот метод вознесения сознания превосходит все остальные. О пользе этой практики так сказано в «Ваджрадака-тантре»:
Убивающий в день по брамину,
Совершающий пять неоткупных,
Вор, грабитель и даже насильник —
На пути этом карму очистит.
Груз вины за свои злодеянья
Он оставит и выйдет далёко
За пределы вселенских пороков.
На этом я закончу своё изложение некоторых важных вопросов по практике глубоких наставлений, известных как «Шесть йог Наропы».
Ха! Закончен мой краткий трактат «Золотой ключ»,
Открывающий врата к обширным и глубоким наставлениям,
Известным под названием Шесть йог знаменитого Наропы,
К пути, которым прошли миллионы йогинов в Индии и Тибете.
Пусть сила благих заслуг этого сочинения пойдёт на то,
Чтобы дать живым существам, поглощённым тремя формами страдания,
Возможность созерцать бесчисленные глубокие методы.
Пусть они обретут освобождение и новое рождение в Чистых землях.
Колофон: Этот краткий трактат, открывающий сотню дверей, ведущих к глубокому пути Шести йог Наропы, написал держатель океана линий передачи как по Сутре, так и по Тантре буддийский монах Лобсанг Чокьи Гьялцен в ответ на многократные просьбы йогина-отшельника, монаха по имени Ритопа Гендун Гьялцен.
Глава 7
ШЕСТЬ ЙОГ НАРОПЫ И КОММЕНТАРИЙ ЦОНКАПЫ «КНИГА ТРЁХ ВОЗЗРЕНИЙ»
Автор: Гленн Муллин (род. 1949 г.) На английском: Introduction from the book by Glenn H. Mullin, The Six Yogas of Naropa (Ithaca: Snow Lion Publications, 2005)
Гленн Муллин
Шесть йог Наропы и комментарий Цонкапы «Книга трёх воззрений»
НАСЛЕДИЕ ШЕСТИ ЙОГ
Принято считать, что составителем Шести йог Наропы, несмотря на их название, был вовсе не Наропа, а его гуру Тилопа (род. 988). Дже Шераб Гьяцо (род. 1803) говорит об этом так: «Понятно, что все эти шесть учений по отдельности существовали в Индии и до Наропы, но трудно сказать наверняка, были они тогда сведены в единую систему или нет». И хотя Тилопа с Наропой действительно объединили в единое целое многочисленные элементы независимых друг от друга тантрических первоисточников, а Наропа передал их Марпе-лоцаве, доподлинно неизвестно, кто именно придал этой системе ту шестеричную структуру, в виде которой она стала известна в Тибете.
Более того, как следует из цонкапинских рассуждений на тему составных элементов шести йог, несмотря на то что «Шесть дхарм Наро» представляют собой сущность передачи, которую Марпа получил от Наропы, не исключено, что Марпа использовал наставления как минимум четырёх из своих многочисленных непальских и индийских гуру. Это непалец по имени Читерпа (тиб. sPyi ter ра) и индийцы Наропа, Джнянагарбха и Майтрипа, которые внесли свой вклад в определение структуры и формулировку положений той передачи, которой предстояло прославиться как «Шесть дхарм Наро». Хотя коренным учителем Марпы был Наропа, но и остальные трое сыграли немаловажную роль в его духовном совершенствовании.
Цонкапа также замечает, что существуют различные способы подсчёта, нумерации и структурирования этой шестёрки. Сам он отдаёт предпочтение перечню знаменитого Пагмо Друпы (род. 1110), одного из ранних учителей линии передачи, на работы которого ссылается в «Книге трёх воззрений». Этот вариант классификации выглядит следующим образом: 1) внутренний огонь; 2) иллюзорное тело; 3) ясный свет; 4) перенос ума; 5) переселение сознания и 6) йога бардо.
Сама традиция говорить о шестеричной структуре этого наследия, восходящая к Марпе-лоцаве, похоже, возникла случайно. Как говорит Цонкапа: «Существует много способов структурировать эту систему тантрической йоги, из которых чаще всего упоминается разбивка на две, три, четыре, шесть и десять ветвей». Другими словами, эта система с тем же успехом могла обрести известность как «Две дхармы Наро», «Четыре дхармы Наро», «Десять дхарм Наро» и так далее, без малейших потерь для сущности передаваемого содержимого.
Двоичный способ классификации Шести йог Наропы представлен в трактате Гьялвы Энсапы (род. 1505), гелугпинского йогина, который провёл более двадцати лет в непрерывном созерцании в скитах и пещерах и достиг Пробуждения за одну жизнь. Он был также одним из ранних держателей линии передачи Шести йог, и это его упоминается в молитве Седьмого Далай-ламы к учителям линии передачи (её перевод приведён ниже) Трактат Энсапы под названием «Источник всех реализаций: чёткий оттиск глубокого пути Шести йог Наропы» описывает 1) йогу втягивания жизненных энергий в центральный канал и 2) йоги, выполняемые после того как энергии втянуты в центральный канал методами первой йоги. В первый пункт входит йога внутреннего огня, а во второй — остальные пять йог.