Разбор возраженин сектантов

Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробномъ мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лук. 16, 19-31).

Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколи Христос не победил ада (Откр. 1, 18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1 Петр. 3, 18-20; 4, 6; Ефес. 4, 8-10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.

Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверятъ Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.

Сектанты говорят: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Псал. 48, 8).

Православный ответ: Здесь говорится про избавление от смерти телесной, что сколько ни старайся, а всякий человек должен умереть. Это объясняют дальнейшие стихи, которых не желают вычитывать сектанты: Псал. 48, 9-10. Если же понимать, что не должно молиться за умерших, тогда нужно признать, что и за живых нельзя молиться, однако, за живых и сектанты молятся.

Сектанты говорят: Рим. 8, 1: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны.

Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безв-ерие, но должен дать отчет во всяком деле, а «все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2). Для совершенствования и нужна молитва.

Сектанты говорят: Рим. 6, 7: «умерший освободился от греха» - ему и молитвы не нужны.

Православный ответ: Умерший не может пьянствовать и блудить, но отвечать за свои грехи будет (Откр. 14, 13), посему и молитва нужна для благодатного освобождения от старых пороков и озлоблений.

Вопросом о молитвах за умерших заканчивается общее изложение христианского мировоззрения, предлагаемого в противовес извращенному мировоззрению сектантов, погрешивших против догмата Церкви Божией. Все другие вопросы сектантского мудрования являются частными вопросами, имеющими то, или другое отношение к изложенному уже и рассматривать их следует, хотя и в связи со всем мировоззрением христианским, но как вопросы частные. Их мы предлагаем без особой системы, а по м-ере необходимости и возможности изложить их. Таковы вопросы, поднятые адвентизмом и толстовщиной.

Частные вопросы веры Божией извращаемой сектантами

О бессмертии души

(Против адвентистов)

Учение Ветхого Завета

Господь создал тело человека из земли, а душу от Своего дуновения:

«Создал Господь Бог человека из праха земного... вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).

И у жнвотных есть «душа», но она не от дуновения Божия, а прямо от природы:

«и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» (Быт. 1, 20-24).

В Пнсании потому и говорится, что душу (животных) есть возможно; но это законом запрещено:

«Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 3-4).

«Никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3, 17).

Значит, в Писании должно отличать душу человеческую от души животной (Лев. 17, 11; Втор. 12, 23).

Душа жнвет в теле, как в жилище:

«Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою: Он (т.е. Бог) отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» (Ис. 38, 12).

Бог «слугам Своим не доверяет; и в Ангелах Своих усматривает недостатки, тем более в обитающих в храминах из брения» (Иов. 4, 18-19).

Душа представляется самостоятельной, выходящей и входящей в тело человеческое:

«Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» (3 Цар. 17, 22).

Отшествие души в загробный мир называется также отшествием к Богу:

«И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).

Душа после разрушения тела жнвет как бы в особой обители:

После смерти «отходит человек в вечный дом свой» (Еккл. 12, 5).

Товит молился Богу: «Повели освободить меня в вечную обитель» (Тов. 3, 6).

Преисподняя, как жилище душ умерших людей, налолнена живыми, сознающими и говорящими душами:

По поводу смерти Навуходоносора прор. Исаиа пишет: «ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам» (Ис. 14, 9-10; ср. Иез. 31, 3-18).

Загробное состояние душн в Писании называется различно: то «домом Своим» (Еккл. 12, 5), то «вечной обителью» (Тов. 3, 6), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями:

Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах - красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, - так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими предстанление о загробных душевных переживаниях - хороших, или тяжких.

Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом.

Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых:

«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15, 1).

«Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43, 27).

Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказалъ Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе - Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15, 12-14).

Ветхозаветное Писание описываемыми вндениями доказывает, что умершие жнвут в загробномъ мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме:

Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. (1 Цар. 28, 11-19).

Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Иис. Сир. 46, 23).

Итак, весь Ветхий Завет учит, во 1-х, что душа самобытна и отличается от тела, а во 2-х, что она живет после смертной разлуки с телом, живет разумной, сознательной жизнью.

Так же об отличии души от тела и о бессмертии души научает Господь Спаситель и Его Апостолы

Душа ничем не может быть уничтожена:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Матф. 10, 28).

Душа может жить без тела:

«Знаю человека во Христе, который назад тому 14 лет, - в теле-ли - не знаю, вне тела-ли - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьяго неба. И знаю о таком человеке - только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает - что он был восхищен в Рай»... (2 Кор. 12, 2-4).

Значит, ап. Павел верил, что душа и без тела может быть в Раю.

В Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии мертвецов нет:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20, 38).

Живые и мертвые всегда живут, и над ними царствует Христос.

«Никто из вас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем-ли - для Господа живем; умираемъ-ли - для Господа умираем, И потому, живем-ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми.» (Рим. 14, 7-9).

Апостолы желали разлуки души от тела и водворения Господа;

«Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5, 8).

«Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 21-24).

Жизнь души человеческой и бытие наше, за гробом и воскресение Господъ открыл христианам в Своей жизни.

Спаситель, умирая, так говорит о Своей душе:

«Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23, 46).

Душа Спасителя не умерла; подобно всем душам пошла во ад, но не осталась там: «Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда... Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления; Ты дал мне познать путь жизни»...

Христос, действительно, был в аду, в преисподней:

«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Ефес. 4, 9).

В аду Христос проповедовал спасение всем ожидавшим Его и вывел их оттуда в Рай:

«Христос... быв умершвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнце духам, сошед, проповедал (1 Петр. 3, 18-20).

Мертвым, живущим по духу, действительно, было благовестие Спасителя:

«Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4. 6).

Христос был подобен нам по своей человеческой природе:

Христос, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2, 6-7).

«Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные» (1 Кор. 15, 48).

Следовательно, наша душа не должна умирать, как не умирала душа Христова. Посему и молился Стефан первомученик: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7. 59). И наши души пройдут тот же путь, какъ душа Господа, но будут испытывать, или доброе состояние «живя по Богу духом» (1 Петр. 4. 6), или, страдая маловерием, или озлоблением, или терзанием совести за свои злодеяния.А затем, все души соединятся со своими телами, как душа Спасителя и воскреснут, или для вечного блаженства, или вечных мучений. Посему,

Как научает Спаситель, в Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии, мертвецов нет:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20. 38).

Спаситель засвидетельствовал бессмертие души за гробом, сказав разбойнику на кресте:

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лук. 23. 43).

Мертвые жнвут сознательной жизнью:

Спаситель говорил Иудеям: "Авраам отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался» (Иоан. 8. 56).

Небесное общество умерших называется торжествующим собором, к которому приступили живущие христиане:

«вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцов, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12. 22-23).

Мертвые в загробном мире могут слышать благовестие (1 Петр. 4, 6), понимать проповедь (1 Петр. 3, 18-20) и вообще сохраняют полную разумную самобытность:

«Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 9-11).

«Увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса» (Откр. 20, 4).

Итак, ясно, что все Писание совершенно согласно паучает, что душа отличается от тела и что она безусловно не умирает, когда разлучается с телом, но сохраннет разумность и сознание. Адвентисты утверждают, что бессмертие души выдумал диавол, что душа не отличается от тела, но есть кровь человеческого организма, и когда умирает человек, то разумность его, помышления его, сознательность его и вообще вся жизнь совершенно прекращаются. Это явно противно Божию слову, хранящемуся в Церкви. Посему должно спрашивать сектантов»:

1) Что вы за христиане, что отвергаете научение Писания вет-хозаветного и новозаветного о бессмертии души?

2) Мы, христиане, приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого (Евр. 12, 22-23), а вы к чему приступили? К самим себе, или прогнившим трупам своих главарей?

3) Была-ли у Христа душа? Умерла-ли она? Если умерла, то что такое снисходило во ад и проповедало «духам» (1 Петр. 3, 18-20; 4, 6), чтобы они «жили по Богу»?

Разбор возражений сектантов:

Сектанты говорят: Душа - кровь: Втор. 12, 23: душу можно есть.

Православный ответ: Это душа животного, его жизнь - кровь. Человек создан не так, как животные: Быт. 2, 7; ср. Быт. 1, 20. 24.

Сектанты говорят: Еккл. 9, 2. 5. 9: после смерти нет никакой жизни.

Православный ответ: В книге Екклезиаста изложены мнения двух лиц: безбожника и верующего. Суждения безбожника изложены в приводимой 9 гл. Еккл., но так Соломон не учит, но он верит в загробную жизнь, как и говорит в той же книге: 12, 5 и 7 ст. и о суде загробном 12, 14.

Сектанты говорят: Псал. 145, 4: о человеке говорится: «выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его», значит загробного разумного сознания у человека нет.

Православный ответ: В Псал. 145, 4 говорится: «не надейтесь на князей, на сына человеческаго, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его (профтесис). т.е. все предположения, проекты, обещания сильной помощи. Ты понадеялся, а вельможа помер и надежда исчезает. «Блажен, кому Бог помощник!,». Но здесь о смертности души ничего не говорится, потому что это противно всему Божию Писанию.

Сектанты говорят: Псал. 113, 25: «Не мертвые восхвалят Господа, не нисходящее в могилу». Значит, мертвые и не живут.

Православный ответ: Это говорится о духовных мертвецах, своей нечестивой жизнью умертвивших в себе возможность благословлять Господа. Подобно тому, как глухой мертв для самых дивных звуков и слепой мертв для самых красивых видов, так и нечестивый мертв для славословия Божия. Но благочестивые не могут никогда умереть: «мы будем благословлять Господа отныне и во век» (26 ст.), значит, бесконечно. Следовательно, не умрет душа наша никогда.

Сектанты говорят: «Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Псал. 12, 4); «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Псал. 6, 6).

Православный ответ: говорится о той же нравственной смерти людей греховных, не способных благословлять Господа Бога.

Сектанты говорят: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления?» (Псал. 87, 11-12).

Православный ответ: Излагается пророчество царя Давида о нисхождении во ад (1 Петр. 3, 18; 4, 6) и проповеди душам, об этом чудесном утешении умерших.

Сектанты говорят: «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Псал. 29, 10).

Православный ответ: О плоти и крови, но не о безсмертной душе, которая, хотя и низводилась во ад, но жива была; Спасителева же душа в аду не осталась: Псал. 15, 910; ср. Деян. 2, 25-27.

Сектанты говорят: У Христа не было души, но только Божество.

Православный ответ: Неужели Божество скорбело в Гефсиманском саду (Матф. 26, 38) и нуждалось в утешении ангела (Евр. 5, 7; Лук. 22, 43). Об этой-то душе Господней и говорится: Деян. 2, 25 - не оставлена душа его во аде.

О субботе и воскресеньи

Беседа с адвентистами об отмене празднования ветхозаветной субботы и установлении празднования Воскресенья должна, необходимо, распадаться на две части: сначала нужно определенно доказать, что празднования суббот отменены и не соблюдающие их не осуждаются, а затем уже трактовать о Воскресении. Смешение перваго и второго вопроса при беседе дает крайнюю запутанность и делает беседу безрезультатной.

В Писании говорится о праздновании очень многих праздников: субботнего дня, года, новомесячия, пасхи ветхозаветной и др. Описано также в Писании, как их праздновать, но мы их не празднуем. Почему? Очевидно потому, что все эти праздники отменены. В большинстве случаев в этих вопросах христиане не спорят: никто не требует праздновать праздник новомесячия, труб, пасхи ветхозаветной с закдланием агнца. Но из всех праздников ветхозаветных некоторые люди выделяют один - субботу и утверждают, что должно ее праздновать «по заповеди».

Чтобы не ошибиться въ суждении об этом, рассмотрим в Писании все, касающееся субботы.

В Ветхом Завете после сотворения мира суббота освящена, но праздновать ее пока не было приказано:

«благословил Господь седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 2-3).

Первое празднование субботы после выхода из Египта:

«и покоился народ в седьмый день» (Исх. 16, 11-30).

Как праздновать субботу:

Ничего не печь и не варить (Исх. 16, 23).

Ничего не делать (Исх. 20, 8-10).

Не зажигать огня в жилищах (Исх. 35, 3).

Не носить дров (Числ. 15, 32-33).

Но продавать и не покупать (Неем. 10, 31; 13, 15-22).

«не носите нош» (Иер. 17, 21-27).

За нарушение субботы казнь:

Казнь за собирание дров (Числ. 15, 32-36).

Причина установления субботы:

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его... И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний» (Втор. 5, 12-15).

Суббота установлена только для древнего Израиля, которого освободил Господь из рабства Египетского, и предзнаменовала она новое освобождение всех людей от рабства диаволу.

Христос освободил людей от власти диаволу и спас людей Своим Воскресением. Это случилось в 1-й или 8-й день, который называется теперь воскресным и празднуется христианами.

Христос начал отменение ветхозаветной субботы, н за это Его укоряли, совещаясь погубить:

«Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матф. 12, 8). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марк. 2, 27).

Исцеление сухорукого (Лук. 6, 6).

Исцеление расслабленного (Иоан. 5, 2-9).

Когда распространилось Христианство, уверовавшие изъ фарисеев навязывали хрнстианам закон Моисеев и субботу:

«Некоторые из фарисейской ереси уверовавшие говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (Деян. 15, 1-5).

Апостолы на Первом Соборе в 52-м году отменили закон Моисеев, а с ним и субботу:

«Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого; воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15, 28-29).

Иудействующие еретики навязывали ветхозаветные обряды и субботу галатам, но апостол отменяет это:

«для чего возвращаетесь опять к немощным... началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы»... (Гал. 4, 9-10).

Жиды укоряли хрнстиан за несоблюдение субботы, но апостол воспрещает осуждать за это:

«Никто да не осуждаетъ вас... за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. Это есть тень будущего, а тело - во Христе» (Кол. 2, 16-17).

Должно спрашивать сектантов: где вы, адвентисты, вычитали для себя приказъ отбивать христиан от веры Христовой и навязывать им ветхозаветный закон Моисеев о субботе? Где Св. Писание в Новом Завете приказывает соблюдать субботу? Где в Новом Завете написано, как ее праздновать?

Наши рекомендации