Сказание о Харуте и Маруте, и об их смелости перед испытаниями Истинного
Всевышнего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Сказание [о том, как] увидел во сне Фир‘аун приход Мусы (мир ему!) и задумал приготовиться [к этому]. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
[О том, как] позвали сынов Израиля на площадь ради хитрости против рождения
Мусы (мир ему!) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Рассказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 [О том, как] Фир‘аун возвратился с площади в город веселый оттого, что отделил израильтян от их жен в ночь зачатия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
[О том, как] ‘Имран соединился с матерью Мусы и мать Мусы (мир ему!) забе- ременела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 [О том, как] давал наказ жене ‘Имран после соединения [с ней], мол: «Ты меня
якобы не видела» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
[О том, как] Фир‘аун испугался того крика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 [О том, как] взошла звезда Мусы (мир ему!) на небе, и о стенании звездочетов на площади . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
[О том, как] Фир‘аун позвал только что родивших женщин на площадь также ради
уловки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
[О том, как] появился Муса, и стражники явились к дому ‘Имрана, и пришло Божье внушение матери Мусы: «Брось Мусу в огонь!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 [О том, как] матери Мусы пришло Божье внушение: «Брось Мусу в воду!» . . . . . 72
Рассказ о змеелове, который, сочтя мертвым замерзшего дракона, обвязал его веревками и принес в Багдад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
[О том, как] угрожал Фир‘аун Мусе (мир ему!) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Ответ Мусы Фир‘ауну на его угрозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Ответ Фир‘ауна Мусе (мир ему!) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Ответ Мусы Фир‘ауну . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Ответ Фир‘ауна Мусе и приход Божьего внушения Мусе (мир ему!) . . . . . . . . . 79 [О том, как] Муса (мир ему!) дал отсрочку Фир‘ауну, чтобы он собрал волшебников
из городов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
[О том, как] Фир‘аун послал в города за волшебниками . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 [О том, как] те два волшебника вызвали [своего] отца из могилы, спросили у души
отца об истине относительно Мусы (мир ему!) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Ответ мертвого волшебника своим сыновьям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Уподобление Священного Корана посоху Мусы и кончины Мустафы (Мухам- мада) (мир ему!) сну Мусы, а покушавшихся изменить Коран тем двум детям волшебника, которые покусились украсть посох, когда нашли Мусу спящим 85
[О том, как] волшебники из городов собрались перед Фир‘ауном, получили почет-
ный прием и били себя в грудь, [говоря] о каре его врага: «Запиши это на нас!» 88
Разногласие относительно формы слона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Примирение двух хадисов: «Довольство неверием есть неверие» и «Тот, кто не довольствуется Моим Непреложным приговором, пусть ищет [другого] господина помимо Меня». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Пример, разъясняющий, что изумление препятствует рассуждению и размыш-
лению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Рассказ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Рассказ о том, как некий влюбленный занялся чтением любовного послания и изучением любовного послания в присутствии своей возлюбленной, а возлюбленная это не одобрила, потому что «искать довода в присутствии объекта довода неприлично, а занятие [постижением] знания после соединения с
познанным заслуживает порицания» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Рассказ о человеке, который во времена Дауда день и ночь молился: «Подай мне дозволенное пропитание без труда!». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
[О том, как] забежала корова в дом этого настойчиво молившегося, [как] сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Воистину Аллах любит тех, кто настойчив в молитве», потому что сама просьба у Истинного Всевышнего
и настойчивость для просящего лучше, чем то, что он у Него просит . . . . . . . . . . 102
Сочинитель приносит извинения и просит помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Разъяснение того, что у знания есть два крыла, а у предположения — одно крыло, ущербно сомнение, в полете оно куцее. Пример о догадке и уверенности
в знании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Пример о том, как человек становится болен из-за фантазий о почитании [его]
людьми и спросе у ищущих его благосклонности , и рассказ об учителе . . . . . . . . 104
Разумы людей различны в основе [их] врожденного качества; согласно же му‘тазилитам, [они] равны, а разница между разумами происходит от обучения знанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Как дети ввергли в фантазии учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Как Фир‘аун также заболел от фантазии из-за поклонения [ему] людей . . . . . . 106
Как учитель заболел от фантазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Как учитель упал на постель и плакал из-за фантазии о болезни . . . . . . . . . . 107
Как дети во второй раз заронили у учителя фантазию, что, мол, у него от чтения
Корана увеличивается головная боль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Как дети избавились от школы при помощи этой хитрости . . . . . . . . . . . . . 108
Как матери пошли проведать учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Разъяснение того, что тело для духа — одежда, эта рука — рукав для руки духа,
а эта нога — сапог для ноги духа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Рассказ о дервише, который уединился в горах, и разъяснение сладости прекра- щения [общения с людьми], уединения и достижения такого достоинства, о котором [сказано]: «Я собеседник тому, кто Меня поминает, и друг тому, кто общается со Мной» , [и также]: «Если ты со всеми, но без Меня, то ты — безо всех, а если ты
безо всех, но со Мной, то ты со всеми» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Как ювелир увидел конец дела и стал говорить о конце с тем, кто просил у него взаймы весы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Остальная часть рассказа о том горном аскете, который дал обет: «Горные плоды с деревьев я не буду срывать, и деревья трясти не буду, и никому не скажу прямо или намеком, мол, потряси [для меня], а буду есть то, что ветер
сбросит с дерева» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Сравнение оков и сетей Непреложного приговора, облик которых сокрыт, а результат явлен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Как принесший обет бедняк был вынужден сорвать груши с дерева и как постиг
его нагоняй от Истинного без промедления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Как того шайха обвинили вместе с ворами и отрубили ему руку . . . . . . . . . . 113
Чудеса шайха Акта‘, и как он плел корзину двумя руками . . . . . . . . . . . . . . 114
Причина смелости волшебников Фир‘ауна в отношении отсечения рук и ног 115
Жалоба лошака верблюду: «Я много падаю ничком, а ты не падаешь, разве что изредка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Как с позволения Аллаха собрались части осла ‘Узайра (мир ему!) после того,
как истлели, и составились вместе перед глазами ‘Узайра (мир ему!) . . . . . . 117
О том, как некий шайх не скорбел о смерти своих сыновей . . . . . . . . . . . . . . . 118
Как шайх извинялся за то, что не плакал по сыновьям . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Рассказ о том, как слепой шайх читал Коран, [держа его] перед лицом, и как прозревал во время чтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
О том, как Лукман терпел, когда увидел, что Дауд делает кольца, [воздержав- шись] от вопросов с тем намерением, что воздержание от вопроса бывает причиной избавления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Остальная часть рассказа о слепом и Коране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Свойства некоторых святых (аулийа), которые довольны [Божьими] велениями
и не молят [Бога]: «Отврати это веление!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Как Бухлул задал вопрос дарвишу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Рассказ о Дакуки (да помилует его Аллах!) и его чудесах . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Возвращение к рассказу о Дакуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Тайна, [почему] Муса искал Хизра (мир им обоим!), невзирая на совершенство
[своего] пророчества и близости [к Богу] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Возвращение к рассказу о Дакуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Как показалось подобие семи свечей в стороне берега . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Как те семь вечей стали подобием одной свечи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Как те свечи показались взору семью мужами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Как вновь эти семь свечей стали семью деревьями . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 [О том,] как эти деревья были скрыты от глаз людей . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Как те семь деревьев стали одним деревом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Как те семь деревьев стали семью мужами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Как Дакуки вышел вперед в качестве имама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Как Дакуки прошел вперед предстоять [на молитве] у тех людей . . . . . . . . . . 136
Как [те] люди последовали за Дакуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Разъяснение обращения приветствия в сторону правой руки во время Воскресе-
ния из-за ужаса держания ответа перед Истинным и для испрашивания помощи
и заступничества у пророков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Как Дакуки услышал посреди намаза зов о помощи корабля, который готов был затонуть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Представления благоразумного человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Молитва и заступничество Дакуки об избавлении корабля . . . . . . . . . . . . . 141
Как те люди отрицали молитву и заступничество Дакуки, и как взлетели и скрылись за завесой Сокровенного, и как Дакуки удивлялся, отправились они в
воздух или на землю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Снова разъяснение рассказа о том искавшем во времена Дауда (мир ему!) дозво- ленного пропитания без занятия ремеслом и забот, и как его молитва была услышана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Как оба врага отправились к Дауду (мир ему!) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Как Дауд (мир ему!) выслушал слова обоих врагов и расспросил ответчика . . . . . . 149
Как Дауд (мир ему!) вынес приговор убившему корову . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Смиренная мольба того человека из-за суда Дауда (мир ему!) . . . . . . . . . . . . . 150
Как Дауд отправился в уединение, чтобы проявилось то, что истинно . . . . . . . . . 151
Как Дауд вынес решение хозяину коровы: «Перестань заботиться о корове», — и
как хозяин коровы возвел хулу на Дауда (мир ему!) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Как Дауд вынес решение хозяину коровы: «Все свое имущество отдай ему» . . . . 152
Как Дауд (мир ему!) вознамерился позвать народ в ту пустыню, чтобы тайну сделать явной и все доводы пресечь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Как руки, ноги, голова и язык свидетельствуют о тайне угнетателя в этом мире 154
Как люди вышли [и направились] к тому дереву . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Как Дауд (мир ему!) велел применить возмездие к пролившему кровь после при-
знания убедительными доказательствами против него . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Разъяснение того, что человеческая плотская душа — вместо этого убийцы, кото- рый предъявлял иск убившему корову; а этот убивший корову — разум; а Дауд — Истинный или шайх, который наместник Истинного и силой и помощью которого [человек] угнетателя может убить и разбогатеть пропитанием, [полученным] без ремесла и без счета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Как ‘Иса (мир ему!) убежал вверх на гору от дураков . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Повесть о сабеях и о глупости их и о последствиях для дураков из-за того, что не действуют они согласно наставлению пророков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Истолкование того зоркого слепого, того глухого с острым слухом и того нагого
с длинным подолом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Описание процветания города сабеев и их неблагодарности . . . . . . . . . . . . . . . 166
Как приходили пророки Истинного для увещевания сабеев . . . . . . . . . . . . . . . 166
О том, как люди просили у пророков чудес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Как люди клеветали на пророков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Рассказ о зайцах, которые послали одного зайца к слону, мол: «Скажи [ему]: я, дескать, посланник от небесной луны к тебе [с сообщением]: опасайся этого источника» — как полностью рассказано в книге «Калила [и Димна]» . . . . . . 170
Как пророки отвечали на их упреки и приводили им примеры . . . . . . . . . . . . . . 171
Разъяснение того, что не каждому пристало приводить примеры, особенно отно-
сительно Божественного дела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Как приводили люди Нуху в насмешку примеры во время строительства корабля 173
Рассказ о том, как воришку спросили: «Что ты делаешь посреди ночи у подно-
жия этой стены?» — а он ответил: «Бью в барабан» . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Ответ на тот пример, который рассказали отрицатели о послании зайца с вестью к
слону от небесной луны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Смысл предусмотрительности и пример о предусмотрительном человеке. . . . . 176
Затруднение той птицы, которая оставила предусмотрительность из-за жадности
и плотской страсти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Рассказ о том, как собаки обещали каждую зиму: «Когда это лето наступит,
построим мы на зиму дом!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Как не давали отвергавшие пророкам (мир им!) наставлять и приводить доказа-
тельства на манер джабаритов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Ответ пророков (мир им!) джабаритам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Как отвергавшие [пророков] повторяли джабаритские доводы . . . . . . . . . . . . . 180
Вновь ответ пророков (мир им!) им . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Как повторяли люди пророкам (мир им!) возражения в ответ на обнадеживание . . . 182
И снова ответ пророков (мир им!) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Мудрость сотворения ада в том мире и тюрьмы в этом мире, чтобы они были местом поклонения гордецов, ибо [сказано]: «Приходите добровольно или не- вольно» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Разъяснение того, что Истинный Всевышний сделал формы царей причиной подчинения притеснителей, которые не подчиняются Истинному, так же как Муса (мир ему!) построил Малые врата в предместье [Байт ал-] Кудса для того, чтобы кланялись притеснители из сынов Исра’ила во время вхождения: «Входи-
те во врата, поклоняясь, и говорите: „Прощение!”» . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Повесть о любви суфия к пустой скатерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
О том, как Йа‘куб (мир ему!) был предназначен испить чашу Истинного от лица Йусуфа, и как он почуял запах Истинного в запахе Йусуфа, и как лишены
братья [Йусуфа] и другие люди этих двух вещей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Рассказ об амире и его рабе, который любил творить намаз и был исключи-
тельно привязан к намазу и задушевным с Истинным . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Как пророки отчаялись [добиться] согласия и быть принятыми отвергавшими [их].
Сказал Он: «А когда посланники отчаивались…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Разъяснение того, что вера подражающего — страх и надежда . . . . . . . . . . . 190
Разъяснение того, что Пророк (мир ему!) молвил: «Воистину у Аллаха Все-
вышнего есть сокрытые святые» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Рассказ о том, как Анас (да будет доволен им Аллах) бросил полотно в печь,
полную огня, и [как оно] не сгорело. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Повесть о том, как Посланник (мир ему!) пришел на помощь каравану арабов, которые от жажды и безводья были в изнеможении и сердцем готовились к смерти, [так что] и верблюды, и люди высунули языки. . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
[О том, как Мухаммад] чудом (му‘джиза) мех того раба наполнил водой из сокровенного [мира], а того черного раба сделал белолицым с позволения Аллаха Всевышнего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
О том, как хозяин увидел своего раба белым и не узнал, что это он, и сказал: «Моего
раба ты убил, кровь призвала тебя к отмщению , а Господь тебя бросил мне в руки» 196
Разъяснение того, что Истинный Всевышний все, что дал и создал, из небес, земных вещей, объективных вещей и проявлений, — все это Он создал по мольбе необходимости. Себя надо сделать нуждающимся в чем-то, чтобы дал [Он это], ибо [сказано]: «Тот ли, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему…»; необходимость есть свидетельство заслуженности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198