Смысл предусмотрительности и пример о предусмотрительном человеке
Или посмотрите на обстоятельства первых (т. е. прежних) [людей],
или же к концу с предусмотрительностью летите.
Что такое предусмотрительность? В [выборе из] двух способов [действия] —
осторожность;
из двух выбирай тот, который далек от умопомрачения.
Один говорит: «На том пути семидневном
нет воды, а есть [лишь] обжигающий ноги песок».
Другой говорит: «Это ложь, погоняй [верховых животных],
ибо каждую ночь ты увидишь источник проточный».
2845Предусмотрительность будет в том, что ты наберешь воды,
чтобы избавиться от страха и правильно поступить.
Если будет по пути вода, ты эту [воду] вылей,
а если не будет — горе упрямцу.
О дети Наместника (Адама), проявите справедливость,
проявите предусмотрительность ради Дня исполнения обязательства 32!
Тот враг 33, который мстил вашему [пра]отцу,
к темнице его влек из горних высей 34,
Тому шахматному королю сердца поставил мат,
из рая низверг его во власть напастей, —
29 Сура 101, в которой описывается взвешивание добрых и злых дел человека на Страшном суде.
30 ас-Сахира (ةﺮهﺎﺴﻟا) — слово, встречающееся в Коране один раз [Коран, 79: 14 (14)] и по-разному толкуе-
мое комментаторами и переводчиками. Крачковский переводит стих, в котором оно упоминается, как
«…и вот они — навечно бодрствующие». В переводе Саблукова [Саблуков. С. 1123] это слово тракту- ется как «неусыпающее», подразумевается при этом «гееннское пламя, неутихающее в жжении их». Комментатор Муса Насри толкует это слово как «жгучая пустыня Воскресения» [Насри. Т. 3. С. 181]; Сабзавари поясняет, что это — земля, где произойдет воскресение мертвых, которые будут разбужены царящей там ужасной жарой [Сабзавари. Т. 2. С. 123].
31 Образы «тюрка» и «индийца» часто используются персидскими авторами в метафорах, противопостав-
ляясь по цвету кожи. Тюрок также является обозначением красавца, а индиец, чаще всего, раб.
32 Т. е. дня Страшного суда.
33 Имеется в виду Иблис.
34 Отсылка к рассказу о грехопадении Адама и его жены и изгнании их из рая [Коран, 7: 18 (19)—24 (25)].
2850В скольких местах он его хватал за пояс в схватке,
дабы в борьбе повергнуть его [наземь], опозоренного 35?
Такое он проделал с тем богатырем;
не смотрите же на него как на слабого, о другие люди!
У [пра]матери и [пра]отца наших тот завистник венец и украшение проворно похитил,
Сделал он их там нагими, несчастными и униженными.
Многие годы плакал Адам жалостно,
Так что от слез его глаз произросли травы,
мол, отчего он в списке отрицания записан?
2855Ты проведи аналогию с его (Иблиса) плутовством,
ведь [Адам] такой предводитель, а он выщипывает ему бороду!
Остерегайтесь, о поклоняющиеся глине, его зла;
клинком [слов] «Нет мощи [и могущества, кроме как у Аллаха]» ударьте по его голове,
Ибо он видит вас из засады 36,
а вы его не видите, берегитесь.
Постоянно охотник рассыпает семена,
семена видны, а обман скрыт.
Где бы ты ни увидел зерна, остерегайся,
чтобы не связала тебе сеть крылья,
2860Потому что птица, которая отказалась от зерен,
вкусила зерна из степи, где нет коварства.
Она и удовлетворилась ими, и от сети спаслась,
никакая сеть крылья ей не связала.