III. О Законе и Евангелии. 9 страница
Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его; и уже не будут учить друг друга,
брат брата и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня (Иер. 31:33, 34).
Таковы все, пребывающие в третьем небе. Они не говорят об истинах из памяти, но видят их ясно, когда слышат других, говорящих о них, особенно тогда, когда они читают Слово. Это так, потому что они состоят в самом супружестве добра и истины. Ими становятся те, которые в мире соединялись только с Господом и творили добрые дела, потому что они соответствуют истинам Слова; о них можно видеть в работе "О Небе и Аде" (п. 25, 26, 270, 27l).
122. "И на камне написанное новое имя" означает, что таким образом они будут иметь добро такого качества, которого прежде не было. Что "имя" означает качество предмета, может быть видно выше (п. 81). Поэтому здесь это означает качество добра. Каждое качество добра исходит от истин, соединенных с ним; так как добро без истин подобно хлебу и пище без вина и воды, которые не насыщают; а также подобно плоду, в котором нет никакого сока. Те, чье добро лишено истин, также кажутся подобными деревьям без листьев, на которых висят сухие яблоки, оставленные до осени. Это понимается также под словами Господа:
Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва осолится солью.
Соль - добрая вещь, но, если соль становится безвкусной, чем вы ее
поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк. 9:49, 50).
"Соль" там – жажда истины.
123. "Которого никто не знает, кроме того, кто получает" означает, что это никому не видно, потому что написано в их жизни. Что истины, соединенные с добром, не пребывают в них в памяти, но написаны в их жизни, также может быть видно выше (п. 121, 122), а то, что написано в жизни, а не в памяти, не видно никому, даже им самим, разве только постижением при слышании или чтении, является ли это истинным, и что такое истина. Так как внутреннее их духа открыто Господу; и поскольку Господь пребывает в них, и видит все, поэтому Он дает им видеть как бы от себя, но все же они знают по своей мудрости, что они не видят истины от себя, но от Господа. Из этого можно заключить, что понимается под словами "дам тебе вкушать сокровенную манну" и "дам тебе белый камень", и "на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает", чем вообще означается, что они станут ангелами третьего неба, если будут читать Слово, черпать истины учения из него и обращаться к Господу.
124. [Стих 18] "И Ангелу Фиатирской Церкви напиши" означает тех и относится к тем, которые состоят в вере, происходящей из милосердия, и оттуда в добрых делах; а также тех и к тем, которые состоят в вере, отдельной от милосердия, и оттуда в злых делах. Как первые, так и последние описаны Церковью в Фиатире, что ясно из написанного к ней, понимаемого в духовном смысле.
125. "Так говорит Сын Божий, у Которого глаза, как пламя огня" означает Господа в отношении Божественной Мудрости Божественной Любви. Значение этого объяснено выше (п. 48).
126. "И ноги подобно блестящей бронзе" означает природное Божественное Добро, это видно из объясненного ранее (п. 49).
127. [Стих 19] "Знаю твои дела" означает, что Господь видит все их внутреннее и в то же время внешнее, что может быть видно выше (п. 76), где эти слова объясняются.
128. "И милосердие, и служение" означает духовное расположение, называемое милосердием, и его действие. "Милосердие" есть духовное расположение, потому что милосердие – это любовь к ближнему, а любовь к ближнему составляет это расположение. "Служение" является его действием, ибо "служителями" в Слове называются делающие то, что исходит от милосердия. Человек, служащий Богу, иногда называется "слугой", а иногда "служителем"; пребывающий в истинах называется "слугой Божьим", а пребывающий в добре - "служителем Божьим". Ибо истина служит добру, также как добро служит истине. Что пребывающий в истинах называется "слугой", может быть видно выше (п. 3); но что пребывающий в добре назван "служителем", ясно из этих отрывков:
Вы будете называться священниками Господа, - служителями Бога вашего (Ис. 61:6).
Завет Мой не будет разрушен с левитами, служителями Моими (Иер. 33:21).
Они назывались "служителями", потому что священники представляли Господа относительно Божественного Добра.
Благословите Господа все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его (Пс. 102:21, 22).
Господь творит ангелами Своими духов, служителями Своими - пламенный огонь (Пс. 103:4).
"Ангельскими духами" являются состоящие в истинах, а "ангелами-служителями" состоящие в добре; "пламенный огонь" также означает добро любви. Иисус сказал:
Кто хочет между вами быть большим, да будет вам служителем, а кто желает быть первым,
да будет вам слугой (Мф. 20:26, 27; 23:11, 12).
"Служитель" там говорится о добре, а "слуга" – об истине. Подобное обозначено словами "служащий" и "служение" у Ис. 56:6; Ин. 12:26; Лк. 12:37; и в других местах. Из этого ясно, что "милосердием и служением" означается духовное расположение и его действие, ибо добро происходит от милосердия, а истина – от веры.
129. "И веру, и терпение твое" означает истину и старание ее познавать и изучать. Что "вера" означает истину, может быть видно выше (п. 111); и тогда следует, что "терпение" означает старание и усилие ее познавать и изучать.
130. "И что последние дела твои больше первых" означает их приращение, происходящее от расположения к духовной истине, которое есть милосердие. Под словами "последние дела твои больше первых", понимается все от их милосердия и веры, так как это есть внутреннее, из которого проистекают дела (п. 72, 76, 94). Они возрастают, когда милосердие стоит на первом месте, а вера – на втором; ибо милосердие есть духовное расположение к деланию добра, а из него происходит духовное расположение к познанию истины, потому что добро любит истину, как пища питье, так как оно желает быть насыщенным, а оно насыщается истинами. Поэтому те, которые пребывают в подлинном милосердии, имеют постоянное приращение истины. Значит именно это означается словами "знаю твои дела" и "что последние дела больше первых".
131. [Стих 20] "Но имею немного против тебя" означает, что следующее за этим может быть для них соблазном. Ибо теперь следует кое-что о вере, отдельной от милосердия, которая может быть соблазном для состоящих в вере, происходящей из милосердия.
132. "Потому что ты позволяешь жене Иезавели" означает, что в Церкви у них есть такие, которые отделяют веру от милосердия и делают одну веру спасающей. Что вера, отдельная от милосердия, понимается под "женщиной Иезавелью", ясно из следующих мест, которые будут раскрыты последовательно в духовном смысле и сравнимы с этой верой. Так как это были злодеяния жены Ахава Иезавели, состоящие в том:
Что она ушла и служила Ваалу, и построила ему алтарь в Самарии, и сделала дубраву (3 Цар. 16:31-33).
Что она истребила пророков Господних (3 Цар. 18:4, 13).
Что она хотела убить Илию (3 Цар. 19:1, 2).
Что предательством подстроенного лжесвидетельства, она отняла виноградник
у Навуфея и убила его (3 Цар. 21:6, 7).
Что из-за тех злых дел Илией было ей предсказано, что псы съедят ее (3 Цар. 21:23).
Что она была выброшена вниз из окна, и что ее кровь брызнула на стену и на коней,
которые растоптали ее (4 Цар. 9:30-33).
Как все исторические, так и все пророческие части Слова означают духовные предметы, также как здесь. Что это означает веру, отдельную от милосердия, видно из духовного смысла, и в то же время из сравнения отрывков; поскольку словами "уходить и служить Ваалу" и "возводить ему алтарь", и "садить рощи" означается служить всякого рода похотям или, что то же, дьяволу, не мысля ни о каком зле похоти и ни о каком грехе, но только о вере, так поступают не имеющие никакого учения милосердия и жизни. "Убийством пророков" означается разрушение истин учения из Слова. "Желание убить Илию" означает то же желание по отношению к Слову. "Отнять виноградник у Навуфея и убить его" означает разрушить саму Церковь, так как "виноградник" есть Церковь. "Псами, которые съедят ее" обозначены похоти. Словами "выбросить из окна", "окропить кровью стены" и "растоптать лошадьми" означается их уничтожение, так как отдельно эти слова также имеют такое значение; "окно" означает истину во свете; "кровь" – ложь; "стена" – истину в последних; "конь" – понимание Слова. Следовательно, можно заключить, что эти сравнения соответствуют вере, отдельной от милосердия, как может быть установлено из следующих мест в "Откровении", где говорится об этой вере.
133. "Называющей себя пророчицей" означает тех, которые делают такую веру самим учением Церкви и строят все богословие на ней. Что под "пророком" в Слове понимается учение Церкви, может быть видно выше (п. 8); Поэтому то же означается "пророчицей". Известно, что в Реформаторской Христианской Церкви принята одна вера, как единственное средство спасения, и что следовательно дела милосердия, как не спасающие, отделены от веры. В результате этого все учение спасения человека, которое называется богословием, в настоящее время составляет такую веру, следовательно "жену Иезавель".
134. "Учить и совращать Моих слуг, блудодействовать" означает в результате чего истины Слова фальсифицируются. Под словами "учить и совращать Господних слуг" понимается учить и совращать тех, которые могут быть и хотят быть наставлены в истинах из Слова. Что пребывающие в истинах называются "Господними слугами", может быть видно выше (п. 3, 128). "Блудодействовать" обозначает извращать и фальсифицировать Слово. Это обозначено блудодеянием, потому что в малейших частях Слова есть супружество добра и истины, но это супружество разрушается, когда добро отделяется и забирается от истины. Что в малейших частях Слова есть супружество Господа и Церкви, а также супружество добра и истины, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 80-90). Вот, почему словом "любодействовать" означается извращать добро и фальсифицировать истины Слова; а так как в этом состоит духовное блудодеяние, то фальсифицировавшие Слово собственным рассудком становятся блудниками, когда приходят в духовный мир; до настоящего времени не было известно, что утвердившие одну веру с полным исключением дел милосердия пребывают в похоти прелюбодеяния сына со своей матерью. Что они пребывают в похоти такого гнусного прелюбодеяния, я часто постигал в духовном мире. Запомните это и исследуйте после смерти, и вы убедитесь. Я не смел открыть этого прежде, потому что это оскорбляет уши. Это прелюбодеяние обозначено прелюбодеянием Рувима с Валлой, наложницей его отца (Быт. 35:22); поскольку "Рувимом" обозначена такая вера, за это он был проклят своим отцом Израилем, а впоследствии у него было отнято право первородства; так его отец, Израиль, пророчествующий о своих сыновьях, сказал о Рувиме:
Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начало силы моей, ты бушевал, как вода, не будешь первенствовать, ибо что ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою (Быт. 49:3, 4).
Поэтому его право первородства было забрано у него:
Рувим был первенец Израиля; но, когда осквернил он постель отца своего,
первенство его отдано сыновьям Иосифа (1 Пар. 5:1).
Что "Рувим" прообразовал истину, происходящую от добра, или веру, происходящую от милосердия, а впоследствии истину, отдельную от добра, или веру, отдельную от милосердия, может быть видно в объяснении к главе 7:5. Что "блудодеяниями" обозначены искажения добра и фальсификации истины в Слове, может быть установлено из этих отрывков:
Когда Иорам увидел Ииуя, он сказал: С миром ли, Ииуй? И он сказал: Какой мир,
при блудодеянии вашей матери Иезавели и при многих волхованиях ее? (4 Цар. 9:22).
Под "блудодеяниями Иезавели" не понимаются блудодеяния, но ее дела, о которых говорилось выше (п. 132).
Сыны ваши будут кочевать в пустыне 40 лет и будут нести наказание за блудодейство ваше (Чис. 14:33).
Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и волшебникам, чтобы блудно ходить
вслед их, то Я истреблю ту душу (Лев. 20:6).
Не вступайте в союз с жителями той земли, когда они будут блудодействовать
вслед богов своих (Исх. 34:15).
Иерусалим, ты понадеялась на твою красоту и, пользуясь славою твоею, стала блудить, и
расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, блудила с сыновьями Египта - соседями
твоими, людьми великорослыми, и умножала блудодеяния твои. И блудила ты с сынами Ассура,
блудила с ними, но тем не удовольствовалась. И умножила блудодеяния твои до Халдеи. Как прелюбодейная жена, принимающая вместо своего мужа чужих. Всем блудницам дают подарки;
а ты сама давала подарки всем любовникам твоим, чтобы они со всех сторон приходили к тебе
блудить с тобою. Поэтому выслушай, блудница, слово Господне (Иез. 16:15, l6, 26, 28, 29, 32, 33, 35).
"Иерусалимом" означается Израильская и Иудейская Церковь; под ее "блудодеяниями" понимаются искажения и фальсификации Слова; потому что в Слове "Египтом" означается знание природного человека, "Ассуром" – рассудительность, "Халдеей" – фальсификация истины, а "Вавилоном" – профанация добра, поэтому говорится, что она блудодействовала с ними.
Две женщины, дочери одной матери, блудили в Египте; они блудили в своей молодости. Одна стала блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам; и расточала блудодеяния свои;
не переставала блудить и с Египтянами. Сестра ее еще развращеннее была в любви своей, и блудодеяние ее превзошло блудодеяние сестры ее; она умножала блудодеяния свои, она влюбилась
в Халдеев; и пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе и оскверняли ее блудодейством своим
(Иез. 23:2, 3, 5, 7, 8, 11, 14, l6, 17).
"Две дочери одой матери" – также Израильская и Иудейская Церковь, чьи профанации и фальсификации Слова описаны здесь "блудодеяниями". Также как в этих местах:
Ты со многими любовниками блудодействовала; и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и там блудодействовала. Вероломная сестра ее, Иудея, пошла и сама блудодействовала; явным блудодейством она осквернила землю; и прелюбодействовала с камнем и деревом (Иер. 3:1, 2, 6, 8, 9).
И в другом месте:
Походите по улицам Иерусалима и поищите, не найдете ли человека, соблюдающего правду ищущего истины? Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в дома блудниц (Иер. 5:1, 7).
Видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости
на холмах в поле. Горе тебе, Иерусалим! ты и после этого не очистишься (Иер. 13:27).
В пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи (Иер. 23:14).
Они сделали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих
и именем Моим говорили ложь (Иер. 29:23).
Они грешат против Меня, славу их обращу в бесславие; будут блудить - и не размножаться,
ибо оставили служение Господу. Блуд завладел их сердцем.
Любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши (Ос. 4:7, 10, 11, 13).
Я знаю Ефрема, что он блудодействует и Израиль осквернился (Ос. 5:3).
Я вижу ужасное в доме Израиля; там Ефрем блудодействует, Израиль осквернился (Ос. 6:10).
"Израиль" там есть Церковь, тогда как "Ефрем" – понимание Слова, из которого и в соответствии с которым существует Церковь, поэтому говорится "Ефрем совершил блудодеяние, а Израиль осквернился". Поскольку Церковь фальсифицировала Слово, то пророку Осии повелевалось взять за себя блудницу в жены такими словами:
Возьми себе блудницу в жены и детей блуда, ибо земля эта сильно блудодействует,
отступивши от Господа (Ос. 1:2).
И еще:
Полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую (Ос. 3:1).
Поскольку Иудейская Церковь была такой, поэтому Иудейское племя было названо Господом "родом прелюбодейным" (Мф. 12:39; 16:4; Мк. 8:38), и у Исаии "семенем прелюбодея" (57:3); и у Наума:
Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства. Это - за многие блудодеяния развратницы, продающей народы блудодеяниями своими (Наум 3:1, 3, 4).
Так как Вавилон более остальных в Христианском мире оскверняет и фальсифицирует Слово, то он назван "великой блудницей" о чем так говорится в "Откровении":
Вавилон яростным вином блуда своего напоил все народы (Откр. 14:8).
И цари земные любодействовали с нею (Откр. 18:3).
Ангел сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею,
с нею блудодействовали цари земные (Откр. 17:1, 2).
Он осудил великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим (Откр. 19:2).
Из этих отрывков теперь ясно, что "любодействовать" и "блудодействовать" означает осквернять и фальсифицировать добро и истины Слова.
135. "И есть идоложертвенное" означает окончательное осквернение богослужения и профанации, что ясно из объясненного выше (п. 114); поскольку оскверняющие добро, присваивая себе нечистоты, оскверняют и профанируют богослужение.
136. [Стих 21] "Я дал ей время покаяться в ее блудодеянии, но она не покаялась" означает, что утвердившиеся в этом учении не оставляют его, хотя видят то, что против него в Слове. Здесь удаляться от блудодеяния значит удаляться от фальсификации Слова. Что они видят в Слове противоположное их учению, ясно из тысячи мест, где говорится, что нужно избегать зла и творить добро; также, что творящие добро приходят на небо, а творящие зло идут в ад, также, что вера без дел есть мертвая и дьявольская. Но спрашивается, как они фальсифицировали Слово, или как они духовно блудодействовали со Словом? Ответ в том, что они фальсифицировали все Слово, ибо все Слово есть ничто иное, как Учение любви к Господу и любви к ближнему, так как Господь говорит, что на этих двух заповедях утверждается весь Закон и Пророки (Мф. 22:37-40). Есть также в Слове учение веры, однако, не такой веры, а веры любви.
137. [Стих 22] "Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь" означает, что, поэтому, они будут оставлены в своем учении с фальсификациями, и будут мучительно наваждаться неправдами. Что "ложе" означает учение, будет видно теперь; что "прелюбодействующими" обозначены фальсификации истины, может быть видно выше (п. 134, 136); и что "скорбью" означается наваждение от неправд (п. 35, 95, 101), следовательно "великая скорбь" означает тяжелое наваждение. Что "ложе" означает учение, следует из соответствия, ибо как тело находит отдых на своем ложе, так и духосущество в своем учении; но ложем означается учение, которое каждый приобретает для себя или из Слова, или из своего разумения, ибо в нем его духосущество отдыхает и спит. Ложе, на котором отдыхают в духовном мире, не имеют иного происхождения. Каждый там имеет ложе в соответствии с качеством его познания и разума, великолепное у мудрого, безвкусно украшенное у глупого и грязное у лжетолкователей. Это означается "постелью" у Луки:
Сказываю вам: в ту ночь будут двое в одной постели: один возьмется, а другой оставится (Лк. 17:34-36).
Это говорится о Последнем Суде. "Двое в одной постели" – это двое в одном учении, но не в подобной жизни. У Иоанна:
Иисус сказал больному человеку: встань, возьми постель твою и ходи; и он взял
постель свою и пошел (Ин. 5:8-12).
И у Марка:
Иисус говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои; и Он сказал книжникам: что легче? сказать: "прощаются тебе грехи"? или сказать: "встань, возьми постель свою и ходи"? Тогда Он сказал: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель вышел перед всеми
(Мк. 2:5, 9, 11, 12).
Что подобное обозначено здесь "постелью", ясно, ибо Иисус сказал: "что легче? сказать: прощаются твои грехи или сказать: возьми постель твою и ходи"? "Взять постель и ходить" означает размышлять об учении. На небе это понимают так. Учение обозначено "постелью" также у Амоса:
Как иногда пастух исторг из пасти львиной, так спасены будут сыны Израилевы,
сидящие в Самарии в углу постели и в конце кровати (Ам. 3:12).
Словами "в углу постели и в конце кровати" означается в отдалении от истин и добра учения. "Постелью", "кроватью" и "ложем" обозначено подобное и в других местах, как у Ис. 28:20; 57:2, 7, 8; Иез. 23:41; Ам. 6:4; Мих. 2:1; Пс. 3:4; 35:4; 40:3; Иов 7:13; Лев. 15:4, 5. Так "Иаковом" в пророческих книгах Слова обозначена Церковь относительно учения, и поэтому о нем говорится, что:
Поклонился Израиль на возглавие постели (Быт. 47:31).
Израиль собрал силы свои и сел на постели (Быт. 48:2).
Иаков положил свои ноги на постель и скончался (Быт. 49:33).
Поскольку учение Церкви обозначено Иаковом, поэтому иногда, когда я думал об Иакове, человек, находящийся в постели, являлся передо мной.
138. "Если не покаются в делах своих" означает, если они не воздержатся от разделения веры от милосердия и от фальсификации Слова, это может быть ясно без дальнейшего объяснения.
139. [Стих 23] "И детей ее поражу смертью" означает, что все истины Слова в них превратятся в неправды. "Сыновьями" в Слове обозначены истины, а в противоположном смысле – неправд; поэтому "поразить сыновей" означает превратить истины в неправды, ибо так они погибают; то же понимается под тем, что "убили и пронзили Господа". "Поразить ее сыновей смертью" также означает осудить их неправды. "Сыновья" означают истины, а в противоположном смысле – неправды, потому что в духовном смысле Слова под поколениями понимаются духовные "поколения". Подобным образом духовные соответствия понимаются под родственными и супружескими отношениями, то есть под такими названиями, как "отец", "мать", "сыновья", "дочери", "братья", "сестры", "зятья", "невестки" и остальные; а от духовного зачатия не рождаются ни сыновья, ни дочери, но только истины и добро. Что в (п. 542, 543) видно ниже.
140. "И уразумеют все Церкви, что Я есть испытующий почки и сердца" означает, что Церковь может познать, что Господь видит, какова истина и каково добро каждого. "Семью Церквями" обозначена вся Церковь, как выше; словами "испытывать почки и сердца" означает видеть все, чему человек верит и что любит, таким образом, какую истину и какое добро он имеет. Что это означается словами "испытывать почки и сердца", следует из соответствия, так как Слово в буквальном смысле состоит из чистых соответствий. Здесь оно состоит в том, что почки очищают кровь от нечистот, которые называются мочевыми, а сердце очищает кровь от нечистот, которые называются грубыми, так же как истина веры очищает человека от неправд, а добро любви очищает его от зол. Поэтому древние полагали любовь и ее чувства в сердце, а разум и его постижения – в почках, как можно видеть из этих отрывков в Слове:
Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и в почках моих явил мне мудрость (Пс. 50:8).
Ты устроил почки мои, когда я созидаем был в тайне (Пс. 138:13, 15).
Когда кипело сердце мое и терзались почки мои; тогда я был невежда, и не разумел (Пс. 72:21, 22).
Я, Господь, проникаю в сердце и испытываю почки, чтобы воздать каждому по пути его (Иер. 17:10).
В устах их Ты близок, но далек от сердца их. А меня, Господи, Ты видишь
и испытываешь сердце мое (Иер. 12:2, 3).
Господи Сил! Ты испытываешь праведного, видишь почки и сердце (Иер. 20:12).
Ты испытываешь сердца и почки, праведный Боже! (Пс. 7:10).
Испытай меня, Господи, расплавь почки мои и сердце мое (Пс. 25:2).
"Почками" в этих местах обозначены истины разумения и веры, а "сердцем" обозначено добро любви и милосердия. Что сердце означает любовь и чувства, может быть видно в книге "Ангельская Мудрость о Божественной Любви и Мудрости" (п. 371-393)
141. "И воздам каждому из вас по делам вашим" означает, что Он воздаст каждому по милосердию и вере, пребывающих в делах. Что дела являются вместилищем милосердия и веры, и что милосердие и вера без дел подобны воздушным фантомам, исчезающим по проявлении, может быть видно выше (п. 76).
142. [Стих 24] "Но я говорю вам и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат этого учения" означает тем, которые учение веры отделяют от милосердия, и тем, которые учение веры соединяют с милосердием, что ясно из сказанного выше, то есть без объяснения.
143. "Которые не знают так называемых глубин сатанинских" означает не понимающих внутренних оснований этого учения, которые суть совершенная ложь. Что под "сатаной" понимается ад, созданный из состоящих в неправдах, а в общем смысле – неправды, может быть видно выше (п. 97). Следовательно его "глубинами" означаются внутренние основания учения, отделенного от милосердия, которое есть совершенная ложь. Глубины и внутренности этого учения обретаются ими из книг, а также на лекциях в колледжах, и затем из проповедей. Каковы они, можно видеть в предисловии к первой главе, где приведены положения их учения, особенно об оправдании верой и о добрых делах. Там говорится, что только духовенство посвящено в тайны этого учения, но не миряне, поэтому преимущественно последние понимаются под теми, "которые не знают глубин".
144. "Не наложу на вас иного бремени" означает только бы они их остерегались. Ибо они утверждают свои неправды рассуждениями, происходящими от природного человека, и некоторыми местами из Слова, которые они фальсифицируют, так как этим они могут совращать. Они подобны змеям в траве, жалящим прохожих, или подобны скрытым ядам, убивающим неосторожных.
145. [Стих 25] "Только то, что имеете, держите, пока Я не приду" означает, чтобы они сохраняли то немногое, что они знают о милосердии и вере из Слова, и жили бы по нему до образования Нового Неба и Новой Церкви, которые суть пришествие Господа. Ибо они, а не иные, примут то, чему учит Учение Нового Иерусалима о Господе и о милосердии.
146. [Стих 26] "Кто побеждает и соблюдает дела мои до конца" означает сражающихся со злом и неправдами, преобразующихся и действительно состоящих в милосердии и затем в вере, а также пребывающих в них до конца жизни. Что "побеждать" значит сражаться со злом и неправдами, может быть видно выше (п. 88); что "дела" есть милосердие и затем вера в действии (п. 76, 141). Ясно, что "соблюдать до конца" значит пребывать в них и оставаться в них до конца жизни.
147. "Тому дам власть над племенами" означает, что они должны победить в себе зло, исходящее от ада. Что под "племенами" в Слове понимаются состоящие в добре, а в противоположном смысле – состоящие во зле, в общем же смысле – добро и зло, может быть видно ниже (п. 483). Здесь же словами "дать власть над племенами" означается даровать им способности побеждать в себе зло, исходящие от ада.
148. [Стих 27] "И Он будет править ими жезлом железным" означает истинами, исходящими от буквального смысла Слова, и в то же самое время рассуждениями, происходящими от природного света. Это означается скипетром или жезлом железным, потому что "скипетр" или "жезл" в Слове означают силу, "железом" же обозначена природная истина, то есть природный смысл Слова, и в то же время природный свет человека. Могущество Слова состоит в этих двух. Что Божественная Истина состоит в своей силе в природном смысле Слова, который есть смысл ее буквы, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 37-49). Это потому, что буквальный смысл есть основание, содержащее и опора духовного смысла (п. 27-36). Что всякое могущество содержится в последних, называемых природными началами, может быть видно также в книге "Ангельская Мудрость о Божественной Любви и Мудрости (п. 205-221); следовательно, оно пребывает в природном буквальном смысле Слова и в природном свете человека. Вот, значение "жезла железного", которым Он будет править племенами, то есть победит зло, исходящее от ада. Подобное обозначено "железным жезлом" в следующих местах: