В теории мы знаем, что Господь заповедовал прощать и т.п. Но как мы соблюдаем и знаем эту заповедь?
Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)
ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»
ТЕМА 4.5 «Прощение как спасительный путь»
ВОПРОСЫ: 1. Неделя четвертая Великого Поста – прп. Иоанна Лествичника. «Лествица». 2. Святые отцы о памятозлобии и прощении. 3. В чем духовная ценность прощения и незлобия? В чем опасность памятозлобия? 4. Как понять – простили ли мы?
1. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ОДЕРЖИМОГО (Мк. 9:17-31).«Род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» - Христос об изгнании злого духа из человека.
2. НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ - ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА (VI-VII век) - христианский богослов, игумен Синайского монастыря. Основное аскетическое сочинение - «Ле́ствица» («лестница») - «Лествица райская», «Скрижали духовные», «О пути к Небу»
Образ заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12)
«Лествица» отличается глубокой духовной опытностью... Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение написано языком простым, но чистым и живым, - в немногих словах выражает многое, и потому полно силы (свт. Димитрий Ростовский)
В «Лествице» 30 глав - «ступеней» добродетелей, по которым христианин восходит к духовному совершенству (борьба с мирской суетой, послушание, покаяние, память о смерти, кротость и безгневие, непамятозлобие, молчание, целомудрие, молитва и т.д.).
3. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22). Молитва «Отче наш» о прощении
О прощении и удалении памятозлобия говорится в Слове 9«Лествицы»:
«2. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, отчуждение любви, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий.
4. Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие.
12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
15. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. «Отпустите мало, и отпустят вам много» (Лк.6:37)
16. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит. 18. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна…»
Страсть | Противоположные добродетели |
Памятозлобие (злопамятность)– страсть, производная от гнева и гордости. Родственна обидчивости, ранимости, эгоизму. ____________________________________ ЗНАТЬ: негативные духовные плоды (вред), к чему приводит злопамятность и обидчивость (почему опасна?) 1) Потеря мира в душе и молитвы–тем самым мы увеличиваем свои скорби, приближаем духовную гибель. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24) 2) Является признаком нелюбви к ближним - проявляетсяв виде раздражительности и обид (страсть разрушительно влияет на отношения с ближним) 3) Теряется рассудительность Гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:20) 4) Происходят изменения в мышлении: - человек лишается власти над собой, когда поступает во власть страсти; - навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде (удерживаются воспоминания, иногда эти мысли доставляют «болезненную приятность»); - в тяжелых случаях - желание отомстить, наказать, взять реванш (ослепление желанием нанести удар, укол) 5) Оскорбления, обвинения, дурные слова и мысли, самооправдание (нанесение вреда другим и себе) | Прощение – добродетель любви ____________________________________ ЧТО ДЕЛАТЬ И ЗНАТЬ: 1) Молитва за обидчика и за себя, в том числе и перед общением можно просить Бога даровать мир. «Без Христа никому ничего нельзя простить» 2) Следить за собой (трезвение, внимание) – не давать памятозлобию укорениться. Внимать движениям сердца (чаще в него заглядывать, приучить себя спрашивать во время вспышек – почему я недоволен, почему мне сейчас так плохо, потерян мир?) «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15) – т.е. все причины в нас самих. 3) Постараться встать на место обидчика, войти в его положение (эмпатия), пожалеть и оправдать (оправдать не грех, а человека). 4) Просить прощение первому 5) Принять обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры (прп. Макарий Оптинский) 6) Понимать, что страдаем не мы, а наше самолюбие, т.к.чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. 7) Пытаться посмотреть на человека глазами Бога с любовью 8) Понимать, что искушения отнимают у нас радость общения с Богом и время жизни Прощение – длительный процесс, а не однократный акт. Пребываем ли мы в этом процессе? Хотим, желаем ли простить? |
-«Ближний - равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий», « Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они… обрывают наше самолюбие. Это врачи… производят в душе, сознание греха и жизненную реакцию» (св. Иоанн Кронштадский)
-«Я сам ежеминутный должник Господу духовно и телесно. Как же мне не иметь удовольствия прощать долги ближнему моему, духовные и вещественные, когда Господь мне прощает бесчисленное множество их? (св. Иоанн Кронштадский)
-«Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь все нам прощает, и не гнушается никаким грешником (прп. Силуан Афонский)
-«Милостыня есть – прощать» (авва Исайя)
-«…к стыду нашему, христиане, мы забываемся, и помилованные не милуем, и прощаемые не прощаем (свт. Филарет)
-«Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы» (прп. Исаак Сирин) – т.е. если хочешь научиться молиться, учись и прощать
«Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце…» (сщмч. Арсений (Жадановский)
-«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи. Сказать обидчику: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения» (митр. Антоний Сурожский)
-«Общение с Господом - это океан радости, а любые житейские искушения - это ничтожные капли, бесследно исчезающие в океане» (свт. Николай Сербский)
-«Нас огорчают, а мы всегда радуемся…» (2 Кор.6:10)
-«Будьте в мире между собою… Вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес.5:13-14)
ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ: 1) Легко ли простить? 2) Есть ли у человека «право на обиду»? 3) Простить – значит ли проигнорировать обиду и признать, что ничего страшного не случилось? 4) Значит ли, что мы должны испытывать теплые чувства к обидчику и восстановить прежние отношения? 5) Не могу простить – что делать? 6) Что такое «псевдопрощение»? 7) Как понять, простил ли я?
ВЫВОДЫ:_______
ЗАДАНИЕ: Относиться к прощению ответственно, не допускать долгого оставления ситуации, связанной с обидой, злопамятством без решения. В случае обиды сугубо молиться Богу о помощи в прощении конкретного ближнего. Перед общением с обидчивым человеком молиться о мире.
_________
ПЛАН
Недели Великого Поста
1. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
2. Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы
3. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
4. Неделя 4-я Великого поста. Иоанна Лествичника
5. Неделя 5-я Великого поста. Марии Египетской
6. Неделя 6-я Великого поста. Вербное Воскресенье. Вход Господень во Иеросалим
В прошлый раз беседовали о Кресте и его смысле.
В теории мы знаем, что Господь заповедовал прощать и т.п. Но как мы соблюдаем и знаем эту заповедь?
СО СТУПЕНЬКИ НА СТУПЕНЬКУ, ВВЕРХ (НЕДЕЛЯ ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА)
На папертях афонских монастырей я видел очень часто такую картину. Лестница от земли к небу. Большей частью в 30 ступеней – по книге св.Иакова. наверху – небо отверстое… Господь в лучах вечной славы Своей, праведники и ангелы. А по лестнице вверх поднимаются усталые люди.
Вот одновременно шестеро хотят начать свой путь. Они около нижней ступеньки. Но двое, очевидно, и не пойдут вверх по лестнице. Один из них в отчаянии сел около лестницы и плачет. В лице его дума: “Высоко, нечего и думать подняться, немыслимо…” И он, очевидно, так и будет, бессильный, сидеть, не пробуя встать. Плакать – мертвыми, бездеятельными, не двигающими вперед слезами.
Другой смотрит на лестницу спокойно и даже весело. Он тоже не думает подниматься вверх. “Высоко, не стоит… Хорошо и внизу”. И возвращается к… свиному корыту эгоистической жизни, к похотям мира сего…
Остальные четверо не остаются внизу. Они вместе поднимаются на первую ступень, но и они скоро разбрелись… Идут врозь. Один скоро обогнал других, но на середине лестницы остановился, усталый. И с отчаянием он смотрит вниз, у него больше нет сил, и он не хочет сделать еще одно усилие. И диавол тянет его за края платья…
Вся история христианских путей к небу в этой картине. Сколько людей и не начинают своего пути вверх из-за легкомыслия или из-за “духа уныния”, который мы просим удалить от нас в молитве св. Ефрема Сирина.
А те, которые пробуют подняться? Очень многие бросают свой подвиг на полудороге, в отчаянии, в сознании бессилия. Они забывают, что за слабыми – Бог. Что Ему нужно именно усилие нашей воли. Нам достаточно сказать себе: “Еще одну ступеньку!”, и силы найдутся. Их дает Источник всяческой силы.
Об Авве Диоскоре из Нахиаста рассказывают следующее. Каждый год он полагал начало какой-нибудь новой добродетели. “В этот год, – говорил он себе, – умножу пост. В этом не буду отвечать злым словом на злое. В третий постараюсь победить всякий гнев и всякую несправедливость”.
Терпение и настойчивость в добре – вот главное, что нужно желающим идти вверх по лестнице. Недаром Церковь молится в молитве св.Ефрема Сирина: “Дух же… терпения даруй ми, рабу Твоему”. Если вообще ничего нельзя в жизни человеческой сделать без терпения, то тем менее, можно победить “крутизны” восхождения к небу. Путь восхождения тяжел.
Из разных поучительных историй мы видим плоды добродетели прощения и трагические результаты, когда человек ожесточается перед своим ближним и не прощает. Вспомним рассказ из Ветхого Завета о Иосифе Прекрасном и его прощении после сделанного ему зла своими братьями, и как это подействовало на них (Быт. 37:2-50:26). Вспомним о прощении отцом своего блудного сына (Лк.15,11-32). Вспомним о Христе Спасителе и Его примере всем нам, когда Он молился о тех, кто распинал Его : “ Отче , прости им , ибо не ведают , что творят !” ( Лк. 23,34 ) Прислушаемся к себе, что мы переживаем по отношению ко Христу, когда читаем в Евангелии рассказ о распятии и Его слова в этот момент к Отцу Небесному. Читая, мы соприкасаемся с тем духом Христовой жертвенной любви, который передается и на нас и нам легче, пережив это, сказать: “прощаю и благославляю каждую человеческую душу.”
Но все таки прощение – это парадокс, чаще всего не совсем укладывающийся в логику нашего мышления. Например, нам, даже христианам, кажутся парадоксальны слова из Евангелия: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28).
Отец Иоанн ответил: «Да когда же обижаться-то? Мне на любовь времени не хватает, чтобы на обиды его тратить». Отец Иоанн был очень энергичный, живой и ревностный служитель Божий, ему было жалко хотя бы на минуту отвлечься от Бога, от любви к Нему и к ближним и задуматься о каких-то мелочных обидах.
У нас получается так: нас укололи — мы обиделись, нас не выделили — мы скорбим, перестаем любить человека, теряем к нему расположение, то есть мы не свободны, а зависимы. Как же нам приобрести внутреннюю свободу и силу всех любить? Всё это дает нам молитвенное правило.
Хочу рассказать вам такой случай из жития священномученика Петра (Зверева). В Прощеное воскресенье он пришел к архиепископу, поклонился ему в ноги и, поднявшись, сказал: «Христос посреди нас». Но архиепископ ответил: «И нет, и не будет». Обида сильно действовала в нем, и он не удержался, высказал те слова, которые подсказал ему дьявол. И страсть в его сердце осталась не исцеленной, наоборот еще более укрепилась. Дальнейшая судьба архиепископа Евдокима была очень печальной: он отпал от Православной Церкви и уклонился в обновленческий раскол. От малого проявления страсти, от несдержанности в словах, он постепенно дошел до падения и совершенного удаления от Бога.
В уставе Ватопедского монастыря есть даже особый пункт об этом. Там написано, что не говорить с братом — это смертный грех, который является препятствием к Причащению.
Известно, что некоторые старцы даже не допускали на исповедь тех людей, которые поддавались обидчивости.
Бороться с обидчивостью в особенности важно потому, что так мы боремся со своим эгоизмом, со всеми страстями. За обидой обычно всегда скрывается какая-либо страсть. И теперь мне хотелось бы немного подробнее поговорить о том, что стоит за обидчивостью, по каким причинам мы обижаемся.
Конечно, главной причиной обидчивости всегда бывает грех.
Бывает и так, что человек часто обижается на ближних от инфантильности, которая, кстати, тоже есть не что иное как проявление самолюбия и эгоизма. Инфантильный человек, как ребенок, постоянно требует внимания к себе, любви, ласки. И он обижается, когда ему этого не дают.
У отца Иоанна (Крестьянкина) как-то спросили, не обижается ли он на несправедливые замечания настоятеля храма, в котором он тогда служил.