В теории мы знаем, что Господь заповедовал прощать и т.п. Но как мы соблюдаем и знаем эту заповедь?

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»

ТЕМА 4.5 «Прощение как спасительный путь»

ВОПРОСЫ: 1. Неделя четвертая Великого Поста – прп. Иоанна Лествичника. «Лествица». 2. Святые отцы о памятозлобии и прощении. 3. В чем духовная ценность прощения и незлобия? В чем опасность памятозлобия? 4. Как понять – простили ли мы?

1. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ОДЕРЖИМОГО (Мк. 9:17-31).«Род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» - Христос об изгнании злого духа из человека.

2. НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ - ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА (VI-VII век) - христианский богослов, игумен Синайского монастыря. Основное аскетическое сочинение - «Ле́ствица» («лестница») - «Лествица райская», «Скрижали духовные», «О пути к Небу»

Образ заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12)

«Лествица» отличается глубокой духовной опытностью... Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение написано языком простым, но чистым и живым, - в немногих словах выражает многое, и потому полно силы (свт. Димитрий Ростовский)

В «Лествице» 30 глав - «ступеней» добродетелей, по которым христианин восходит к духовному совершенству (борьба с мирской суетой, послушание, покаяние, память о смерти, кротость и безгневие, непамятозлобие, молчание, целомудрие, молитва и т.д.).

3. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22). Молитва «Отче наш» о прощении

О прощении и удалении памятозлобия говорится в Слове 9«Лествицы»:

«2. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, отчуждение любви, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий.

4. Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие.

12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.

15. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. «Отпустите мало, и отпустят вам много» (Лк.6:37)

16. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит. 18. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна…»

Страсть Противоположные добродетели
Памятозлобие (злопамятность)– страсть, производная от гнева и гордости. Родственна обидчивости, ранимости, эгоизму. ____________________________________ ЗНАТЬ: негативные духовные плоды (вред), к чему приводит злопамятность и обидчивость (почему опасна?) 1) Потеря мира в душе и молитвы–тем самым мы увеличиваем свои скорби, приближаем духовную гибель. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24) 2) Является признаком нелюбви к ближним - проявляетсяв виде раздражительности и обид (страсть разрушительно влияет на отношения с ближним) 3) Теряется рассудительность Гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:20) 4) Происходят изменения в мышлении: - человек лишается власти над собой, когда поступает во власть страсти; - навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде (удерживаются воспоминания, иногда эти мысли доставляют «болезненную приятность»); - в тяжелых случаях - желание отомстить, наказать, взять реванш (ослепление желанием нанести удар, укол) 5) Оскорбления, обвинения, дурные слова и мысли, самооправдание (нанесение вреда другим и себе) Прощение – добродетель любви ____________________________________ ЧТО ДЕЛАТЬ И ЗНАТЬ: 1) Молитва за обидчика и за себя, в том числе и перед общением можно просить Бога даровать мир. «Без Христа никому ничего нельзя простить» 2) Следить за собой (трезвение, внимание) – не давать памятозлобию укорениться. Внимать движениям сердца (чаще в него заглядывать, приучить себя спрашивать во время вспышек – почему я недоволен, почему мне сейчас так плохо, потерян мир?) «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15) – т.е. все причины в нас самих. 3) Постараться встать на место обидчика, войти в его положение (эмпатия), пожалеть и оправдать (оправдать не грех, а человека). 4) Просить прощение первому 5) Принять обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры (прп. Макарий Оптинский) 6) Понимать, что страдаем не мы, а наше самолюбие, т.к.чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. 7) Пытаться посмотреть на человека глазами Бога с любовью 8) Понимать, что искушения отнимают у нас радость общения с Богом и время жизни Прощение – длительный процесс, а не однократный акт. Пребываем ли мы в этом процессе? Хотим, желаем ли простить?

-«Ближний - равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий», « Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они… обрывают наше самолюбие. Это врачи… производят в душе, сознание греха и жизненную реакцию» (св. Иоанн Кронштадский)

-«Я сам ежеминутный должник Господу духовно и телесно. Как же мне не иметь удовольствия прощать долги ближнему моему, духовные и вещественные, когда Господь мне прощает бесчисленное множество их? (св. Иоанн Кронштадский)

-«Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь все нам прощает, и не гнушается никаким грешником (прп. Силуан Афонский)

-«Милостыня есть – прощать» (авва Исайя)

-«…к стыду нашему, христиане, мы забываемся, и помилованные не милуем, и прощаемые не прощаем (свт. Филарет)

-«Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы» (прп. Исаак Сирин) – т.е. если хочешь научиться молиться, учись и прощать

«Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце…» (сщмч. Арсений (Жадановский)

-«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи. Сказать обидчику: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения» (митр. Антоний Сурожский)

-«Общение с Господом - это океан радости, а любые житейские искушения - это ничтожные капли, бесследно исчезающие в океане» (свт. Николай Сербский)

-«Нас огорчают, а мы всегда радуемся…» (2 Кор.6:10)

-«Будьте в мире между собою… Вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес.5:13-14)

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ: 1) Легко ли простить? 2) Есть ли у человека «право на обиду»? 3) Простить – значит ли проигнорировать обиду и признать, что ничего страшного не случилось? 4) Значит ли, что мы должны испытывать теплые чувства к обидчику и восстановить прежние отношения? 5) Не могу простить – что делать? 6) Что такое «псевдопрощение»? 7) Как понять, простил ли я?

ВЫВОДЫ:_______

ЗАДАНИЕ: Относиться к прощению ответственно, не допускать долгого оставления ситуации, связанной с обидой, злопамятством без решения. В случае обиды сугубо молиться Богу о помощи в прощении конкретного ближнего. Перед общением с обидчивым человеком молиться о мире.

_________

ПЛАН

Недели Великого Поста

1. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

2. Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

3. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

4. Неделя 4-я Великого поста. Иоанна Лествичника

5. Неделя 5-я Великого поста. Марии Египетской

6. Неделя 6-я Великого поста. Вербное Воскресенье. Вход Господень во Иеросалим

В прошлый раз беседовали о Кресте и его смысле.

В теории мы знаем, что Господь заповедовал прощать и т.п. Но как мы соблюдаем и знаем эту заповедь?

СО СТУПЕНЬКИ НА СТУПЕНЬКУ, ВВЕРХ (НЕДЕЛЯ ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА)

На папертях афонских монастырей я видел очень часто такую картину. Лестница от земли к небу. Большей частью в 30 ступеней – по книге св.Иакова. наверху – небо отверстое… Господь в лучах вечной славы Своей, праведники и ангелы. А по лестнице вверх поднимаются усталые люди.

Вот одновременно шестеро хотят начать свой путь. Они около нижней ступеньки. Но двое, очевидно, и не пойдут вверх по лестнице. Один из них в отчаянии сел около лестницы и плачет. В лице его дума: “Высоко, нечего и думать подняться, немыслимо…” И он, очевидно, так и будет, бессильный, сидеть, не пробуя встать. Плакать – мертвыми, бездеятельными, не двигающими вперед слезами.

Другой смотрит на лестницу спокойно и даже весело. Он тоже не думает подниматься вверх. “Высоко, не стоит… Хорошо и внизу”. И возвращается к… свиному корыту эгоистической жизни, к похотям мира сего…

Остальные четверо не остаются внизу. Они вместе поднимаются на первую ступень, но и они скоро разбрелись… Идут врозь. Один скоро обогнал других, но на середине лестницы остановился, усталый. И с отчаянием он смотрит вниз, у него больше нет сил, и он не хочет сделать еще одно усилие. И диавол тянет его за края платья…

Вся история христианских путей к небу в этой картине. Сколько людей и не начинают своего пути вверх из-за легкомыслия или из-за “духа уныния”, который мы просим удалить от нас в молитве св. Ефрема Сирина.

А те, которые пробуют подняться? Очень многие бросают свой подвиг на полудороге, в отчаянии, в сознании бессилия. Они забывают, что за слабыми – Бог. Что Ему нужно именно усилие нашей воли. Нам достаточно сказать себе: “Еще одну ступеньку!”, и силы найдутся. Их дает Источник всяческой силы.

Об Авве Диоскоре из Нахиаста рассказывают следующее. Каждый год он полагал начало какой-нибудь новой добродетели. “В этот год, – говорил он себе, – умножу пост. В этом не буду отвечать злым словом на злое. В третий постараюсь победить всякий гнев и всякую несправедливость”.

Терпение и настойчивость в добре – вот главное, что нужно желающим идти вверх по лестнице. Недаром Церковь молится в молитве св.Ефрема Сирина: “Дух же… терпения даруй ми, рабу Твоему”. Если вообще ничего нельзя в жизни человеческой сделать без терпения, то тем менее, можно победить “крутизны” восхождения к небу. Путь восхождения тяжел.

Из разных поучительных историй мы видим плоды добродетели прощения и трагические результаты, когда человек ожесточается перед своим ближним и не прощает. Вспомним рассказ из Ветхого Завета о Иосифе Прекрасном и его прощении после сделанного ему зла своими братьями, и как это подействовало на них (Быт. 37:2-50:26). Вспомним о прощении отцом своего блудного сына (Лк.15,11-32). Вспомним о Христе Спасителе и Его примере всем нам, когда Он молился о тех, кто распинал Его : “ Отче , прости им , ибо не ведают , что творят !” ( Лк. 23,34 ) Прислушаемся к себе, что мы переживаем по отношению ко Христу, когда читаем в Евангелии рассказ о распятии и Его слова в этот момент к Отцу Небесному. Читая, мы соприкасаемся с тем духом Христовой жертвенной любви, который передается и на нас и нам легче, пережив это, сказать: “прощаю и благославляю каждую человеческую душу.”

Но все таки прощение – это парадокс, чаще всего не совсем укладывающийся в логику нашего мышления. Например, нам, даже христианам, кажутся парадоксальны слова из Евангелия: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28).

Отец Иоанн ответил: «Да когда же обижаться-то? Мне на любовь времени не хватает, чтобы на обиды его тратить». Отец Иоанн был очень энергичный, живой и ревностный служитель Божий, ему было жалко хотя бы на минуту отвлечься от Бога, от любви к Нему и к ближним и задуматься о каких-то мелочных обидах.

У нас получается так: нас укололи — мы обиделись, нас не выделили — мы скорбим, перестаем любить человека, теряем к нему расположение, то есть мы не свободны, а зависимы. Как же нам приобрести внутреннюю свободу и силу всех любить? Всё это дает нам молитвенное правило.

Хочу рассказать вам такой случай из жития священномученика Петра (Зверева). В Прощеное воскресенье он пришел к архиепископу, поклонился ему в ноги и, поднявшись, сказал: «Христос посреди нас». Но архиепископ ответил: «И нет, и не будет». Обида сильно действовала в нем, и он не удержался, высказал те слова, которые подсказал ему дьявол. И страсть в его сердце осталась не исцеленной, наоборот еще более укрепилась. Дальнейшая судьба архиепископа Евдокима была очень печальной: он отпал от Православной Церкви и уклонился в обновленческий раскол. От малого проявления страсти, от несдержанности в словах, он постепенно дошел до падения и совершенного удаления от Бога.

В уставе Ватопедского монастыря есть даже особый пункт об этом. Там написано, что не говорить с братом — это смертный грех, который является препятствием к Причащению.

Известно, что некоторые старцы даже не допускали на исповедь тех людей, которые поддавались обидчивости.

Бороться с обидчивостью в особенности важно потому, что так мы боремся со своим эгоизмом, со всеми страстями. За обидой обычно всегда скрывается какая-либо страсть. И теперь мне хотелось бы немного подробнее поговорить о том, что стоит за обидчивостью, по каким причинам мы обижаемся.

Конечно, главной причиной обидчивости всегда бывает грех.

Бывает и так, что человек часто обижается на ближних от инфантильности, которая, кстати, тоже есть не что иное как проявление самолюбия и эгоизма. Инфантильный человек, как ребенок, постоянно требует внимания к себе, любви, ласки. И он обижается, когда ему этого не дают.

У отца Иоанна (Крестьянкина) как-то спросили, не обижается ли он на несправедливые замечания настоятеля храма, в котором он тогда служил.

Наши рекомендации