Значение сердца в наступающую эпоху 8 страница
В силу этого Учение Живой Этики говорит: «Весь мир делится на черных и на белых. Одни служат сознательно, другие – по свойству природы, и третьи представляют студенистую массу, не пригодную ни к чему» (Иерархия, 109). Именно черные и белые – это те, которые уже выявили свой лик, уже обнаружили одну из сторон своей двойственной природы, а студенистая масса – это те, которые не делают различия между добром и злом. Учение Живой Этики рассматривает таких шатающихся ниже, нежели прямых врагов Света, ибо черный может просветиться, может вступить на путь Света, но шатающийся не способен ни к чему и представляет собой подлежащий переработке космический сор. То же сказал про таких и Христос. «Знаю твои дела; ты не холоден и не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр., 3: 15-16).
"Зла нет самого по себе, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно проистекает от двух причин – и, так же как и добро, не есть независимая причина в природе.
Природа лишена добра или зла: она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или же посылая страдания, смерть и разрушая созданное ею. У природы есть противоядие для каждого яда, а ее законы – воздаяние за каждое страдание. Бабочка, съеденная птицею, становится этою птицею, и птичка, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это слепой закон необходимости и вечный порядок вещей, и потому это не может быть названо Злом в Природе. Истинное зло проистекает от человеческого разума и его происхождение всецело связано с рассудочным человеком, разобщившим себя с Природой. Таким образом, лишь само человечество есть подлинный источник зла. Зло есть чрезмерность добра, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже, и вы поймете, что кроме смерти – которая не есть зло, но неизбежный закон – и несчастных случаев, из которых ни один не остается без воздаяния в будущей жизни, – источник всякого зла, малого или большого, заключен в человеческих действиях, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в Природе.
Не природа порождает болезни, но человек. Его назначение и удел в системе природы – умирать естественною смертью, от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь, ни дикий (свободный) зверь не умирает от болезни. Еда, половые отношения, питье – естественные потребности жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и все это передается как величайшие бедствия будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобство тем, кого мы любим, путем приобретения почестей и богатств – похвальные естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого жестокого тирана, скупца, эгоистичного себялюбца, они приносят неисчислимые бедствия окружающим – народам так же, как и отдельным людям. Таким образом, все: еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, – они становятся источником и причиной зла как при их избытке, так и из-за отсутствия их. Сделайтесь обжорой, развратником, тираном – и вы станете породителем болезней, людских страданий и горя. Не имея всего этого – вы умрете с голоду, вас будут презирать как ничтожество, и большинство из окружающей толпы, ваши собратья, сделают из вас мученика на всю вашу жизнь. Так что винить надо не природу и не воображаемое Божество, но именно человеческую натуру, ставшую «низкой из-за себялюбия» (Чаша Востока, письмо XXIII).
Теперь необходимо осветить вопрос о существовании силы, противополагаемой Богу, или о существовании того, кого люди называют Сатаною, противником Бога. Для этого еще раз обратимся к тому источнику, который один только и может дать правильные по этому вопросу сведения. Е.П.Блаватская в Тайной Доктрине говорит: "Сатана всегда существовал как «Противник», как противодействующая Мощь, требуемая равновесием и гармонией сущего в Природе, как Тень, необходимая для более яркого проявления Света, как Ночь для большего выявления Дня и как Холод для большей оценки Тепла. "…" Вначале символы добра и зла были чистыми абстракциями, Светом и Тьмою.
Позднее символы их были избраны из самых естественных, вечно повторяющихся, периодических космических феноменов – Дня и Ночи или Солнца и Луны. Тогда же воинства Солнечных и Лунных Божеств стали олицетворять их, и Дракон Тьмы был противопоставлен Дракону Света.
Воинство Сатаны – такие же Сыны Бога, как и воинство… Детей Бога,
«представших перед Господом», их Отцом (см. Быт., 4)… В индусской философии Суры – самые ранние и самые светлые Боги, которые становятся Асурами только после низложения их фантазией браминов. Сатана никогда не принимал антропоморфического, индивидуализированного аспекта до тех пор, пока человек не создал «единого живого личного Бога»; и тогда лишь в силу первейшей необходимости. Нужна была ширма, козел отпущения, чтобы объяснить жестокость, ошибки и слишком очевидную несправедливость, совершаемые Тем, кому приписывались абсолютное милосердие, благость и совершенство. Это было первым кармическим следствием отвергания философского и логического пантеизма, чтобы построить подпору для ленивого человека в виде «Милосердного Небесного Отца», ежечасные и ежедневные действия которого, в качестве Творящей Природы, «Прекрасной Матери, но хладной как камень», опровергают подобные предположения. Это привело к первичным близнецам: Осирису – Тифону, Ормазду – Ариману и, наконец, к Каину – Авелю и всей совокупности противоположений. Будучи вначале синонимом Природы, Бог-Творец в конце концов был преображен в ее автора. "…" Всюду теории каббалистов изображают Зло как Силу противодействующую, но в то же время необходимую Добру, как дающую ему жизненную силу и существование, которого иначе оно никогда не могло бы иметь. Жизнь не была бы возможна без смерти; не было бы ни возрождения, ни восстановления без разрушения. Растения погибли бы в вечном солнечном свете, также и человек, который сделался бы автоматом без упражнения своей свободной воли и своего устремления к этому Солнечному Свету, который потерял бы для него свое бытие и значение, если бы он не имел ничего другого, кроме Света. Добро беспредельно и вечно только в том, что вечно сокрыто от нас, и вот почему мы его представляем себе вечным. На проявленных планах одно уравновешивает другое. "…" Между этими двумя противоречивыми понятиями мудр тот философ, который будет в состоянии решить, где исчезает Бог, чтобы уступить место Дьяволу! Потому, когда мы читаем, что «Дьявол есть лжец и отец лжи», то есть воплощенная ложь, и в то же время слышим, что Сатана, Дьявол, был Сыном Бога и самым прекрасным из Его Архангелов, мы предпочитаем обратиться за сведениями к пантеизму и языческой философии, нежели верить, что Отец и Сын есть гигантская, олицетворенная и вечная ложь.
Раз мы овладеем ключом к Книге Бытия, то научная и символическая Каббала раскроет нам тайну. Великий Змий Сада Эдема и «Господь Бог» тождественны, так же как Иегова и Каин – тот Каин, о котором теология говорит как об убийце и лжеце Богу! Иегова искушает царя израильского пересчитать народ, а Сатана в другом месте искушает его сделать то же самое. Иегова превращается в Огненных Змеев и жалит тех, кем Он недоволен, и тот же Иегова оживотворяет Медного Змея, исцеляющего их.
Эти краткие и кажущиеся противоречивыми утверждения Ветхого Завета – противоречивые потому, что обе Силы разъединены, вместо того чтобы рассматриваться как две стороны одного и того же, – есть отзвуки всемирных и философских догм в Природе, искаженных до неузнаваемости экзотеризмом и теологией и так прекрасно понятых первобытными мудрецами" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).
"Все, что мы читаем в Зогаре и в других каббалистических трудах относительно Сатаны, ясно показывает, что это «лицо» есть просто олицетворение абстрактного зла, являющегося орудием кармического закона, или кармы. Это есть наша человеческая природа и сам человек, ибо сказано, что «Сатана всегда близко и безвыходно переплетен с человеком». Вопрос лишь в том, насколько мощь эта латентна или активна в нас.
Потому, когда Церковь проклинает Сатану, она проклинает космическое отражение Бога; она предает анафеме Бога, проявленного в материи, или объективности, она проклинает Бога, или же вечно непостижимую Мудрость, открывающуюся как Свет и Тень, как Добро и Зло в природе, единым способом, доступным разуму человека" (там же, т. II).
Не владея символизмом ни Ветхого, ни Нового Заветов, экзотерическая наука и теология очеловечили силы Природы, и из закона причин и следствий создали и антропоморфного Бога, и антропоморфного Сатану, сделав их враждебными друг другу силами: одного – Творцом всякой благости и представителем Света; другого – творцом всякого зла и представителем тьмы. Между тем как эти Силы должны рассматриваться как действующие космические законы, необходимые для эволюции человека.
Только находясь под постоянным воздействием этих двух антагонистических начал мироздания и человеческой природы, человек может раскрыть свое сознание и развить свою волю. Ведь весь смысл эволюции только в этом заключается и к этому ведет. Только научившись отличать добро от зла, человек поднимается из низшего животного состояния к сознательному, разумному и божественному существованию. И только развив свою волю, человек перестает быть мячом судьбы и становится человеком в истинном значении этого слова, создателем своей судьбы и властителем сил природы.
Поэтому тот библейский Змей, который соблазнил первых людей в раю вкусить от древа познания добра и зла, совершил не зло, но великое благо человечеству. Благодаря этому произошел некоторый сдвиг в человеческом сознании, и люди начали отличать добро от зла. Великая заслуга Евы состояла в том, что, вкусив от древа познания добра и зла первой, она вывела и Адама из состояния тупого, неосмысленного блаженства к разумному, сознательному существованию.
Тайная Доктрина говорит, что не было ни врагов, ни темных демонов во Вселенной до появления человечества на Земле. Все это создается человечеством и появляется вместе с ним как результат развития жизни и выявления людьми одного из аспектов своей двойственной природы, а именно: аспекта демонического, когда принцип зла в сознании человека берет перевес над принципом добра.
Таким образом, из сказанного видно, что в мироздании нет ни «Единого Личного Бога», ни личного противника Бога – Сатаны. В Космосе существуют две великие силы – это ТЕОС и ХАОС. Теос – это коллективный Бог, это коллективный Разум Творческих Сил Космоса, это Небесное Воинство, или Иерархия Светлых Сил Космоса. Хаос – это несгармонизированное состояние материи, это грубая необузданная стихия, это грозная слепая сила, которая всегда стремится поглотить и уничтожить культурные достижения эволюции. Все усилия Творческих Сил Космоса всегда направлены на одоление Хаоса, на приведение его в гармоничное состояние. Эта вечная борьба Теоса с Хаосом есть вечная борьба Света с Тьмою, в которой Свет всегда побеждает Тьму, ибо на его стороне высшее достижение эволюции – Разум.
"Существует заблуждение, что темные являются антитезой Света и поэтому неизбежны – это ошибочно. Тьма, антитеза Света, не что иное, как непроявленный Хаос. Темные унижают явление борьбы Творящего Света с Хаосом. Темные свели одоление необузданных стихий к эгоизму повстанцев и начали вызывать Хаос вместо претворения его в рабочую силу.
Преступление это велико, и нельзя считать антитезой Света желание потушить Свет. Творческое одоление Хаоса, или «Дракона», постоянный подвиг. Но битва с темными лишь судорога, затрудняющая движение…" (Иерархия. 168).
Но ко всему вышеизложенному нужно внести поправку, касающуюся нашей планеты, которая находится в особом положении. Кроме упомянутых выше двух великих сил – Теоса и Хаоса, – нашей планете действует еще одна сила – это Хозяин нашей Земли, Люцифер. Прибыв вместе с другими Силами Света с высших планет для развития человечества нашей планеты и став Хозяином Земли, он вздумал вести развитие человечества не тем путем, какой существует в Космосе, но своим путем. В этом состояло восстание Люцифера и его падение, что сказалось в неисчислимых последствиях для земного человечества.' ' Истинное сказание о восстании и падении Люцифера, взятое из Криптограмм Востока, помещено в ч. 1, гл. 8 настоящего труда, Во-первых, как сказано в Криптограммах Востока, это дало миру Христа, который своей добровольной крестной жертвой парализовал вред, нанесенный обитателям Земли отходом Люцифера от действующих в мироздании законов. Не напрасно поэтому перед своею крестной смертью Христос сказал: «Ныне суд миру сему, ныне Князь мира сего изгнан будет вон» (Иоанн, 12: 31). Восстание и падение Люцифера потребовало учреждения на Земле Великой Ложи Белого Братства – учреждения, неизвестного на других планетах, имеющего своим назначением противодействие «падшему Ангелу» и «выправление курса корабля нашей планеты». Все это задержало развитие земного человечества, а происходящая все время борьба между Силами Света и восставшим Люцифером, которая в наше время приходит к своему концу, создала тяжкое и опасное положение как для Земли, так и для ее обитателей. Эта борьба и есть тот апокалипсический Армагеддон, о котором в Откровении говорил св. Иоанн и о котором все время твердит последнее Откровение – Учение Живой Этики.
Таким образом, хотя законы развития жизни не предусматривают существования в Космосе сознательной злой силы, которая противодействовала бы Благим Творческим Силам, но на нашей планете сам Хозяин Земли явился ее губителем и той сознательной злой силой, которая в сознании людей стала Дьяволом и Сатаной. Но из того же Откровения мы знаем, что Водитель Светлых Сил нашей планеты, Великий Архистратиг Михаил, победит Дракона, Змия древнего. Из сказанного ясно, что существующее на нашей планете положение есть временное явление и не должно рассматриваться как непреложный закон природы.
Ввиду того что более полные и подробные сведения о роли и значении Люцифера сообщаются лишь в наше время, о нем существуют некоторые неправильные и превратные мнения. Так, некоторые каббалистические и гностические писатели – эзотерики – отождествили его с противоположной полярностью Вселенского Начала, сделав его сотрудником Бога. Между тем из изложенного выше ясно, что такой противоположной полярностью Вселенского Начала является Непроявленный Хаос, но не Люцифер.
Непроявленный Хаос действует во всем мироздании, тогда как Люцифер имеет значение только для нашей планеты. Поэтому нужно опровергнуть установившееся ходячее мнение, что Люцифер, как сотрудник Бога, добровольно опустился в низины ада, чтобы помогать развитию человечества; и полагать, что Бог является силой, влекущей людей сверху, а Люцифер – силой, подталкивающей их снизу, не имеет никакого основания. Он – просто падший Ангел, не помогающий Богу в развитии людей, но толкающий их в бездну. Поэтому не напрасно Люцифер, то есть Носитель Света, другое имя которого Самаэль, стал в сознании людей Сатаной.
"Падение Люцифера в том и состояло, что он пошел против закона эволюции, или Воли Космоса. "…" Так, в то время когда Великие Собратья Люцифера, пришедшие с ним на нашу Землю, строят вечное движение, в то время как Они говорят: «К чему одна Земля, когда суждены все миры», и тем создают правильный путь человечества, когда широким кооперативом с дальними мирами будет заложен настоящий обмен, Люцифер предпочитает отгородиться от соседей. Но при единстве Бытия, при законе взаимообмена всякая обособленность приводит лишь к отмиранию или смерти. Но Люцифер мог только затруднить, но прервать поток жизни не мог. Именно его восстание и проведение им плана самодовления земной материи вызвало корректив в лице Белого Братства, Учреждения, незнакомого другим планетам по своей невольной боеготовности. Как сказано, ведь «борьба отчаяния переменила Носителя Света, и его рубиновая аура наполнилась алым заревом. Последователи его, поистине, стали прибегать к постыдным средствам, которые лишь задерживают сроки но не исчерпывают судьбу. Потому доспехи и мечи Братства с радостью могли бы быть перекованы на части лабораторных аппаратов гораздо раньше, и Лестница Света, звено Земли и Неба, могла быть гораздо ближе. Как можно вспомнить последнего Великого Учителя, принявшего позорную смерть за то, что, казалось, уже давно известно человечеству!» "…" Люцифер есть Князь мира сего (Земли) в полном значении этого слова.
Дух его в потенциале своем имеет все тождественные энергии, присущие Земле. При нормальном положении Хозяин Земли вознес бы материю, наполняя части ее сознанием единства. Ведь Дух Владыки планеты проходит через человеческую форму как первоучитель овладения присущей ей материей, и потому он является знатоком свойств этой материи. При достойном состоянии, он ценный друг всех новообразований, нет противных действий, лишь поиски взаимополезные. Но не так мыслит Хозяин Земли, он не желает дружбы духа.
Теперь можно представить себе, как знает все коридоры Хозяин Земли и насколько всякое излишнее просвещение не отвечает его плану. Его слуги не прочь узнать для себя полезное и даже имеют совещания, как употребить находки во вред движению духовности. Но его несчастье в том, что движения духа очень быстры и резервуар Источника Белого Братства велик. Но в изобретательности ему отказать нельзя, особенно теперь, когда наступили сроки".
"Хозяин Земли нашей прошел свою низшую эволюцию на другой планете, и ему не было необходимости вновь опускаться в копи зла, для того чтобы познать вершины добра. Именно, Хозяин Земли не принес никакой жертвы человечества ради, ибо он должен был передать землянам свое знание, развиваться и подыматься вместе с обитателями своей планеты. На самом же деле именно он принес все человечество в жертву своей самости и гордыне.
Истинные самоотверженные Искупители и Спасители человечества в лице христианских Архангелов или восточных семи Кумар пришли с высших планет, отказались от высшей эволюции, чтобы помочь земному человечеству. Обособление Земли и задержка в ее эволюции задуманы были Хозяином Земли при самом раннем появлении человечества в нашем Круге.
Потому не следует поэтизировать Самаэля, этого истинно падшего духа.
Дух этот не сотрудник Божественного Начала, не может он быть и противоположением Вселенского Начала, ибо его проявление является чисто местным и влияние его не распространяется дальше низших сфер нашего ничтожного шарика.
Также Хозяин Земли никогда не был наипрекраснейшим и наибольшим Архангелом. Такими эпитетами наградила его щедрость средневековых поэтов-каббалистов. Он был одним из Элохимов, но Наипрекраснейший среди Них и посейчас стоит на несменном дозоре и на протяжении неисчислимых эонов выправляет курс корабля человечества. Именно Архистратиг Михаил во главе Воинства Света сражается с воинством Самаэля.
Итак, Самаэль поистине заслуживает название противника и предателя рода человеческого. Именно он способствовал закреплению в человеке всех его отрицательных сторон. Преступление это велико, но, как сказано, – «нельзя считать антитезою Света желание потушить Свет».
Именно Самаэль не есть антитеза Света, или непроявленный Хаос.
Творческое одоление Хаоса, или «дракона», есть извечный подвиг мира проявленного. Мироздание держится на основе этой борьбы проявленного с непроявленным. «Но битва с темными лишь судорога, затрудняющая движение» (см. Письма Е.Рерих: от 18.1.36).
В связи со всем вышесказанным находится вопрос о появлении и приходе в мир Антихриста, прихода которого, ввиду библейских предсказаний и исполнившихся сроков, мир напряженно ждет. О приходе в мир Антихриста и рождении его от «жены скверны» написано много сочинений. Указывается иногда место и даже та скверная жена, от которой должен родиться Антихрист. Все это результат экзотерического толкования прикрытых символами эзотерических истин. Между тем этой скверной женой является само человечество, которое породило и продолжает порождать врагов Христа – антихристов. Именно святой Иоанн говорит в Откровении о развившем высокую технику человечестве, которое «будет даже огонь с неба сводить», но не об Антихристе как определенной сущности. Такой коллективный антихрист появился и существует со времен появления Христа. Все враги, все лжетолкователи и исказители Учения Христа, которые Его Учение заменили своим, все это – антихристы, которых в последнее время появилось особенно много.
В заключение вопроса о существовании добра и зла как принципах развития жизни нужно вкратце пояснить сказания и легенды о «Падших Ангелах» и о «Войне на Небесах». Эволюция жизни на планете начинается с «нисхождения Богов на Землю», которые должны воплощаться в зарождающейся человеческой расе. Это нисхождение Богов на Землю есть падение в материю, падение в зарождение. Падение это нужно понимать в том смысле, что нисхождение в материю лишает высокого Духа некоторых его высших способностей, и белоснежные крылья Светлого Ангела, прикосновением к материи, оказываются уже несколько запятнанными.
Потому, хотя «падшими Ангелами» эзотерическое Учение считает тех Ангелов, которые, исполняя закон эволюции, пали в зарождение, но в сущности ими скорее могли бы называться те Ангелы, которые отказались воплощаться, отказались творить себе подобных, ибо такие Ангелы были тоже. Но Тайная Доктрина говорит, что они отказались создавать себе подобных потому, что не могли дать того, чего не имели сами, то есть формы, ибо были сами бесплотными Духами. Но из сказанного выше нам ясно, что «падшим Ангелом», в буквальном значении этого слова, может считаться Хозяин Земли – СамаэльЛюцифер.
Что касается «Войны на Небесах», то такая война на небесах никогда не прекращается. Борьба Творческих Сил Космоса с необузданными стихиями, или Проявленного Мира с Непроявленным Хаосом, происходит всегда. Свет всегда борется с Тьмою, и Свет всегда побеждает, на этом основана эволюция всего мироздания. «Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая битва – между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновении этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычей одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком. Третья битва шумит в бесконечности, в пространстве, между тонкими энергиями и волнами Хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри» (см. Письма Е. Рерих'. от 23. 4. 38). Упоминаемая же в Откровении «Война на Небесах» есть столкновение воинства Михаила с воинством Самаэля.
Покончив с вопросом о добре и зле как принципах развития жизни в мироздании, а также выяснив роль и значение в жизни человечества Люцифера, необходимо перейти к другой стороне этого вопроса, необходимо выяснить роль и значение темной и злой силы, которая является порождением самого человечества. Из того, что уже сказано, становится ясным, что это та часть человечества, которая в своей эволюции выявила демонический аспект своей сущности. Эти человеческие порождения есть враги эволюции, противники Бога и той части человечества, которая в своем стремлении к совершенствованию, к Свету, Истине и знанию развивает божественный аспект своей природы. Эти истинные слуги тьмы ведут постоянную и упорную борьбу против всякого служителя Света и знания, и о них будет речь во второй половине настоящей главы.
Хотя каждое религиозное учение содержит указания о существовании врагов Света – сил тьмы, большинство человечества западного мира, введенное в заблуждение позитивной наукой, которая отрицала все невидимое, перестало считаться как с реальностью с существованием своих мощных врагов и злейших губителей. Еще не миновало то время, когда вера в существование темных сил рассматривалась как показатель невежества и отсталости. Еще и теперь образованный человек в так называемом образованном обществе никогда не осмелится начать разговор на эту тему, не рискуя стать предметом шуток и быть осмеянным.
Конечно, раз представители науки, с мнением которых нельзя было не считаться, утверждали, что никакой темной силы нет, то она ушла из поля сознания человека западного мира. Все разговоры о тьме и темных силах стали для него детским лепетом и бабьими сказками. Но теперь мы знаем, что человеческая наука часто ошибается, и в этом вопросе она ошиблась больше, чем в каком-нибудь другом, ибо божественная наука утверждает обратное. Учение Живой Этики не только утверждает существование темных сил, но дает целый ряд указаний, как их распознавать и как с ними бороться.
Время веры в ошибочные выводы науки миновало. Отрицание существования темной силы в наше время должно рассматриваться не как мнимое, но как бесспорное невежество, и не только как невежество, но и как сотрудничество с тьмою, ибо лишь представители тьмы могут отрицать свое существование для того, чтобы беспрепятственно устраивать свои темные дела.
Существование злой, темной силы, враждебной всему, что есть в человеке высокого и светлого, является настолько значительным фактором в жизни и эволюции человечества на нашей планете, что оставить этот фактор без внимания, не изучив как его самого, так и всех способов воздействия его на человека, будет преступлением против самого себя. Ведь только благодаря тому, что существование темной силы оспаривалось, она приобрела огромную власть над человечеством. Многие тысячи и миллионы незнающих людей попались в ловко расставленные сети и погибли или погибают.
Усилие темных привлечь на свою сторону представителей человечества особенно сильно проявляется в наше время, время смены эпох, когда решается участь планеты и всего, что ее населяет и окружает, как обитателей видимого, так и обитателей невидимого мира. Чуя свое поражение, силы тьмы прилагают все усилия, чтобы привлечь на свою сторону возможно большее число представителей человечества, для чего они не брезгуют никакими средствами. Весь мир, как говорит Учение Живой Этики, разделился на светлых и на темных. Но поскольку как сами темные, так и их земные сотрудники не могут похвастать и взять перевес над светлыми своим качеством, то они стараются взять количеством.
Поэтому темное воинство огромно. К нему принадлежат не только сами темные, но и огромная студенистая, серая масса бессознательных людей, ибо Силы Света считают своими помощниками и сотрудниками лишь сознательно стремящихся к Свету, лишь сознательно работающих для эволюции мира.
Незнающий человек вправе спросить: для чего, в сущности, силы тьмы стараются завлекать и ловить в свои сети земное человечество? Для чего им это нужно? Они делают это для своего спасения. Этим способом они борются за свое существование. Они препятствуют наступлению Светлой эпохи, ибо знают, что наступление Светлой эпохи не только ограничивает их власть над человечеством, но является прямой угрозой для их существования. Если их шансы на победу над Силами Света будут слабы, они готовы на взрыв и гибель планеты, надеясь подобным образом спастись на обломках планеты от уготованной им участи.
Сказанное с достаточной ясностью говорит об опасном положении как всей планеты, так и каждого человека в отдельности. Необходимо это осознать. Необходимо определить свое отношение и принадлежность к одному из этих огромных лагерей борющихся сил, и тот, кто признает себя воином Света, должен изучить сноровку и приемы своих врагов.
Осознание врага и изучение способов его действий есть первый шаг к одолению врага. Учение говорит:
"Планета совершает круг, который приводит все к завершению. Приходит время, когда каждое начало должно выявить весь свой потенциал. Эти круги рассматриваются в истории как падение или расцвет. Но нужно принять эти ритмы именно как торжество Света или тьмы. Настало время, когда планета приближается к такому кругу завершения, и лишь самое насыщенное напряжение потенциала даст победу. Круг завершения пробуждает все энергии, ибо в окончательной Битве будут принимать участие все силы Света и тьмы – от Самого Высшего и до отбросов.
Чуткие духи знают, почему проявляется столько Высшего, наряду с преступным и косным. В бою перед кругом завершения будут состязания всех пространственных, земных и надземных Сил. На пути к Миру Огненному сотрудники должны помнить Веление Космоса" (Мир Огненный, ч.
Ill, 350).
Итак, все силы, как земные, так и надземные, как Светлые, так и темные, будут принимать и уже принимают участие в Армагеддоне, в этой великой битве Света с тьмою, от Самого Высшего до отбросов как земного, так и надземного мира. Сознаем мы это или не сознаем, это сути дела не меняет. Наше участие в этой великой битве предрешено космическими законами и предсказано Учителями человечества тысячелетия тому назад. Как бы ни казалось ничтожным наше участие в жизни нашей планеты, но каждый наш шаг, каждый поступок, каждая мысль льют воду на мельницу или Сил Светлых, или темных и способствуют или победе Света, или тьмы. Поэтому так важно узнать все подходы или уловки темных, чтобы не попасть в расставляемые ими сети.
"Силы тьмы наступают различными способами, утверждаясь в слоях, которые находятся ближе к Свету. В Тонких Сферах эта близость, конечно, невозможна, но в земных слоях, где настолько сгущена атмосфера зараженными газами, конечно, силы тьмы стараются приблизиться к Свету. Импульс разрушения устремляет силы тьмы к тем Светочам Истины. Не так страшны враги, поднявшие меч, как те, проникающие под личиною Света. Есть сознательные и бессознательные орудия тьмы. Бессознательные на первых порах будут творить как бы в унисон с творимым добром, и эти носители зла заражают каждое чистое начинание. Но сознательные служители зла придут в храм с вашей молитвой, и горе нераспознавшим! Для них уготованы темные тенета.