Много болезней,один рецепт 5 страница

Будь тотален в своих действиях, и если ты тотален, тебе придется быть осознанным; никто не может быть тоталь­ным без осознанности. Быть тотальным значит не думать ни о чем другом. Если ты ешь, ты просто ешь; ты тотально здесь и сейчас. Еда — это все: ты не просто набиваешь себя пищей, ты наслаждаешься ею. Тело, ум, душа — все они сонастроены, пока ты ешь, и есть гармония, глубокий ритм во всех трех слоях твоего существа. Тогда еда может стать медитацией, ходьба может стать медитацией, когда ты но­сишь воду из колодца, это может стать медитацией, когда ты готовишь пищу, это может стать медитацией. Мелочи транс­формированы: они становятся светящимися действиями.

Начни с Центра

Одно нужно понять: молчание — не часть ума. Поэтому каждый раз, когда мы говорим:

«У него молчаливый ум», — это чепуха. Ум никогда не бывает молчаливым. Само существо ума — анти-молчание. Ум — это звук, не мол­чание. Если человек действительно в молчании, тогда мы должны сказать, что у него нет ума.

«Молчаливый ум» — это противоречие в терминах. Если ум есть, он не может быть молчаливым; а если он молчалив, его больше нет. Именно поэтому дзэнские мо­нахи используют термин «не-ум», никогда не «молчали­вый ум». Не-ум — это молча­ние, и в то мгновение, когда есть не-ум, ты не можешь чувство­вать тела, потому что ум — это коридор, через который проис­ходит сообщение с телом. Если есть не-ум, ты не можешь чувствовать себя телом; тело исчезает из сознания. Нет ни ума, ни тела — лишь чистое существование. Это чистое су­ществование показывает мол­чание.

Как достичь этого молчания? Как быть в этом молчании? Все, что ты можешь сделать, будет бесполезно; это величайшая про­блема. Для искателя молчания это величайшая проблема, пото­му что, что бы ты ни сделал, это ни к чему не приведет, — пото­му что делание неуместно. Ты можешь сидеть в определенной позе — это твое действие. На­верное, вы видели позу Будды;ты можешь сидеть в позе Буд­ды — это будет действием. Для самого Будды эта поза случи­лась. Она не была причиной его молчания; скорее, она была по­бочным следствием.

Когда ума нет, когда суще­ство тотально молчаливо, тело следует, как тень. Тело при­нимает определенную позу — самую расслабленную позу, самую пассивную. Но нельзя сделать наоборот. Ты не можешь сначала принять позу, чтобы за ней по­следовало молчание. Из-за того, что мы видим, что Буд­да сидит в определенной позе, мы думаем, что за этой позой следует внутреннее молчание. Это неверное за­ключение. Для Будды внутреннее явление случилось сначала, а лишь потом последовала поза.

Посмотри на это из своего собственного опыта: когда ты в гневе, тело принимает определенную позу. Твои глаза наливаются кровью, твое лицо принимает опреде­ленное выражение. Гнев внутри, и тело за ним следу­ет — не только снаружи, но и внутри, вся химия тела меняется. Твоя кровь бежит быстрее, ты по-другому дышишь, ты готов бороться и защищаться. Но гнев происходит сначала; тело следует за ним.

Начни с другого полюса: сделай глаза красными, со­здай быстрое дыхание, делай все, что, по-твоему, делает тело, когда ты испытываешь гнев. Ты можешь сыграть, но не сможешь создать гнева внутри. Актер делает это каж­дое мгновение. Когда он играет роль любви, он делает все, что делает тело, когда внутри происходит любовь, но люб­ви нет. Актер сделает это лучше тебя, но любви не последует. Он будет по видимос­ти более гневным, чем ты в настоящем гневе, но это будет ложным. Внутри ничего не про­исходит.

Каждый раз, когда ты начи­наешь снаружи, ты создашь ложное состояние. Настоящее всегда случается сначала в центре, затем его волны дости­гают периферии.

Глубочайший внутренний центр — в молчании.. Начни оттуда.

Лишь из молчания рождается действие. Если ты не в молчании — если ты не знаешь, как сидеть в молчании или стоять в мол­чании в глубокой медитации, — что бы ты ни делал, это будет реакцией, не действием. Ты реагируешь. Кто-то тебя оскорбляет, нажимает на кнопку, и ты реагируешь. Ты испытываешь гнев, ты набрасываешься на него — и ты называешь это действием? Это не действие, заметь, это реакция. Он манипулирует тобой, а; ты марионетка. Он нажал на кнопку, и ты включился, как машина. Точно так же, как ты нажимаешь на кнопку, включая или вы­ключая свет, — именно это люди делают с тобой. Они тебя включают и выключают.

Кто-то приходит и тебя хвалит, надувает твое эго, и ты чувствуешь себя великолепно. Потом кто-то прихо­дит и прокалывает тебя, и ты просто сдуваешься и пада­ешь на землю. Ты не хозяин самому себе. Кто угодно может тебя оскорбить и сделать печальным, гневным, раз­драженным, взвинченным, насильственным, безумным. И кто угодно может тебя похвалить и заставить почувство­вать себя на высоте, почувствовать себя величайшим из людей, в сравнении с которым меркнет Александр Вели­кий. Ты действуешь в соответствии с манипуляциями других. Это не настоящее действие.

Будда шел по деревне, и люди пришли и стали его ос­корблять. И они употребляли все оскорбительные слова, ко­торые только знали, — все трехбуквенные* слова, которые только знали. Будда стоял и молча слушал, очень внима­тельно, а потом сказал:

— Спасибо, что вы пришли ко мне, но я тороплюсь. Я дол­жен добраться до следующей деревни, меня там ждут. Я не могу сегодня посвятить вам больше времени, но завтра я вернусь, и у меня будет боль­ше времени. Вы можете сно­ва собраться, и завтра, если ос­танется еще что-то, что вы хо­тели мне сказать, но не смогли, вы сможете это сказать. Но сегодня — извините.

Эти люди не могли поверить своим ушам, своим гла­зам: на этого человека совершенно ничего не действова­ло, ничто его не отвлекало. Один из них спросил:

— Ты что, нас не расслышал? Мы оскорбляли тебя, как только могли, а ты даже не ответил! Будда сказал:

— Если вы хотели ответа, то пришли слишком позд­но. Вы должны были прийти десять лет назад, тогда бы я вам ответил. Но за эти десять лет я перестал подда­ваться манипуляциям других. Я больше не раб, я сам себе хозяин. Я действую согласно самому себе, не кому-то другому. Я действую согласно моей внутренней по­требности. Вы ни к чему не можете меня вынудить. Все в полном порядке — вы хотели меня оскорблять, вы меня оскорбили. Пусть это принесет вам удовлетворе­ние; вы прекрасно сделали свою работу. Но, что касается

Наши рекомендации