Путешествие в беспредельность 5 страница
В общих чертах она схожа с хатха-йогой, но отличается от нее во многих отношениях— и особенно это касается описанного здесь метода позы ваджры. Цель здесь не достичь совершенства в выполнении позы, а войти и состояние налма как можно быстрее. А потому, если у вас есть какой-то опыт занятий хатха-йогой, не подходите к этому упражнению с привычной установкой — особенно если вы занимались той разновидностью хатха-йоги, в которой вам рекомендовали до предела напрягать физические силы и силу воли. Не забывайте, что ваша задача — достичь налма. А для этого самое главное — научиться ставить ноги таким образом, чтобы изнеможение наступало почти мгновенно. Если вы всерьез занимались хатха-йогой, тело у вас, скорее всего, очень гибкое и тренированное, и в таком случае вы должны будете выполнять позу ваджры в точном соответствии с указаниями, не давая себе никаких поблажек. Короче говоря, чем выше уровень физической подготовки, тем труднее будет выполнить позу ваджры так, чтобы она по-настоящему сработала, — а чтобы она сработала, необходимо задействовать осознание. Если состояние налма не наступает слишком долго, попробуйте добиться совершенной симметрии в позе. Для этого соедините подошвы точно так же, как ладони, и раздвиньте колени шире.
Если вы захотите подкрепить физическое упражнение визуализацией, то можете прибегнуть к внутреннему аспекту этой практики: визуализируйте свое тело в виде темно-синей ваджры, окруженной ореолом небесно-голубого пламени. Внутри сферы в центре ваджры должен помещаться небесно-голубой слог ХУМ. На вдохе ХУМ должен сжиматься до раз мерой ногтя на мизинце, а на выдохе — расширяться до тех пор, пока не превзойдет по величине ваджру вашего тела.
Визуализация сделает это упражнение эффективнее, но, если она покажется вам слишком сложной, просто сосредоточьте присутствие осознания на ощущениях, которые вызывает сама поза. Как и другие упражнения на визуализацию, этот метод будет работать эффективно лишь при условии, что вы получите передачу от опытного мастера.
Глава 9
ЖИВЫЕ ВРАТА
Одновременное осознание спокойной глади озера и рыбы, выпрыгивающей из воды, — это первый проблеск опыта недвойственности. Обсуждая выше практики ши-не и лхаг-тонг и описывая возникновение намтогов, мы прибегли к такому сравнению: рыба выпрыгивает из пустоты и поднимает рябь на поверхности озера. Эта ситуация включает три необходимых условия: спокойное озеро, прыгающая рыба и осознание, присутствующее в том и другом. Прежде чем перейти к разговору об осознании, одновременно присутствующем в спокойном озере и прыгающей рыбе, следует понять кое-что о контексте, в котором эти условия одновременно и подлинны, и иллюзорны.
Говоря о наличии трех необходимых условий, мы рассуждаем с точки зрения пути, а не его плода или результата — и тем самым расчленяем на части опыт, который в действительности неделим. Не понимая этого, мы не сможем подступить к постижению данной практики. Кое-кому, возможно, покажется, что расчленять цельный опыт исключительно ради того, чтобы постичь его цельность, — значит только усложнять задачу. Но по мере того как мы подходим все ближе к подлинной практике дзогчена, парадокс все чаще оказывается единственно возможной формулировкой наставления.
С самого начала необходимо ясно отдавать себе отчет, что расчленение это служит лишь для того, чтобы описать методы практики с учетом особенностей двойственного склада ума. Условия практики представлены отдельными друг от друга только для того, чтобы определить нечто цельное в терминах нашего двойственного опыта практики. Сам факт, что мы способны отличать эти условия друг от друга, не только характеризует наше так называемое двойственное состояние, но и снабжает нас методологией для постижения недвойственности.
Естественное развитие лхаг-тонг выводит нас на стадию, именуемую «ньи-ме». «Ньи-ме» означает «нераздельность». Посредством практики ньи-ме мы приближаемся к недвойственности и достигаем порога, за которым начинается собственно практика дзогчена. Цель стадии ньи-ме — перестать отличать свойства восприятия пустоты от свойств восприятия формы. Необходимо постичь, что все эти переживания обладают единым вкусом. Необходимо войти в состояние, в котором ничто не будет отвлекать нас от присутствия осознания — ни ментальные события, ни их отсутствие.
На самом деле практиковать ньи-ме невозможно: просто на определенном этапе практики стадия ньи-ме наступает сама по себе. Это происходит тогда, когда состояния ши-не и лхаг-тонг вдруг начинают чередоваться самопроизвольно. Это естественное движение проявляется само собой. С точки зрения дзогчена. оба состояния — и покой (не-па), и движение (йо-ва) — искусственны, поскольку оба они неполны. И только когда оба они начнут возникать свободно и непроизвольно, проявляется естественная природа реальности. И когда осознание практикующего сольется нераздельно с этой естественной природой, он постигнет на опыте, что такое единый вкус пустоты и формы.
Но достичь такого состояния не всегда удается сразу: быть может, еще довольно долго вы будете испытывать всего лишь чередование покоя (не-па) и движения (йо-ва). Целенаправленно искать единый вкус покоя и движения невозможно.
Невозможно практиковать ньи-ме. Но в ваших силах открыто принимать возможность того, что рано или поздно вы испытаете единый вкус — а это само по себе и будет состоянием ньи-ме. Ньи-ме — это просто способность пребывать либо в безмыслии (ми-тогпа), либо в движении мыслей (йо-ва).
Глава 10