День третий — мир растений
Быт. 1:9-13,2:4-6).
14. Как была упорядочена поверхность земли? Что появилось на ней некоторое время спустя? (Прим. 6).
15. Как была названа суша? А собрание вод?
16. Что повелел Господь произвести земле?
17. Каким законом управляется воспроизведение? (Прим. 7).
18. Повиновалась ли земля приказанию? (Прим. 8).
19. Назовите слагаемые третьего дня Творения?
День четвертый — солнце, луна и звезды
Быт. 1:14—19).
20. Чему Господь повелел явиться? (Прим. 9).
21. Чем стали для земли эти светила?
22. Назовите слагаемые четвертого дня Творения?
Вопросы для размышления:
1. Что входит в понятие «творить»? (См. объяснение этого слова в библейском словаре).
2. Каково различие между понятиями «творить» и «образовать или оформить»?
3. Что составляет и заполняет небесную твердь?
4. Объясните выражение «по роду ее» (Быт. 1:11, 12, 21:24, 25).
5. Как мы определяем день, год, времена года (сезоны)?
Примечания:
1. «При Творении земли Бог не был зависим от какой-то первозданной, извечной материи. «Он сказал — и сделалось, повелел — и явилось». Все материальное и духовное предстало пред Господом Иеговой по Его слову и было создано для Его собственных целей: небеса и все воинства их, земля и все, что на ней возникло к существованию по духу уст Его» (Служение исцеления).
2. Бог вызвал к существованию все сущее, были уже все не-обходимые элементы всего, когда-либо бывшего на земле. В этой бесформенной массе находилось вещество, из которого Он после создал растения, животных и, наконец, человека. И с тех пор больше ничего не было сотворено вновь, так как «дела Его были совершены еще в начале мира»(Евр. 4:3).
3. «Дух Божий носился над водою». Запомните! Это выражение в еврейском языке условно можно сравнить с тем, когда, например, курица сидит на яйцах. Жизнь в яйце начинает развиваться под влиянием сообщаемого ему равномерного тепла, и так до появления на свет живого цыпленка. Подобным образом действовал Дух Божий, образуя чудесные формы жизни из того, что казалось бесформенным и лишенным смысла.
4. Неделя Творения была буквальной и состояла из семи дней, подобно всем другим неделям, последовавшим по окончании Творения. Каждый день Творения состоял из вечера и утра, или же из ночи и дня, как и все последующие дни. Материя созидалась во тьме, такой тьме, какую трудно себе представить. Это была истинная ночь или, как в сказано Книге Бытие: первый вечер. «И сказал Бог: да будет свет» и ниспослал свет от Себя Самого, от Своего трона, ибо Он есть Свет. И свет воссиял над землею, и это был день, истинное первое утро.
5. Твердь — это пространство вокруг нашей земли, заполненное воздухом, то есть то, что теперь называется атмосферой. Вся материя была вначале в жидком состоянии. Когда над землею воссиял свет, часть воды превратилась в пар. Этот пар обволакивал землю в течение второго дня Творения, когда воздух, который тяжелее пара, вытеснил эти пары вверх над поверхностью земли. Над поверхностью земли носится целый океан воды, удерживаемый атмосферой. Мы видим только часть этих вод, которые в процессе охлаждения превращаются в облака, но основная масса этих верхних вод невидима. Пожалуй, об этом говорит ап. Петр: «в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Петр. 3:5).
6. В течение второго дня Творения огромные массы воды превратились в пар, в результате на поверхности земли осталось немного воды и преобладала суша. Теперь, как известно,, три четверти поверхности земли покрыты водой, кроме того, много места занимают непригодные для обитания пустыни и горы. Но этого не было в допотопном мире. Бог творил землю для жительства. Грех, однако, нарушил этот план Божий. Соотношение между водной поверхностью на земле и сушей было изменено потопом. Когда же земля обновится, будут восстановлены те же пропорции и соотношения, которые были в начале. Недаром пророк Иоанн, рассматривая землю в обновленном виде, замечает: «И моря уже нет» (Откр. 21:1).
7. Когда Бог повелел растениям и животным производить потомство «по роду своему», Он тем самым обнародовал один из Его наиболее чудесных законов. Это значит, что, замыслив вырастить пшеницу, мы сеем семена пшеницы и пожинаем не что иное, как пшеницу; яблоки растут на яблонях; потомство животных во всем подобно их родителям. Какой это мудрый закон! Вообразите, какой был бы беспорядок, если бы все происходило наоборот! И как истинно: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).
8. Человек, вторгаясь в мир растений и животных, пытается вывести новые виды, но это ему никак не удается. Кое-что, порожденное грехом, можно удалить, как, например, острые колючки на кактусах, но абсолютно новых видов растений и животных так и не удалось вывести. Заботливым уходом, селекцией и спариванием можно вывести более или менее устойчивые разновидности, но отнюдь не новые виды растений и животных.
9. Солнце, луна и звезды воссияли над землей на четвертый день Творения, однако свет появился уже три дня назад. Свет этот исходил непосредственно от Бога, Который есть истинный Источник всякого света. Хотя земля получает истинный свет от солнца, мы не должны забывать, что оно освещает землю днем, а луна — ночью. Эти небесные тела имеют и другое предназначение. Они являются знаком любви Божьей и Его заботы в отношении Его творения, и через них же Он подает знамения о Своем скором пришествии.
___________________________________________________
Урок 4.
Творческая неделя
(Быт. 1:20—31; «Патриархи и пророки» 2 глава).
Пятый день — птицы и рыбы
Быт. 1:20-23).
1. Что сотворил Бог в воздушном и водном пространствах?
2. Какое благословение произнес Бог на этих животных?
3. Каковы слагаемые пятого дня Творения?