А. Это положению правителей, которые правят не Шариатом Ислама во многих мусульманских странах.
Они являются неверными (куффар) в соответствии со словами Всевышнего:
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверными (кафирун)» (Аль-Ма’ида, 5:44).
И в соответствии с Его, Всевышнего, высказыванием:
«...даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других» (Аль-Ан’ам, 6:1).
...а также в соответствии с другими доказательствами. И большинство этих людей заявляют о своем Исламе. Поэтому своим неверием они стали вероотступниками.
Правда заключается в том, что эти правители своим правлением не тем, что ниспослал Аллах, издают для людей, какие хотят законы. Таким образом, они сделали себя господами и богами для людей, наряду с Аллахом, как сказал Всевышний:
«Или же у них есть соучастники (ложные бога), которые установили для них религию, которую не дозволял Аллах» (Аш-Шура, 42:21).
Всевышний также сказал:
«Они (иудеи и христиане) признали господами помимо Аллаха своих раввинов и монахов...» (Ат-Тоуба, 9:31).
И их неверие увеличено их противодействием пути Аллаха.
Я более подробно осветил этот вопрос в другой работе, "Да’уа Ат-Таухид", когда отвечал на полемику, касающуюся аята из суры Аль-Ма’ида: "Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверными (кафирун)". Я разъяснил с различных позиций, почему он является общим текстом, и что под неверием в аяте подразумевается большое неверие (куфр Акбар), и что, когда высказывания сподвижников разнятся в толковании аята, то мы выбираем те из их высказываний, которые подкрепляются Книгой и Сунной, как это утверждено в (правовых) принципах (усуль). Я также разъяснил, что то, что имеет место сегодня во многих мусульманских странах в точности повторяет ситуацию, по поводу которой был ниспослан этот аят. И это удаление правления Божественного Шариата и создание нового правления и превращение его в законодательство, которое устанавливается для людей, точно так же, как иудеи удалили правление Таурата относительно побивания камнями прелюбодея, и они заменили его изобретенным законодательством. Я упоминал в своей работе, что обстоятельства, ставшие причиной этого ниспослания, являются неотъемлемой частью предписания, которое содержится в ниспосланном тексте, как это утверждено (правовыми) принципами (усуль). И это было то, на что указал Исма’ил Аль-Къади, как рассказал Ибн Хаджар: «Исма’ил Аль-Къади сказал в "Ах’кам Аль-Къур’ан", упомянув разногласия по этому вопросу: "Внешнее значение аята указывает на то, что если кто-то делает то, что сделали они (иудеи, по поводу которых был ниспослан этот аят), и изобретает решение, которое противоречит решению Аллаха, и делает его законом (дин), в соответствии с которым действуют, то к нему имеет силу то решение, которое имело силу к тем в упомянутой угрозе; будь он правитель или кто-то другой"». Поэтому каждый, кто принимает участие в сочинении сфабрикованных законов или руководствуется ими, является неверным, и это большое неверие (куфр акбар), которое исключает человека из Милла Ислама, даже если он приходит с пятью столпами Ислама и другим помимо этого. Это подтвердили многие современные люди знаний, некоторых из которых я цитировал в третьей главе этой книги: Ахмада Шакира, Мухаммада Хамида Аль-Фиккъи и Мухаммада Ибн Ибрахима Аль Аш-Шейха.
В ранее упомянутой работе я говорил о тех, к кому может применяться термин "Правитель" в понятиях (исламского) законодательства (шара’).
Б. Немедленное смещение этого правителя-вероотступника, если у него нет защиты, обязательно. И он должен предстать перед судом. Затем, если он раскаивается (его щадят), в противном случае его казнят.
Если он раскаивается, то ему не возвращают его властные полномочия, какой была сунна Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен ими Аллах. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вы должны следовать моей сунне и сунне праведных и правильно направляемых наследников после меня. Держитесь за это своими коренными зубами". Шейх Уль-Ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Ни ‘Умар, ни Абу Бакр никогда не назначали лицемеров (мунафикъ) над мусульманами, а также не назначали кого-либо из их родственников. И они не обращали внимание на упреки людей. Когда они сражались с вероотступниками и вернули их в Ислам, они запретили им ездить на лошадях и носить оружие, пока достоверность их раскаяния не была доказана. ‘Умар сказал однажды Са’ду Ибн Аби Уккъасу, когда он был Амиром Ирака: "Не назначай никого из них (на руководящие должности), и не спрашивай их совета в вопросах войны" (имелись в виду те, кто отступились, а затем покаялись), в то время как они были большими Амирами, такие как Талха Аль-Асади, Аль-Акър’а Ибн Хабис, ‘Уйайна Ибн Хисн, Аль-Аш’ас Ибн Къайс Аль-Кинди и подобные им. И таких, - когда Абу Бакр и ‘Умар опасались лицемерия (нифакъ) от них, они не ставили во главе мусульман».
В. Если правитель-вероотступник оказывает сопротивление вместе с группой, которая сражается за него, то обязательным становится сражение с ними и каждый, кто сражается за него, является неверным подобно ему.
Согласно высказыванию Аллаха:
«Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями (аулийа), то он сам является одним из них» (Аль-Ма’ида, 5:51).
И (слово): "...кто-либо..." из этого аята является условным существительным (исм шарт), следовательно, это выражение, которое включает каждого, кто проявляет приверженность (лояльность) к неверному, и помогает ему словами и делами. Шейх Уль-Ислам, Мухаммад Ибн ‘Абдуль-Уаххаб, и другие сказали, что из числа вещей, делающих недействительным Ислам: "Вставание на сторону мушрикин (многобожников) и оказание им помощи против мусульман. Доказательством являются слова Всевышнего: "Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями (аулийа), то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей (залимун)". Следовательно, со всеми этими людьми следует сражаться как с вероотступниками, даже если они произносят два свидетельства (шахадатайн) и открыто показывают некоторые из внешних признаков Ислама, по причине совершения ими того, что делает недействительным основу Ислама. Всевышний Аллах сказал:
«Те, которые уверовали, сражаются на Пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути Тагъута» (Ан-Ниса’, 4:76).
Таким образом, каждый, кто помогает неверному словами или делами для того, чтобы поддержать его неверие, то он неверный подобно ему. И это внешнее решение относительно него в этой жизни, как того, кто противостоит людям веры и джихада. Он может быть мусульманином внутренне, в связи с предохраняющим фактором, которое мешает его неверию (такфир), или заблуждением, и подобным этому, но это не мешает считать его неверным, по причине наличия того, что делает это необходимым относительно него. И это является сунной относительно решения по поводу тех, кто противодействует. Я более подробно останавливался на этом вопросе в другой работе. И это из того вида знаний, которые должны быть распространены, для того, чтобы те, кто погибли, погибли при полной ясности, а те, кто остались жить, жили при полной ясности.
Г. Что касается доказательства обязательности восстания против правителя, если он впал в неверие, то это хадис ‘Убады Ибн Ас-Самита, да будет доволен им Аллах.
Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал нас, и мы дали ему бай’а. Мы принесли бай’а о послушании и повиновении в состоянии усердия или неохоты, в трудное или спокойное время, оказывать предпочтение приказам вместо наших желаний, и что мы не будем выступать против власти законного правителя. Он сказал: "Пока вы не увидите открытое неверие, относительно чего у вас будет доказательство от Аллаха"». Ан-Науауи сказал: «Аль-Къади ‘Ийад сказал: "Ученые пришли к согласию, что руководством (Имамаh) нельзя наделять неверного, и если от него проявилось неверие, то он должен быть смещен" – далее он сказал – "И если неверие и изменение законодательства (шара’) или нововведения (бид’а) проявились от него, то он теряет статус законного правителя и утрачивает право на повиновение. Для мусульман становится обязательным восстать против него, свергнуть его и установить справедливого Имама, если у них есть на это возможность. Если это невозможно, кроме какой-то группы (та’ифа), то это обязательно для них (этой группы) восстать и сместить неверного. И это не является обязательным в отношении того, кто вводит нововведения, пока не будет уверенности, что они смогут сделать это. А если они точно не смогут, то восстание не является обязательным, но мусульмане должны совершить хиджру из его земли в другую, спасая свою религию"».
Согласие, которое упомянул Аль-Къади ‘Ийад, Ибн Хаджар привел его от Ибн Баттала и от Ибн Ат-Тина от Ад-Даууди и от Ибн Ат-Тина (самого), и затем Ибн Хаджар согласился с этим сам.
Ибн Хаджар сказал о том, когда правитель совершает неверие: «И вывод в том, что он должен быть свергнут по причине неверия, в соответствии с иджма’. И поэтому, каждый мусульманин обязан восстать для этого».