Причина смелости волшебников Фир‘ауна в отношении отсечения рук и ног
Разве волшебникам не Фир‘аун проклятый угрожал казнью на земле?
Мол: «Отсеку вам руки и ноги накрест,
затем повешу, не прощу вас!» 31
Он считал, что они все в тех же
фантазиях, ужасе, искушениях и подозрениях пребывают,
Так что будут у них трепет, ужас и страх
из-за внушенных плотской душой фантазий и угроз.
1725Не знал он, что они освободились
и уселись возле окошка света сердца 32.
Свою тень они [научились] отличать от самих себя,
они ловки, расторопны, красивы и прославлены.
Ступка небосвода если сто раз их истолчет в обители глины,
Раз они корень ее состава увидели,
то ответвлений фантазии они не боялись.
Этот мир — сон, не стой в сомнении,
если будет потеряна во сне рука, это не страшно.
1730Если во сне тебе отрежут голову ножницы,
то и голова твоя на месте, и жизнь твоя продолжительна.
31 Отсылка к айату (Фир‘аун угрожает волшебникам после того, как Муса явил чудо с посохом и волшеб-
ники уверовали в Бога): «Я отрублю вам руки и ноги накрест, потом распну вас всех!» [Коран, 7:
121 (124)].
32 Аллюзия на Коран, 7: 122 (125)—123 (126).
Если увидишь во сне себя разрубленным пополам,
то телом здоров ты, когда встанешь [ото сна], нет недуга.
Вывод: во сне ущерб [твоему] телу
не страшен, и не [страшно] быть разрубленным на двести кусков.
Об этом мире, который внешне прочен,
сказал Пророк, что он — сновидение спящего 33.
Подражая, ты с этим согласился,
а Идущие по пути это видели въяве, без Пророка.
1735Ты спишь днем, не говори, что это не сон;
тень — это производное, и ничто, кроме лунного света, не является
[ее] корнем.
Свои сон и бодрствование считай тем, о помощник,
как если спящий видит [во сне], что уснул.
Он подумал: «Сейчас я заснул», —
не ведая о том, что он — во втором сне.
Горшечник, разбив горшок,
если захочет, сам же его снова сделает крепким.
Слепой на каждом шагу боится ямы,
с сотней страхов он идет по дороге.
1740Зрячий же увидел ширину дороги,
так что он знает, [где] выбоины и ямы.
Ноги и колени его не дрожат каждый миг,
разве хмурится его лицо от любой печали?
«Поднимись, о Фир‘аун, ибо мы не те,
кто остановится из-за любого крика или гула.
Разорви наше рубище, есть Тот, кто его сошьет,
а если нет, то чем мы обнаженнее, тем нам лучше.
Без одежд мы эту красавицу в объятья радостно заключим, о враг никчемный!
1745Приятней обнажения от тела и телесного темперамента
нет [ничего], о Фир‘аун, лишенный Божьего наития и ошеломленный!»
Жалоба лошака верблюду:
«Я много падаю ничком, а ты не падаешь, разве что изредка»
Сказал лошак верблюду: «О приятный товарищ!
На подъеме и спуске и на ровной дороге
Ты не падаешь на голову, идешь хорошо,
я же падаю на голову, как заблудший.
Я падаю ничком каждый миг,
на сухом ли, на мокром ли месте.
33 Отсылка к хадису, передаваемому со слов Джабира: «Сказал он: Был я с Пророком, когда пришел к нему человек с белым лицом и сказал:„О Посланник Аллаха, что есть этот мир?“ Сказал [Пророк] (мир ему!): „Сновидение спящего“» (ﻢﺋﺎﻨﻟا ﻢﻠﺣ مﻼﺴﻟا ﻪﻴﻠﻋ لﺎﻗ ﺎﻴﻧﺪﻟا ﺎﻣ لﺎﻘﻓ ﻪﺟﻮﻟا ﺾﻴﺑا ﻞﺟر ﻩﺎﺗا اذا (ص) ﻰﺒﻨﻟا ﻊﻣ ﺖﻨآ لﺎﻗ) [Ша- хиди. Т. 7. С. 270].
Скажи, отчего так,
чтобы знал я, как надо жить!»
1750Сказал [верблюд]: «Глаза мои видят лучше твоих и, кроме того, еще смотрят сверху.
Когда я взойду на вершину высокой горы,
конец горной тропы я осмотрю внимательно;
Тогда все низины и возвышения пути глазам моим показывает Аллах.
Каждый шаг я совершаю, руководствуясь зрением,
от опрокидывания и падений спасаюсь.
Ты же видишь перед собой один-два-три шага,
видишь зерно, но не видишь страданий от силка».
1755Равны для вас слепой и зрячий 34
в остановке, в спуске, в пути.
Когда плоду в утробе Истинный дает душу,
притяжение частей в его темперамент Он закладывает;
Из пищи он притягивает части,
основу и уток своего тела свивая.
До сорока лет к притяжению частей
Истинный делает его жадным во время роста.
Притягивать части Он дух обучил,
как не знать о притяжении частей Царю Единственному?
1760Собирателем этих частиц было солнце [Духа];
Оно знает, как без пищи твои части притянуть.
В тот миг, когда просыпаешься ты ото сна,
Он ушедшие сознание и чувства зовет спешно,
Чтобы ты знал, что они не отлучались от Него,
что вернутся, когда Он велит: «Возвратись!»
Как с позволения Аллаха собрались части осла ‘Узайра35 (мир ему!)