Слова о доброте к животным 1 страница

Стивен Розен

ВЕГЕТАРИАНСТВО

В мировых религиях

(трансцендентальная диета)

Я посвящаю эту книгу

Его Божественной Милости

А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде,

научившему меня видеть присутствие

Господа в каждом живом существе.
ОТЗЫВЫ О КНИГЕ

«ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ»

(В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ - «ПИЩА ДЛЯ ДУХА»)

«Пища для духа» ...убеждает нас в том, что все религии учат состра­данию, и что воздержание от мясной пищи- нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это — основа истинно глубокой духов­ности».

«Индуизм сегодня»

«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна... Те, кто уже перешел на растительную диету, еще больше укрепятся в своих убеждениях».

«Вегетариан таймс»

«Книга Розена станет откровением для тех, кто до сих пор слишком просто и ограниченно понимает призыв к вселенскому состраданию и по­читанию священной природы всего творения. Те же, кто уже вступил на путь духовного развития и осознал, что вегетарианство — важный шаг на этом пути, найдут в этой книге поддержку иисточник вдохновения».

«Мысли по поводу», т. 3

«Эта прекрасная книга принесет верующим большую пользу, посколь­ку в ней приводится множество причин, по которым следует вести вегета­рианский образ жизни, ...и один из самых убедительных доводов, приводи­мых автором — теософическое представление о том, что все живые существа,- не только люди,- принадлежат к одному взаимозависимому со­обществу» .

«Американский Теософ»

«В этой книге Стивен Розен призывает последователей всех мировых религий вернутьсяк их вегетарианским корням. Теперь мы располагаем на­учными доказательствами того, что растительная диета полезна для здоро­вья. Великие учителя духовности всегда знали, что она полезна для души».

Преподобный Элвин В. П. Харт,

епископальный священник,

капеллан больницы св. Люка-Рузвелыпа, Нью-Йорк

«Вегетарианство — это тот образ жизни, к которому мы все должны стремиться ради решения финансовых проблем, улучшения здоровья и достижения духовной цельности... Как католический священник, я на­стоятельно рекомендую читателям эту книгу».

Отец Томас Берри,

основатель Центра изучения религии в Ривердейле,

бывший руководитель программы «История религий»,

Университет Фордхема, Нью-Йорк

«Иудаизм основан на доктрине сострадания, в нем можно найти це­лую философскую систему, осуждающую убийство ради пищи. Мы надеем­ся, что эта книга обретет многочисленных читателей и вдохновит их на более духовное отношение к своему питанию, что, соответственно, долж­но повлечь за собой одухотворение воззрений человечества в целом».

Филип Л. Пик,

президент и основатель Международного общества иудеев-вегетарианцев,

Лондон, штаб-квартира Общества

«...потребность в такой книге, как «Пища для духа», назрела уже дав­но, и учение о сострадании, которое излагает мистер Розен, должно быть принято равно иудеями и приверженцами других религии».

Рабби Джозеф X. Гельберман,

Синагога Древа Жизни,

президент Новой Семинарии, основатель Центра Каббалы, Нью-Йорк

«Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащи­еся в мясе, вредны для нашего здоровья. Такие религии, как ислам... оставляют человеку свободный выбор в отношении пищи применительно к обстоятельствам и окружающей среде... Мистер Стивен Розен, автор книги «Пища для духа», знает свой предмет достаточно хорошо для того, чтобы помочь людям, которые желали бы изменить свои прежние гастро­номические привычки и перейти на растительную диету

Алъ-Хафиз Б. А. Масри, бывший имам (сунни), мечеть Шах-Джехан, Уокинг, Англия

«Все истинно верующие должны прочесть «Пищу для духа» с открытой душой. Несмотря на то, что традиционно среди мусульман редко встречают­ся сторонники отказа от мясных блюд, исследования г-на Розена показыва­ют нашу религию с другой стороны... Основываясь на суфийских учениях, Святом Коране и житиях пророка Магомета, автор находит в исламе множе­ство доводов в пользу вегетарианства. После прочтения его книги я сам ста­раюсь постепенно исключить из рациона мясные продукты!»

Рашид Л. Р. Махмуд,

директор Центра изучения ислама,

Лос-Анджелес, Калифорния

«Наконец-то у индуистского сообщества есть книга, которая дает ис­черпывающее описание его вегетарианского наследия. Работа Стивена Розена заслуживает одобрения всех истинных индуистов и убежденных приверженцев любой из мировых религий».

Доктор Вибхакар Моди,

глава Союза индуистов Америки, Вашингтон, Округ Колумбия

«Ни один верующий христианин, иудей, буддист, индуист или му­сульманин не сможет остаться безучастным к призыву, содержащемуся в этой книге,— ведь в ней доказано, что основатели и патриархи всех этих крупнейших религий осуждали убийство и поедание наших четвероногих и пернатых братьев».

Роши Филип Капло,

настоятель Центра дзен-буддизма, Рочестер, Нью-Йорк,

автор книги «Три столпа дзен-буддизма»

«Я надеюсь, что всякий, кто ест мясо и при этом считает себя рели­гиозным человеком, прочтет эту книгу, и она поможет ему увидеть, что эксплуатация животных несовместима ни с одной из тех религий, что призывают к милосердию».

Питер Сингер,

профессор философии, Университет Монаш, Австралия,

автор книги «Освобождение животных

«книга под названием «Вегетарианство мировых религий» — очень своевременное дополнение к пропаганде вегетарианства. Размышления об изгнании из себя ненависти, о запрете на жестокость и убийство любого живого существа необходимы человеку для достижения мира, гармонии, безмятежности, сосредоточенности и освобождения от страданий, и пото­му Будда включил принцип сострадания в Благородный Восьмеричный путь, Четвертую Благородную Истину буддизма».

Достопочтенный X. Гунаратана Тера, глава Буддистской Вихары, Вашингтон

«Мистер Розен проделал громадную работ)', чтобы раскрыть значение вегетарианства в мировых религиях. Санскритские (индуистские) писания проповедовали растительную диету на протяжении тысячелетий. А книга мистера Розена действительно может указать нам «трансцендентную дие­ту», которой так не хватает современному обществу».

Анант С. Тивари, преподаватель санскрита, Университет Горакпура, Индия

«Мудрая книга мистера Розена появилась как нельзя более кстати. Как раз сейчас мы видим первые проявления заботы о правах животных со стороны религиозных деятелей здесь, в Америке. Его книга оконча­тельно пробудит религиозные сообщества от догматической спячки... Ес­ли бы животные могли говорить, они от души поблагодарили бы Стивена

Розена».

Том Реган,

доцент философии,

Государственный университет Северной Каролины,

автор книги «В защиту прав животных»

БЛАГОДАРНОСТИ

Книга, которую вы держите в руках, обязана своим существо­ванием не кому-то в отдельности. Многие поколения ученых и ис­следователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, вне­сли в ее создание гораздо больший вклад, чем я. В некотором смысле я всего лишь собрал их слова и мысли. Но тем не менее, я должен отдельно поблагодарить нескольких людей, оказавших мне помощь при написании моей работы.

Прежде всего я выражаю благодарность Исааку Башевису Зингеру, лауреату Нобелевской премии по литературе за 1978 год, за написанную им вступительную статью (которая была опублико­вана в первом издании книги). Натаниэль Альтман, чья работа «Пища для жизни» была первой из серии книг о диете и здоровье, заслуживает глубокой благодарности за мудрые и теплые слова, сказанные им в предисловии, и за помощь при издании книги. Из­датель Джошуа М. Грин вдохновлял меня во время ее написания и проделал большую редакторскую работу над текстом.

Я также рад поблагодарить Пола Обиса, издателя и главного редактора «Вегетариан Таймс», предложившего мне написать со­кращенный вариант книги, который был опубликован в выпусках журнала за декабрь 1985 и январь 1986 года. Мой давний друг рабби Ричард Шульман подал мне множество ценных идей, особенно в том, что касалось иудейско-христианской традиции, а также по­мог мне получить точные данные по истории Израиля и сверил все переводы из Библии.

Тому, чтобы эта работа вышла в свет, способствовали и мно­гие другие, например, сотрудники издательства «Бала Букс». Я так­же выражаю благодарность Филу Галлелли и его семье (особенно его дочери Сите), Грегу Стайну, который помог мне внести по­правки в новое издание книги, и моим новым друзьям из «Торчлай-та», которым хватило дальновидности и смелости для того, чтобы переиздать ее. Всем этим людям и всем, кто выше нас (в букваль­ном и переносном смысле), я выражаю искреннюю сердечную признательность.

Стивен Розен

ПРЕДИСЛОВИЕ

Люди едят мясо животных, по крайней мере, начиная с ледникового периода, когда, как считают некоторые антро­пологи, наши далекие предки сменили растительную диету на преимущественно мясной рацион. Привычка к употребле­нию мясных блюд сохранилась до наших времен благодаря необходимости (как в случае с эскимосами), обычаю или тра­диционному воспитанию. Главным же образом в этом повин­но отсутствие у большинства людей необходимых знаний.

Однако в последние пятьдесят лет признанные специали­сты в области медицины, диетологии и биохимии установи­ли, что мясная пища не является необходимой для хорошего самочувствия и, напротив, разрушает человеческий орга­низм. Подтверждающие это документальные свидетельства доступны широкому кругу заинтересованных лиц; кроме того, существует множество ценных книг, которые на научной ос­нове доказывают пользу вегетарианской диеты.

Потребление мяса означает — для животных — долгое и тяжелое заключение в тесных помещениях, жестокие проти­воестественные эксперименты, перевозку на большие рассто­яния в духоте и антисанитарных условиях и, в итоге, мучитель­ную смерть на бойне. После всего этого люди съедают останки несчастного существа. Среднестатистический житель Соеди­ненных Штатов, Канады или Австралии в год потребляет более двухсот фунтов (около 120 кг) мяса, в Западной Европе этот показатель ненамного меньше. Для удовлетворения на­ших запросов каждый год забивается более четырех миллиардов коров, телят, овец, свиней, кур, уток и индюшек. За семь­десят лет жизни рядовой американец или канадец съедает приблизительно одиннадцать коров, одного теленка, троих барашков и овец, двадцать три свиньи, сорок пять индюшек, 1 110 цыплят и около 862 фунтов (380 кг) рыбы. Количество страданий, причиняемых этим существам (ради того, чтобы мы могли доставить себе удовольствие), исчислению не под­дается. К тому же, животные, откармливаемые нам в пищу, поедают огромное количество зерна и овощей, которых хва­тило бы для того, чтобы накормить миллионы голодающих людей во всем мире. По этим и другим причинам многие лю­ди переходят на питание растительной пищей. Только в од­ной Америке сегодня насчитывается около десяти миллионов вегетарианцев.

По мере того как росла популярность вегетарианства, стали появляться книги, посвященные этой теме. Некоторые из них исследуют предмет с медицинской точки зрения и по­казывают, каким образом вегетарианство может предотвра­тить инфаркт, инсульт, рак и другие заболевания. Другие ра­боты сосредоточены на экологических и экономических аспектах проблемы и доказывают, что можно наслаждаться изысканными блюдами, которые обходятся намного дешев­ле. Есть также книги, которые убеждают нас в том, что царст­во растений поставляет нам необходимые белки, витамины и минералы в более чем достаточных количествах. Есть и та­кие работы, авторы которых затрагивают этические, нравст­венные и философские моменты, связанные с вегетарианст­вом. Однако мало кто решался взяться за исследование такого сложного вопроса, как место вегетарианства в мировых рели­гиях. «Трансцендентная диета» — первая книга, по-настояще­му глубоко и серьезно исследующая этот предмет.

Отталкиваясь от богатой коллекции подлинных религиоз­ных Писаний и сакральных текстов, Стивен Розен приглашает нас в увлекательное путешествие вглубь веков, чтобы вскрыть забытые и часто неверно понимаемые основы мировых рели­гий и обнаружить, что вегетарианство было значимой частью их философии и законов. Он тщательно разбирает и разобла­чает многие мифы, сложившиеся вокруг жизни Будды, Маго­мета и Иисуса Христа, с помощью которых любители мяса долгое время подводили под свои вкусы религиозные основа­ния. «Трансцендентная диета» ясно показывает, что милосер­дие, к которому призывают все религии, должно быть всеобъ­емлющим и распространяться не только на людей, но и на все живые существа.

В теологических дискуссиях еда — как и секс — очень скользкая тема. В отличие от других книг, авторы которых ли­бо грешат излишней эмоциональностью, либо претендуют на единственно верное истолкование ключевых проблем теоло­гии, «Трансцендентная диета» пристально и логически рас­сматривает каждую из обозначенных проблем и анализирует ее честно, ясно и точно. Это делает книгу легкой для чтения, но одновременно вызывает чувство неловкости: ведь момен­ты, которые разбираются в ней, считаются сакральными и на протяжении веков ни разу не ставились под сомнение. Пря­молинейный подход Стивена Розена, его анализ древних манускриптов (а не популярных современных переводов Пи­саний) может подорвать многие догматические убеждения и вызвать активные споры и дискуссии. «Трансцендентная диета» дает богатую пищу для размышлений.

Конечно, мысли, звучащие в этой книге, родились намно­го раньше, чем ее автор. Это — духовные истины, многократно повторенные учителями человечества на протяжении веков. Большинство религий признает идеалом духовности почте­ние ко всем формам жизни, а братские чувства ко всему суще­му — вершиной духовной жизни. Эта небольшая книга может помочь сделать значительный шаг на пути к такой вершине.

Натаниэль Альтман,

автор книги «Пища для жизни»

ВВЕДЕНИЕ

Потому что участь сынов человеческих

и участь животных - участь одна:

как те уми­рают, так умирают и эти.

И одно дыхание у всех, и нет у человека

преимущества перед скотом, потому что все - суета!

Екклезиаст 3:19

Каждый день на свет появляются тысячи человеческих существ, и еще тысячи умирают. Порой этот мир представля­ется безбрежным океаном рождений и смертей. Животные, как и мы, пытаются удержаться на плаву, и как бы ни различа­лись наши жизни, все мы приходим к одному концу. Люди и животные одинаково смертны, и в этом смысле абсолютно равны.

Конечно, человеческое существование отличается от су­ществования в других формах жизни, и самое важное отли­чие состоит в жажде духовного знания. Стремление к Богу — вне зависимости от определенной религии — отделяет чело­века от животных. Едва ли какое-нибудь животное заглянет, к примеру, в эту книгу, хотя бы для беглого ознакомления.

Несмотря на расхождения в области учения и обрядов, все религии единогласно признают необходимость нравствен­ных устоев и этических принципов. Эти устои и принципы неизбежно подразумевают вегетарианство и сострадание к животным. Данная книга имеет целью показать, что первые приверженцы основных мировых религий действительно предпочитали жизнь без мяса и зачастую пропагандировали вегетарианство.

Говорить о вегетарианстве и вероисповеданиях особен­но трудно из-за религиозного лицемерия, которое нередко на одном дыхании проповедует братскую любовь и человеко­убийство. Все верующие (и многие атеисты) ценят милосер­дие и сострадание, но мировые религии не слишком заботят­ся о поощрении этих качеств. Мы проявляем жестокость и нетерпимость по отношению к себе подобным, точно так же мы поступаем по отношению к животным. Кажется, что рели­гия скорее разжигает насилие, чем искореняет его. Тому есть множество примеров: крестовые походы, инквизиция, беско­нечная война католиков и протестантов в Северной Ирлан­дии, извечная вражда между евреями и их исламскими соседя­ми, распри индуистов и мусульман в послевоенной Индии и недавнее кровопролитие в результате стычек буддистов и индуистов Шри-Ланки (англ. издание книги вышло в 1997 г.- Ред.). Очевидно, милосердие и сострадание, к которым призывают большинство религий, обходят стороной не только животных, но и людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям.

Налицо явная ошибка. В идеале набожность должна бы противостоять нетерпимости. Качества, составляющие цель всех центральных религиозных течений — любовь, милосер­дие, сострадание — традиционно превозносятся; ненависть, жестокость и предвзятость традиционно осуждаются. Такова теория. Но на практике все, как правило, происходит совер­шенно иначе. Как известно из истории, самые кровопролит­ные бои разыгрываются именно на почве веры. Это обстоя­тельство само по себе не уменьшает ценности религиозных организаций, но оно заставляет нас спросить, насколько после­довательно такие институты претворяют в жизнь то, что про­поведуют? Если те, на ком держится вера — духовные лидеры, философы, теологи и адепты,— заблуждаются в отношении людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям, возмож­но, они заблуждаются и в отношении животных? Может быть, границы милосердия проводятся искусственно?

Сегодня эти границы очень заметны, но история древ­них религий представляет нам совершенно иную картину. Чем дальше мы углубляемся в историю вероисповеданий, тем больше видим уважения ко всем живым существам.

Вполне естественно, что вегетарианство играло замет­ную роль в почитании жизни в любых ее проявлениях. Ска­жем, мусульманство, самое молодое из крупнейших мировых вероисповеданий, возникшее 1300 лет назад, не считает вегетарианство идеалом. Христианство, которому 2000 лет, в от­дельных случаях поддерживает отказ от мяса. В иудаизме, на­считывающем 4000 лет, есть сложившаяся традиция вегетарианства. Одна из старейших известных религий, инду­истская, всячески его поддерживает. Буддизм и джайнизм, вы­шедшие из индуизма около 2500 лет назад, придерживаются принципов породившей их религии, часто еще более после­довательно.

У этого правила есть исключения. Действительно, неко­торые современные секты пропагандируют вегетарианский образ жизни. К примеру, адвентисты, квакеры и мормоны не едят мяса. Суфии являются исключением среди мусульман; бахаизм также поощряет растительную диету (хотя не накла­дывает строгого запрета на мясные продукты). Но несмотря на исключения, общее правило остается в силе: чем старше религия, тем ближе она к вегетарианству.

Для многих людей тот факт, что древнейшие вероиспове­дания тяготеют к растительной пище, кажется доказательст­вом отсталости вегетарианского образа жизни; для них это — пережиток, говорящий о суеверии или невежестве. Для дру­гих древность вегетарианской традиции свидетельствует о ее особой значимости в религиозной мысли тех времен, когда чистота веры и доктрины еще не подвергалась позднейшим переосмыслениям, толкованиям и исправлениям.

Наиболее ранние формы вероисповеданий всецело принимают вегетарианство — если не на практике, то, по крайней мере, в Писаниях. В данном случае я понимаю Пи­сание как те тексты, на которых изначально основывалась вера, в отличие от последующих толкований. Любое объяс­нение записанного учения — включая мое собственное — в каком-то смысле можно назвать «толкованием». Как бы то ни было, Писания сохраняют священную ценность для всех поколений верующих, вот почему особенно важно слышать в них именно то, что они говорят. В этой книге я стараюсь держаться как можно ближе к изначальному смыслу ориги­нальных текстов и ссылаюсь на первоисточники и их точные переводы на английский язык. В частности, все от­рывки из Ветхого Завета сверены по «Полному иврито-английскому словарю» Рейбена Алкелея, а из Нового Завета — по «Греческо-английскому Новому Завету» Нестле.

Конечно, лишь очень немногие читают священные тек­сты таким способом. Верующим свойственно принимать то издание или тот перевод Писания, который предпочитает в данный момент их церковь. Большинство таких популяр­ных изданий переведено недобросовестно или, по крайней мере, без понимания истинного значения текста. Отсюда проистекает серьезная философская и теологическая про­блема. Значимость правильно донесенного Писания сравни­ма со значимостью инструкции по пользованию компьюте­ром. Не нужно даже говорить о том, что к такой тонкой машине как компьютер, должно прилагаться специальное руководство. В сложном мире, где мы живем, Писания игра­ют роль пособий, помогающих нам постигнуть универсаль­ный закон и порядок. Более того, руководства, написанные людьми, несовершенны и нуждаются в поправках, тогда как законы, данные Богом, по определению неоспоримы и веч­ны и лишь немного различаются в зависимости от времени, места и обстоятельств.

Таким образом, если возможно доказать, что священные тексты центральных мировых религий высказываются в под­держку вегетарианства, то данная книга может смело утверж­дать, что ни один из тех, кто хотя бы номинально причисляет себя к одному из вероисповеданий, не сумеет найти мораль­ного оправдания поглощению мяса.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ

Прежде чем привести религиозное и моральное обосно­вание вегетарианства, следует ознакомиться с причинами, по которым наука рекомендует исключить мясо из рациона.

Современная медицина располагает убедительными сви­детельствами того, что есть мясо опасно. Рак и сердечная не­достаточность достигают масштаба эпидемии в странах с тра­диционно обильным потреблением мясных продуктов и сравнительно редко встречаются у народов, избегающих мя­са. Ученые также доказали, что зубы челюсти и длинный, изви­листый кишечник человека изначально не приспособлены для мясной диеты. Эти свидетельства особенно ценны потому, что вегетарианство, принятое из чисто умозрительных или философских соображений, обычно длится недолго. Не зная медицинской стороны дела, даже глубоко верующие люди склонны включать в рацион мясные блюда. В то же время из­брать вегетарианскую диету, не понимая ее истинного значе­ния для человечества, было бы поверхностно.

В качестве дополнительного аргумента стоит заметить, что истинно верующему человеку трудно примириться с мыс­лью о страданиях, причиняемых животным на бойне. На­пример, молодых бычков кастрируют, чтобы сделать их более послушными. Кастрация, к тому же, повышает жирность, а значит, и прибыль. Иногда она проводится радикально, в один прием, иногда растягивается на некоторое время — если используется кольцеобразное приспособление, из-за которого яички постепенно отмирают. Несмотря на то, что теперь в животноводстве широко применяются медикамен­ты, при этой операции обезболивающие препараты использу­ются крайне редко, особенно в США. Вообще, случаи жестоко­сти очень часты на скотных дворах. На фермах больные и покалеченные животные, или «лежачие», часто мучаются по нескольку дней, дожидаясь, пока их отволокут на бойню. Чис­ло таких случаев можно было бы сократить, запретив ферме­рам наживаться на «лежачих». (Мясо убитых животных стоит дороже мяса «мертвых по прибытии» на бойню.) Но такого никогда не произойдет.

Более того, подобные пытки переносят все «пищевые» животные, независимо от вида. К примеру, на птицефабри­ках нескольких кур часто втискивают в небольшую клетку размерами 12 на 18 дюймов. Страдания, которые они испы­тывают, доводят их до бешенства. Поэтому сегодня на фер­мах практикуется срезание клювов специальными машина­ми с раскаленными лезвиями, что еще более мучительно, чем долгое пребывание в битком набитой клетке. Несмотря на это, срезание клювов продолжается, поскольку, как ут­верждают фермеры, только таким способом можно поме­шать истерзанным птицам заклевать друг друга насмерть.

Кроме того, на фермах, поставляющих яйца, петушков обычно отбирают и уничтожают в специальных дробильных машинах. Ежедневно около 500 000 цыплят заталкивают в пластиковые мешки, где они задыхаются и затем размалыва­ются. Иногда их дробят живьем, чтобы скормить несушкам или пустить на удобрения. Эти ужасы происходят повсемест­но, но лишь в последнее время они стали известны широкой общественности. Будем надеяться, что благодаря развитию науки и техники вот-вот настанут лучшие времена для живот­ных и что знания позволят нам разработать более разумную диету, при которой живым существам уже не придется жерт­вовать жизнью ради наших изменчивых кулинарных вкусов.

В оставшейся части введения мы ознакомимся с чисто мирскими, практическими причинами для исключения мяса из рациона, а затем начнем исследовать различные мировые религии с тем, чтобы узнать, что они говорят о вегетариан­ском образе жизни и обращении человека с животными.

ПРОТЕИНОВЫЙ МИФ

Многие люди не могут решиться перейти на раститель­ную пищу из страха перед белковым голоданием. Они спраши­вают: «Можно ли получить качественный белок в необходимых количествах из пищи, не содержащей мяса?» Прежде чем отве­тить на этот вопрос, давайте выясним для себя, что же такое белок?

В 1838 году голландский химик Геррит Ян Мюльдер вы­делил вещество, содержащее азот, уголь, водород, кислород и другие микроэлементы. Он доказал, что это химическое соединение является основой всякой жизни, и назвал его «протеин», то есть «наиважнейший». Позднее было установ­лено, что протеин, или белок, биологически необходим: для того, чтобы жить, каждый организм должен потреблять ка­кое-то его количество. Как оказалось, это объясняется тем, что белок состоит из аминокислот, «строительного матери­ала» жизни.

Растения могут вырабатывать аминокислоты из возду­ха, почвы и воды, но животные могут получать его только от растений, либо поедая их, либо поедая других животных, ко­торые поглощают и усваивают растительную пищу. Только царство растений способно производить белок. Следова­тельно, у человека есть выбор: получать протеин напрямую и с наибольшей эффективностью из растений, либо полу­чать его опосредованно и с большими затратами (финансов и природных богатств) из плоти животных. (Одна из при­чин высоких цен на мясо заключается в том, что для дости­жения необходимого веса животное заставляют поглощать невероятное количество растительных белков.)

В мясе животных нет таких аминокислот, которые не бы­ли бы получены из растений и которые человек не смог бы из­влечь из растений сам. Более того, у растительной диеты есть дополнительное преимущество: вместе с аминокислотами поглощаются вещества, необходимые для правильного усвое­ния протеина — карбогидраты, витамины, минералы, фер­менты, гормоны, хлорофилл и другие элементы, содержащи­еся только в растениях.

В любом случае, вегетарианцы должны знать о теории комбинирования пищи, которую многие биологи считают основополагающей для тех, кто хочет получать «полный набор» белковых веществ. Эта идея, более известная как теория «сочетаемости белков», получила широкое распространение благодаря популярной книге Фрэнсис Мур Лашт «Диета для маленькой планеты», в которой автор объясняет, что при сбалансированной вегетарианской диете дополняющие друг друга белки должны употребляться вместе. К примеру, когда мы едим арахисовое масло, мы мажем его на хлеб; именно так обыкновенно едят арахисовое масло. Если при этом мы будем использовать хлеб из муки грубого помола, то получим изряд­ную порцию белков. Вот так работает этот принцип.

После поступления пищи организм расщепляет погло­щенные белки на составные аминокислоты, которые затем ус­ваиваются по отдельности, либо складываются в новые белки, необходимые человеку. Известно 22 вида аминокислот. 14 из них «необязательны», 8 «обязательны». («Обязательны» здесь означает только то, что наш организм не вырабатывает этих кислот, и мы должны получать их из пищи.)

В «обязательный» набор аминокислот входят лейцин, изолейцин, валин, лизин, триптофан, треонин, метионин и фенилаланин. Согласно книге Лапп, все они должны содер­жаться в сбалансированном дневном рационе в определен­ных пропорциях. По этой причине до середины 1950-х годов мясо считалось прекрасным источником белка: в нем содер­жатся все 8 необходимых аминокислот как раз в нужных соот­ношениях. Тем не менее, в наши дни диетологи пришли к вы­воду, что многие растительные продукты по содержанию белков равноценны мясу, а может быть, даже более ценны, по­скольку они тоже содержат все 8 аминокислот.

Общее правило для приготовления богатых белками ве­гетарианских блюд заключается в сочетании мучных продук­тов (хлеб, макароны и др.) с бобовыми (соя, чечевица, арахис и так далее), например, бутерброды с арахисовым маслом. Орехи и зерновые в сочетании с бобами или даже с крупами также составляют богатый белками рацион. Если включить в диету молочные продукты, то опасность белкового голода­ния будет практически равна нулю, поскольку молоко тоже содержит все «обязательные» аминокислоты. Кроме того, об­наружено, что во многих видах листовой зелени и даже в кар­тофеле содержится значительное количество полноценного протеина. А стакан морковного сока по количеству и качеству содержимого белка равен одному яйцу.

Наши рекомендации