| СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ. Слово на Рождество Христово Говорено в Александро-Невской лавре в 1811 году Велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти. (1 Тим. 3:16) Новый Адам исходит от девственной земли. Жена, источник проклятия, износит росу благословения. Является истинный Ной, который упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог (Быт. 5:29). Безродный Мелхиседек (Евр. 7:3), рожденный без матери, рождающийся без отца, приходит наследовать Царство и Священство вечное. Проходит, наконец, долгая ночь страха и ожидания всемирного — и утренний свет проникает во мрак Ветхозаветного Святилища, отверстого не столько к ежедневному, сколько к вечному Востоку. Небесная Манна иссыпается от стамны, ее сокрывавшей. Жезл Иессеев прозябает вместо увядающего жезла Ааронова. Христос рождается. Приидите, пастыри кроткие, и облобызайте Агнца и Пастыря — Агнца, пасущего пастырей, и Пастыря, имеющего собрать воедино мирное стадо: с агнцами волков и юнцев со львами. Приидите, волхвы мудрые, и поклонитесь тайнам Древнего Младенца, научитесь от Слова немотствующего, вкусите от Ангельского хлеба на трапезе бессловесных и видите, яко благ Господь. Сонмы небесных сил, восхвалившие Господа, егда сотворены быша звезды! — удвойте и утройте ваши славословия пред вашим Солнцем, и для нас восходящим. Христос рождается. Христос рождается в Вифлееме: и в сем ли состоит вся настоящая радость и вся слава в вышних Богу? Слава Богу, если Он рождается и для нас, ибо по намерению судеб, сие Отроча родися нам, и дадеся нам (Ис. 9:6). Среди торжества о Его рождении Церковь страждет болезнью рождения, дабы Он вообразился (Гал. 4:19) в нас. Не презрим радостной скорби нашей Матери: снимем хотя некоторые черты с образа рождения Иисусова и положим их в сердцах наших. Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых, однако Иосиф и Мария не имели в нем ниже убогой хижины, ниже пяди земли наследственной, ни пребывания постоянного. Провидение рукою кесаря привело их в сие место, из которого предопределено было изыти Вождю Израиля (Мф. 2:6). Чуждые в земле предков своих, пришельцы в своем отечестве дали Отечество Сыну Того, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3:15). Христиане! Доколе мы живем в мире с беспечностью граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может вообразиться в нас. Мир непрестанно силится выпечатлевать в душе нашей свои преходящие образы; насыщаемые желания рождают другие желания, которые неприметно возрастают в исполинов и зиждут Вавилон. Блажен, иже имет и разбиет о камень веры самых младенцев сего Вавилона и отчуждит себя от града зде пребывающего, дабы взыскать грядущего! Если бы Авраам, по гласу Божию, не исшел от земли своей и от рода своего, то он бы не получил славного завета, обетования и наследия. Если бы страждущий Израиль не решился подвергнуть себя трудностям опасного и неизвестного пути, то Иегова не исшел бы в силах его и не уготовал бы в нем жилище Себе. Если бы прозорливая мать не изгнала невинного Иакова от лица мстительного Исава, оный не пришел бы на страшное место врат небесных. Беспокровные токмо странники находят Вефиль и Вифлеем — дом Божий и дом Хлеба животного. Только произвольные изгнанники земли приемлются в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия, тот должен иметь Отечество в едином Боге и, при всей привязанности к Отечеству земному, впрочем, весьма естественной и праведной, почитать его токмо предградием небесного. Иисус, ничего не заняв от мира в своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственного. Дре-водел получил имя отца Его, носившая Его во чреве, по Ее признанию, не принесла к сему служению другого достоинства, кроме чувствования Своего недостоинства: Призре на смирение рабы Своея (Лк. 1:48). Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения, престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью — пелены, первыми слугами Царствия — пастыри стада. Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества. Но кто может измерить расстояние от высоты Божественного Существа Его до глубины Его уничижения? Конечный ум не может следовать за Ним, как в Его восхождении превыше всех небес, так и в Его нисхождении до бездн нашего естества. Что же при виде толикого смирения должно чувствовать сердце, желающее быть сообразным образу Иисуса? — Сила ума, великость духа, знаменитость дел, преимущества знаний! Я вами не прельщаюсь и не завидую тем, которые гордятся вами. Нет высшей мудрости, как отречься от мудрости для Иисуса; нет большей славы, как разделить бесчестие с Иисусом; нет избыточнейшего состояния, как нищета Иисуса; нет иной двери к совершенству и блаженству, как младенчество Иисуса, нет лучшего украшения для души, в которой Он должен обитать, как видеть себя чуждым всех украшений, подобно яслям Его. — Ток благодати, подобно речным устремлениям, изливается в долы: кедры на горах блюдутся громам и молниям. Бог творит из ничего — доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает Своего дела. Смирение и отвержение себя есть основание в нас храма Его: кто более углубляет оное, тот выше и безопаснее созиждет. Одной из существенных принадлежностей рождения Иисусова была чистота Его Матери, не нарушенная ниже взором, ниже мыслию. Она должна была иметь обручника, но токмо для того, чтобы он был защитником и свидетелем Ее целомудрия и чтобы Ее священное девство не казалось осуждением брака. Между тем Она была, как единодушно исповедует Церковь, Дева прежде рождества, в рождестве и по рождестве. Взирай на Ее пример, стремящаяся к соединению с Богом душа, и виждь в зерцале совершенства Ее твою обязанность. Господь есть Бог ревнивый — тогда как Он гласом отеческой благости говорит человеку: Даждь Ми, сыне, твое сердце, праведная ревность Его не менее в духовном, как и в нравственном смысле заповедует: Не прелюбы сотвори. Тот, Кто дал нам сердце, не довольствуется большей или меньшей его долей: оно все должно принадлежать Владыке всяческих. Он не признает достойной Себя никакой любви, которая не основывается на любви к Нему; всякое услаждение, в котором ищем себя пристрастно, всякая мысль, наклоненная к тварям, всякая рассеянность есть удаление от Него. Строгая токмо над собой бдительность может возвести к блаженному с Ним соединению и удержать в нем: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходяща живота (Притч. 4:23). Небесный жених обручается с мудрыми токмо и непорочными девами, не дремлющими при Его чертоге; девственная, к единому Богу обращенная душа зачинает духовную жизнь и рождает блаженство чистого созерцания. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; и где? — в самом сердце своем. Чистая душа, подобно как чистая вода, приемлет в себя живые изображения солнца и неба. Не будем долее удерживать взоров на тех чертах в образе рождения Иисусова, которые желающих начертать оный в душе своей могли бы устрашить трудностью подражания. Но еще один взгляд на те черты оного, в которых сквозь самое уничижение сияла Его Божественная слава и которые вслед за первыми благодать раскрывает и в нашем рождении духовном. При рождении Христовом ангелы воспевают славу Божию и мир на земле; они воспевают и при нашем возрождении славу благодати и мир человека с Богом. Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15:7). Ко Христу приходят с благоговением пастыри и волхвы, несмотря на убожество и неизвестность, которые отделяли Его, по-видимому, от всего мира; так и соединяющийся со Христом соединяется в Нем со всеми верными Ему, столько же неразрывным, сколько непостижимым союзом; тот Дух, который образует из них единое общество или паче единое тело, иногда нечаянно, всегда благовременно, сближает их друг со другом, дабы взаимно наставлять и поучаться, утешать и принимать утешения, исповедовать милость и славу Божию. Христу приносятся дары: злато, яко Царю, ливан, яко Богу, смирна, яко мертвому за смертных. Но не обещает ли Он и нам, что ищущим Царствия Божия вся приложатся (Мф. 6:33)? Не хощет ли сотворить нас цари и иереи Богу и Отцу Своему (Апок. 1:6)? Не сопрягает ли нашего духовного рождения с тою животворящей смертию, после коей живот наш будет вместе с Ним сокровен в Бозе (Кол. 3:3)? О Боже, давый нам Сына Твоего! Чего Ты нам с Ним не дарствуешь? Даждь токмо нам родити в себе дух Христов и жити Его жизнию. Тогда пусть и против нас, как некогда против Него, мятется Ирод и весь Иерусалим с ним, пусть неистовствует князь века сего, и весь мир вооружается: Ты, покрывши нас в тайне селения Твоего, на воде покойне воспитаеши нас, и чрез Ангела завета Твоего введеши нас в гору святую Твою. Аминь. Православный источник |