Как некий влюбленный занялся чтением любовного послания
и изучением любовного послания в присутствии своей возлюбленной,
а возлюбленная это не одобрила,
потому что «искать довода в присутствии объекта довода неприлично, а занятие [постижением] знания после соединения с познанным заслуживает порицания»3
Того некоего человека посадила перед собой подруга,
достав послание, он перед подругой читал
Бейты из послания, восхваления и славословия,
о стенаниях и нужде и множестве похвал.
Сказала подруга: «Если это для меня,
то во время свидания это — напрасная трата жизни.
Я перед тобой присутствую, а ты читаешь послание;
это совсем не является признаком влюбленных!»
1410Сказал [влюбленный]: «Ты здесь присутствуешь, однако я не обретаю доли своей в достаточной мере.
То, что видел я от тебя в прошлом году,
того нет ныне, хотя и удостоен я встречи.
Я из этого источника [ранее] испил прозрачной воды,
глаза и сердце водой освежил.
[Нынче же] я вижу источник, но не воду;
может, путь к воде закрыл мне какой-нибудь разбойник?»
Сказала [возлюбленная]: «Так, значит, я не твоя возлюбленная;
я — в Булгаре, а твое стремление — в Куту 4!
1415Ты влюблен в меня и в [экстатическое] состояние,
но [экстатическое] состояние не в [твоей] власти, о юноша!
Так что не являюсь я всем объектом твоего поиска,
я — часть цели для тебя сейчас.
Я — дом возлюбленной, а не возлюбленная;
любовь же бывает к деньгам, а не к сундуку».
Возлюбленный Тот, кто единственный,
начало и конец Он для тебя.
Когда обретешь ты Его, не останешься в ожидании,
Он будет и явным, и также тайной.
3 Перефразирование высказывания, приписываемого известному суфийскому шайху Абу Са‘иду Майхани
(X—XI вв.), который произносил его, закапывая в землю книги [Шахиди. Т. 7. С. 319].
4 Куту — название города. Николсон предполагает, что это г. Кучу, столица уйгуров в Турфане (Nicholson.
Р. 79).
98Джалал ад-дин Руми. МАСНАВИ-ЙИ МА‘НАВИ
1420Он — предводитель [экстатических] состояний, а не зависящий от состояния,
рабами той Луны являются месяц и год.
Когда Он скажет состоянию, то выполняет приказ,
если захочет, тела превратит в души.
Не бывает достигнувшим конца [пути] тот, кто остановился,
кто сидит в ожидании, в поисках состояния.
Философским камнем [экстатического] состояния является Его рука:
пошевелит он рукой — и медь им бывает опьянена.
Если Он захочет, даже смерть станет сладка,
а колючка и ланцет станут нарциссом и жонкилем.
1425Тот, кто зависит от состояния — человек,
ибо он то в один миг прибывает, а то убывает.
Суфий — сын времени, согласно пословице,
но чистый избавлен от времени и состояния.
Это состояния зависят от его намерения и мнения,
оживают от его дыхания, приносящего облегчение [подобно дуновению]
Помазанника (‘Исы).
«Ты влюблен в состояние, но не влюблен в меня,
в надежде на [приход] состояния вьешься вокруг меня».
То, что в один миг мало, а в другой миг бывает совершенно,
не является предметом поклонения Халила (Ибрахима), оно «закатывающееся».
1430А то, что закатывается, что бывает то таким, то сяким,
не есть Возлюбленная, «не люблю я закатывающихся» 5.
Тот, кто бывает то приятен, а то неприятен,
в один миг бывает водой, а в другой — огнем,
Бывает домом Луны, но не Луной,
бывает рисунком идола (возлюбленной), но не ведающим [о ней],
Это суфий, ищущий чистоты, сын времени,
который за время крепко держится, как за отца.
Чистый же потонул в любви к Обладателю величия,
не является сыном никому, избавлен от времен и состояний.
1435Он потонул в свете, который «не рожден»,
а [характеристика] «не родил и не рожден» 6 принадлежит Богу.
Ступай, такой любви ищи, если ты жив;
а если нет, меняющемуся времени ты раб.
Не смотри на свои формы, красивые и уродливые,
а смотри на любовь и предмет своего поиска,
Не смотри на то, что ты ничтожен или слаб,
смотри на свое усердие, о благородный.
В каком бы ты ни был состоянии, стремись;
ищи воду постоянно, о тот, у кого высохли губы!
1440Ибо твои сухие губы свидетельствуют,
что в конце концов они достигнут источника.
5 Коран, 6: 76 (76). См. примеч. к б. 298 второго дафтара.
6 Коран, 112: 3 (3).
Сухость губ есть послание от воды:
«Ко мне тебя приведет, несомненно, это смятение», —
Ибо это искание есть благословенное движение,
такое искание на пути к Истинному убивает преграды.
Такое искание — ключ к целям твоего поиска,
это войско и победа твоих знамен.
Такое искание — как петух во время пения,
который кричит: «Грядет утро!»
1445Хоть и нет у тебя инструмента, ты [все же] ищи,
нет нужды в инструментах на пути к Господу.
Каждому, кого ты увидишь ищущим, о сын,
другом стань, склони перед ним голову,
Ибо из-за соседства с ищущими ты сам станешь ищущим,
а из-за тени (покровительства) победителей ты сам станешь победителем.
Если какой-то муравей искал Сулаймана 7,
не относись к поиску его небрежно.
Все, что есть у тебя из имущества и ремесла,
разве не было вначале оно поиском (стремлением) и мыслью?
7 Аллюзия на коранический рассказ о том, как Сулайман с войском пришел в долину, где жили муравьи.
Муравьиха стала загонять муравьев в жилища, опасаясь, что они будут растоптаны. Сулайман, пони-
мавший язык животных, рассмеялся и стал благодарить Бога за милость [Коран, 27: 17 (17)—19 (19)].
|
|
1450Тот [человек] во времена Дауда-пророка перед каждым мудрецом и каждым невеждой
Эту молитву возносил постоянно: «О Господи,
богатство без труда в удел мне подай,
Поскольку сотворил Ты меня ленивцем,
получающим побои, медлительным и бездельником!
На ослов с израненными спинами, несчастных груз лошадей и мулов нельзя класть.
Раз ленивцем Ты меня создал, о Богатый,
дай мне пропитание путем лени.
1455Я лентяй, спящий в тени в существовании,
уснул я в тени этой милости и великодушия.
Ленивцам и спящим в тени разве
какое-то другое пропитание Ты прописал?
Каждый, у кого есть ноги, ищет пропитания;
каждого, у кого ног нет, пожалей.
Удел направляй в сторону того опечаленного,
облако тащи в сторону всякой земли.
Поскольку у земли нет ног, Твое великодушие гонит облака в ее сторону вдвойне.
1460У ребенка поскольку нет ног 1, мать к нему
приходит и осыпает тем, что назначено ему, его голову.
Хочу я пропитания внезапного и без тяжелого труда,
ибо нет у меня другого старания, кроме просьбы».
Много времени он так молился,
весь день до ночи, всю ночь до утра.
Люди смеялись над его речами,
над его тщетными домогательствами и бранью,
Мол: «Удивительно, что такое говорит этот наивный!
Или кто-то дал [ему] банга 2 безумия?
1465Путь [обретения] пропитания — занятие, труд и тяжелая работа,
каждому [Бог] дал какое-нибудь ремесло и стремление.
1 Т. е. он не умеет ходить.
2 Банг — наркотическое вещество, гашиш.
„Ищите уделы в средствах их [приобретения] 3,
входите в жилища через их двери!” 4
Царем, правителем и посланником Истинного ныне является Дауд, пророк искусный.
С таким величием и утонченностью, которые в нем есть оттого, что избрали его благоволения Друга,
Чудеса его бессчетны и бесчисленны,
а волны милости [шлют ему] одну помощь за другой.
1470У кого-нибудь, от Адама и доныне,
разве был голос, подобный оргáну,
Который во время каждой проповеди умерщвляет по двести [человек]?
Человека его прекрасный звук уничтожает!
Лев и лань собираются в это время
к его наставлениям, не заботясь друг о друге.
Горы и птицы вторят его словам 5,
и те и другие во время [его] призыва являются его собеседниками.
Эти и еще сто раз по столько чудес у него,
свет его лица [одновременно] лишен [этого] пространства и [находится]
в пространстве 6.
1475Несмотря на всю [эту] мощь, Господь его пропитание все же поставил в зависимость от поиска.
Без плетения кольчуг и труда пропитание к нему не приходит, несмотря на все его процветание.
И такой вот презираемый, опустившийся, [как ты],
чей дом разрушен, низкий, изгнанный небосводом,
Такой вот злосчастный хочет быстро,
без торговли наполнить [свой] подол прибылью!
Такой вот ошалевший человек пришел [и говорит],
мол: „Взойду я на небо без лестницы!”»
1480Этот говорил ему в насмешку: «Ступай, возьми,
прибыло к тебе пропитание, пришел добрый вестник!»
А другой смеялся: «И нам тоже подай!
Из того, что получишь, сделай подарок предводителю!»
Он же из-за такой хулы людей и этих обид
не уменьшал [своих] молитв и подхалимства,
Пока не стало в городе известно и слава не пошла,
что он в пустой суме ищет сыр.
Стал присказкой о незрелости нрава этот нищий,
но он с этими [своими] просьбами не расставался.
3 Отсылка к хадису: «Ищите уделы в сокрытых местах земли» (ضرﻻا ﺎﻳﺎﺒﺧ ﻰﻓ قزﺮﻟا اﻮﺒﻠﻃا) [Ахадис-и Маснави.
С. 168].
4 Отсылка к айату: «…Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете счастли-
вы!» [Коран, 2: 185 (189)].
5 Отсылка к айату: «Дауду Мы даровали от нас преимущество: „О горы, прославляйте вместе с ним, и пти-
цы!“» [Коран, 34: 10 (10)].
6 Досл.: «лишен направлений и [находится] в направлениях».
[О том, как] забежала корова в дом этого настойчиво молившегося, [как] сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!):
«Воистину Аллах любит тех, кто настойчив в молитве»,