Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия). ТЕМА 4.5 «Прощение как спасительный путь»
ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»
ТЕМА 4.5 «Прощение как спасительный путь»
ВОПРОСЫ: 1. Неделя четвертая Великого Поста – прп. Иоанна Лествичника. «Лествица». 2. Святые отцы о памятозлобии и прощении. 3. В чем духовная ценность прощения и незлобия? В чем опасность памятозлобия? 4. Как понять – простили ли мы?
1. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ОДЕРЖИМОГО (Мк. 9:17-31).«Род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» - Христос об изгнании злого духа из человека.
2. НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ - ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА (VI-VII век) - христианский богослов, игумен Синайского монастыря. Основное аскетическое сочинение - «Ле́ствица» («лестница») - «Лествица райская», «Скрижали духовные», «О пути к Небу»
Образ заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12)
«Лествица» отличается глубокой духовной опытностью... Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение написано языком простым, но чистым и живым, - в немногих словах выражает многое, и потому полно силы» (свт. Димитрий Ростовский)
В «Лествице» 30 глав - «ступеней» добродетелей, по которым христианин восходит к духовному совершенству (борьба с мирской суетой, послушание, покаяние, память о смерти, кротость и безгневие, непамятозлобие, молчание, целомудрие, молитва и т.д.).
3. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22). Молитва «Отче наш» о прощении – кто такой «наш должник» и почему он нам что-то должен и что именно?
О прощении и удалении памятозлобия говорится в Слове 9«Лествицы»:
«2. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, отчуждение любви, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий.
4. Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие.
12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
15. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. «Отпустите мало, и отпустят вам много» (Лк.6:37)
16. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит. 18. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна…»
Страсть | Противоположные добродетели |
Памятозлобие (злопамятность)– страсть, производная от гнева и гордости. Родственна обидчивости, ранимости, эгоизму. ЗНАТЬ: негативные духовные плоды (вред), к чему приводит злопамятность и обидчивость (почему опасна?) 1) Потеря мира в душе и молитвы –тем самым мы увеличиваем свои скорби, приближаем духовную гибель. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24) 2) Является признаком нелюбви к ближним - проявляетсяв виде раздражительности и обид (страсть разрушительно влияет на отношения с ближними) – отношение: «ты мне должен» 3) Теряется рассудительность Гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:20) 4) Происходят изменения в мышлении: - человек лишается власти над собой, когда поступает во власть страсти; - навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде (удерживаются воспоминания, иногда эти мысли доставляют «болезненную приятность»); - в тяжелых случаях - желание отомстить, наказать, взять реванш (ослепление желанием нанести удар, укол) 5) Оскорбления, обвинения, дурные слова и мысли, самооправдание (нанесение вреда другим и себе – «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15) | Прощение – добродетель любви ____________________________________ ЧТО ДЕЛАТЬ И ЗНАТЬ: 1) Молитва за обидчика и за себя, в том числе и перед общением можно просить Бога даровать мир. «Без Христа никому ничего нельзя простить» 2) Следить за собой (трезвение, внимание) – не давать памятозлобию укорениться. Внимать движениям сердца (чаще в него заглядывать, приучить себя спрашивать во время вспышек – почему я недоволен, почему мне сейчас так плохо, потерян мир?) «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15) – т.е., все причины - в нас самих. 3) Постараться встать на место обидчика, войти в его положение (эмпатия), пожалеть и оправдать (оправдать не грех, а человека). 4) Просить прощение первому 5) Принять обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры (прп. Макарий Оптинский) 6) Понимать, что страдаем не мы, а наше самолюбие, т.к.чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. 7) Пытаться посмотреть на человека глазами Бога с любовью 8) Понимать, что искушения отнимают у нас радость общения с Богом и время жизни Прощение – длительный процесс, а не однократный акт. Пребываем ли мы в этом процессе? Хотим, желаем ли простить? |
-«Ближний - равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий», « Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они… обрывают наше самолюбие. Это врачи… производят в душе, сознание греха и жизненную реакцию» (св. Иоанн Кронштадский)
-«Я сам ежеминутный должник Господу духовно и телесно. Как же мне не иметь удовольствия прощать долги ближнему моему, духовные и вещественные, когда Господь мне прощает бесчисленное множество их? (св. Иоанн Кронштадский)
-«Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь все нам прощает, и не гнушается никаким грешником (прп. Силуан Афонский)
-«Милостыня есть – прощать» (авва Исайя)
-«…к стыду нашему, христиане, мы забываемся, и помилованные не милуем, и прощаемые не прощаем (свт. Филарет)
-«Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы» (прп. Исаак Сирин) – т.е. если хочешь научиться молиться, учись и прощать
«Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце…» (сщмч. Арсений (Жадановский)
-«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи. Сказать обидчику: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения» (митр. Антоний Сурожский)
-«Общение с Господом - это океан радости, а любые житейские искушения - это ничтожные капли, бесследно исчезающие в океане» (свт. Николай Сербский)
-«Нас огорчают, а мы всегда радуемся…» (2 Кор.6:10)
-«Будьте в мире между собою… Вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес.5:13-14)
ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ: 1) Легко ли простить? 2) Есть ли у человека «право на обиду»? 3) Простить – значит ли проигнорировать обиду и признать, что ничего страшного не случилось? 4) Значит ли, что мы должны испытывать теплые чувства к обидчику и восстановить прежние отношения? 5) Не могу простить – что делать? 6) Что такое «псевдопрощение»? 7) Как понять, простил ли я? 8) «У меня нет должников и врагов» - может ли быть ситуация, что некого прощать?
ВЫВОДЫ:_______
ЗАДАНИЕ: Относиться к прощению ответственно, не допускать долгого оставления ситуации, связанной с обидой, злопамятством без решения. В случае обиды сугубо молиться Богу о помощи в прощении конкретного ближнего. Перед общением с обидчивым человеком молиться о мире.