Неискренность в поклонении.
Одним из условий признания дел человека праведными является то, что они должны быть свободными от неискренности, соответствующими сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Если же человек занимается делами поклонения Аллаху Всевышнему лишь для того, чтобы это увидели люди, это значит, что он впал в малое многобожие и дела его не будут иметь успеха, что касается, например, тех, кто молится только для того, чтобы это видели другие, а Аллах Всевышний сказал:
- Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их! А когда они встают на молитву, то делают это лениво и напоказ людям, и вспоминают Аллаха очень мало.[40]
То же самое можно сказать и о тех, кто делает нечто лишь для того, чтобы это стало известным и о нем услышали бы люди, так как это означает, что они впали в малое многобожие. Однако в адрес людей, поступающих таким образом, были произнесены соответствующие угрозы, о чем мы можем узнать из хадиса, передаваемого со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, где говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- Аллах опорочит того, кто делает что-либо во всеуслышание и опозорит того, кто станет делать что-нибудь напоказ людям.[41]
Не будут иметь успеха дела того, кто станет делать нечто для Аллаха и в то же время для того, чтобы это видели люди, как говорится об этом в одном из хадисов, где сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передал людям, что Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:
- Я не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, и поэтому Я отрекаюсь от того человека, который делает нечто для Меня, в то же время делая это и для кого-то другого, как отрекаюсь Я и от его многобожия.[42]
Если человек начал делать что-либо ради Аллаха, а потом к этому неожиданно примешались неискренность, к которой он почувствовал отвращение, начал с ней бороться и преодолел ее, то дело его получит благополучное завершение, если же он примирится с этой неискренностью и душа его склонится к этому, то, по мнению большинства мусульманских религиозных авторитетов, все, что он будет делать, окажется бесполезным.
ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ.
Здесь имеется в виду вера в дурные предзнаменования, а Аллах Всевышний сказал:
- Когда приходит к ним добро, они говорят: "Это - нам" -, а когда постигнет их зло, они видят дурные приметы в Мусе и в тех, кто с ним.[43]
Когда в прежние времена кто-нибудь из арабов хотел совершить путешествие или сделать еще что-нибудь, он брал в руки птицу, а потом отпускал ее, и если она улетала направо, то человек считал это добрым предзнаменованием и осуществлял задуманное, если же она летала налево, то это воспринималось как дурное предзнаменование и он отказывался от того, что первоначально хотел совершить.
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он разъяснил, в чем состоит суть подобных действий, сказав:
- Вера в дурные предзнаменования свидетельствует о многобожии.[44]
К подобным запретным верованиям, противоречащим совершенству единобожия, относится привычка связывать дурные предзнаменования с определенными месяцами (что заставляет некоторых людей отказываться от заключения браков в месяце сафар), с определенными днями (в результате чего некоторые считают последнюю среду каждого месяца днем сплошных неудач), с числом тринадцать, с теми или иными именами или же физическими недостатками (здесь имеются в виду такие случаи, когда человек выходит из дома, чтобы открыть свою лавку, например, но, встретив по пути одноглазого прохожего, рассматривает это как дурное предзнаменование и возвращается назад, а также иные, подобные этой, ситуации).
Все это является запретным и имеет непосредственное отношение к многобожию, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не хотел иметь ничего общего с теми, кто верил этому. Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Не относится к нам тот, кто толкует о дурных предзнаменованиях, и тот, кто прислушивается к словам о дурных предзнаменованиях, также как не имеет к нам отношения тот, кто занимается прорицаниями, и тот, кто прислушивается к ним.
Имран бин Хусейн, да будет доволен им Аллах, сказал:
"И, возможно, что он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:.. тот, кто занимается колдовством, и тот, кто обращается к колдунам".[45]
Если же человек все-таки совершит нечто подобное, то он должен будет искупить свое прегрешение в соответствии с тем, о чем говорится в хадисе, передаваемом со слов Абдаллаха бин Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал:
- Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Человек, которого дурное предзнаменование отвращает от исполнения того, что ему необходимо сделать, впал в многобожие". Услышав это, люди стали спрашивать: "О посланник Аллаха, как же можно искупить этот грех?" Он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: "Для этого человеку следует сказать: О Боже, нет блага, кроме блага, которым Ты обладаешь, лишь Тебе принадлежат птицы и нет божества, кроме Тебя".[46]
Вера в дурные предзнаменования связаны с природой человеческой души и может проявляться у разных людей в большей или меньшей степени, наилучшим же средством против этого является упование на Аллаха Всемогущего и Великого, как сказал об этом Ибн Мас' уд, передавший, что пророк сказал:
- Каждый из нас в той или иной степени подвержен этому, но Аллах освобождает людей от подобного посредством упования.[47]