Часть ii - жизнь после смерти 4 страница
В течение первых лет Эго, которому принадлежит тело ребенка, еще не овладело им полностью, и мы понимаем, что ребенок не ответствен за свои поступки, по крайней мере до семи лет и даже до четырнадцати. В течение этого времени ребенок не несет никакой правовой ответственности за свои действия. Так и должно быть, поскольку Эго, находясь в крови, может должным образом действовать только в крови собственного производства. Так как в теле ребенка запас крови обеспечивается родителями через вилочковую железу, или тимус, ребенок не является хозяином или хозяйкой самому себе. Поэтому дети нередко не говорят о себе «я» в первые годы, а отождествляют себя с семьей; это папина девочка или мамин мальчик. Маленький ребенок скажет: «Мэри хочет этого» или «Джон хочет того», но как только они достигнут периода полового созревания и начнут сами производить свои кровяные тельца, тогда мы слышим, как мальчик или девочка говорят «Я сделаю то, я сделаю так». С этого времени они начинают отстаивать свою индивидуальность и вырываться из семейной клетки.
Видя в таком случае, что кровь на период детства, как и физическое тело, наследуется от родителей, можно утверждать, что склонности к болезням также переходят, не сами болезни, а склонность к ним. После четырнадцати лет, когда пребывающее Эго начинает само производить свои собственные тельца, от него самого в большей степени зависит, проявятся эти тенденции в реальной жизни или нет.
Вопрос 32
Можно ли влиять на человека во время естественного сна, как во время гипнотического, или существует разница?
Ответ: Да разница существует. Во время естественного сна Эго, облаченное в тело мысли и тело желаний, выходит из физического тела и обычно парит над телом или по крайней мере остается поблизости от него, соединенным Серебряной Цепочкой, пока жизненное тело и плотное тело отдыхают на кровати.
Тогда можно влиять на человека, внедряя в его мозг мысли и идеи, которые мы хотим ему сообщить. Тем не менее мы не можем заставить его что-то сделать или осуществить какую-то идею, кроме той, что соответствует его естественным склонностям. Невозможно приказать ему что-то сделать или заставить подчиняться так же, как это происходит в том случае, когда человек вытеснен из тела пассами гипнотизера, так как именно мозг движет мышцами. Во время естественного сна мозг человека пропитан его собственным жизненным телом, и он полностью себя контролирует. А во время гипнотического сна пассы гипнотизера вытесняют эфир, составляющий его жизненное тело, из мозга вниз к плечам жертвы, где он лежит вокруг шеи подобно воротнику свитера. Плотный мозг тогда открыт эфиру из жизненного тела гипнотизера, замещающему истинного хозяина. Итак, во время гипнотического сна у жертвы нет выбора, какие бы идеи она ни принимала или какие бы движения она ни совершала своим телом, но во время обычного сна человек остается свободной действующей силой. Действительно, метод внушения указаний во время сна многие матери найдут необыкновенно полезным в случае упрямых детей. Так, если мать будет сидеть около кроватки спящего ребенка, держа его руку, и разговаривать с ним, как она говорила бы во время бодрствования, внедряя в его мозг желаемые идеи, то вскоре она обнаружит, что в состоянии бодрствования многие из этих идей укоренились. То же самое возможно и при взаимодействии с больным или пьющим человеком. Если мать, сиделка или другие применят этот метод, они смогут вселить в человека надежду на исцеление с последующим физическим восстановлением, или же ему будет оказана помощь в овладении собой. Безусловно, этот метод можно использовать и во зло, но мы не можем умолчать о нем, поскольку верим, что добро, которое он может принести, будет гораздо больше, чем некоторые отклонения, когда введенный в заблуждение человек получит возможность использовать его недолжным образом.
Вопрос 33
Что такое сновидения? Все ли они имеют значение, и как мы можем притянуть или вызвать сновидения?
Ответ: В бодрствующем состоянии различные проводники Эго: ум, тело желаний, жизненное тело и плотное тело — все расположены концентрически. Они занимают одно и то же пространство, и внешне Эго действует в физическом теле. Но ночью во время сна без сновидений Эго, облаченное в тело желаний и тело мысли, выходит, оставляя физическое и жизненное тела на постели. При этом между высшими и низшими проводниками не остается никакой связи кроме тонкой искрящейся нити, называемой Серебряной Цепочкой. Иногда бывает так, что во время очень интенсивной работы в физическом мире тело желаний сильно возбуждается и отказывается покидать низшие проводники и выводится лишь частично. Тогда связь между центрами восприятия тела желаний и центрами восприятия физического мозга частично разлаживается. Эго видит образы и сцены мира Желаний, которые сами по себе чрезвычайно фантастичны и обманчивы и передаются центрам мозга, не будучи выстроены в логическую цепочку рассудком. По этой причине нас посещают все глупые и фантастические сны.
Однако иногда случается, что, когда Эго полностью находится вне плотного тела, как во время сна без сновидений, оно видит связанное с собой событие, которое должно материализоваться, поскольку грядущие события отбрасывают свои тени вперед, и прежде чем что-то случается в физическом мире, оно уже произошло в духовных мирах. Если после пробуждения Эго удается запечатлеть в мозгу то, что оно видело, мы говорим, что это был пророческий сон о событии, которое через непродолжительное время осуществляется или которое Эго, если ему позволяет судьба, может подправить каким-либо другим действием. Например, будучи предупрежденным таким образом о несчастном случае, оно может предпринять шаги, чтобы противодействовать грозящему несчастью.
Что касается второй части вопроса, «как мы можем притянуть или вызвать сны», мы можем сказать, что, конечно, нет пользы в том, чтобы притягивать или вызывать сбивчивые или странные сны. Но есть и другие сны, появляющиеся, когда для человека приходит пора начать жить высшей жизнью. Тогда постепенно, используя определенные упражнения, он развивает способность сознательно покидать свое тело ночью или в любое другое время. В этом случае он чувствует себя абсолютно уверенно в невидимых мирах. Он может пойти, куда захочет, хотя на край земли, в мгновение ока, и по мере того как он обучается сознательно работать в этих невидимых мирах, он больше не «видит сны», но проживает другую жизнь, более полную и более реальную, чем та, которой он живет сейчас.
Вопрос 34
Что такое сон, и что вынуждает тело засыпать?
Ответ: В дневное время жизненное тело усваивает бесцветные солнечные флюиды, окружающие нас и входящие через орган, называемый селезенкой. Эта жизненная энергия пропитывает все тело, и ясновидящие видят ее как бледно-розовый флюид, преобразованный после вхождения в физическое тело. Он течет по каждому нерву и, посылаясь мозговыми центрами в особенно больших количествах, движет мышцы, к которым ведут нервы.
Можно сказать, что жизненное тело построено из направленных во все стороны точек, внутрь, наружу, вверх и вниз, по всему телу, и каждая маленькая точка проходит через центр одного из химических атомов, заставляя их вибрировать с большей скоростью, чем их естественная скорость. Жизненное тело пронизывает плотное тело с рождения до смерти при любых условиях. Когда в какой-то части тела останавливается циркуляция крови, например, если прижать руку к краю стола и она «затекает», тогда, если обладать ясновидением, можно увидеть эфирную руку жизненного тела, свисающую под видимой рукой, как перчатка. При этом химические атомы руки возвращаются к медленному темпу вибрации. Если мы пошлепаем по руке, чтобы она пришла в норму, ощущение специфического покалывания, которое мы начинаем чувствовать, вызывается точками жизненного тела, которые проникают в уснувшие атомы руки и запускают повышенную вибрацию заново.
Жизненное тело покидает плотное тело подобным образом, когда человек умирает. Тонувшие люди, которых приводили в сознание, испытывали сильные мучения, вызванные проникновением эфирных точек, ощущаемых как покалывание.
В дневное время, когда солнечные флюиды поглощаются человеком в большом количестве, эти точки жизненного тела наполняются или словно надуваются жизненным флюидом, но в течение дня, по мере того как продукты распада засоряют физическое тело все больше и больше, жизненный флюид замедляет течение. Вечером наступает момент, когда точки в жизненном теле недостаточно снабжаются дающим жизнь флюидом; они съеживаются, и атомы тела в результате движутся более лениво. Поэтому Эго чувствует, что тело стало тяжелым, медлительным и усталым. В конце концов наступает момент, когда жизненное тело ощущает полный упадок и вибрации плотных атомов становятся настолько слабыми, что Эго не может более двигать телом. Оно вынуждено удалиться, чтобы его проводник смог восстановиться. Тогда мы говорим, что тело уснуло.
Однако сон не является пассивным состоянием. Если бы было иначе, у нас бы не было разницы в ощущениях утром и сон не обладал бы никаким восстанавливающим действием. Само слово восстановление подразумевает активность.
Когда здание ветшает и приходит в негодность, его необходимо обновить и реставрировать; тогда жильцы выезжают, чтобы дать рабочим свободу действий. По тем же причинам Эго покидает свои владения на ночь. Подобно тому, как рабочие трудятся над ремонтом здания, подготавливая его к новому заселению, и Эго должно поработать над своим зданием, чтобы оно стало пригодным для возвращения. И подобная работа выполняется нами ночью, хотя мы и не осознаем ее во время бодрствования. Именно посредством этой деятельности из нашего организма удаляются яды, и в результате тело свежо и энергично утром, когда в него возвращается Эго в момент просыпания.
Вопрос 35
Верят ли розенкрейцеры в медикаментозное лечение, или они следуют методу лечения Христа?
Ответ: Лучшие специалисты в целом подтверждают, что медикаментозное лечение относится к эмпирической науке, что лекарства не действуют на всех одинаково и что врачам поэтому надо экспериментировать со своими пациентами. Следовательно, медикаментозное лечение не вполне удовлетворительно. Нельзя полагаться на то, что лекарства всегда выполнят необходимую работу.
Опыт показывает, что весь рогатый скот удовлетворяется поеданием травы, а все львы довольствуются мясной диетой. Но человеческое существо за счет своей индивидуальности отличается от всех других представителей своего вида. И эта особенность человеческой расы имеет своей причиной тот факт, что, тогда как все животные одного вида выражают единый Групповой Дух, направляющий отдельных животных извне, в каждом человеческом существе обитает индивидуальный внутрисущий Дух, Эго, и поэтому то, что одному человеку — во благо, другому — во вред.
Если применение лекарственных веществ предполагает учет индивидуальных особенностей, только тогда оно может действительно помогать во всех случаях, а способом выявить особенности духа, обитающего в теле пациента, является составление гороскопа, чтобы узнать, в каких случаях применение лекарства благоприятно, и давать подходящие травы в надлежащее время. Парацельс так и поступал, именно поэтому он всегда успешно излечивал пациентов; он никогда не ошибался. Некоторые применяют астрологию с этой целью и в настоящее время; автор, например, использовал астрологию для диагностики во многих случаях. Благодаря этому он всегда мог видеть кризисы в состоянии пациента, прошлые, настоящие и будущие, и таким образом принести облегчение людям, страдающим от многих заболеваний. Именно для подобных целей надо использовать астрологию, а не унижать ее предсказаниями удачи в поисках золота, поскольку подобно всем духовным наукам она должна быть использована на благо человечества бескорыстно. Если бы врачи изучили науку астрологию, им бы с легкостью удавалось диагностировать состояние своих пациентов способом, совершенно невозможным с точки зрения обычного диагноста. Некоторые врачи начинают осознавать этот факт и обнаруживать на своем опыте, что небесные тела имеют влияние на человеческий организм. Например, когда автор был в Портланде, штат Орегон, один врач рассказал ему, что заметил следующее: когда он делает операцию при растущей Луне, то есть движущейся от новолуния к полнолунию, операция всегда бывает удачной, без осложнений. С другой стороны, он заметил, что, когда обстоятельства вынуждают его делать операцию в период движения Луны от полнолуния к новолунию, всегда есть большая опасность; все подобные операции были не столь успешны, как операции, выполненные на растущей Луне.
Среди врачей существует также тенденция все больше лечить пациентов внушением, давая безобидную таблетку и сопровождая ее сильным внушением. Каждая мать, знает она о силе внушения или нет, время от времени бессознательно применяет его в отношении своего ребенка. Если малыш упадет, она может своим внушением вызвать у него либо плач, либо смех. Если она говорит своему малышу: «Ой, мой бедный малыш, ты так сильно ударился, бедная твоя головка», ребенок начнет плакать. Но если, наоборот, она показывает на пол и восклицает: «Ох, дорогой, как ты сильно ударил этот бедный пол, как это нехорошо, пожалей его!», ребенку будет очень жалко пол, который он ударил, и он совсем забудет о собственном ушибе.
Подобным образом и врач влияет на своего пациента. Преступно для врача заходить в палату к больным с мрачным выражением лица и просить пациента объявить свою последнюю волю, так как ему недолго осталось жить. Такие вещи влияют на пациента гораздо сильнее, чем думают, и подобным образом доктора убили многих из числа тех, кого могли бы спасти. С другой стороны, если врач весел и заходит в палату с улыбкой и ободряющим словом, если он назначает безболезненное лечение и делает положительное внушение, пациент способен выздороветь, в то время как иначе он мог бы поддаться болезни. Итак, внушение намного превосходит медикаментозное лечение. Вера пациента в своего врача способна творить чудеса во благо либо во зло. Именно вера была тем методом, который Христос использовал для исцеления. Если спрашивающий обратится к примерам того, как согласно Библии Христос исцелял больных, он обнаружит, что всегда возникал вопрос веры того, кто хотел исцелиться. Каждому просителю Христос говорил: «По вере вашей да будет вам».
То, что скептицизм может противодействовать даже Его возможностям, наглядно демонстрирует тот эпизод, где, как написано, Он, странствуя, пришел в свой родной город и обнаружил, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Этот сюжет приводится в тринадцатой главе Евангелия от Матфея, а также у Марка. Важно отметить, что в последней строфе тринадцатой главы Евангелия от Матфея написано: «И не совершил там многих чудес по неверию их». Марк пишет, что из-за их скептицизма он, «только на немногих больных возложив руки, исцелил их».
Восприимчивый ум больше всего необходим для любых исследований, скептицизм же губителен для приобретения знаний. В качестве иллюстрации приведем пример того, как автор, будучи в Коламбусе, пошел на лекцию профессора Хислофа, секретаря Общества исследований психики. Предметом лекции была тема «Новые свидетельства будущей жизни». Автор был удивлен, что профессор Хислоф в своей лекции ни разу не сослался на данные, приведенные в течение последних двадцати лет в отчетах общества, к которому он принадлежит. Но объяснение пришло после лекции, когда профессор Хислоф, отвечая на вопросы, упомянул, что не верит ни во что, о чем сообщают доклады Общества. Он не верит результатам, полученным кем-либо, кроме него. Все факты, о которых он рассказывал, были получены им самим и были новыми для него. Он ожидал, что аудитория поверит ему на слово, хотя он сам отказывался верить кому-либо другому. В качестве иллюстрации действия скептицизма он неосознанно привел отличный пример, рассказав о том, что однажды он пошел к медиуму, где Ричард Хогсон, умерший, говорил через медиума, и профессор Хислоф начал задавать ему вопросы. Хотя они и были очень просты, м-р Хогсон с трудом отвечал на них. Профессор Хислоф наконец нетерпеливо воскликнул: «В чем дело? Что с тобой, Ричард, когда ты был жив, ты был достаточно расторопен? Почему ты не можешь отвечать сейчас?» «Тогда, — сказал профессор Хислоф, — пришел ответ быстрый, как молния». — «Каждый раз как я попадаю в твою ужасную атмосферу, я слабею». Профессор Хислоф не мог понять причину, но каждый, кто видел ученика перед экзаменационной комиссией, решившей, что он тупица, поймет причину, и ему станет ясно, что именно критический и скептический склад ума профессора Хислофа вызвал трудности в общении с Ричардом Хогсоном. Мы можем таким образом сказать, что верим в медикаментозное лечение, если оно используется в сочетании с астрологией и методом исцеления Христа, являющимся исцелением верой, в сочетании с силой внушения и многими другими методами целительства. Все они частично истинны, хотя, к сожалению, многие из них доведены до крайности и абсурда. В этом случае они теряют свою благую силу и становятся опасными для тех, кто в ином случае мог бы получить пользу.
Вопрос 36
Поскольку мы страдаем от своих собственных действий, считаете ли вы правильным принимать лекарства для облегчения боли, если человек не безнадежно болен или умирает?
Ответ: Данный вопрос отражает весьма прискорбную позицию ума. Точно так же можно спросить, правильно ли спасаться, когда тонешь, ведь падение в воду — это тоже результат собственных действий. Конечно, нашим долгом является принять помощь вполне квалифицированного человека или попытаться разрешить проблемы, от которых мы страдаем, любым другим способом, кажущимся нам адекватным. Мы бы поступили определенно плохо, если бы позволили своему физическому инструменту разрушиться из-за недостатка надлежащей заботы и внимания. Он является нашим самым ценным инструментом, и, пока мы не научились осмотрительно его использовать и заботиться о нем, мы ответственны перед законом Причины и Следствий за свое пренебрежительное отношение к нему.
Вопрос, подобный этому, демонстрирует совершенно ошибочное понимание закона Причины и Следствий. Наш долг — попытаться подняться над обстоятельствами вместо того, чтобы позволять им управлять нашей жизнью. Это маленькое красивое стихотворение очень точно выражает данную мысль:
Один корабль на восток, другой на запад отплывает,
Хоть направленья не меняет ветер.
Отнюдь не легкий бриз их путь определяет,
А паруса их долгую дорогу метят.
Морские ветры те — судьбы нашей стези,
Когда мы путешествуем по жизни.
А к цели лишь душа наш бег стремит,
А не согласие иль споры, укоризны.
Если мы постараемся повернуть паруса нашей лодки жизни в правильном направлении, то всегда будем способны корректировать и даже полностью менять условия жизни, самостоятельно творить свою жизнь вместо того, чтобы сидеть праздно, ожидая, когда пройдут облака, которые мы сами создали. Сам факт, что мы сами их создали, должен вдохновить нас и придать нам отваги и энергии рассеять или оттолкнуть их как можно быстрее.
Вопрос 37
Какого рода лечение вы посоветуете — у врача или у целителя, например, последователя «Христианской Науки»?
Ответ: Это зависит от природы болезни и характера пациента. Если речь идет о переломе ноги, то очевидно, что прежде всего надо обращаться к хирургу. Если наблюдается общий разлад организма и можно найти врача широкого профиля, тогда во многих случаях он именно тот, кто вам нужен. С другой стороны, если просить о помощи духовного целителя или целителя «Христианской Науки», или любого другого духовно мыслящего человека, то они смогут помочь человеку, если он сам обладает сильной верой. Подобно тому, как откликается камертон определенного тона, если ударить по другому камертону того же тона, и преисполненный веры человек откликнется на оказание помощи духовными целителями. Но там, где вера в их методы у пациента отсутствует, лучше послать за обычным врачом, к которому у пациента есть доверие, так как здоровье или болезнь полностью зависит от душевного состояния, и при условиях болезни, когда человек ослаблен, он становится сверхчувствительным и не надо перечить ему в его предпочтениях. Сверх того, какой бы хорошей ни была любая система целительства, действие на определенного человека будет полезным или вредным строго пропорционально его вере в ее исцеляющую силу.
Вопрос 38
Каково выше мнение относительно голодания как способа лечения болезней?
Ответ: Можно легко убедиться, что на Западе многие скорее умрут от переедания, чем от недостатка пищи. И при таких условиях голодание в течение одного или двух дней безусловно полезно, но, как существуют обжоры и любители поесть, так же существуют и те, кто ударяются в другую крайность и голодают чрезмерно. В этом скрыта большая опасность. Лучше есть умеренно и определенные виды пищи; тогда вообще не надо будет голодать.
Изучив химический состав продуктов, мы обнаружим, что определенная пища обладает ценными свойствами для системы при определенных расстройствах, и правильно употребляемая пища в действительности — лекарство. Все цитрусовые, например, замечательные антисептики. Они чистят и дезинфицируют пищевой тракт. Таким образом, они предотвращают болезнь. Все крупы, особенно рис, обладают антитоксичным действием; они убивают болезнь и гнилостные бактерии. Таким образом, зная целебные свойства разной пищи, мы можем легко пополнять запас того, что нам необходимо для исцеления наших обычных недомоганий с помощью пищи вместо голодания.
Вопрос 39
Считаете ли вы неправильным пытаться избавиться от дурной привычки, такой, например, как пьянство, с помощью гипноза?
Ответ: Абсолютно категорично — да. Если смотреть с точки зрения одной жизни, то методы, подобные предлагаемым целителями движения Эммануила, без сомнения приносят немалую пользу. Пациента усаживают в кресло, погружают в сон и делают определенные внушения. Он приходит в себя и оказывается исцеленным от своих дурных привычек; из пьяницы он превращается в уважаемого гражданина, заботящегося о своей жене и семье, и выражение его лица самое располагающее.
Но если смотреть с более глубокой, эзотерической, точки зрения, полагающей эту жизнь лишь одной из многих и рассматривающей ее по отношению к воздействию на невидимые проводники человека, то ситуация в корне меняется. Когда человек погружается в гипнотический сон, гипнотизер делает пассы вокруг него, которые приводят к удалению эфира из головы плотного тела и замене его на эфир гипнотизера. Человек тогда попадает под полную власть другого; у него нет свободной воли, и поэтому так называемые «внушения» являются на самом деле приказами, которым, не имея другого выбора, жертва должна подчиняться. Более того, когда гипнотизер выводит свой эфир и будит жертву, он не может удалить весь эфир, который он поместил в нее. Используя сравнение, можно сказать, что, подобно тому, как электрическая динамомашина намагничивается прежде, чем ее впервые начинают использовать, после чего в ней остается остаточный магнетизм, который возбуждает электромагнитные поля в динамомашине каждый раз, как ее включают, так же и небольшая часть эфира жизненного тела гипнотизера остается в продолговатом мозге жертвы и становится как бы дубинкой власти над жертвой в руках гипнотизера на протяжении всей жизни. Именно поэтому внушения, проведенные в период, следующий за пробуждением жертвы, беспрекословно выполняются.
Таким образом, жертва гипнотического целителя не преодолевает дурных привычек своими собственными силами, но оказывается еще более скованной в этом отношении, как если бы она находилась в одиночной камере. И хотя в этой жизни такой человек будет казаться хорошим гражданином, когда он вернется на Землю, у него будут те же слабости, и ему придется сражаться с ними, пока наконец он не сможет преодолеть их самостоятельно.
Вопрос 40
Существуют ли способы удаления известковых веществ, образующихся в наших телах из-за неправильной диеты?
Ответ: Этот вопрос показывает, что спрашивающий обеспокоен тем, что наши тела постепенно отвердевают, начиная с детства и до старости из-за известковых веществ, содержащихся в большинстве видов пищи, которой мы питаем свои тела. Эти известковые вещества сначала откладываются на стенках артерий и вен, вызывая то, что известно медикам как артериосклероз, или затвердение артерий. Артерии маленького ребенка чрезвычайно мягкие и эластичные, как резиновая трубка, но постепенно по мере продвижения от детства и юности к зрелости и старости стенки артерий затвердевают вследствие отложений известковых веществ, оставляемых кровью. Со временем они могут стать такими же жесткими и негибкими, как деревянная трубка. Такое состояние называется затвердением артерий. Артерии становятся хрупкими и могут сломаться, вызывая кровотечение и смерть. Поэтому справедливо говорят, что возраст человека определяется состоянием его артерий. Если бы мы могли очистить артерии и капилляры от наслоений, мы бы существенно продлили жизнь и функциональную пригодность нашего тела.
С эзотерической точки зрения, конечно, неважно, живем мы или умерли, смерть означает для нас не уничтожение, но только переход сознания к другим сферам. Тем не менее, если мы провели проводник через годы неумелого детства, миновали горячую пору юности и добрались до периода свободного выбора, когда мы действительно начинаем приобретать опыт, тогда, чем дольше можем мы продлить продолжительность опыта, тем больше мы приобретем. По этой причине продление жизни тела представляет определенную ценность.
Чтобы достичь данного результата, мы должны, во-первых, выбирать пищу, менее всего содержащую засоряющие вещества, которые могут вызвать затвердевание артерий и капилляров. Коротко говоря, ими являются зеленые овощи и все фрукты. Затем необходимо стремиться искоренить засоряющие вещества, которые мы уже впитали, если это возможно, но пока еще не найдено лекарство или пища, которые гарантированно дают такой эффект. Оказалось, что электрические ванны необыкновенно полезны, но не вполне достаточны. Пахта — самый лучший фактор для искоренения отложений, следующим идет сок грейпфрута. Если принимать их постоянно и в значительных количествах, эти вещества существенно улучшат состояние отвердевших артерий.
Вопрос 41
Не виновата ли природа в частых физических пороках развития в растительном и животном царствах, а также в человеческой расе, и может ли существовать совершенно здоровый и нормальный разум с сильной волей в больном и уродливом теле?
Ответ: Нам бы хотелось спросить: что вы подразумеваете под природой? Бэкон пишет, что природа и Бог отличаются лишь как отпечаток и печать. Природа — это видимый символ Бога, но мы теперь слишком склонны думать о природе в материалистическом смысле. Оборотной стороной проявления в природе являются силы, не слепые силы, а разумные. Возможно, иллюстрация поможет нам осознать свое отношение к ним.
Представим, что у нас есть материал и инструменты; мы делаем стол, а собака сидит и смотрит на нас. Собака, существо более низкого царства, видит, как мы выстругиваем и потом ставим столешницу на ножки. Собака видит постепенное появление стола, она может наблюдать процесс, не понимая назначения стола, и может не понимать, что мы задумали, создавая стол. Она просто наблюдает, смотрит, как мы работаем, и видит результаты. Предположим дальше для иллюстрации, что собака видит материалы, которые постепенно приобретают форму стола, но не видит, как мы работаем и соединяем различные детали вместе, чтобы получился стол. Тогда собака оказывается примерно в таком же положении по отношению к нам, как мы — по отношению к силам природы. То, о чем мы говорим, называя электричеством, магнетизмом, расширением пара и так далее, суть Разумные Существа, работающие невидимо для нас, когда складываются определенные условия. Природные духи строят растения из кристаллов горных пород и вместе с другими многочисленными иерархиями работают вокруг нас и рядом с нами, оставаясь невидимыми, но тем не менее занятыми созданием того, что мы называем природой.
Все они — такие же развивающиеся существа, как и мы, и тот самый факт, что они развиваются, показывает, что они несовершенны и потому способны делать ошибки, которые естественно выливаются в уродства. Итак, в ответ на заданный вопрос можно сказать, что невидимые Разумные Существа, создающие то, что мы называем природой, виновны в частых ошибках, как и мы.
Что касается второй части вопроса, может ли существовать совершенно здоровый и нормальный разум с сильной волей в больном или уродливом теле, мы можем сказать: «Да, несомненно», но, поскольку выражение этого разума зависит от эффективности своего инструмента, последний, естественно, может препятствовать должному выражению своими физическими дефектами по той же причине, по которой результативность самого искусного рабочего в большой степени зависит от состояния его инструментов.