ЭТАП 5: Аускультация легких.
Информация для экзаменатора:оцените, пожалуйста, умение экзаменуемого проводить аускультацию легких в соответствии с приведенными ниже критериями.
№ | Критерии оценки шагов | Оценка в баллах | ||
Установить доброжелательные отношения с пациентом, объяснить ему ход предстоящей процедуры, получить его согласие. | 0,5 | 0,25 | ||
Попросить пациента принять удобное для него положение, лучше сидя на табурете с положенными на колени руками, либо стоя, но поддерживая больного свободной рукой с противоположной стороны (т.к. глубокое дыхание вследствие гипервентиляции может вызвать головокружение или обморок). | 0,5 | 0,25 | ||
Аускультацию проводить по строго определенному плану: фонендоскоп ставить в строго симметричных точках правой и левой половин грудной клетки. Начинать выслушивание следует с верхушек легких: спереди над и под ключицами, постепенно перемещаясь вниз и в стороны. | 0,5 | 0,25 | ||
Затем в той же последовательности выслушать легкие сзади и в подмышечных областях. При аускультации поверхности межлопаточного пространства больной скрещивает руки на груди, отводя лопатки кнаружи от позвоночника. А для удобства выслушивания подмышечных областей пациент закладывает ладони за голову. | 0,5 | 0,25 | ||
Указать места выслушивания бронхиального дыхания в норме (над щитовидным хрящом, над яремной ямкой, в проекции крупных бронхов, сзади – над 7-м шейным, 3-4-м грудным позвонками). | 0,5 | |||
Произвести графическое изображение везикулярного и бронхиального дыхания. | 0,5 | |||
Назвать причины ослабления везикулярного дыхания: физиологическое (утолщение грудной стенки за счет мышц или подкожно жирового слоя), патологическое (инфильтрация легочной ткани, снижение эластичности альвеолярной стенки, гидро- и пневмоторакс, обтурация бронха инородным телом или опухолью), при воспалении дыхательных мышц, межреберных нервов, переломе ребер, адинамии больного, отсутствие дыхания. Произвести графическое изображение ослабления везикулярного дыхания. | 0,5 | |||
Указать причины усиления везикулярного дыханияв физиологических условиях: у лиц с тонкой грудной стенкой, у детей, при физической нагрузке. Ив патологических условиях (жесткое – при бронхитах, саккадированное – при поражении мелких бронхов, нервной дрожи, заболевании дыхательных мышц). Продемонстрировать графическое изображение усиленного везикулярного дыхания. | 0,5 | |||
Указать причины выслушивания патологического бронхиального дыханиянад легочной тканью (уплотнение легочной ткани при заполнении альвеол экссудатом, кровью, транссудатом, прорастании соединительной тканью, опухолью, при компрессионном ателектазе, наличии полости, сообщающейся с бронхом (амфорическое дыхание)). Дать графическую характеристику. | 0,5 | |||
Указать дополнительные звуковые явления (хрипы, крепитация, шум трения плевры). Дать правильное диагностическое значение хрипам. Сухие хрипывозникают при сужении просвета бронха: спазм, воспалительная инфильтрация (бывают высокими, свистящими, дискантовыми и жужжащими, басовыми, низкими, в зависимости от калибра пораженных бронхов). Влажные хрипы возникают при наличии жидкого секрета в просвете бронха или в полостях легкого (каверна, абсцесс), в зависимости от калибра бронхов могут быть крупно-, средне- и мелкопузырчатыми. | 0,5 | |||
Провести дифференцирование крепитации, мелкопузырчатых хрипов и шума трения плевры. Крепитация выслушивается при воспалении альвеолярной ткани и слышна на высоте вдохе, не изменяется после кашля. Хрипы возникают при поражении мелких бронхов, изменяются или исчезают после кашля, выслушиваются на вдохе и выдохе. А шум трения плевры возникает при воспалении плевральных листков (сухой плеврит) и слышен как на вдохе, так и на выдохе, усиливается при нажатии фонендоскопом на грудную стенку, не меняется после кашля, сохраняется при мнимом дыхании. | 0,5 | |||
Указать, что основные дыхательные шумы лучше выслушиваются при дыхании больного через нос при закрытом рте, а побочные – при более глубоком дыхании через открытый рот. | 0,5 | |||
Итого |
Максимальный балл– 10
Время, отведенное на задание – 3 мин.