О прикосновении к Корану без очищения

Ученые разошлись во мнениях, является ли дозволенным прикасаться к Корану тому, кто находится безбольшого и малого омовения. Большинство ученых считали запретным прикосновение к Корану без очищения, и это мнение четырех имамов: Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, и это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Бахру-рраикъ” 1/211, “Мауахиб аль-джалиль” 1/303, “аль-Хауи аль-кабир” 1/143, “аль-Кафи” 1/48, “Маджмууль-фатауа” 21/266.

Доводы запрещающих прикасаться к Корану без очищения
В качестве довода большинство ученых опирается на слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные»(аль-Уакъи’а 56: 77-79).

Они говорят, что в этом аяте указание на то, что Коран не должны трогать люди, находящиеся без очищения!

Однако сторонники дозволенности прикосновения к Корану без очищения возразили на аргументацию этим аятом с двух сторон. Они сказали:

Во-первых, в этом аяте речь идет именно о небесной Скрижали, о чем говорили Ибн ‘Аббас, Муджахид, Джабир ибн Зайд и др. См. “Тафсир ат-Табари” 8/274.

А имам аль-Уахиди сказал: “Большинство толкователей Корана сообщили, что речь идет о небесной скрижали”. См. “Фатхуль-Къадир” 2/219.

А во-вторых, в данном аяте речь идет об ангелах, а не людях, о чем сказали Ибн ‘Аббас, Сальман аль-Фариси, Анас, Са’ид ибн Джубайр, Муджахид, ‘Икрима, Абуль-‘Алия и др. См. “Тафсир ат-Табари” 8/278, “Тафсир аль-Къуртуби” 17/225.

И люди, в отличие от ангелов, являются очищающимися, а не очищенными.

А во-вторых, даже если и допустить, что в данном аяте речь идет о Коране, то в нем содержится только извещения происходящего, а не веление не прикасаться к Корану без очищения. Имам Ибн Хазм, опровергая мнение тех, кто приводя данный аят запрещал прикасаться без омовения к Корану, писал:“Этот аят содержит в себе извещение происходящего, а не веление. И мы видим, как к Корану могут прикоснуться как очищенные, так и не очищенные, поскольку Аллах не сделал так, что к Корану могут прикоснуться только очищенные, а сделал это только для небесной скрижали, к чему могут прикасаться только очищенные ангелы!” См. “аль-Мухалля” 1/107.

Что же касается запрещавших прикасаться к Корану, используя данный аят, то они сказали, что даже если речь в аяте идет о небесной Скрижали и об ангелах, то точно также, как ангелы прикасаются к нему будучи очищенными, тогда тем более и на земле люди обязаны прикасаться к Корану очищенными из-за уважения и почитания Корана, как это говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия и др. См. “Мадариджу-ссаликин” 2/391, “аль-Мустадрак ‘аля аль-Фатауа” 3/40.

Также в качестве довода на запрет прикосновения к Корану большинство ученых использовали известный хадис: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого». ад-Даракъутни 1/122, аль-Байхакъи 1/88.

Однако относительно достоверности этого хадиса есть разногласия поскольку в его цепи Ибн Джурайдж, который был мудаллисом, а также передатчик по имени Сулейман ибн Муса аль-Ашдакъ, относительно надежности которого были разногласия.

Но несмотря на это хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого хадиса неплохой”. См. “ат-Тальхыс” 1/228.

А хафиз аль-Хайсами сказал: “Все передатчики этого хадиса надежные”. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/286.

Также подобный хадис передается от аль-Хакама ибн Хизама, что приводят аль-Хаким 3/485 и ат-Табарани в «аль-Кабир» 3135.

Этот хадис также содержит в себе проблемы со стороны иснада, но имам аль-Хазими сказал, что хадис хороший. См. “Хуляса аль-Бадр аль-мунир” 1/57.

Однако хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и др. считали этот хадис слабым.

Также подобный хадис передается от ‘Амр ибн Хазма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел написать для жителей Йемена книгу, в которой упоминались обязанности, Сунны и искупления. Он отправил с этим посланием ‘Амр ибн Хазма, который зачитал ее жителям Йемена. И в этом большом послании среди прочего говорилось: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого». Малик 1/337, Ибн Хиббан 14/504, аль-Хаким 485, аль-Лялякаи 1/82.

Этот хадис мурсаль, в котором иснад прерывается на имаме аз-Зухри. Однако вместе с тем, многие имамы опирались на этот хадис.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Группа имамов назвала этот хадис об упомянутой книге достоверным, не со стороны иснада, а по причине его известности! Сказал аш-Шафи’и: в «ар-Рисаля»: «Не приняли они этот хадис до тех пор, пока не удостоверились в том, что это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Эта запись известная среди историков, и то, что в ней записано известно среди обладающих знанием. И ее известность достаточна чтобы нуждаться в иснаде, поскольку он подобен мутауатиру (передающемуся множественными путями) так как люди приняли это!»

Сказал аль-‘Укъайли: «Это достоверный, заученный хадис, несмотря на то, что мы видим, что он не передается непрерывно дальше аз-Зухри».

Йя’къуб ибн Суфьян сказал: «Я не знаю какую-либо книгу из всех, которая была бы достовернее, чем эта книга ‘Амр ибн Хазма! Поистине, сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун) обращались к ней и оставляли свои мнения».

Имам аль-Хаким сказал: «Засвидетельствовал ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и имам его времени – аз-Зухри о достоверности этой книги!»” См. “Тальхыс аль-хабир” 4/36.

Также передают и от имама Ахмада, что он сказал: “Нет сомнения в том, что это записано от пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/266.

Также достоверность этого сообщения подтвердили имам Исхакъ ибн Рахауайх и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” № 122.

Более того, на эту книгу опирался сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб! Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывал: “Умар принимал свое решение относительно увечий за пальцы. Затем ему сообщили о книге, которая была написана по велению пророка (мир ему и благословение Аллаха) для семьи ‘Амр ибн Хазма, что за каждый палец следует выплачивать десять верблюдов. Тогда ‘Умар взял это мнение и оставил свое”. ‘Абдур-Раззакъ № 17706, Ибн Аби Шайба 9/194. Иснад достоверный.

Поэтому даже некоторые имамы заявили, что этот хадис достоверный по единогласному мнению! Например, шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Эта книга известная и распространенная, на которую опирались обладающие знанием. И эта книга для многих из них лучше, чем одно сообщение с непрерывным иснадом! И эта запись достоверная по единогласному мнению ученых!” См. “Шарх аль-‘Умда” 2/101.

Также сторонники запретности приводят в качестве довода сообщения от сподвижников:
‘Абдур-Рахман ибн Язид рассказывал: “Однажды мы были в пути с Сальман аль-Фариси, и когда он вернулся, справив нужду, мы сказали ему: «О Абу ‘Абдуллах, если бы ты совершил омовение, то вероятно мы спросили бы тебя об аяте из Корана!» Он сказал: «Спрашивайте, я не трону Коран, ибо поистине: «К нему прикасаются только очищенные!» И мы спрашивали его, а он читал нам прежде, чем совершить омовение”. ад-Даракъутни 442, 443, аль-Байхакъи 1/90. Имам ад-Даракъутни подтвердил достоверность.

Это сообщение указывает на то, что сподвижник – Сальман аль-Фариси считал не дозволенным прикосновение к Корану без очищения, и кстати привел в довод упомянутый аят!

Му’саб ибн Са’д рассказывал: “Однажды я держал Коран перед Са’д ибн Аби Уаккъасом и почесался. Он спросил: «Наверное, ты тронул свой половой орган?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Встань и соверши омовение». После чего я взял омовение и вернулся”. Малик 2/42, аль-Байхакъи 1/88. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

Имам аль-Багъауи сказал: “Это мнение большинства ученых, что человек без малого омовения или большого омовения не должен нести Коран или же прикасаться к нему. Однако это дозволили аль-Хакам, Хаммад и Абу Ханифа, но Абу Ханифа говорил: «Нельзя трогать места, где написаны аяты»”. См. “Шарху-Ссунна” 2/48.

Доводы дозволяющих прикасаться к Корану без очищения
Мнение о том, что прикасаться к Корану без очищения дозволенно, передается от аш-Ша’би, да-Даххака, Зайда ибн ‘Али и других саляфов. И этому мнению отдали предпочтение имамы Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм, аш-Шаукани, а также и шейх аль-Альбани. См. “аль-Аусат” 2/103, “аль-Хашия Ибн ‘Абидин” 1/173, “аль-Мухалля” 1/81, “Найлюль-аутар” 1/180-182, “Тамамуль-минна” 107.

Доводом этой стороны является то, что нет ни одного достоверного доказательства на то, что нельзя прикасаться к Корану без очищения, а то, что является достоверным в этой теме, может пониматься по-разному, как хадис: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого».

В качестве довода на дозволенность прикосновения к Корану без очищения они использовали хадис, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил послание к Ираклию, правителю византийцев, в котором содержались аяты Корана. В этом послании говорилось:
«C именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума.
Мир тому, кто следует прямым путем.
А затем:
Поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасешься, а Аллах удвоит твою награду. Если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха твоего народа! И я скажу тебе то, что сказал Аллах:
«Скажи: “О обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас, что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся”»
(Али ‘Имран 3: 64). аль-Бухари 7, Муслим 1773.

Сторонники дозволенности говорят, что даже если неверному дозволено прикасаться к аятам Корана, то мусульманину без очищения тем более это дозволено, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, верующий не бывает нечистым!»” аль-Бухари 283, Муслим 371.

Однако ответ на этот довод таков:
В этом хадисе лишь указание на дозволенность читать и трогать такие книги, в которых есть аяты Корана, смешанные с обычными словами, как это обстоит с книгами о толковании Корана, религиозной литературой и т.п., поскольку эти книги не именуются и не являются Кораном. И ведь в этом послании помимо аятов Корана были и слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!

А что касается самого прикосновения неверного к Корану, то недвусмысленный запрет на это содержится в хадисе Ибн ‘Умара, который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал ездить на земли, принадлежащие врагам мусульман со свитками Корана, опасаясь, что он попадет в руки врагов”. аль-Бухари 2990, Муслим 1869.

А что касается самого главного довода сторонников запрещения прикосновения к Корану, а это хадис:«Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого», то сторонники дозволенности сказали, что под словом «чистый» (тахир) может подразумеваться тот, кто является верующим, так как неверные нечисты. Также под этим словом может подразумеваться и тот, на чьем теле нет нечистоты, а также и тот, кто с малым или же с полным омовением. Имам аш-Шаукани писал: “Этот хадис указывает на то, что не дозволено прикасаться к Корану, кроме как будучи чистым. Однако слово «чистый» относится к верующему, и к тому, кто с малым или большим омовением, а также и к тому, на чьем теле нет нечистоты”. См. “Найлюль-аутар” 1/259.

Поэтому разобрав это мнение подробно, имам аш-Шаукани пришел к выводу, что под словом «чистый» в хадисе подразумевается «мусульманин», ибо неверные являются нечистыми (наджас), как сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистотой» (ат-Тауба 9: 28). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не является нечистым». аль-Бухари 279, Муслим 371.

Однако такое понимание этого хадиса не совсем верное, так как до имама аш-Шаукани такое понимание этому хадису не давал никто из имамов. Все, кто приводил этот хадис в сборниках из ранних имамов, приводили его под главой «О запрещении прикасаться к Корану без очищения».

И некоторые подобные этому хадису также указывают на такое понимание. Например, хадис: «Пусть ни один не прикасается к Корану, кроме как будучи чистым!» аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” 1/432.

Также и хадис: «Не прикасайся к Корану, только если ты не будешь чистым!» аль-Хаким 3/485.

И такое же понимание слову «чистый» мы находим в сообщениях от сподвижников: Нафи’, слуга Ибн ‘Умара, рассказывал: “Ибн ‘Умар не прикасался к Корану, если только не был чистым (тахир)!” Ибн Аби Шайба 7506. Иснад достоверный.

Таким образом, сводить смысл запрета в хадисе: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого» лишь к неверным, не правильно!

Имам Исхакъ Ибн Рахауайх говорил: “Никто не должен читать Коран, держа его, кроме находящегося с омовением. И это не исходя из слов Всевышнего Аллаха: «К нему прикасаются только очищенные»,а исходя из слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого»!” См. “ат-Тамхид” 6/18.

Более того, мнение о том, что к Корану следует прикасаться только с очищением, принадлежит сподвижникам, как это приводилось от Са’д ибн Аби Уаккъаса и Сальмана аль-Фариси, и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников им в этом противоречил, что уже является достаточным доводом в пользу недозволенности прикосновения к Корану без очищения.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Имам Ахмад говорил: «Нет сомнения в том, что это («Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого») записано от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И это также мнение Сальмана аль-Фариси, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара и других. И неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников им в этом противоречил!»” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/266.

Также и хафиз Ибн Раджаб сказал: “Основа в том, что запрещено без очищения трогать Коран, и неважно какое осквернение: большое, которое требует совершения гъусля или малое, которое требует малого омовения (уду). И это мнение большинства ученых, и это передается от ‘Али, Са’да, Ибн ‘Умара и Сальмана, и неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников им противоречил в этом! И также по этому поводу есть хадисы с непрерывным иснадом и в форме мурсаль. А противоречили этому положению захириты!” См. “Фатхуль-Бари” 1/404.

Заключение

Исходя из всего изложенного, следует, что дозволено читать Коран без малого омовения, в чем нет разногласий среди ученых.
Что касается чтения Корана без полного омовения, то относительно этого вопроса есть разногласие, как об этом упоминалось, однако правильным мнением является то, что нет на это также никаких запретов.

Что же касается прикосновения к Корану без малого или же большого омовения, то это недозволенно исходя из достоверного хадиса: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого», и мнения сподвижников, которым не противоречил никто из других сподвижников!

А что касается вопроса: «Можно ли трогать или переносить Коран через обложку», то относительно этого также есть известное разногласие. Большинство ученых запрещали это, если обложка является частью Корана, к которой пришиты страницы. Однако если Коран скажем в отдельной сумке или специальной коробке, то нет проблем к нему прикасаться. См. “Фатауа Ибн Баз” 10/149.
Однако среди саляфов были такие, кто дозволял трогать Коран через обложку, как например, Са’ид ибн Джубайр, Абу Уаиль, Хасан аль-Басри и ‘Ата. См. “аль-Мусаннаф” 2/361, Ибн Аби Шайбы.
Уа-Ллаху а’лям.

И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

Наши рекомендации