Контрольная работа 3: что такое страх божий ?
Страх Господний — теологический предмет, который интригует людей последние четыре или пять сотен лет. Существует правильный и неправильный род страха, если верить слову Божьему. Одно из драгоценных благовестий Библии — «не бойтесь». Мы обнаружим, что это выражение использовано в Писании около пятидесяти раз. Например, Бог говорит «не бойтесь»в Быт. 15:1, Быт. 26:24, Лук. 2:10, Лук. 12:32, Деян. 27:24 и Откр. 1:17. Мы находим также вариации, когда Господь велит кому-то не бояться, говоря так, как у Иоанна 6:20: «Это Я, не бойтесь».
Но существует вид страха, который должен быть у неспасенного человека, и вид страха, который должно иметь человеку спасенному. Тот же апостол, настоятельно пишущий о том, чтобы утешаться и не испытывать страха и т.п., однажды сказал: «Со СТРАХОМ и ТРЕПЕТОМ совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас…»(Фил. 2:12-13).
Хотя мы и читаем в 1Иоанна 4:18: «...совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви»,нам никогда не следует забывать, что смысл утверждения Иоанна ограничен христианским беспокойством об утрате спасения.. Если и есть что-то такое, чем не должно вовсе заниматься Божьим людям, так это сомневаться в своем спасении и беспокоиться о попадании в ад, поскольку Иоанн сказал в 1Иоанна 4:17: «Поступаем в мире сем, как Он». Рожденное свыше дитя Божье «облагодетельствовано в Возлюбленном»(Ефес. 1:6), и хотя он может бояться многого, попадание в ад не в этом числе. Заметьте, как ясно это высказано в слове Божьем, в 1Иоанна 4:17-18: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви».
Трансцендентальные медитаторы, буддисты, псевдобуддисты и псевдоиндусы выдернули эти стихи из библейского контекста, дабы доказывать, что страх — нездоровый мотив, отрицательный, и поэтому его не должно терпеть в дружеских отношениях человека с Богом в любом отношении. Конечно, это сатанинское учение, происходящее из отношения к Богу как к лжецу. Библия в Псалме 110:10 говорит: «Начало мудрости — страх Господень».Библия в Книге Иова 28:28 говорит: «Страх Господень есть истинная премудрость...» Во 2Царств 23:3 говорится: «владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божьем».
Знаменитой чертой современных гуманистов, которые извращают отрывок 1Иоанна, чтобы учить: «Во всем любовь и никакого страха», является то, что они одержимы дьяволом, согласно Рим. 3:18. Они в совершенстве подходят под образ выродившегося человека, совершенно опустившегося и предоставленного дьяволу. В Рим. 3:18 говорится, что их знаменитой чертой является такое состояние: «Нет страха Божия перед глазами их». Проще говоря, доктринальное учение Слова Божьего таково, что определенный вид страха очень и очень полезен для спасенного или неспасенного человека. Неспасенный человек, боящийся Бога, не будет пытаться делать то, что побуждает Бога пришибить его. Спасенный человек, боящийся Господа, не делает того, что может подорвать его свидетельство, служение, свести на нет его полезность или укоротить ему жизнь.
Когда Павел говорит рожденному свыше дитю Божьему: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»,то очень осторожно добавляет: «Потому что Бог производит в вас…»(Фил. 2:12-13). Рожденный свыше верующий имеет в себе Святого Духа,пытающегося уподобить его Христу и сделать его угодным Богу. Ввиду этого, христианину лучше бы совершать свое спасение (не сказано «трудиться над ним»)«со страхом и трепетом»,потому что Бог трудится внутри тела верующего. Эта великая доктрина Библии о страхе Господнем должна быть усвоена верующим своевременно, и он должен быть абсолютно уверен в ее истинной природе, потому что люди, не боящиеся Бога, всегда обеспокоены возможностью утраты спасения по какой-либо причине.
Распространенная поговорка признает все же правдивость того, что «человек, боящийся Бога, не убоится людей», а «человек, боящийся людей, не убоится Бога».
Человек, желающий угодить Богу и совершить ожидаемое от него Богом, и именно так, как Бог от него этого хочет, вовсе не волнуется о том, чтооб этом подумают. Когда мы обнаруживаем людей, всегда волнующихся, как выставиться перед людьми, то это люди, которые не боятся Бога. Они боятся, что подумают о них люди.
Страх Господень или страх Божий, который находим в Притчах 14:26-27 и который преподается в Книге Притч неоднократно, означает, что человеку перед лицом святости и праведности Бога должно бояться. В примечаниях Скоуфилда говорится, что этот страх означает «благоговеющее доверие с ненавистью к проявлению зла». Конечно, стих означает вовсе не это. В вашей Библии вам сказано, что благоговение и страх Божий — две совершенно разные вещи [заметьте это, пожалуйста] — преподанные в Новом Завете и преподанные столь выразительно, что это, пожалуй, невозможно упустить: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий»(Евр. 12:28-29). Господь сказал во Второзаконии 4:10: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле...»Существенным для страха Господнего является то, что человек настолько боится Бога, что обращает внимание на то, что Он говорит. Во Второзаконии 6:13 говорится: «Господа Бога твоего бойся, и Ему одному служи...»Мудрый человек в Екклесиаста 12:13 сказал: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай...» Библия говорит в Псалме 9:18: «Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога». В Притчах 14:34 говорится, что «Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов».
Есть определенные вещи, которых следует бояться, и определенные вещи, которых бояться НЕ следует. В 4Царств 17:38 говорится: «И завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов иных». Ошибкой Саула, признанной перед Самуилом, было: «Я боялся народа» (1Цар. 15:24). Вот почему Ирод отрубил голову Иоанну Крестителю — побоялся отступить от своей же клятвы. В Притчах 29:25 говорится: «Боязнь перед людьми ставит сеть...»
Не следует нам бояться лица человека. Петр сказал в Деяниях 5:29: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».Нам не следует бояться земных бедствий. Нам велено смотреть ввысь. Нам велено взирать на Иисуса. Христос сказал в Матфея 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» Библия говорит в Евреям 13:5-6: «Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» Истинный верующий не боится грядущего вечного осуждения. Мы не волнуемся, что попадем в ад.«Совершенная любовь изгоняет страх».Поэтому мы храбры в день суда. Нам не должно бояться страха. Симон Петр говорил о верующем в 1Петра 5:7: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».
Остается только один законный страх, и это святой страх перед Самим Господом Богом. Книга говорит во Второзаконии 13:4: «Господу Богу вашему последуйте и Его бойтесь, заповеди соблюдайте и гласа Его слушайте и Ему служите и к Нему прилепляйтесь».
Симон Петр говорит о христианах в 1Петра 2:17: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». Давид сказал: «Боящиеся Господа! Восхвалите Его... прославь Его. Да благоговеет пред Ним...» (Псалом 21:24).
В Деяниях 9:31 сказано о христианах Нового Завета (под благодатью) в поместной церкви, что они «назидаясь и ходя в страхе Господнем… умножались». О Корнилии было сказано, как о человеке, боявшемся Господа (смотрите Деян. 10:2). Во 2Коринфянам 7:1 нам сказано, что страх Божий учит нас жить осмотрительной жизнью:«Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».Человек, не боящийся Бога, — это не христианин; и человек, не боящийся Бога, не обладает здравым рассудком..
Что же такое именно страх Господень? Последующие стихи являются определениями, данными в Святой Библии, в которых Святой Дух определяет страх Божий и рассказывает нам, что это такое.
ПЕРВОЕ. Притчи 8:13: «Страх Господень — ненавидеть зло...»
ВТОРОЕ. Псалом 110:10: «Начало мудрости — страх Господень...» Пока человек не научится бояться Бога, он ничему так и не научился. Человек начинает становиться мудрым, когда он начинает учиться бояться Бога.
ТРЕТЬЕ. Притчи 15:16: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище...» «Страх Господень будет сокровищем твоим»(Ис. 33:6). Страх Господень стоит больше серебра и золота, потому что убережет от беды, от которой серебро и золото не могут уберечь. Когда Павел говорит христианам Нового Завета в Галатам 6:7-8: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление», он предупреждает, что человек может делать зло (если не бояться Бога), от которого невозможно откупиться деньгами Притчи 15:16 говорят, что страх Господень — это сокровище верующего. «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога».
ЧЕТВЕРТОЕ. Притчи 14:27: «Страх Господень — источник жизни...» источник, который позволит жить вечно.
ПЯТОЕ. Псалом 18:10: «Страх Господень чист...»Он оберегает от беды. Он освящает. Он заставит ходить осмотрительно.Если бы Давид боялся Господа, как это должно было ему, он не взял бы Вирсавию себе в жены и не убил бы ее мужа..
ШЕСТОЕ. Евреям 12:28: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».Страх Господень богоугоден. Есть разница между почтением и страхом.
Итак, что же мы знаем о библейской доктрине о страхе Господнем? Святой Дух находится в этом мире, чтобы обличать мир о грехе, ибо, если люди веруют не во Христа и если они не веруют во Христа, они следуют в ад. Поэтому страх Господень –это отрицательное обличение, налагаемое на грешника Святым Духом.
Вкратце обсудим мотивы, побуждающие нас бояться Бога, результаты страха Божьего, и то, почему нужен страх Господень.
Мотивы страха Божьего
ПЕРВЫЙ: святость Бога должна побуждать нас бояться Его. Библия говорит: «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10),«Страх Господень будет сокровищем твоим (верующего)» (Ис. 33:6), «Страх Господень — источник жизни» (Прит. 14:27) и:«Страх Господень чист, пребывает вовек» (Пс. 18:10). В Откровении 15:4 читаем: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты один свят».
Бог вездесущий, всеведущий, всемогущий, всезнающий, всевидящий, всенаполняющий, вечный, самосущий, бесконечный и неизменный; такого Бога должно бояться. Величие Бога понуждает нас бояться Его. Во Второзаконии 10:12 говорится:«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа Бога твоего...» Во Второзаконии 10:17 говорится: «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов...» Наш Бог — Бог богов.. Наш Бог —«Бог богов, Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный» (Втор. 10:17).
ВТОРОЙ: благость Бога понуждает нас бояться Его. Самуил говорит: «Только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего: ибо вы видели, какие великие дела Он делает с вами»(1Цар. 12:24). Доброта Бога должна вести человека к страху перед Ним, ибо наверняка, если Бог может быть настолько добрым к не заслуживающим этой доброты людям, несомненно, имеется иная сторона Божьей природы, которая раньше или позже проявится. Павел говорит о том, чтобы пребывать в благостиБожьей, и в том же предложении он говорит о том, чтобы пребывать в строгости Божией (Рим. 11:22).
ТРЕТИЙ: прощение Божье понуждает нас бояться Его. Давид сказал в Псалме 129:4: «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою». Иисус Навин, обозревая труды Господни, говорит, что чудесные деяния Бога для народа Израиля должны понуждать их бояться Его (Иис.Нав. 4:24).
ЧЕТВЕРТЫЙ: грядущие суды должны понуждать грешника бояться Господа, ибо в Откровении 14:7 читаем: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его»..?
врагами.