Смирение – это принятиеволи Божией.

О принятии воли Божией – рассказ Александра Ткаченко под названием «Не замёрзну, Боженька»…

Стою вчера в полпервого ночи на балконе, дышу перед сном…

Вижу картину: из лесочка напротив дома выходит мой соседушка, живущий этажом ниже меня, которого я хорошо знаю.

Очень хороший человек, толь ко вот сегодня почему-то выпил лишнее.

Идёт чуть живой, лапки подкашиваются, заплетаются…

Пару раз упал, но таки добрался до подъезда.

Решил, видимо, передохнуть и присесть на скамейку перед подъездом, да промазал.

Грохнулся на землю.

Вокруг пустые пластиковые бутылки подавленные валяются – молодёжь пивом баловалась.

Соседушка сгребает эти бутылки в кучку, и ложится на них головой, - в общем, поспать собрался.

А на улице ноль, и с неба что-то паршивое моросит.

Решаю спасти соседа от холодной смерти.

Но спускаться, естественно, лень; кричать тоже неохота, остальные-то соседи спят.

И вот я ему погромче так, вкрадчиво, чтоб слова дошли до сознания, затуманенного алкоголем, говорю:

«Миша, не спи, вставай!»

Внизу шевеление; сосед стал оглядываться, силясь понять, откуда исходит голос…

И снова укладывается головой на бутылки.

Я опять:

«Миша, вставай, замёрзнешь, холодно ведь!!!»…

Он снова завертелся, но так и не понял, откуда голос. И опять не встал.

Третий раз взываю к нему:

«Миша, вставай!»

И тут слышу снизу ответ:

«Не замёрзну, Боженька…»

Сосед услышал (как ему показалось) глас Божий, и ответил на него. Поговорили…

Но ведь не сделал же он того, что ему, – как он полагал, – сам Господь Бог говорил!

Слышал, но не сделал.

Если разобраться, то любой верующий человек поступает ровным счётом так же, - когда знает заповеди Божии, и не исполняет их.

Это ведь мне (например!) Господь говорит: «Просящему у тебя – дай!».

А я, вместо того, чтобы дать – бегу в толпе мимо нищего с пластиковой баночкой в руках, и вспоминаю страшные истории о нищенской мафии.

То есть – в точности, как тот пьяненький сосед отвечаю – «Не дам, Боженька…»

Господь говорит: «Прощай, благословляй проклинающих тебя; люби врагов своих!», – а я всё то же талдычу:

«Не прощу, Господи! Как их простить – они ж такие гады, Ты не знаешь просто…»

Человек всё время норовит объяснить Богу – почему он будет делать всё по-своему, а не по-Божьему.

Хотя Его, Бога, вроде бы и уважает, и любит, и называет ласково – Боженька.

Только… Бог-то плохого не посоветует.

Даже это самое вот, из истории с соседом – «Миша, вставай, замёрзнешь!» – пускай и не Бог ему говорил, но ведь – по делу же!

На его же, Мишину пользу!

А он не послушал, остался на земле, отмораживать себе и без того нездоровые почки.

Но ведь и Божьи заповеди тоже направлены исключительно на нашу пользу,

они – самая точная и полная норма нашей человечности.

Отклонился хотя бы чуть-чуть – уже себя калечишь.

И единственный тут выход – всё же собраться с силами, напрячься, и вместо «Не замерзну, Боженька», сказать «Да, Господи, вот я уже встаю».

***

И наконец, о Празднике, который мы все ждём целый год, - конечно же, это Пасха, Воскресение Христово.

Пасха – это переход в другой мир!

Всю Светлую седмицу не закрываются Царские врата в знак того, что для каждого человека Небо отверсто, открыто.

В знак того, что каждый человек, который последует за Христом,

который захочет увидеть,

где же Бог живет,

что такое Бог,

как Его, Бога, понять, как Его ощутить,

как с Ним вообще договориться, вступить в связь;

каждый, который этого захочет и оторвётся от своей земной жизни и будет вожделеть только этого, а остальным всем будет пренебрегать, – он достигнет Царства Божьего.

Указывается в храме и путькак человеку Царствия Божиего достичь.

«В Раю нераспятых нет» - говорит преподобный Силуан Афонский. Таковые его слова основаны не только на его личном опыте, но и на свидетельстве апостола Павла: Кто верою принимает жертву Христа, тот распят вместе со Христом (Рим 6:6; Гал 2:19).

И в каждом храме обязательно есть большое (иногда - в натуральную величину или даже более!) – Распятие.

Его невозможно не заметить; именно Оно – Распятие – указывает нам путь.

Внизу, у Распятия - у Креста – мы, как правило, видим двух плачущих людей: это Матерь Божия и святой апостол Иоанн Богослов (совсем ещё юный; ему было всего-навсего 16 лет).

Лишь они, ничего не боясь, не оставили Господа во время Его Крестных страданий.

И вот - святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии - дочери Иосифа Обручника.

То есть можно сказать, что Иоанн Богослов – это племянник Спасителя.

Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида.

Родители его были люди благочестивые, жившие ожиданием Мессии.

Друзьями Иоанна были жители той же Вифсаиды - братья Пётр и Андрей, тоже впоследствии Апостолы.

Когда вышел на проповедь Иоанн Креститель, все сии благочестивые юноши охотно сделались его учениками, хотя не оставляли ещё ни своего дома, ни своих занятий.

Всё это они оставили лишь тогда, когда Сам Господь сделал их Своими учениками.

Иоанн был призван на проповедь Евангелия от рыбацких сетей.

Ходя при море Галилейском, Господь наш Иисус Христос избирал Себе из рыбарей - Апостолов.

Сначала Он призвал двух братьев - Петра и Андрея, друзей Иоанна.

А потом увидал и других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, починивающих сети свои в лодке с отцом их Зеведеем, и призвал их.

Иоанн был совсем ещё юношей.

Благочестивые родители не препятствовали Иоанну, как и брату его Иакову, сделаться учениками Божественного Учителя.

Тотчас, оставив лодку и отца своего, они пошли за Христом.

Уже через год после своего призвания Иоанн избран был Господом из множества учеников Его в число Двенадцати Апостолов.

…После Вознесения Господа на Небо апостол Иоанн много проповедовал Слово Божие, и достиг глубокой старости.

И вот одажды, будучи уже в весьма почтенном возрасте (около 80-ти лет), Иоанн Богослов обходил города греческие с проповедью о Христе.

В одном городе, во время проповеди, увидал он в толпе молодого человека.

Юноша слушал и глаз не спускал с говорившего.

Апостол Иоанн после проповеди подозвал его к себе, и долго говорил с ним.

Увидел он, что юноша всей душой готов принять учение Христа, что душа у него горячая, но нет у него веры.

"Ему нужен надежный друг и советник", - подумал Иоанн, "а то собьётся он с доброго пути, пойдет за дурными людьми".

Собрался апостол идти дальше на проповедь в другие места и, перед уходом, повел юношу к епископу и сказал ему:

"Я ухожу, а ты позаботься о нём: укрепи его веру во Христа, и охраняй его от всего дурного".

Епископ обещал, взял молодого человека к себе в дом, учил его и окрестил.

Окрестивши, епископ перестал о нём заботиться так, как заботился прежде; "Теперь уж он Крещением спасён от всего дурного" - думал епископ.

Молодой человек сошёлся с дурными товарищами; стал с ними пьянствовать, распутничать.

Порой нападало на него, будто, раскаяние, но у него уже не было настоящей веры, чтобы оставить дурную жизнь.

Для разгульной жизни нужны были деньги.

Стал он их добывать всякой неправдой; и ушёл он из города и стал жить разбоем.

Он скоро прославился своей удалью, и разбойники выбрали его своим атаманом.

Вернулся апостол Иоанн с проповеди, пришёл к епископу и спросил:

"А где то сокровище, которое ты взял на хранение? Я о душе брата. Я оставил у тебя юношу, где он?"

"Он умер…", - с грустью отвечал епископ.

"Когда умер? Какою смертью умер?" - спросил апостол.

"Ослепла его душа, и он стал злодеем, грабителем, душегубцем", - отвечал епископ.

Не ждал апостол такой вести; огорчился до слёз, и сказал бывшим при этом людям:

"Дайте мне скорее коня, и покажите дорогу в горы!".

Люди стали его отговаривать: "Не езди, ‑ от разбойников нет там никому ни прохода, ни проезда. Не губи себя, учитель!".

Но Иоанн не стал их слушать, взял коня и собрался ехать.

Стыдно стало людям отпустить старика одного.

Вызвалось несколько человек его проводить.

Поехали; въехали в лес, стали подниматься в гору.

Подъём был крутой, ехать было трудно.

Долго ехали так.

И вот показалось впереди несколько разбойников.

Люди испугались, и бросились назад, а Иоанн пошёл им навстречу.

Разбойники схватили его.

Удивились они, что он и не защищается, и пощады не просит.

"Ведите меня к вашему атаману!", - сказал им Иоанн.

Вот как описывает эту встречу Лев Николаевич Толстой в рассказе «Апостол Иоанн и разбойник».

Разбойники повели старца к своему стану.

Увидел атаман, что возвращаются товарищи, и вышел к ним навстречу.

Только взглянул на связанного человека, сразу узнал Иоанна: побледнел, задрожал и бросился бежать.

Иоанн стал его звать:

"Сын мой, остановись, выслушай меня!".

Но атаман не оборачивался, и уходил всё дальше и дальше в лес.

Разбойники отступили от Иоанна, перестали его держать, и понять не могли, чем же мог этот слабый, безоружный старик так испугать их атамана.

Иоанн пошёл за ним.

От усталости и тревоги стали у Иоанна подкашиваться ноги, и он закричал:

"Пожалей меня, сын мой!

Дальше не могу идти за тобой, приди ты ко мне.

Зачем боишься меня, зачем перестал верить мне?

Я ‑ Иоанн; вспомни, как ты прежде любил и слушал меня!"

Разбойник остановился, обернулся к Иоанну, и стал его ждать.

Иоанн подходил к нему, с трудом передвигая ноги, а разбойник стоял, ожидая его, и смотрел в землю.

Вот подошел Иоанн, а разбойник всё стоял, опустив голову.

"Я пришел за тобой, сын мой", - тихо сказал ему Иоанн. "Пойдем со мной в город к братьям".

"Не пойду", - отвечал разбойник, - "Оставь меня; я пропащий человек. Проклят я и Богом, и людьми; некуда мне идти.

Жить дольше, как жил ‑ не могу; только и остается руки на себя наложить".

"Сын мой, не делай этого, не говори так!, - сказал Иоанн - Жизнь наша во плоти есть воля Бога; убить свою плоть значит идти против воли Бога ‑ искушать его.

А помнишь, я рассказывал тебе о разбойнике, покаявшемся на кресте? В последнюю минуту жизни он получил блаженство".

"Люди не простят меня, не поверят, что я покаялся, и не примут меня" – говорил разбойник.

А Иоанн отвечал:

"Не бойся, сын мой, люди простят, когда Бог простил;

я умолю их не делать тебе никакого вреда;

ты снова начнешь честную, трудовую жизнь

и любовью к ним искупишь прежние преступления.

Не медли, решайся скорее!"

Так уговаривал Иоанн своего ученика, и поверил разбойник, и смягчилась душа его.

"Пойдем, учитель!" - воскликнул он, - "С тобою не страшна мне самая лютая казнь; веди меня куда хочешь, успокой мою измученную душу!"

Опёрся усталый старец на руку молодого разбойника, и пошли они к стану.

Простился атаман со своими товарищами, рассказал им о своей прошлой жизни, об Иоанне, уговаривал и их оставить разбой.

Возвратился Иоанн в город с разбойником, и повел его в Церковь.

Поставил его апостол рядом с собой и сказал:

"Братья, вот тот, кого вы считали погибшим.

Радуйтесь: брат наш вернулся к нам".

И убеждал Иоанн братию принять покаявшегося и заключил свою речь словами притчи, сказанной Спасителем:

"Приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся!".

Старый Мерчик, 2017 год

Наши рекомендации