Страстная неделя. пять великих дней.

КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА

Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи

Ин. 12, 1-11; Мк. 14, 1-11

Из Иерихона Господь продолжал Свой путь в Иерусалим. Смело идя на верную смерть, Христос все время заботился об уче­никах, которые переходили от страха к надежде и от надежды к еще большему страху. Многие отговаривали Христа идти в го­род, где Его ожидали враги, страдания и смерть. Атмосфера тре­воги сгущалась.

Вместе с ними к Иерусалиму тянулись толпы галилейских паломников, спешивших на праздник Пасхи. Дорога в Иеруса­лим шла через Вифанию, и Господь с апостолами решил отдох­нуть в доме воскресшего Лазаря, чтобы на другой день торжест­венно войти в столицу, которая готовилась через шесть дней встретить великий праздник и потому уже была наполнена па­ломниками.

В Вифании, в доме Симона прокаженного, друзья приготовили Господу «вечерю», т. е. дружескую трапезу. Среди друзей Господа был и воскресший Лазарь. Его сестра Марфа, как всегда, заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Как Марфа, так и Мария не знали, чем и отблагодарить Господа за Его милость к их семье. И вот Мария, взяв алавастровый сосуд с драго­ценным ароматным миром из чистейшего нарда, во время трапезы с благоговением подошла к Иисусу. Отбив у сосуда горлышко, она стала молча лить драгоценную жидкость на голову и ноги Христа...

Дом наполнился благоуханием. Мария, склонившись до зем­ли и распустив свои волосы, отирала ими ноги Учителя, как буд­то готовя Его к погребению.

Среди гостей начался шепот и упреки. Им казалось, что она нарушила благочиние вечера. Тогда ободренный ропотом гостей апостол Иуда Искариотский громко сказал: «Для чего бы не про­дать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Апостол Иоанн говорит, что Иуда сказал это не потому, что заботился о ни­щих, а потому, что был вор. Он носил при себе денежный ящик с подаяниями. В то время в его сердце уже закралась мысль пре­дать своего Учителя...

Мария была смущена. Но Христос ободрил ее и сказал при­сутствующим: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сдела­ла». Это пророчество Господа о Марии исполняется до настояще­го времени.

После вечери гости разошлись на отдых. Но только душа Иу­ды Искариотского не могла успокоиться. Он уже окончательно решил предать врагам своего Учителя и начал искать удобного случая, чтобы осуществить свое намерение.

Торжественный вход Господень в Иерусалим

Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19

В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа наступал по­следний решительный момент. Настало время объявить всена­родно и торжественным образом, что Он есть истинный Мессия, Сын Давидов, Которого много веков ожидал еврейский народ. Было время, когда Иисус не хотел усиливать злобу фарисеев и по­тому нередко уклонялся от открытого столкновения с ними. Но те­перь предстояло вынести на Себе всю адскую злобу этих сынов тьмы, торжественно вступить в Иерусалим, чтобы они не могли потом оправдываться тем, что Он скрывал от них Свое Мессиан­ское достоинство.

Иисус Христос шел в Иерусалим для того, чтобы испить чашу страданий до дна и отдать Свою душу за искупление многих лю­дей. Вот почему вход Господень в Иерусалим явился началом ве­личайших событий последних дней Его земной жизни.

Иерусалим в это время был уже переполнен паломниками, которые все еще продолжали стекаться сюда со всех концов Пале­стины, а также из соседних стран. Огромные гурты и отары скота для жертвоприношений сгонялись к городу по окрестным доро­гам. Караваны верблюдов, нагруженных товарами, проходили узкими улицами к центру города. Торговля оживилась. Еврейская полиция и римские воинские патрули наблюдали за порядком. Римский прокуратор Понтий Пилат прибыл в Иерусалим из Кеса­рии с отрядом воинов, чтобы усилить бдительность по охране по­рядка и спокойствия в столице во время праздничных дней. На праздник Пасхи в Иерусалим прибыл и правитель Галилеи Ирод Антипа.

Весеннее яркое солнце согревало и веселило пеструю толпу народа, переполнявшую площади и улицы древней столицы. Осо­бенно оживлено было на площади храма. В народе часто слыша­лись речи о необыкновенных чудесах Галилейского Пророка. Ве­сти об исцелении слепого на Иерихонской дороге и, особенно, о воскрешении Лазаря в Вифании передавались из уст в уста.

Среди народа много было очевидцев чудес, совершенных Га­лилейским Пророком. Имя Иисуса слышалось повсюду. Многие хотели видеть Его в Иерусалиме на празднике Пасхи. Но вдруг среди паломников разнесся слух, что Иисус Христос идет в Иеру­салим. Это произошло на другой день после Вифанской вечери, за шесть дней до Пасхи. Люди побросали свои дела и двинулись в сторону Масличной горы навстречу Галилейскому Пророку.

А в это время Господь торжественно шел из Вифании в Иеру­салим. Большая толпа народа сопровождала Его. Возле селения Вифагия Христос сел на молодого осленка и стал подыматься на Елеонскую гору. Так исполнилось предсказание пророка Заха­рии, который сказал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжест­вуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле... » (Зах. 9, 9).

Апостолов и многочисленный народ охватило чувство востор­га. Они увидели в своем Учителе долгожданного Мессию. Желая каким-то образом воздать царские почести Христу, ученики по­стилали на дороге свои одежды, а народ резал пальмовые ветки, приветствовал ими Господа и бросал их под ноги осленка, на ко­тором Он ехал. Когда шествие достигло вершины горы и взорам сопровождавшей Господа толпы открылся прекрасный вид на древний Иерусалим с его великолепным храмом, в народе произо­шел особенный взрыв восторга. «Осанна (спасение) Сыну Давидо­ву! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы идущий от имени Господа, от Бога посланный), Царь Израилев! Осанна в вышних!» ¾ раздавались кругом радостные восклицания.

При спуске с горы Елеонской толпа еще больше увеличилась, и все множество народа, сопровождавшего и встречавшего Госпо­да, стало громко прославлять Бога за все чудеса, которые совер­шил Христос. Весь Иерусалим, со всем его огромным населением предпраздничных дней, пришел в движение и возбуждение.

В сопровождавшей Господа толпе были и фарисеи. Они не приветствовали восторженными криками грядущего Царя-Мес­сию. Злобою на Него кипели их ожесточенные сердца; они готовы были тут же растерзать Его, но боялись народа, и потому ограни­чились лишь дерзким криком Ему из толпы: «Учитель! запрети ученикам Твоим (так выражать свой восторг)». На эти злобные выкрики фарисеев Господь кротко ответил им: «Если они умолк­нут, то камни возопиют».

Истину никогда нельзя заставить замолчать. Если человечес­кие сердца станут неспособными прославлять Бога и «превратят­ся в камни», то камни (неживая природа) будут прославлять сво­его Творца.

Господь продолжал Свой путь в Иерусалим среди неумолкаю­щей толпы, но злобные выкрики фарисеев навели на Него груст­ные думы. Он знал, что ликующий народ, признающий теперь Его Мессией, скоро будет неистово вопить: «Распни! Распни Его!» Он знал, что этот священный город с его храмом за неверие евре­ев будет разрушен, так что камня на камне не останется в нем. Все это вызвало во Христе прилив невыразимой скорби, и Он зары­дал. Господь знал, что избранный Богом народ гибнет, что нет уже никакой возможности спасти его. Смотря на Иерусалим, Христос сквозь слезы воскликнул: «О, если бы ты хотя теперь, в этот день твой узнал, что служит к спасению твоему! Но это и те­перь скрыто от глаз твоих. И за это твое неверие, за то, что ты не понял этого времени, времени посещения тебя Богом, придут дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне».

Когда Христос вступил в Иерусалим, торжественное шествие направилось через весь город прямо к храму. Господь вошел в храм для молитвы, но так как было уже позднее время, Он не стал учить народ и с апостолами возвратился в Вифанию.

Великий Понедельник

3.1. Проклятие бесплодной смоковницы

Мф. 21, 18-22; Мк. 11, 12-26

Переночевав в Вифании, Христос на другой день рано утром опять пошел с апостолами в Иерусалим, но уже без всякой торже­ственности. По дороге Он почувствовал голод и, увидев у обочины роскошную смоковницу, подошел к ней, чтобы подкрепиться ее плодами. Но пышная на вид смоковница оказалась бесплодной. Тогда Господь, обращаясь к бесплодному дереву, сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» И смоковница тотчас начала засыхать.

Зачем же всегда милующий Христос проклинает невинное де­рево? Не смоковницу осудил Христос, а еврейский народ, кото­рый за свое неверие отныне выброшен из виноградника Божьего. Бесплодная смоковница, как бездушный предмет, служила лишь наглядным изображением духовной бесплодности избранного на­рода. Столько времени Господь подготавливал еврейский народ к принятию Мессии – и они не узнали Его; мало того, они отверг­ли Христа, Которого должны были не только принять, но и явить Его всему миру.

Таким образом, засохшая смоковница явилась символом, пророчеством и притчей о духовно бесплодном еврейском народе, не принявшем своего Мессии.

Ученики не могли не понять тайного смысла этого чуда, так как совсем недавно они слышали из уст Спасителя притчу на ту же тему. Тогда Господь говорил им о смоковнице, уже третий год не приносящей плодов, и о садовнике, который умолял хозяина не рубить дерево. «Господин! ¾ просил садовник хозяина. ¾ Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, ¾ не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13, 6-9).

И вот теперь этот «следующий год» наступил, а смоковница так и осталась бесплодной. Три года проповеди Христовой о Царстве Божием, обращенной к «любимому насаждению Бо­жию», не пробудили очерствевшей души исторического Израиля и не вызвали в нем ответной любви к своему Мессии. Поэтому чу­до проклятия бесплодной смоковницы явилось ничем иным, как символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей траги­ческой гибели Ветхого Израиля, что и осуществилось очень скоро при разрушении Иерусалима и храма в 69-70 гг. в царствование императора Веспасиана его сыном Титом.

Но почему же случилась эта трагедия? Почему евреи так и не уверовали во Христа, Который пришел их спасти? Почему ни уче­ние Его, ни чудеса не убедили их в истине?

В сущности, говоря, этот вопрос и до сих пор остается исто­рической загадкой духа Израиля-богоборца. Однако пророк Исайя предвидел случившееся и за много столетий предсказал, говоря: «Потому не могли они веровать, что... народ сей осле­пил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12, 39-41).

Но бесплодная засохшая смоковница с тех древних евангель­ских времен стала символом не только еврейского народа, но и тех народов, а также отдельных лиц, которые отвергли Хри­ста и вместе с Ним - Бога.

3. 2. Второе изгнание торгующих из храма.

Дети, прославляющие Господа

Мф. 21, 12-17; Мк. 11, 15-19

Оставив засыхать бесплодную смоковницу, Господь с учени­ками вошел в Иерусалим и направился к храму. Во дворе дома Бо­жия шла шумная предпраздничная торговля.

Множество жертвенных животных, грязь, шум, звон медных денег, споры меновщиков – все это оскверняло и оскорбляло свя­тыню Господню. Возмущенный осквернением дома Божия, Хрис­тос начал выгонять из храма продающих и покупающих, а столы меновщиков опрокинул. При этом Господь говорил им: «Не напи­сано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников».

Когда храм был очищен, слепые и хромые обступили Госпо­да. Они просили Его о помощи, и Господь исцелял их. Народ, ви­дя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову!»

Первосвященники и старейшины пылали злобой на Христа, но они не решались арестовать Его при народе, боясь беспоряд­ков. Наконец, восклицание детей в храме вывело их из терпения. Подойдя ко Христу, они злобно сказали: «Слышишь ли, что они говорят? Ты Своими поступками довел и детей до безумия».

На это Господь кротко ответил: «Да, Я слышу, но понимаю эту радость детей не так, как вы. Разве вы никогда не читали ска­занное Давидом: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? »

До позднего вечера Господь учил народ и исцелял больных в храме, а затем с учениками опять возвратился в Вифанию. Так закончился Великий Понедельник страстной седмицы.

Великий Вторник

4. 1. Последнее посещение храма и полный разрыв

с духовными руководителями еврейского народа

Мф. 21, 23-27; Мк. 11, 27-33; Лк. 20, 1-8

В любом обществе, на протяжении всех веков человек, ко­торый, вопреки сложившемуся мнению и порядку, вносит в среду людей новую струю жизни и стремится духовно обно­вить это общество, непременно встречает озлобление и вражду со стороны власть имущих. Начинаются репрессии и гонения, которые, как правило, заканчиваются мученической смертью реформатора.

Этот исторический закон, управляющий всеми народами, на скрижалях иудейского народа записан кровавыми письме­нами. Новаторами духовной жизни в еврейском народе были пророки, провозвестники Божественной Истины, животворное слово которых просвещало, обновляло и спасало людей от нрав­ственного растления. Но кто из этих великих людей: Илия,

Амос, Исайя, Михей, Иеремия, Даниил, Иоанн Креститель я др. - не сделался жертвой первосвященнической или царской власти, или народных страстей? Их жестоко преследовали, гна­ли и, наконец, убивали.

И чем духовно гениальней человек, тем сильнее вражда против него со стороны мира, который он приходит спасать. По­этому нам понятна причина вражды Синедриона против Хрис­та, так как в лице Иисуса пришла на землю Сама Божественная Истина – «Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму».

Первосвященники и старейшины затаили против Христа страшную злобу. Они готовы были схватить Его в любую мину­ту и тут же предать смерти, но боялись одного: как бы волнение народа не вызвало вооруженного вмешательства римлян. По­этому первосвященники избрали хитрую тактику. Они решили скомпрометировать Христа перед народом и римской властью, а затем схватить ненавистного им Галилеянина и предать Его смерти.

И вот, когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его сразу же обступили книжники и фарисеи. Пылающие нена­вистью первосвященники потребовали от Христа ответа: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?»

Если бы руководители еврейского народа были духовными людьми и ждали духовного Мессию, то они никогда бы не задали Христу такого вопроса. Поэтому и Христос не дает на их вопрос прямого ответа. Да если бы Иисус и сказал прямо, что Он Мессия, то первосвященники все равно бы не поверили Ему и убили бы Его. Ведь они ждали не такого Мессию, они верили в пришествие земного царя.

На вопрос членов Синедриона Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было или от человеков? Отвечайте Мне».

Но фарисеи, боясь народного гнева и не желая компрометиро­вать себя перед людьми, сказали Христу: «Мы не знаем». Не по­лучив положительного ответа на Свой вопрос, Господь сказал ли­цемерам: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю».

4.2. Притча о двух сыновьях

Мф. 21, 28-32

Продолжая обличать книжников и фарисеев, Господь спросил их: «А не ответите ли вы Мне на другой вопрос? У одного человека было два сына, и он послал их в свой виноградник работать. Один из них отказался идти, но потом ему стало стыдно, он раскаялся и пошел. Другой же ответил отцу: «Иду», - но не пошел. Как вы думаете, который из двух сыновей исполнил волю отца?»

Не понимая, какую цель преследовал Иисус, говоря эту прит­чу, фарисеи ответили Ему: «Конечно, первый исполнил волю от­ца, может ли быть в этом сомнение?» Тогда Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас войдут в Царство Божие. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности и звал вас через покаяние на работу в виноградник Божий, но вы не поверили ему и не пошли на призыв Божьего посланника, а мытари и блудницы поверили ему и пошли за ним».

Члены Синедриона молча стояли перед Иисусом, среди наро­да. Они пришли в храм как обвинители Христа, но заняли места подсудимых.

4. 3. Притча о злых виноградарях

Мф. 21, 33-46; Мк. 12, 1-12; Лк. 20, 9-19

А Христос продолжал всенародно обличать духовных вождей. «Выслушайте другую притчу, ¾ сказал им Иисус. ¾ Один хо­зяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню» ¾ и все это отдал виноградарям в аренду. Но виноградари оказались злыми и неверными людьми. Они хо­тели присвоить себе весь виноградник. Поэтому, когда хозяин по­слал к ним своих слуг за плодами, они одних оскорбили, других избили, а некоторых убили. Но хозяин терпеливо ждал от вино­градарей плодов. И вот он решил послать к этим злым людям сво­его единственного сына. «Может быть, сына моего устыдятся они?» ¾ думал хозяин.

Но все было напрасно. Когда злые виноградари увидели сына владельца виноградника, они сказали друг другу: «Это наследник; пойдем убьем его, и наследство будет наше». И схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. «Итак, ¾ в заключение притчи спросил Господь Своих слушателей, ¾ когда придет хозяин вино­градника, что сделает он с этими виноградарями?» Окружающий Его народ в один голос ответил: «Злодеев сих предаст злой смер­ти, а виноградник отдаст другим виноградарям».

Первосвященники, книжники и фарисеи злобно смотрели на всех, как уличенные преступники. Они поняли, что под вино­градником притчи разумеется избранный Богом еврейский народ и что забота о его духовном росте отдана Богом в руки первосвя­щенникам и старейшинам народным; они поняли, что под слуга­ми, которых посылал хозяин виноградника, надо разуметь проро­ков, которых предавали смерти сами же руководители еврейско­го народа. И теперь они ждут удобного случая, чтобы убить по­сланного в мир Единородного Сына Божия Иисуса Христа.

Но, подняв руки на Сына Божия, на своего Мессию, первосвя­щенники и старейшины, которым вручено было строительство Царства Божия, тем самым отвергли тот камень, без которого нельзя было начинать строительство, так как этот Камень – Хрис­тос является основанием Царства Божия на земле. Члены Сине­дриона на своем беззаконном суде уже «отвергли этот Камень», поэтому Христос в заключение притчи прямо сказал лжестроите­лям: «Потому... отнимется от вас Царство Божие и дано будет на­роду, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

4.4. Вопрос фарисеев о подати кесарю

Мф. 22, 15-22; Мк. 12, 13-17; Лк. 20, 20-26

Пылающие злобой первосвященники отошли от Христа в сторону и стали совещаться, как поступить им, чтобы заставить замолчать Назарянина. Они понимали, что Иисуса нельзя взять и предать смерти без помощи римской власти. Поэтому первосвя­щенники решили обвинить Его в политической неблагонадежно­сти для Рима. С этой целью они послали ко Христу фарисеев с иродианами. Надо сказать, что между фарисеями и иродиана­ми существовали враждебные отношения, но в данном случае они пошли на соглашение, чтобы каким-либо образом погубить Христа.

Лукавые люди подошли к Иисусу под видом преданных Ему учеников и начали льстиво говорить Ему: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать ке­сарю, или нет? Не превращаемся ли мы через эту унизительную дань из народа Божия в рабов языческого царя? Научи же нас: да­вать ли нам эту подать безбожному кесарю, или не давать?»

Нельзя было поставить Иисусу более коварного вопроса, чем вопрос о дани кесарю. Если бы Христос ответил на этот вопрос по­ложительно, то вызвал бы против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим Царем только Бога и платили дань римскому кесарю по принуждению.

В случае, если бы Господь сказал, что платить подать язычес­кому кесарю не следует, то иродиане сразу же обвинили бы Его перед римским правительством как возмутителя народа против римской власти, как противника кесаря.

«Что искушаете Меня, лицемеры? – ответил Своим врагам сердцеведец Господь. – Покажите Мне монету, которою платится подать».

На просьбу Христа искусители показали Ему динарий, на ко­тором был изображен Римский император.

«Чье это изображение и надпись?» ¾ спросил их Господь. Не понимая, к чему клонится этот вопрос, искусители ответили: «Кесаревы». «Итак, ¾ сказал им Господь, ¾ отдавайте кесарево ке­сарю, а Божие Богу».

Отдавая кесарю то, что принадлежит ему (деньги, армия, слу­жебные обязанности и т. п.), вы нисколько не нарушите своих обязанностей к Богу; в то же время вы должны отдавать Богу то, чего Он от вас требует. А требует Бог от нас любви к Нему и ближ­ним, быть всегда добрыми, бороться со злом и уподобляться свое­му Отцу Небесному, Который есть Абсолютная Любовь и Абсо­лютное Добро. А эти требования нисколько не противоречат пови­новению государственной власти, если она не посягает на Божест­венный авторитет.

Иродиане и фарисеи не ожидали от Христа такого мудрого от­вета и со стыдом удалились.

4.5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых

Мф. 22, 23-33; Мк. 12, 18-27; Лк. 20, 27-40

После этого, по заранее составленному уговору, подошли к Спасителю насмешливые и во всем сомневающиеся саддукеи. Мысль о загробном мире казалась им безумием, и они насмеха­лись над набожными фарисеями. Отличаясь высокомерием и без­божием, саддукеи хотели смутить Иисуса, как простого фарисея, предложив Ему одну из тех задач, которые часто составляли пред­мет их школьных споров с фарисеями.

«Учитель, ¾ сказали они Христу, ¾ Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему». Было у нас семь братьев: пер­вый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».

Господь кротко отнесся к безбожию саддукеев и их язвитель­ной насмешке над Священным Писанием. Он не оставил их без от­вета, но Его ответ был откровением Божественного Духа, знающе­го и созерцающего тайны вечности.

«Вы заблуждаетесь, ¾ ответил им Христос. ¾ Вы не знаете ни Писания, ни силы Божией. Чада века сего женятся и выхо­дят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божий, будучи сы­нами воскресения... А о воскресении мертвых разве вы не чита­ли, как Господь сказал при купине: «Я Бог Авраама, и Бог Иса­ака, и Бог Иакова?» Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Верующий народ радовался мудрому ответу Христа неверую­щим саддукеям. Даже некоторые из книжников сказали: «Учи­тель! Ты хорошо сказал». Саддукеи уже больше ни о чем не стали спрашивать Христа и отошли в сторону.

4. 6. Вопрос книжника о наибольшей заповеди в законе

Мф. 22, 34-40; Мк. 12, 28-34

Фарисеи обрадовались, что их противники саддукеи потерпели от Христа поражение и решили еще раз вступить с Ним в прения.

Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель! ка­кая наибольшая заповедь в законе?» Это был, по мнению книж­ников и фарисеев, самый спорный и трудный для разрешения во­прос. Но Христа этот вопрос не поставил в трудное положение. Он сразу же ответил книжнику словами Священного Писания: «Слу­шай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как са­мого себя. Иной большей сих заповеди нет. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Искушавший Господа книжник вынужден был согласиться, что это, действительно, самые основные заповеди в Законе.

4. 7. Обличительная речь Христа против книжников и фарисеев

Мф. 22, 41-46; 23, 13-39

Фарисеи, стоявшие до сих пор в некотором отдалении, собра­лись вместе, и подошли ближе к Иисусу Христу, но уже не задава­ли Ему компрометирующих вопросов.

Тогда Иисус Сам спросил фарисеев: «Что вы думаете о Хрис­те? Чей Он Сын?» Нисколько не задумываясь, фарисеи в один го­лос ответили Ему: «Давидов». «Но почему же Давид, ¾ опять спросил их Иисус, ¾ по вдохновению, называет Его Господом, ког­да говорит о Христе: сказал Господь (т.е. Бог) Господу моему (т. е. Мессии - Христу): седи одесную Меня?.. Ведь если Христос был Господом Давида и уже существовал в то время, когда Давид пи­сал эти строки, то как Он может быть потомком Давида?»

Фарисеи, ослепленные буквой Писания и потерявшие ключ к разумению его смысла, не понимали, что Мессия будет иметь

Богочеловеческую Личность, в Которой Божественная и человече­ская природы соединятся неслитно, неизменно, нераздельно и не­разлучно. Он, будучи Предвечным Сыном Божиим, станет в то же время Сыном Человеческим – потомком царя Давида по плоти.

Фарисеи не могли этого понять и потому не отвечали Господу. Но, не приняв этой истины, они отвергнут и своего Мессию и убь­ют Его за то, что Он назвал Себя Сыном Божиим.

Тогда Иисус Христос, обращаясь к народу, произнес обличи­тельную речь против книжников и фарисеев. «На Моисеевом се­далище, ¾ сказал Христос, ¾ сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают; связывают бреме­на тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а са­ми не хотят и перстом двинуть их...»

Затем, обращаясь к фарисеям и книжникам, Господь ска­зал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то при­имете большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, ли­цемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете деся­тину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять. Вож­ди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Го­ре вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые сна­ружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты: так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: ес­ли бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили про­роков; дополняйте же меру отцов ваших (совершайте задуман­ное вами убийство Сына Человеческого). Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от Авеля праведно­го до Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между хра­мом и жертвенником».

Не с гневом обличал Господь руководителей еврейского наро­да, а с величайшей скорбью. Это было последнее увещание, по­следняя попытка спасти их от гибели. И когда Господь увидел в глазах этих лицемеров не раскаяние, а затаенную злобу против Него, с глубокой скорбью в сердце воскликнул: «Иерусалим, Ие­русалим, избивающий пророков и камнями побивающий послан­ных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица со­бирает птенцов своих под крылья; и вы не захотели! (И вот Я ухо­жу). Се, оставляется вам дом ваш пуст».

Сказав эти печальные слова, Христос направился к выходу из храма.

4.8. Лепта вдовы

Мк. 12, 41-44; Лк. 21, 1-4

При выходе из храма, около сокровищницы (кружки), в кото­рую опускали пожертвования на храм, Господь сел отдохнуть. На Его глазах многие богачи опускали в церковную кружку боль­шие суммы денег. Но вот к сокровищнице подошла одна бедная вдова и положила в нее всего две лепты, что составляет мелкую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям не стоя­щим никакого внимания.

Но сердцеведец Господь указал Своим ученикам именно на это скромное приношение бедной женщины. Господь оценил эту жертву по внутреннему ее достоинству. Подозвав к Себе учени­ков, Спаситель сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Бог измеряет приношение не суммами пожертвованного, а силой любви, с которой жертва приносится. С чистым сердцем и горячей любовью к Богу подо­шла эта вдова к сокровищнице и, не задумываясь, отдала все, что имела.

4.9. Встреча с еллинами

Ин. 12, 20-50

Среди народа, окружавшего Христа в храме, находились и греки. Это были, вероятно, прозелиты, так как, по свидетельст­ву евангелиста Иоанна Богослова, они пришли в Иерусалим к празднику Пасхи «на поклонение».

Пробравшись в толпе к ученикам Христовым, они обрати­лись к апостолу Филиппу с просьбой: «Господин! нам хочется ви­деть Иисуса». Филипп сначала посоветовался с апостолом Андре­ем, так как придавал этой встрече большое значение, а затем они вместе сообщили Иисусу о желании греков видеть Его.

До сих пор вся деятельность Христа была направлена к спасе­нию народа израильского. Посылая в первый раз апостолов на проповедь, Он сказал им: «К язычникам не ходите, а идите к по­гибшим овцам дома Израилева». Но из этого еще нельзя заклю­чать, что Христос ограничивал Свою миссию только обращением евреев. Господь также говорил: «Есть у Меня и другие овцы, кото­рые не сего двора; и тех надлежит Мне привести! и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь!» На вопрос же о том, когда именно «овцы не сего двора» (т. е. не евреи) будут привлечены Иисусом и услышат Его голос, Он Сам ответил: «Ког­да вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Следовательно, евреев Христос лично призывал в Царство Божие, а язычников – через апостолов, после Своей крестной смерти.

Желание еллинов встретиться с Христом должно было теперь напомнить Иисусу, что посланничество Его к евреям окончено. Настало время отвергнуть когда-то избранный Богом народ и на его место призвать язычников. Но этому призванию должна пред­шествовать Его искупительная смерть на кресте, а затем воскре­сение и вознесение на небо.

Под влиянием таких мыслей Спаситель громко произнес: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому! Истинно, ис­тинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Этими словами Господь выразил глубокую тайну искупи­тельной Голгофской Жертвы. Спаситель за три дня до Голгофы провозглашает перед евреями и еллинами эту тайну как всемир­ный и необходимый закон в домостроительстве Божием. Но что­бы следовать за Христом – Божественным Агнцем, надо самому сделаться жертвой любви. Поэтому Господь сказал народу: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет... Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в ми­ре сем сохранит ее в жизнь вечную».

Кто любит свою земную жизнь настолько, что не решается жертвовать ей для блага других, тот в сущности теряет все: он те­ряет и Бога, и вечность. А кто ставит вечную жизнь с Богом выше мимолетного земного существования, тот не задумывается по­жертвовать всем земным ради блага ближних, ради торжества Истины.

Мысль о надвигающейся Голгофе, о предстоящих крестных страданиях и неизбежной смерти глубокой скорбью отозвалась в сердце Христа, и Он с молитвой обратился к Отцу Небесному: «Душа Моя... возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего. Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое».

И вот, как бы гром прогремел в храме. Это голос Бога Отца прозвучал с неба в ответ на молитву Своего Единородного Сына: «И прославил, и еще прославлю».

Это было уже третье свидетельство Бога о Мессианском досто­инстве Иисуса. Но ни великие чудеса, ни голос с неба, ни Божест­венное слово Христа не могли пробудить веры в очерствелых серд­цах врагов Истины.

После встречи с еллинами Господь навсегда оставил ветхоза­ветный храм.

4.10. Пророчество Христа о разрушении Иерусалима

Мф. 24, 1-28; Мк. 13, 1-23; Лк. 21, 5-24

Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апосто­лами молча начал подниматься на Елеонскую гору. Иеруса­лимский храм во всей своей красоте и величии стоял перед их глазами. Один из апостолов, прервав долгое молчание и указы­вая на великолепие храма, сказал Христу: «Учитель! посмот­ри, какие камни и какие здания!» В ответ на свое восхищение он услышал печальные слова Иисуса: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».

Храм, который оставляет Бог, теряет свой смысл и назначе­ние. В нем уже не присутствует благодать Божия, и он становит­ся пристанищем лицемеров и вертепом разбойников.

Слова Христа о разрушении храма еще больше поразили и опечалили апостолов. Ведь они ожидали, как и многие иудеи, что Мессия воцарится в храме, и Его признают прежде всего пер­восвященники, книжники и фарисеи. Но их надежды на гряду­щее Царство Мессии не исполнились. В глубоком раздумье они молча продолжали подниматься на гору за своим Учителем.

На вершине горы Христос сел отдохнуть. Оттуда открывался чудесный вид на Иерусалим с его великолепным храмом. Вечере­ло... Спаситель долго смотрел на город, который веками ждал своего Избавителя и, дождавшись, ¾ не узнал Его! Наконец, апо­столы, нарушив молчание, спросили Христа: «Учитель, скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кон­чины века?»

Примирившись с мыслью о неизбежности разрушения хра­ма, ученики теперь думали, что ожидаемое всеми Царство Мес­сии начнется сразу после этого разрушения и что второе пришест­вие Мессии и Его Царство наступит еще при их жизни; это и будет завершением истории мира.

Вот от этих-то ожиданий Христос и предостерегает Своих уче­ников. Он как бы так говорит им: «Берегитесь, чтобы кто не пре­льстил вас лживыми учениями о Моем пришествии и наступаю­щей кончине мира. Многие придут под именем Моим и будут го­ворить: «Я – Христос»; многих они введут в заблуждение, многих прельстят, но вы не верьте им. Начнутся народные смуты, междо­усобия и кровопролитные войны. Голод, моровая язва и земле­трясения довершат все беды. Появятся знамения на небе, и мно­гие будут думать, что приближается завершение истории. Но это еще не конец, это будет только началом наказания народа изра­ильского, началом его болезней.

Кончина же мира наступит тогда, когда Мое учение станет из­вестным всем людям, живущим во вселенной.

Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось время запустения его. В то критическое время для Иерусалима его жителям можно будет спасти свою жизнь только в горах. Поэтому, кто будет застигнут в городе, ¾ бе­ги в горы, не заходя даже в свой дом, чтобы взять с собой что-ни­будь. А кто будет работать в поле, сняв верхнюю одежду, ¾ беги, не останавливаясь даже затем, чтобы захватить ее с собой. По­мните, что это дни суда Божия над неверным народом. Многие из евреев падут тогда под ударами мечей, остальные будут взяты в плен и расселены по всем странам, а покоренный Иерусалим ос­танется во власти язычников до тех пор, пока не окончатся време­на язычников. Скорбь будет тогда такая, какой не было от начала мира, и никогда уже не будет. Все это произойдет скоро, не прей­дет род сей, как все сие будет».

И действительно, предсказания Господа об Иерусалиме сбы­лись с поразительной точностью еще при жизни тех людей, кото­рые были свидетелями пришествия в мир Спасителя.

В семидесятом году римский полководец Тит осадил взбунто­вавшийся Иерусалим, а затем взял его штурмом. Город и храм были разрушены до основания. Во время осады и штурма города был убит один миллион сто тысяч евреев и взято в плен девяносто семь тысяч человек. С этого времени еврейское государство пере­стало существовать.

4. 11. Пророчество Христа о будущем Церкви

и о втором Его пришествии

Мф. 24, 1-31; Мк. 13, 1-37; Лк. 21, 5-36

Господь говорил Своим ученикам, что с разрушением Иеру­салима и его храма не закончится история мира. Это только про­образ тех грозных событий, которые должны произойти перед вторым пришествием Мессии. И Христос далее описывает учени­кам финал другой эпохи, той эпохи, которая будет последней в истории человечества на земле.

Это будет страшное время. Надвигающаяся всемирная ката­строфа сделает историческую атмосферу тревожной, полной жут­ких предчувствий и грозных знамений. Это будет время мировых войн: «Восстанет народ на народ, и царство на царство». Лжеуче­ния будут вовлекать человечество во все большие заблуждения. «Лжепророки восстанут и прельстят многих». Наступит упадок веры и нравственности. «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь».

Учеников Христа будут ненавидеть и гнать. Их поведут к ца­рям и правителям, будут требовать отречения от веры во Христа. Некоторые христиане, страшась мучений и смерти, отрекутся от Господа, но много будет и таких, которые отдадут свою жизнь за торжество Церкви на земле, за распространение Евангелия среди народов. Шпионаж и предательство распространятся во все сфе­ры общества, так что брат будет доносить на брата, отец на детей, и дети на родителей. «Но не ужасайтесь! – говорит Господь. – Ког­да вас будут допрашивать, то не обдумывайте заранее ответов и не заботьтесь о том, как вам отвечать, ибо отвечать за вас будет Дух Святой. Я дам вам такую мудрость, которой не в силах будут про­тиворечить и противостоять все противящиеся вам. И если вам придется страдать, то безропотно терпите все, что вам будет нис­послано. Терпением вашим спасайте души ваши. Знайте, что спа­сется только тот, кто до конца своей жизни будет терпеливо нести свой крест, кто до дна выпьет ниспосланную ему от Бога чашу страданий!»

В те дни наступит на земле уныние народов и недоумение, а катастрофа будет неумолимо приближаться. О ее приближении будут возвещать знамения на небе и земле. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на Вселенную. Но ве­рующие в Сына Человеческого и творящие волю Божию не долж­ны бояться; напротив, они должны радоваться, что наступает вре­мя избавления земли от зла и смерти... И когда будет проповеда­но Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам, тогда придет конец. Но никто не знает ни дня, ни часа этого конца. Он придет внезапно и застанет людей за их буднич­ными занятиями. И тогда все, живые и мертвые, должны будут дать отчет о своей прожитой жизни. «Итак, бодрствуйте, ¾ в за­ключение сказал Господь ученикам, ¾ так как не знаете, в кото­рый час Господь ваш придет! Бодрствуйте и молитесь, чтобы все­гда быть готовыми предстать пред Сына Человеческого».

4. 12. Притча о десяти девах

Мф. 25, 1-13

Второе пришествие Мессии будет внезапным и грозным для тех, кто жил беспечно, сеял на земле зло и не заботился о своем духовном росте, о стяжании благодати Духа Святого. Поэтому человеку необходимо постоянно бодрствовать и быть всегда гото­вым достойно встретить пришествие Сына Человеческого. Для этого нужно, чтобы «светильники веры» никогда не гасли в сердцах людей. Ожидание второго пришествия Сына Человече­ского можно сравнить с ожиданием жениха, идущего на брач­ный пир.

«Царство Небесное, ¾ сказал Господь, ¾ тогда будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразум­ные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих...

Но жених замедлил с приходом и явился только в полночь не­ожиданно для всех, когда девы, утомленные долгим ожиданием, заснули. Проснувшись, они все хотели выйти навстречу, но у не­разумных выгорело масло и погасли светильники, поэтому вы­шли встречать жениха только мудрые девы. Пока неразумные хо­дили покупать масло, жених уже пришел и вместе с мудрыми де­вами вошел на брачный пир, где началось торжество. Неразум­ные, придя слишком поздно, нашли двери брачного чертога за­пертыми. Тогда они начали стучать и просить: «Господи, Госпо­ди, отвори нам». Жених же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас».

Пример, взятый Христом из свадебного ритуала восточных народов, был очень ярким и понятным ученикам Господа. Они по­няли, что «брак» в этой притче означает грядущее Царство Бо­жие, «Жених» ¾ Христос, вечный Судья, «девы» ¾ души челове­ческие; «светильники» ¾ это сердца людей, пламенеющие верой в Господа, а «масло» ¾ благодать Божия, которую человек должен стяжать верой и добрыми делами; «ожидание жениха» ¾ это зем­ная человеческая жизнь, цель которой ¾ встреча со Христом. «Не­разумные девы» ¾ это те люди, которые в своей жизни не заботились о стяжании благодати Духа Святого, поэтому и погасли у них све­тильники веры, и они не встретили Христа. Но если человек, жи­вя на земле, соберет в своей душе плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воз­держание», ¾ как учит апостол Павел (Гал. 5, 22-23), то значит ¾ светильник его души в порядке и елея хватит на всю долгую ночь ожидания прихода Жениха.

«Итак, бодрствуйте, ¾ сказал Господь Своим последовате­лям, ¾ потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

4.13. Притча о талантах

Мф. 25, 14-30

Христос – Судия мира придет внезапно, и каждый человек должен будет дать Ему отчет о своей прожитой жизни, о том, как он распорядился Божиими дарами, данными ему при рождении.

«Когда придет Сын Человеческий, ¾ сказал Христос Своим ученикам, ¾ Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Так как хозяин знал способности и силы каждого из своих слуг, то одному дал пять талантов, другому два и третьему один; а сам тотчас же отправился в путь. Слуги, которые получили пять та­лантов и два таланта, пустили эти деньги в оборот и к возвраще­нию своего господина удвоили его достояние. Получивший же один талант не стал трудиться над умножением достояния госпо­дина своего. Он пошел в укромное место и закопал в землю дан­ный ему талант.

Когда господин, спустя много времени, возвратился в имение свое, он потребовал от рабов своих отчета. Пришел получивший пять талантов и сказал господину своему: «Ты мне дал пять та­лантов, но я удвоил их; вот они – десять талантов, возьми их».

«Хорошо, добрый и верный раб, ¾ ответил ему хозяин, ¾ в ма­лом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость гос­подина твоего». Получивший два таланта представил господину четыре, за что и он был удостоен похвалы и награды от своего хо­зяина. Наконец, подошел для отчета получивший один талант. Не зная, чем оправдать свое нерадение, он начал обвинять самого господина: «Вот тебе твой талант! Он цел, я не растратил его; я ве­рен тебе, а если я не умножил его, подобно другим, так в этом ты сам виноват: ты хочешь жать, где не сеял, и собирать там, где ни­чего не оставлял: ты жестокий господин! Почему ты дал другим больше, чем мне? Почему ты дал мне так мало? Стоило ли упо­треблять в дело и умножать такое ничтожное дарование? Будь до­волен и тем, что я, боясь тебя, сохранил твое, остался верен тебе!»

«Ленивый и лукавый раб! – сказал ему господин. – Если ты называешь меня жестоким и говоришь, что боишься господина своего, то тем более ты должен был позаботиться об увеличении данного тебе моего достояния, каким бы оно малым тебе ни каза­лось. Ты не имел права зарывать его в землю, ты обязан был упо­требить этот талант в дело, чтобы и другим принести пользу, да и самому было бы с чем предстать предо мною. Все это сделал ты от лености и нерадения твоего, а не потому, что тебе дан был только один талант».

«Возьмите же у него этот талант, ¾ сказал хозяин дома своим слугам, ¾ и отдайте имеющему десять. А этого негодного раба вы­бросите отсюда, ему не место здесь! Пусть остается вне дома, во тьме: там он будет мучиться и с досады скрежетать зубами».

Апостолам понятна была символика этой притчи. Под «та­лантами» в ней надо подразумевать те духовные, душевные и те­лесные способности, которыми человеколюбивый Господь наде­лил всех людей. Нет ничего в природе человека, чего бы он не по­лучил от Бога. Вся земная жизнь человека есть постоянное ожи­дание встречи с Господом. Но ожидание должно быть не празд­ным. Человек должен «в поте лица своего» трудиться над умно­жением в себе «духовного капитала» ¾ благодати Святого Духа. Для этого он должен все силы ума, сердца, чувства и воли напра­вить на духовное делание. Он должен развивать свой ум, сердце, волю и другие способности своей природы не для созидания зла на земле, например, для строительства атомного, водородного и дру­гого смертоносного оружия, а для созидания в себе и вокруг себя мира, любви, правды, милосердия и других добродетелей. Это и есть таланты (духовные сокровища), которые потребует Господь от человека на Страшном Суде. Поэтому надо много и непрестанно трудиться, чтобы предстать пред Сына Человеческого не с пусты­ми руками, а с «духовным капиталом». Суд будет грозным и стро­гим. Ленивые и лукавые рабы извержены будут вон, во тьму внешнюю, «где будет плач и скрежет зубов».

4.14. Беседа о Страшном Суде

Мф. 25, 31-46

Рассказав апостолам о признаках Своего второго пришествия и заповедав им и всем Своим последователям бодрствовать, чтобы достойно встретить своего Спасителя, Иисус далее раскрывает пе­ред мысленными взорами учеников в форме притчи картину Страшного Суда.

Второе пришествие Господа на землю будет не в глубоком Его уничижении, как это было в первый раз, а «с силой и великой сла­вой». О первом пришествии Христа в мир узнали сначала только вифлеемские пастухи – тогда же все племена земные в одно мгно­вение увидят явление Сына Божия, «ибо как молния сходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет второе пришест­вие Сына Человеческого».

Перед Его славным вторым пришествием на небе явится ве­ликое знамение – Животворящий Крест Господень.

На Страшный Суд Христов соберутся все люди, когда-либо жившие на земле, начиная от Адама, ибо все они по творческому всесильному слову Божию воскреснут из мертвых. Те же, кто бу­дет жить тогда, «изменятся во мгновение ока», так как с чувст­венным телом нельзя будет вступить в жизнь вечную. Тогда все люди земли, кто от радости, а кто и от великого горя, заплачут, ибо они «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с си­лою и славою великою». Его пришествие будет сопровождаться такой величественной обстановкой, о какой люди и понятия не имеют, а могут лишь догадываться, судя по торжественным вы­ходам могущественнейших земных царей. Сопровождать Царя Небесного будут все добрые Ангелы, а встречать все люди. Он ся­дет на престоле славы Своей и пошлет Ангелов, чтобы собрать к Нему на суд все народы земли. И когда соберутся перед Ним все люди, Он отделит праведников и поставит их по правую сторону, а грешников – по левую. После этого Божественный Судья обра­тится к праведникам и скажет им: «Идите, достойные сыны От­ца Моего, в приготовленное вам Царство! Ибо вы накормили Ме­ня, когда Я был голоден; напоили, когда Я жаждал; приютили Меня, когда Я странником приходил к вам; одели Меня, когда Я был наг; навестили Меня, когда Я был болен, и посетили Меня в темнице».

Тогда праведники с неподдельным изумлением и со смирени­ем ответят Христу: «Господи! да когда же мы видели Тебя голод­ным и накормили? жаждущим и напоили? когда же Ты приходил к нам странником, и мы приняли Тебя? когда одели Тебя нагого? когда мы видели Тебя больным или в темнице, и навестили Тебя?»

И Христос скажет им: «Да, лично Мне вы ничего этого не сде­лали; но не Я ли говорил вам, что кто примет одного из малых сих, тот Меня принимает? И вот, вы не отказали в помощи нико­му, кто именем Моим просил вас о ней. Голодных вы кормили, жаждущих поили, нагих одевали, странников принимали, боль­ных и заключенных утешали. И все, что вы сделали доброго для бедных, несчастных и страдальцев, нуждающихся в вашей помо­щи, все это вы сделали как бы Мне Самому.

Идите же, и наследуйте Царство Небесное!»

«А вы, ¾ скажет Царь стоящим по левую сторону, ¾ вы отка­зали Мне в куске хлеба, когда Я голодный протягивал к вам руку; вы не дали Мне даже воды, когда Я изнемогал от жажды; вы про­гнали Меня, когда Я в виде странника стучался в ваши двери, прося приюта и ночлега; вы равнодушно смотрели на Мои рубища и не подумали даже, что Я нуждаюсь в одежде для защиты от хо­лода продрогшего тела; вы не только не навестили Меня, когда Я был болен, но даже боялись прикоснуться ко Мне; вы с презрени­ем относились ко Мне, когда Я был заключен в темницу! Идите же прочь от Меня и теперь! Ступайте туда, где приготовлены вечные мучения диаволу и ангелам его!»

«Господи, ¾ скажут тогда в ужасе и отчаянии стоящие по ле­вую сторону, ¾ когда же мы видели Тебя алчущим, или жажду­щим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Этого никогда не было, никогда мы не ви­дели Тебя, тем более в таком бедственном положении».

«Да, ¾ ответит им Христос, ¾ Меня в таком положении вы не видели, но вы отворачивались от всех несчастных, именем Моим моливших вас о помощи; вы гнали их от себя, чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни. А между тем, вы должны были знать, что, отказав им, вы отказы­ваете Мне».

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Такое великое значение в спасении человека имеют добрые дела, совершаемые людьми из любви друг к другу.

Наши рекомендации