Понимание брака в св. Писании
Вопросы, касающиеся брака, в св. Писании затрагивал как сам Господь Иисус Христос, так и, в большей степени, апостол Павел.
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 3–12)
В этом отрывке отметим два момента:
- Христос говорит о допустимости развода по вине прелюбодеяния;
- Христос говорит о том, что девство дано для тех, кто имеет к этому особое призвание («кто может вместить»)
Апологеты католического учения о нерасторжимости брака по первому пункту обычно отвечают, что Господь имел в виду не развод по вине прелюбодеяния, а «разлучение» или «сепарацию», т. е. отделение супругов друг от друга без расторжения самого брака и соответственно, без возможности вступить в повторный. Однако контекст сказанного не позволяет согласиться с таким толкованием, поскольку Господь говорил о разводном письме Моисея, а оно предполагало именно расторжение брака, а не сепарацию. Христос просто сокращает количество уважительных причин для расторжения до одного случая – прелюбодеяния.
Второй пункт также крайне важен, потому что он означает, что нельзя требовать от всех людей монашеского воздержания, но только от тех, кто имеет к тому особую харизму и призвание.
Апостол Павел развивает христианское учение о браке. Для апостола Павла, брак – это, в первую очередь, союз любви, так как и отношения между Христом и Церковью есть отношения любви:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2: 24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя…» (Еф. 5:20-33).
Затем апостол Павел, как бы развивая выделенный нами в словах Христа пункт 2, учит о браке как о лекарстве против блуда:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». (1 Кор. 7, 1-10).