О достоинстве воспитания дочерей в Исламе

Второе издание

дополненное и переработанное

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Введение

Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!

А затем:

К огромному сожалению, у некоторых мусульман падает настроение, когда кому-либо из них сообщают о том, что у них родилась дочка. Весть о рождении девочки не радует их, и даже некоторые из них заявляют о том, что Всевышний Аллах не любит тех, кому даровал дочку, и признаком любви Аллаха является рождение мальчиков. Такие отвратительные слова я слышал сам непосредственно от некоторых невежественных мусульман. Свят Аллах, они своими заявлениями обвиняют тех, которые являются любимее и почетнее перед Аллахом, чем ты, о тот, который заявляет подобное, и все люди на земле. Ведь Всевышний наделил девочками тех, кто является перед Ним почетнее и любимее, нежели все другие создания. Это пророки и посланники, ведь Аллах наделил некоторых из них только девочками, как пророков Лута и Шуъайба (мир им обоим). А у самого лучшего создания, пророка Мухаммада (ﷺ) сыновья покинули жизнь будучи младенцами и лишь его дочери прожили долгую жизнь вместе с их отцом (ﷺ), помогая ему и поддерживая его.

Шейх Абдус-Салям ибн АбдиЛлях ас-Суляйман сказал:

«К великому сожалению, когда некоторым людям возвещают о рождении девочки, то они выявляют свое недовольство этому. И подобное поведение является одним из качеств многобожников, которых Аллах порицает в своих словах: "Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!" (ан-Нахль, 58-59).

Ведь не знает человек, в чем благо для него. Всевышний Аллах сказал: «...и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра»(ан-Ниса, 19).

Точно также и дочери, быть может, для человека в дочерях много добра как в этом мире, так и в будущем» (см.:«Тарбийа аль-аулад фи дау аль-Китаб уа ас-Сунна», стр.26).

Даже бывает так, как многим из нас, быть может, приходилось в жизни быть свидетелями этому, что сыновья оставляют своих родителей беспомощными в старости лет, и видишь, как дочери их за ними ухаживают и помогают им, в отличие от сыновей. Так где же теперь тот, который осмелился заявить, что сыновья являются признаком любви Аллаха?!! Да поведет его Аллах по прямому пути!

Шейх Абдус-Салям ибн АбдиЛлях ас-Суляйман сказал: «Некоторые люди обходятся со своими бедными женами плохо из-за того, что они родили им дочерей. Быть может, даже бросают их, или разводятся, или причиняют им зло и укоряют их. Разве он не страшится наказания Аллаха за свое несправедливое отношение к своей жене?! Остановись и поразмышляй: разве выбор иметь детей в руках твоей жены, или это в руках ее Творца?! Разве негодование, сетование и отсутствие довольства не являются преступлениями по отношению к Божественной Сущности?! Также знай, что Аллах наделил девочками тех, кто перед Аллахом является благороднее, чем ты. Например, пророков Лута и Шу'айба (мир им обоим). А сыновья пророка Мухаммада (ﷺ) не жили (по причине их смерти), и Аллах дал баракат ему в его дочери Фатиме и ее потомстве.

Один из интересных передаваемых рассказов:

Жил однажды некий мужчина, которого прозвали Абу Хамза ад-Даббий, который женившись на женщине очень хотел, чтобы она родила ему сына. Однако она ему родила дочку, в связи с этим он, из-за сильного гнева, покинул палатку своей супруги и ночевал в другом месте. После чего в один из дней он проходил мимо палатки своей супруги, которая развлекала свою дочь, и говорила:

«Что с Абу Хамзой, который не приходит к нам,

пребывая в доме, который расположен рядом с нами.

Он недоволен тем, что мы не родили ему сыновей.

Клянусь Аллахом, это не в наших руках,

а поистине, мы принимаем то, что нам было дано.

Мы подобны земле: сеющий сеет в нас,

мы же взращиваем то, что посеяли в нас».

И Абу Хамза не переставал слушать эти стихи, пока его не покорило отцовское сострадание. Затем он вошел в дом и поцеловал жену и дочь в лоб» (см.:«Тарбийа аль-аулад фи дау аль-Китаб уа ас-Сунна», стр.27).

Рождение детей, будь это мальчик или девочка, не указывает на любовь Аллаха, а это лишь милость Аллаха, которой Аллах наделяет кого пожелает по Своему знанию и по Своей мудрости. Всевышний Аллах сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (Аш-Шура, 49-50).

Всевышний также сказал: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора» (Аль-Касас, 68).

Достоинство девочек

Всевышний Аллах сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (Аш-Шура, 49-50).

Ибн 'Атыйа, да смилуется над ним Аллах, в своем толковании "Аль-мухарру аль-уажиз" говорил: «Всевышний Аллах начал в этом аяте с девочек, уделяя им внимание, дабы (люди) заботились о них, оберегая их и проявляя к ним добро. Уасиля ибн Аскъа', да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине, для женщины является счастьем то, что она рожает девочку прежде мальчика, поскольку Всевышний Аллах начал с девочки».

«...счастьем для женщины» - то есть из бараката (благодати) и признаков ее счастья в этом мире прежде будущей жизни».

Люди делятся на четыре категории:

Исхак ибн Бишр говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении пророков, затем он распространяется на всех людей:

1- Пророк Лут, мир ему, был отцом дочерей и не имел сыновей.

2- Пророк Ибрахим, мир ему, являлся отцом сыновей и не имел дочерей.

3- Пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, являлся отцом детей из обоих полов: как мужского, так и женского.

4- Пророк Яхйа ибн Закарийа был бесплодным».

Джабир ибн АбдуЛлах, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что он слышал как однажды Посланник Аллаха (ﷺ), говорил: «Для того, кто будучи отцом троих дочерей предоставит им приют, будет проявлять к ним милость, содержать их и выдаст их замуж, Рай станет обязательным». Затем его спросили: "А если он будет иметь двух дочерей?". Он (ﷺ) ответил: «И даже если будет иметь двух дочерей» (Имам Ахмад в "аль-Муснад" 14247 и аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад", 78 ).

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто будет содержать двух дочерей, пока они не достигнут совершеннолетия, будет в Судный день со мной», - и присоединил свои два пальца. (Муслим 2631 и Тирмизи 1915).

А в другой версии хадиса он сказал: « … войду я и он в рай подобно этому», - и показал средний и указательный пальцы. (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 894 и Хаким в "Мустадрак",7350).

От Укбата ибн Амра, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для того, кто является отцом троих дочерей, к которым проявлял терпение и которых одевал из своего имущества, они станут преградой от огня» (аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад",76).

От Абу Саийда аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто бы ни имел трех дочерей или трех сестер, к которым он проявляет добро, войдет в рай» (аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад",79).

От ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Мусульманина, имеющего двух дочерей, к которым он проявляет прекрасное дружеское отношение, заведут они в рай» (аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад", 77).

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто будет содержать двух или троих дочерей, или же двух или троих сестер, пока одна из них не будет нуждаться в его заботе, или же пока он не покинет их по причине своей смерти, то я и он будем в Раю вот таким образом», - и указал на свой средний и указательный пальцы. (Ахмад,12498 и Ибн Хибан в "Сахихе", 447).

Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Обязанностью каждого, кто услышит этот хадис, является совершение дел в соответствии с ним, дабы быть спутником Пророка (ﷺ) в раю. И нет наилучшей степени в будущей жизни, чем эта» (См. "Фатхуль-Бари" 10/536, 6005).

Спросили шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах: «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для того, кто имеет трех дочерей, к которым проявлял терпение и которых одевал из своего имущества, они станут преградой от огня». Они станут преградой от огня только для отца, или же для матери тоже удостаивается это награда? У меня, хвала Аллаху, три дочери».

Шейх ответил: «Этот хадис распространяется как на отца, так и на мать, согласно словам Пророка (ﷺ): «Для того, кто имеет двух дочерей, к которым он совершает благодеяния, они станут занавесом (защитой) от огня». Таким же образом если он будет иметь сестер, или теток со стороны отца или же со стороны матери, к которым он будет совершать благодеяния, то мы надеемся для него - рая. Так как когда он совершает для них благодеяния, то он по причине этого заслуживает великую награду. Они будут преградой между ним и огнем по причине его добра. И это касается только лишь мусульман. Если мусульманин будет совершать эти благодеяния, желая лика Аллаха, то они послужат причиной спасения его от огня. А ведь спасение от огня и вхождение в рай имеют свои множества причин. Поэтому для верующего надлежит добиваться увеличения их. Ислам сам по себе является единственной основой и причиной вхождения в рай и спасения от огня. Есть множество дел, посредством которых мусульманин войдет в рай и спасется от Огня, если он будет совершать их. Например: «Для того, кого наделил Аллах дочерями, или сестрами, к которым он совершает благодеяния, они станут занавесом (защитой) от огня». «Также и для того, у которого умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, они обязательно послужат защитой от огня». Сподвижники спросили: «О Посланника Аллаха, а если их будет двое». Он ответил: «И двое» (аль-Бухари и Муслим). И они тогда не спросили его об одном ребенке.

Также достоверно пришло от Пророка (ﷺ), сказавшего: «Всевышний Аллах сказал: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любит, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (аль-Бухари)». Всевышний Аллах сообщил, что не будет у Него иного воздаяния, кроме рая, для Его верующего раба, если заберет Он того из людей, которого он любит, а он станет проявлять терпение в надежде на награду Аллаха. Один ребенок из наших детей тоже входит в этот хадис. Если заберет Аллах его, а отец, или мать или оба они проявят терпение в надежде на награду Аллаха, то они удостаиваются рая. И это является великой милостью от Аллаха. Также в этот хадис входят муж, жена и все родственники и друзья, если они проявят терпение, переносяутрату, в надежде на награду Аллаха, учитывая избегания их того, что может препятствовать этому из кончины на том, что является из больших грехов. Просим Аллаха благополучия» (см.: «Маджму’ фатауа и макъалат мутанаууи’а» 4\375).

Право Аллаха

Следует отметить, что все эти хадисы касаются только лишь мусульман, а других людей, которые не исповедуют истинную религию Аллаха, не касаются. Как указал на это выше шейх Ибн Баз в своих словах: «И это касается только лишь мусульман». Даже если люди будут хорошими по отношению к своим дочерям, то они не удостоются этой награды, пока они не признают единство Аллаха, и не будут поклоняться только Ему одному, не приобщая к Нему сотоварищей. Ибо право Аллаха является важнейшим правом из прав, которое было приказано людям. Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (ан-Ниса, 36).

Этот аят содержит в себе десять прав, важнейшее из которых является право Аллаха. Ибо поистине, Всевышний Аллах в этом аяте начал со Своего права, сказав:«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей»,- что указывает на важность его, и то, что другие права принесут пользы человеку лишь тогда, если он выполняет право Аллаха. А иначе, каким он хорошим ни был, сколько он добра ни делал бы, ему это ничуть не поможет и не принесет пользу, пока он не будет выполнять право Аллаха. Поэтому, когда Хаким ибн Хизам спросил Пророка (ﷺ) о том, что если человек во времена джахилийи раздавал милостыню (садака), освобождал рабов и связывал родственные узы, то удостоится ли ему за это награда? В ответ на это Пророк (ﷺ) сказал: «Ты принял Ислам вместе со всеми благими делами , совершенными тобой прежде» (аль-Бухари, 1\443 и Муслим, 1\113). Это указывает на то, что поистине, если бы он не принял Ислам, то не было бы ему никаких наград за прошлые благие деяния, поскольку любые права не принесут пользы, кроме как с воплощением права Аллаха. (см.: Шейх ибн Усаймин «аль-Каулуль аль-муфид», стр.30).

Прошу Аллаха Всевышнего, чтобы сказанное было полезным, чтобы Он сделал всех правоверных знающими предписания Аллаха, соблюдающими ограничения Аллаха, выполняющими приказы Аллаха, и тем, кто руководствуется словами Всевышнего и Сунной Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и стремящихся к поклонению.

И в заключении я воздаю хвалу Аллаху Господу миров!

Подготовил: Абу Сумая Казахстани

Использованная литература

«аль-Адабуль-муфрад» имама аль-Бухари.

«аль-Къаулюль-Муфид» шейха Ибн ‘Усаймина.

Наши рекомендации