Жизнеописание, характерные черты личности. Св. Григорий был родным братом св

Св. Григорий был родным братом св. Василия Великого, но по возрасту моложе его. Год рождения его неизвестен, — предположительно можно назвать 331. Также неизвестны и обстоятельства его детских лет и школьного образования. Ему не пришлось, подобно брату — св. Василию, — выезжать в центры просвещения. Знания, приобретенные им в языческой школе в Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками св. Василия Великого, которым св. Григорий, по его словам, был многим обя­зан. Св. Василия он приравнивал к апостолам и пророкам — только по времени позже них. В ранней молодости св. Григорий не обнаруживал большой религиозности. Однако, под влиянием сновидения в день памяти 40 мучеников, он принял на себя обязанности анагноста — чтеца Священного Писания в богослужебных собраниях. Однако его религиозное воодушевление не было продолжительным. Мечты о светской карьере скоро отвлекли его в другую сторону. Св. Григорий становится учителем красноре­чия, увлекается изучением языческой литературы. Св. Григорий Богослов призывал его опомниться, оправдаться перед Богом и перед верными, перед алтарями, перед таинствами, от которых удалился...

Св. Григорий Нисский, несомненно, прошел через какие-то умственные соблазны. К этому же времени, вероятно, относятся его усиленные занятия внешней философией и затем изучение Оригена. Ориген оказал на св. Григория исключительно силь­ное влияние. Во многом св. Григорий навсегда остался оригенистом. Кроме Оригена, на св. Григория оказал влияние Филон. Отчасти этот оригенизм был умерен влиянием св. Василия.

Не ранее Пасхи 372 г св. Григорий был посвящен св. Василием Великим в епископы незначительного города Ниссы. Здесь ему пришлось вступить в жестокую борьбу с арианами. Император Валент старался заместить все епископ­ские кафедры своими приверженцами. Зимой 375 г. в Каппадокию прибыл на­местник Понта — Демосфен. Вскоре после этого в Анкире составился собор из покорных правительству епископов. На этом соборе св. Григорий был обвинен в “растрате” церковных денег. Кроме того, были выставлены какие-то основа­ния против законности его доставления в епископа. По приказанию Демосфена св. Григорий был арестован и под конвоем отправлен в Анкиру. Не видя другого исхода, св. Григорий решился бежать и, ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На этот раз осуждение св. Григория по случаю его отсутствия не состоя­лось. Но весной 376 г. созван был новый собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе. Св. Григорий опять не явился на суд, но был низложен заочно и сослан, а его кафедра отдана человеку, которого можно было “купить за не­сколько оболов”. Три года он вел скитальческую жизнь и лишь по смерти арианствующего Валента в 378 г. мог вернуться в Ниссу и занять свою кафедру. Здесь он с торжеством был встречен народом.

В 381 г. св. Григорий присутствовал на Втором Вселенском Соборе и, благодаря своей учености, был одним из влиятельнейших деятелей Собора.

Вероятно, после Второго Вселенского Собора св. Григорию пришлось переезжать от церкви к церкви для приведения в порядок нестроений и утверждения православия. Неизвестно, когда именно, — после Антиохийского собо­ра 379 г. или после 2-го Вселенского Собора, — Св. Григорий посетил церкви Аравии и Святую Землю. Для этого путешествия императором ему были пре­доставлены все удобства и дана казенная колесница. Иерусалим произвел на св. Григория самое тяжелое впечатление. Его поразили враждебные отно­шения христиан друг к другу и к св. Кириллу Иерусалимскому, который 13 лет пробыл в ссылке. Ссылаясь на свои личные наблюдения, св. Григорий восстает против паломничеств в Святую Землю, потому, что они не заповеданы Еванге­лием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому, что вообще “перемена мест не приближает к нам Бога”.

В последующее время св. Григорий еще несколько раз посетил Константинополь. В 394 г. св. Григорий присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения пререканий аравийских епископов. Это известие о св. Григории является последним. Год его смерти остается неизвестным.

Св. Григорий Нисский среди трех великих Каппадокийцев выделяется как глубокомысленный ученый и философ, направивший усилия своего ума на постижение разумом церковного учения, которое он стремился представить в ви­де стройной, логически обработанной системы. Но как практический деятель он не обладал теми талантами, которыми высоко был наделен его брат св. Василий и неоднократно допускал по своей простоте поступки, ставившие его и окружающих в сомнительное положение. Св. Григорию Богослову он ус­тупал в искусстве и дарованиях церковного оратора.

Как ученый и мыслитель, он близко подходит к св. Афанасию и Оригену. Подобно последнему, в некоторых вопросах он отклоняется от церковного учения, но эти высказывания, во-первых, имели место лишь по вопросам, еще не раскрытым соборными определениями, и, во-вторых, его личные мнения всегда сопровождались оговоркой, что он не придает им догматического значения.

Творения:

Экзегетические;

1) “О шестодневе”

2) “Об устроении человека”

3) “О жизни Моисея законодателя”

4) “О надписании псалмов”

5) “На псалом шестой”

6) “Точное истолкование Екклесиаста Соломона”

7) “Точное изъяснение Песни Песней Соломона”

8) “О чревовещательнице”

9) “О молитве”

10) “О блаженствах”

Св. Григорий был великим почитателем Оригена и в приемах экзегетики большей частью следует аллегорическому методу толкования. Он стремится повсюду находить таинственный и нравственно-практический смысл. Особен­но ярко метод аллегоризма нашел выражение в его “Точном изъяснении Песни Песней”.

В первых двух произведениях (“О шестодневе” и “Об устроении человека”) св. Григорий держится тех же приемов буквального истолкования, которые имеют место в знаменитом произведении св. Василия — “Шестоднев”. Св. Григорий раскрывает премудрость Божию, проявленную в создании человеческого организма, и описывает состояние первозданного человека в раю, последствия грехопадения, и изображает состояние человека по воскресении.

В труде “О жизни Моисея законодателя”, написанном в руководство благочестивому юноше Кесарию, св. Григорий вдается в самый изысканный и сме­лый аллегоризм, пользуясь которым, события из жизни Моисея он сближает с различными обстоятельствами жизни христианина и выводит из них нравственные наставления.

Еще больший аллегоризм обнаруживается в сочинении “О надписании псалмов”. Здесь он проводит ту мысль, что псалмы расположены по содержанию в систематическом порядке, который раскрывает нравственные истины, возводящие человека последовательно на более высокие ступени совершенст­ва. Он разделяет все содержание Псалтири на пять отделов, каждый из кото­рых, по его мысли, дает указание на последующую более высокую ступень нравственного совершенства.

Восемь бесед на Екклесиаста раскрывают ту мысль, что эта возвышенная и богодухновенная книга отвлекает ум человека от чувственного и направляет его ум к высшему миру.

“Точное изъяснение Песни Песней” первоначально представляло собой беседы, произнесенные при богослужении, а затем они были изложены письмен­но для жившей в Константинополе вдовы Олимпиады. В этом творении под образом жениха и невесты изображается соединение души человеческой с Бо­гом. В содержании этого произведения ярко отражен религиозный опыт самого автора. Сочинение это можно сопоставить только с “Исповедью” бл. Августина.

В рассуждении “О чревовещательнице” св. Григорий доказывает, что по вызову Аэндорской волшебницы явился не Самуил, а демон, который обманул волшебницу и Саула.

В пяти беседах “О молитве” изъясняется молитва Господня, и в восьми бе­седах “О блаженствах” — заповеди блаженства.

Догматические;

1. “Большое огласительное слово”. Оно содержит в себе богословско-философскую защиту христианского учения о Святой Троице, искуп­лении, крещении и причащении против язычников, иудеев и еретиков.

2. “Опровержение Евномия”. — Обширнейший из противоарианских патриотических трудов, состоящий из 12 книг. В нем подверга­ется разбору ответ Евномия на сочинение св. Василия Великого “Против Евномия” и защищается от нападок, как личность, так и учение Кесарийского Святителя.

Далее, выяснению учения о Святой Троице посвящены сочинения:

3. “К Симпликию о вере”. (Изложено учение о Божестве Слова и Духа).

4. “К Авлалию о том, что не три Бога”

5. “К эллинам на основании общих понятий”

6. “Слово о Святом Духе против македониан”

7. “Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму”

Против Аполлинария св. Григорием Нисским было составлено два сочине­ния:

8. “Опровержение мнений Аполлинария”. В этом сочинении опровергается учение Аполлинария о небесной плоти Христа и отрицание им наличия во Христе человеческого ума. Дополнением к этому труду служит:

9. “Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому”

Вопросам эсхатологии посвящены также две работы:

10. “О душе и воскресении”

11. “О младенцах, преждевременно похищенных смертью”

Наконец, в сочинении

12. “Против учения о судьбе” св. Григорий защищает свободу воли против языческих представлений о фатальном господстве судьбы.

Нравственно-аскетические;

1. “К Армонию о том, что значит имя и название христиан”.

2. “О совершенстве и о том, каким должно быть христианству. К Олимпию монаху”.

3. “О цели жизни по Боге; об истинном подвижничестве; ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе”.

4. “О девстве. Письмо, содержащее увещание к добродетельной жизни”. (Все сочинения помещены в ч. VII, с. 211-394).

Особенно ярко (“немногое из многого”) аскетический идеал выражен св. Григорием в его письме “К некоему Иоанну о различных предметах, также об образе и порядке жизни сестры своей Макрины” (8: 514-521). Напи­сано вскоре после ее кончины — в 380 г.

Проповеди;

Проповеди св. Григория по своему достоинству стоят ниже проповедей св. Василия Великого и Григория Богослова, так как обнаруживают применительно к вкусам слушателей искусственность и преувеличения.

По содержанию их разделяют на догматические (“На свое рукоположение”,— 4:361—379), нравственные (“Против ростовщиков”, “Против тяготящихся церковными наказаниями”, “О нищелюбии и благотворительности”, “Против отлагающих крещение”, “Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную”, — 7: 395-534), похвальные (в честь первомученика Стефана, великомученика Феодора Тирона, св. Григория Чудотворца, сорока мучеников, прп. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, прп. Макрины, — 8: 105 и далее), произнесенные в большие праздники.

Письма.

Наконец, нужно назватьписьма — числом 26. Большинство из них имеют личный и биографический интерес. Особо нужно отметить письмо 11-е о предпринимаемых путешествие в Иерусалим (8: 455—461). Сверх того нужно назвать “каноническое послание к св. Литоию, епископу Мелетинскому” (8: 425-443), содержащее 8 правил и включенное в Кормчую и в Книгу Правил. Примечательно, что правила покаянной дисциплины здесь обоснованы и объяснены психологически. Вероятно, св. Григорий опирается при этом на церковный обычай и на собственную пастырскую практику. Послание писано ко дню Пасхи, — “вселенский праздник создания”, совершаемый ради воскреше­ния падшего — от греха.

Наши рекомендации