Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской.
Суббота пред Богоявлением. Обрезание Господне. Свт. Василия
Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню.
9-й час – по обычаю (на нем тропарь и кондак Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества).
На малой вечерне открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона.
Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа…» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.)
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество…», «И ныне» – праздника (по выбору)3.
Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне.
На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотское обрезание…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 4 (каждая стихира – дважды), и стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Сходяй Спас…».
Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии – 3. Сугубая ектения. «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения.
На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» –
святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника,
глас 8-й: «Сходяй Спас…».
На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды).
Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея.
Окончание великой вечерни на бдении по обычаю.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 16-я и 17-я. Малые ектении. Седальны Минеи.
Полиелей. По Типикону, величание только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всяческих Владыка…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Василия…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».
Каноны: праздника, глас 2-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя, глас тот же, на 8.
Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и за тем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины
открыл есть дно…» и «Шествует морскую…».
По 3-й песни – кондак праздника, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Яко Сый бездна…».
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Обрезания и святителя. Диакон (или священник) поет 1-й припев: «Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Господа».
1-й лик – ирмос: «Яже прежде солнца…».
2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос.
1-й лик – «Величай, душе моя, во осмый день обрезание приемлюща».
Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы…».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы…».
1-й лик – «Днесь Владыка обрезуется…».
Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».
2-й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася…».
Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».
1-й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех…».
Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».
1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя…».
Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…».
1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии…».
Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…».
2-й лик – тот же припев.
Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…».
1-й лик – «Величай, душе моя, украсившаго…» (вместо «Славы»).
Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…».
2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую…» (вместо «И ныне»).
Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами…».
Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию…» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык…».
Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума…».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст: «Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже и память ныне совершаем, и всех святых…» (святой храма и местные святые не поминаются).
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки
праздника и святителя читаются попеременно.
Примечание. По традиции, в течение всего года на 1-м часе после молитвы «Христе,
Свете истинный...» поется кондак «Взбранной Воеводе...». В двунадесятые праздники и их попразднства данный кондак обычно заменяется кондаком праздника; в попразднство Пасхи (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) поется кондак Пасхи: «Аще и во гроб...».
Литургия 1 января – свт. Василия Великого.
На Литургии блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом)3, и святителя, песнь 6-я – 4 (без ирмоса).
На входе – «…во святых Дивен сый…».
По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен – праздника, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи…», и святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют…».
Апостол и Евангелие – праздника, святителя (под зачало) и субботы пред Богоявлением.
Аллилуиарий – праздника (глас 8-й, стих: «Пасый Израиля…»), и святителя (стих: «Уста праведнаго…»).
Примечание. При пении Символа веры желательно разбивать текст на музыкальные колена в соответствии с членами Символа веры. Предпочтительнее петь так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. / И воскресшаго в третий день по Писанием».
Вместо «Достойно есть...» – «О Тебе радуется...».
Причастен – праздника: «Хвалите Господа…», и святителя: «В память вечную…».
Отпуст см. выше, на утрене.
Богослужебные указания за 15 января 2016 года