Ничто не повредит тому, кто трижды произнесёт слова: “А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин шарри ма халяк”»[569]. 12 страница
وفي رواية الصحيحين أيضاً "بِئْسمَا لأحَدِهِمْ أنْ يَقُولَ نَسِيتُ آيَةَ كَيْتَ وَ كَيْتَ، بَلْ هُوَ نُسِّيَ".
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Плохо будет, если кто-нибудь из вас станет говорить: “Я забыл такой-то и такой-то айат”, (ибо не сам он забыл,) а заставил его забыть (Аллах)».
عن عائشة رضي اللّه عنها؛ أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم سمع رجلاً يقرأ فقال: " رَحِمَهُ اللَّهُ لَقَدْ أذْكَرَنِي آيَةً كُنْتُ أسْقَطْتُهَا "
300. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышавший, как какой-то человек читает (Коран), воскликнул: «Да помилует его Аллах! Он напомнил мне айат, который я упустил».[778]
وفي رواية في الصحيح " كُنْتُ أُنْسِيتُها " .
В другой версии этого хадиса, приводимого в “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...который меня заставили забыть».
Знай, что все правила чтения и всё, чего должен придерживаться чтец, можно перечислить полностью только в нескольких книгах, а в этих кратких разделах мы хотели указать лишь на некоторые основные задачи. В начале этой книги мы уже упоминали о том, что приличествует делать человеку, занятому поминанием Аллаха или чтением Корана, и касались вопроса о правилах чтения Корана в тех главах, где нами были приведены слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время молитвы. Того, кто желает узнать об этом больше, мы отсылаем к нашей книге “Ат-тибйан фи адаб хамалят аль-Куран”, содействие же оказывает лишь Аллах. Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!
Знай, что чтение Корана, как уже было сказано, является наилучшим видом поминания Аллаха, а поэтому заниматься им следует постоянно, не пропуская ни дня, ни ночи, а основой этого может считаться чтение даже малого количества айатов.
عن أنس رضي اللّه عنه، أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال: "مَنْ قَرأ في يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ خَمْسِينَ آيَةً لَمْ يُكْتَبْ مِنَ الغافِلِينَ، وَمَنْ قَرأ مِئَةَ آيَةٍ كُتِبَ مِنَ القانِتِينَ، وَمَنْ قَرأ مِئتَيْ آيَةٍ لَمْ يُحاجهِ القُرآنُ يَوْمَ القِيامَةِ، وَمَنْ قَرأ خَمْسَمِئَةٍ كُتِبَ لَهُ قِنْطارٌ مِنَ الأجْرِ"
301. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет записан как один из беспечных тот, кто станет читать по пятьдесят айатов (Корана) в течение дня и ночи; тот, кто станет читать по сто айатов, будет записан как один из набожных; против того, кто станет читать по двести айатов, Коран не станет приводить доводы в День воскресения, а тому, кто станет читать по пятьсот айатов, будет записан кинтар[779] награды».[780]
وفي رواية "مَنْ قَرأ أَرْبَعِينَ آيَةً" بدل "خمسين"
В другой версии этого хадиса, приводимой Ибн ас-Сунни, вместо “пятидесяти” сказано “сорок”.
وفي رواية "عِشْرِينَ"
В третьей версии этого хадиса, приводимой Ибн ас-Сунни, вместо “пятидесяти” сказано “двадцать”.[781]
وفي رواية عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ قَرأ عَشْرَ آياتٍ لَمْ يُكْتَبْ مِنَ الغافِلِينَ".
В третьей версии этого хадиса, передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и приводимой Ибн ас-Сунни, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет записан как один из беспечных тот, кто станет читать по десять айатов (Корана)...».
Известно и много других подобных хадисов.
Есть также много хадисов, в которых говорится о желательности прочтения в течение ночи и дня той или иной суры, к числу которых относятся такие суры, как “Йа син”,[782] “Власть”,[783] “Воскресение”[784] и “Дым”.[785]
فعن أبي هريرة رضي اللّه عنه عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ قَرأ يس فِي يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ ابْتِغاءَ وَجْهِ اللَّهِ غُفِرَ لَهُ".
302. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Простятся (грехи) его тому, кто станет ежедневно читать суру “Йа син”».[786]
وفي رواية له "مَنْ قَرأ سُورَةَ الدُّخانِ فِي لَيْلَةٍ أصْبَحَ مَغْفُوراً لَهُ"
303. В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто (каждую) ночь станет читать суру “Дым”, грехи его наутро будут отпускаться».[787]
عن ابن مسعود رضي اللّه عنه، " مَنْ قَرأ سُورَةَ الوَاقِعَةِ فِي كُلّ لَيْلَةٍ لَمْ تُصِبْهُ فاقَة "
304. Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не постигнет нужда того, кто еженощно станет читать суру “Воскресение”».[788]
عن جابر رضي اللّه عنه: كان رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم لا ينام كل ليلة حتى يقرأ آلم تنزيل الكتاب، وتبارك الملك
305. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не засыпал ночью, не прочитав суры “Земной поклон”[789] и “Власть”[790]».[791]
وعن أبي هريرة رضي اللّه عنه، أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "مَنْ قَرَأ فِي لَيْلَة إذَا زُلْزِلَتِ الأرْضُ كانَتْ لَهُ كَعِدْلِ نِصْفِ القُرآن، وَمَنْ قَرأ يا أيُّها الكافِرُونَ كَانَتْ لَهُ كَعِدْل رُبْعِ القُرآنِ، وَمَنْ قَرأ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ كانَتْ لَهُ كَعِدْلِ ثُلُثِ القُرآن".
306. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
− Тому, кто прочтёт ночью: {Когда сотрясена будет земля...}[792], будет записано, что он прочёл половину Корана; тому, кто прочтёт: {Скажи: “О неверные!”}[793], будет записано, что он прочёл четверть Корана, тому же, кто прочтёт: {Скажи: “Он, Аллах, Один...”}[794], будет записано, что он прочёл треть Корана.[795]
وفي رواية "مَنْ قَرأ آيَةَ الكُرْسِيّ وأوَّل حم عُصِمَ ذلكَ اليَوْمَ مِنْ كُلّ سُوءٍ".
307. В другой версии этого хадиса со слабым иснадом сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто прочтёт айат трона[796] и начало суры “Дым”, в этот день будет защищён от всего дурного». [797]
Есть много и других подобных хадисов. Здесь мы указываем лишь на цели, к достижению которых следует стремиться, а о том, что является правильным, лучше всего известно Аллаху. Хвала же Аллаху, Который оказывает милости и содействие и предоставляет защиту!
كتاب حمد الله تعالى
Книга о необходимости воздавать хвалу Аллаху
Аллах Всевышний сказал:
﴿ قُلِ الحَمْدُ لِلَّهِ وَسَلامٌ على عبادِهِ الَّذينَ اصْطَفى ﴾ النمل:59
{Скажи: “Хвала Аллаху и мир тем Его рабам, которых Он избрал”}[798]. Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وقَقُلِ الحَمْدُ لِلَّهِ سَيُرِيكُمْ آياتِهِ ﴾ النمل:93
{И скажи: “Хвала Аллаху! Он будет показывать вам Свои знамения...”}[799] Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَقُلِ الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَداً ﴾ الإِسراء:111
{И скажи: “Хвала Аллаху, Который не брал Себе ребёнка...”}[800]
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ لَئِنْ شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ ﴾ إبراهيم:7
{Поистине, если будете вы благодарить, Я обязательно умножу (милости, оказываемые) вам...}[801]
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ فاذْكُرُونِي أذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لي وَلا تَكْفُرونِ ﴾ البقرة:152
{Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас, благодарите Меня и не проявляйте неблагодарность по отношению ко Мне!}[802]
Есть также много других айатов, в которых содержатся прямые веления воздавать хвалу Аллаху и благодарить Его, и говорится о достоинстве этого.
عن أبي هريرة رضي اللّه عنه، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم أنه قال: "كُلُّ أمْر ذِي بالٍ لا يُبْدأُ فِيهِ بالحَمْدِ لِلَّهِ أقْطَعُ"
308. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое важное дело, которое начинают, не воздав хвалу Аллаху, будет несовершенным[803]».[804]
وفي رواية " كُل كَلامٍ لايُبْدأُ فِيهِ بالحَمْد لِلَّهِ فَهُوَ أجْذَمُ "
В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любые речи, которые (люди) начинают вести, не воздав хвалу Аллаху, будут несовершенными».
وفي رواية: " كُلُّ أمْرٍ ذِي بالٍ لا يُبْدأُ فِيهِ بِبِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ فَهوَ أقْطَعُ "
В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое важное дело, которое начинают, не произнеся слова “С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/”, будет несовершенным».
Улемы говорили, что начинать с хвалы Аллаху желательно каждому, кто начинает писать какой-либо труд, что-либо изучать, чему-либо учить, произносить речь, читать хутбу или начинать любое иное важное дело. Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: «Я люблю, когда человек начинает хутбу и любое иное важное дело с хвалы Аллаху Всевышнему, Его прославления и призывания благословения на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Знай, что воздавать хвалу Аллаху желательно перед началом любого важного дела, о чём уже говорилось выше. Воздать хвалу Аллаху желательно и тому, кто поест, попьёт или чихнёт, станет свататься, заключит брак или выйдет из отхожего места. Если захочет Аллах, всё это будет изложено в соответствующих главах, где мы приведём необходимые указания и коснёмся различных связанных с этим вопросов, а слова, которые желательно произносить после выхода из отхожего места, уже были приведены ранее. Кроме того, воздавать хвалу Аллаху желательно тем, кто приступает к написанию книги, учителям, начинающим вести уроки, и ученикам, начинающим читать, будь то чтение хадисов, трудов по фикху или чего-нибудь ещё. Воздавая хвалу Аллаху, лучше всего говорить: «Хвала Аллаху, Господу миров /Аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин/».
Хвала Аллаху Всевышнему является одним из столпов пятничной проповеди (хутба) и многих других дел, которые без этого будут недействительны. Наименьшим из обязательного является произнесение слов «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», но лучше добавить к этому и другие слова хвалы. Более подробно об этом говорится в трудах по фикху, а необходимым условием является произнесение этих слов по-арабски.
Желательно завершать и начинать обращения с мольбами хвалой Аллаху, Господу миров. Аллах Всевышний сказал:
﴿ وآخِرُ دَعْوَاهُمْ أنِ الحَمْدُ لِلَّه رَبّ العالَمِينَ ﴾ يونس:10
{...а завершая свои обращения (к Аллаху), они (будут говорить): “Хвала Аллаху, Господу миров!”}[805] Что касается восхваления и прославления Аллаха перед обращением с мольбой, то в качестве указания на это в “Книге о мольбе за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует” будет приведен соответствующий достоверный хадис.
Желательно, чтобы человек воздал хвалу Аллаху в случае оказания милости или избежания дурного независимо от того, кого это касается: его лично, его товарища или всех мусульман.
عن أبي هريرة رضي اللّه عنه؛ أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم أُتيَ ليلة أُسري به بقدحين من خمر ولبن فنظر إليهما، فأخذ اللبن، فقال له جبريلُ صلى اللّه عليه وسلم: " الحمد للّه الذي هداك للفطرة، لو أخذت الخمر غوتْ أمتك ".
309. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Во время ночного путешествия пророку, да благословит его Аллах и приветствует, предложили два кубка, один из которых был наполнен вином, а другой − молоком. Он посмотрел на них и выбрал молоко, после чего Джибрил, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Хвала Аллаху, Который указал тебе путь к исламу, а если бы ты выбрал вино, (члены) твоей общины сбились бы с пути!”»[806]
عن أبي موسى الأشعري رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال: " إذا مَاتَ وَلَدُ العَبْدِ قالَ اللَّهُ تَعالى لِمَلائِكَتِهِ: قَبَضْتُمْ وَلَدَ عَبْدِي؟ فَيَقُولُونَ: نَعَمْ، فَيَقُولُ: قَبَضْتُمْ ثَمَرَة فُؤَادِهِ؟ فَيَقُولُونَ: نَعَمْ، فَيَقُولُ: فَمَاذَا قالَ عَبْدِي؟ فَيَقُولُونَ: حَمِدَكَ وَاسْتَرْجَعَ، فَيَقُولُ اللَّهُ تَعالى: ابْنُوا لِعَبْدِي بَيْتاً في الجَنَّةَ وَسَمُّوهُ بَيْتَ الحَمْدِ" قال الترمذي: حديث حسن .
310. Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
− Когда у раба (Аллаха) умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − а они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − а они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − а они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его “Домом хвалы”».[807]