МИЛАРЕПА, великий тибетский святой
В тибетском буддизме Миларепу (1040-1143) почитают как святого и поэта. Он достиг большого мастерства в овладении йогическими способностями, включая левитацию и полеты в воздухе. Обычно Миларепу изображают с правой рукой, приложенной к уху (или возле уха) в виде чаши. Некоторые считают, что это указывает на то, что он есть шрава-ка, т. е. ученик Будды, «тот, кто слушает, внимает». (Шравака означает «слушающий, слышащий».) Другие полагают, что этот жест также может символизировать способность Миларепы запоминать услышанные буддистские учения и доктрины. Миларепа был мастером эзотерического учения тантры, которое передавалось в устной форме от учителя к ученику.
Тибетцы почитают Миларепу как великого буддистского святого, достигшего полного просветления. История его жизни и пути запечатлена в биографии, написанной одним из его учеников. В ней Миларепа обстоятельно рассказывает ученикам о событиях своей жизни, начиная с практики черных искусств в юности, наложенной на него за это епитимьи и испытательного периода под руководством Гуру Истинного Учения, и заканчивая его посвящением на «Стезе Света» и практикой самоотречения и медитации.292
Миларепа изучал черные искусства, чтобы отомстить своим злым родственникам. Во время пира, устроенного в честь свадьбы двоюродного брата, он с помощью колдовства обрушивает дом своего дяди, что приводит к смерти всех гостей. Когда жители деревни пытаются отомстить за это убийство, он вызывает грозу с градом и губит их урожай.
Терзаемый угрызениями совести за эти поступки, Миларепа отправляется на поиски гуру, который научит его истинной дхарме. Лама советует ему пойти в монастырь в Пшеничной Долине и разыскать «достойнейшего среди достойнейших» — Марпу-Переводчика. «Между тобой и им существует кармическая связь, которая тянется из прошлых жизней, — говорит лама. — К нему ты и должен отправиться».
Миларепа встречает Марпу, своего учителя и гуру, и вступает на суровый путь ученичества. Он проходит через многие трудные испытания.
Прежде чем принять Миларепу в качестве ученика, Марпа заставляет его строить дом, а потом сносить его, затем снова строить и снова сносить. И так четыре раза.
Стены этих домов олицетворяли стены черной магии, которые Миларе-па возвел в собственном подсознании. Черная магия — это злоупотребление священным огнем Божественной Матери. Практикуемая в прошлом или настоящем, она порабощает, оставляя после себя искаженные, дисгармоничные состояния. Миларепа должен был разрушать эти стены черной магии, которые строил. Возводя и разрушая, Миларепа разгребал свой электронный пояс. Внешняя работа была символом происходившей внутренней работы.
Во время этого процесса Миларепа также отрекался от лжеучений темных, наделивших его знанием о манипулировании энергией. Ему нужно было преодолеть практику черной магии и уравновесить карму своих злодеяний. Когда, в конце концов, он заслужил право стать чела истинного владыки, его гордыня была сломлена, и он смиренно шел по пути достижений.
Вознесенный Владыка Ланелло говорил об уроках жизни Миларепы: «Разве Миларепа не строил постоянно дома и не сносил их? Он делал это, потому что Марпа, его Гуру, потребовал обеспечить высокое качество и, в конечном счете, добился от Миларепы этого качества. Когда Марпа принял Миларепу в ученики, то предупредил его: «Если я открою тебе Истину, то лишь от твоей собственной настойчивости и энергии будет зависеть, достигнешь ли ты освобождения за одну жизнь или нет».293
Через некоторое время Марпа попросил Миларепу построить четыре дома, и каждый раз, когда дом был почти достроен, давал ему указание полностью или частично разрушить его. Когда же Миларепа привлек внимание Марпы к своим рукам и ногам в ранах и кровоподтеках и к большим кровоточащим ранам на спине, Марпа сказал: «...Если ты действительно ищешь истину, то не хвастайся своим служением, а продолжай терпеливо ждать и напряженно работать до тех пор, пока твое задание по строительству домов не будет полностью закончено».294
Миларепа сказал по поводу этого случая следующее: «Поразмыслив над желанием моего Гуру, я осознал, что должен работать дальше и делать то, что мне велено. Поэтому я поднял свою ношу и понес ее перед собой, таким образом продолжая работать». Позже он признался: «Из-за того, что на раннем этапе своей жизни я совершил такие ужасные, безнравственные поступки, теперь, в самом начале моего поиска Веры и Учения, я вынужден переживать мучительные, неописуемые пытки ради освобождения».295
Когда Миларепа прошел свои посвящения, Марпа объяснил ему: «Сын мой, я с самого начала знал, что ты достойный шишья [ученик]... И только с целью очистить тебя от твоих грехов я был вынужден заставить тебя так тяжело трудиться на строительстве четырех домов. Эти дома сами по себе символизируют... четыре типа поступков, причем каждый из домов представляет один из четырех, соответственно — мирный, сильный, захватывающий, непреклонный.
Я преднамеренно хотел наполнить твое сердце горьким раскаянием и скорбью, граничащими с отчаянием, безжалостно погоняя тебя. И в результате этого у тебя, вынесшего все испытания с терпением и кротостью, без малейших колебаний в своей вере в меня, будут ученики, полные веры, энергии, обладающие большими умственными способностями, сердечным состраданием, одаренные с самого начала качествами, присущими достойным шишья».296
«Помните об этом йоге, возлюбленные. Помните, что, если вы достаточно сильно желаете выйти из клетки меньшего «я», вы выйдете из нее и превзойдете себя!
Разве Миларепа не сидел в пещере, послушный своему гуру? Разве не позеленел он, питаясь крапивой, и однако не двинулся с места, пока не получил ключ от своей свободы? Когда вы достаточно сильно хотите чего-либо, возлюбленные, вы непременно получите это.
Поэтому Падма Самбхава и я приходим к вам. Мы напоминаем вам учение о том, что ваш призыв заставляет нас ответить. Если ваш призыв тих, слаб и равнодушен, то вы получите такой же тихий, слабый, равнодушный ответ.
Но если вы со всем пылом своего сердца, ума и существа возопите к Богу и Великому Белому Братству от имени тех, кто страдает на Земле, и воздадите огненные призывы, отправляясь в путешествие ночью, возлюбленные, если вы будете делать это ежедневно со всей настойчивостью, с какой обратились бы к Богу, если бы, к примеру, держали на руках умирающего ребенка и молили о его жизни, то вы установите такую связь с сердцем Богоначала, что вам не будет отказано ни в одной вознесенной вами законной молитве до конца ваших дней!
И энергии Бога, данной вам в ответ, хватит, чтобы буквально свернуть горы вашей кармы и открыть путь к разрешению проблем с помощью вашего Святого Я Христа и Бога Гармонии — великого Космического Существа, которое одушевляет гармонию Бога».297
Вознесенные Владыки учат, что труд Миларепы — символ внутренней работы по искуплению злодеяний и кармы наших прошлых жизней. Мы
должны заново построить наш дом, благодаря устремлению, и служению, и применению науки изреченного Слова и фиолетового пламени.
Как говорит Ланелло: «Это потребует времени и напряженного труда, но вы можете сделать это, возлюбленные. Вы можете и должны исправить те ошибки, которые только вы можете исправить. Ибо построенное вами здание имеет дефекты, и единственное, что вы можете сделать, — это снести его и построить заново».298