Откр.2:15: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».
Уточненный, расширенный перевод:
Так имеешь и ты держащих учение (доктрина, поучение, наставление, назидание) Николаитов подобно (подобным образом, также, в равной степени, точно так)».
Смотрите толкование на Откр.2:6.
То, что Господь Иисус Христос упоминает в послании Пергамской Церкви об учении Валаама и об учении Николаитов, указывает на то, что эта Церковь состояла как из иудео-христиан, для которых хорошо понятен образ Валаама, так и из христиан из язычников, которым были понятны гностические учения подобные учению Николаитов. Господь говорит на языке образов, понятном для всех членом Церкви.
Откр.2:16: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ним мечом уст Моих».
Уточненный, расширенный перевод:
Покайся итак; если же нет, приду [к] тебе быстро, и буду воевать с ними в мече уст Моих».
Господь призывает христиан, ведущих двойную жизнь, раскаяться в своих грехах. Господь предупреждает, что если они не изменят свое отношение к греху, Он будет принимать меры. Господь никогда не наказывает без соответствующих предупреждений. Он предупреждает и дает время грешнику одуматься и во всем раскаяться.Покаяться должна и вся Церковь Пергама, которая попускает грех некоторых членов Церкви своим безразличием и бездействием.
«…сражусь с ним мечом уст Моих», — если вслед за предупреждением никаких изменений в сторону покаяния грешник не предпримет, то Господь будет сражаться с ним Своим Словом — мечом уст Своих. Грешник будет осужден Божьим Словом.
Слово сражусьгреч.ΠΟΛΕΜΗΣΩ (полэмэсо), — можно перевести каквести брань, воинствовать. Это означает, что Господь готов бороться с греховным поведением этих христиан, Он готов применить наказания.
Господь говорит, что Он будет наказывать только тех, кто не захочет раскаяться. Господь никогда не наказывает всю Церковь из-за грехов отдельных христиан, если конечно Церковь не попускает грех отдельных своих членов. Каждый понесет свое бремя и лично за свои дела даст отчет Богу (Рим.14:12; Гал.6:5; Евр.4:13).
Откр.2:17: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».
Уточненный, расширенный перевод:
Имеющий ухо пусть услышит что Дух говорит церквам. Побеждающему дам ему манны скрытой, и дам ему камень белый и на камне имя новое написанное которое никто знает если не принимающий».
«Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам». Этими словами Господь говорит, что Его обращение относится ко всем Церквям, а не только к Пергамской Церкви.
«…дам вкушать сокровенную манну»,— сокровенная манна, в данном случае, символизирует Самого Христа — Хлеб жизни, сошедший с небес (Ин.6:30-58). Также манна есть символ слова от Духа Святого (Исх.16:14,15; Втор.8:3). Манна символизирует будущие блага, приготовленные Богом для верных христиан, побеждающих дьявола своей истинной верой.
«…белый камень и на камне написанное новоеимя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».
Белый камень символизирует оправдание, а черный осуждение. Такими камнями пользовались при вынесении приговора в судах. Это означает, что христиане на Божьем суде будут оправданы (1Ин.4:17). В язычестве использовались белые камни — талисманы, на которых были нацарапаны имена языческих богов. Считалось, что эти боги, покровительствовали человеку, имевшему такой камень. Пергамские христиане знали об этих языческих верованиях, популярных в те времена среди жителей города. Поэтому, используя понятный для них пример, Господь объясняет им, что только Он может быть истинным их Покровителем и Защитником. Если они будут верными Ему во всем, то они словно получат белый камень, как символ святости, торжества, победы, оправдания, чистоты и радости, с написанным на нем именем Господа, которого они будут знать лично.
Также белые камни давал хозяин дома своим гостям в знак гостеприимства. Так и Господь приглашает Своих избранных к Себе.
У Господа много имен, каждое имеет свое значение и смысл, отражающий те или иные качества Бога. Знание этих имен, то есть понимание Бога, присуще только истинным христианам — детям Божьим. Таким образом, белый камень с начертанным Божьим именем символизирует завершение Божественного усыновления истинных христиан в вечной жизни.