Разъяснение сути религии Ибрахима 7 страница

Того же принципа во взаимоотношениях с людьми придерживался и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время сражений и в разных других обстоятельствах. Достаточно вспомнить аль-‘Аббаса бин ‘Абду-ль-Мутталиба. Он утверждал, что он мусульманин и причислял себя к исламу. (см. «Муджми‘ аз-заўáид», т.6, с.88, 89 и 91) Но он продолжал оставаться в Мекке, хотя это была земля неверных (дару-ль-куфр) в то время. Он не переселился (не совершил хиджру) на землю ислама (дару-ль-ислям), и в день битвы при Бадре выступил в составе войска многобожников против мусульман. Мусульмане пленили его и вели себя отношению к нему соответственно его поступкам, а не его утверждению о том, что в душе он исповедует ислам. А всё потому, что он выступил в рядах многобожников, увеличивая своим присутствием численность их войска. В некоторых из указанных выше преданий упоминается также, что он утверждал, будто бы язычники силой принудили его выступить с ними в поход. И в некоторых из этих преданий сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышав как аль-‘Аббас оправдывается тем, что его принудили, и что на самом деле он исповедует ислам, сказал ему: «Аллаху лучше знать о твоем положении. Если то, что ты говоришь, является правдой, тогда Аллах вознаградит тебя. Но твои действия свидетельствуют о том, что ты выступил против нас, так что плати выкуп за своё освобождение из плена…». Этот хадис приводится у имама Ахмада и люди, передавшие его, заслуживают доверия. Только в цепочке передавших есть один неназванный человек. Но в любом случае нам достаточно знать то, что рассказывается об этом случае в «Сахихе» аль-Бухари и в других источниках. Там говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходился с аль-‘Аббасом согласно его явным поступкам и не освободил его из плена, пока тот не заплатил выкуп подобно остальным пленникам из числа многобожников. Похожий смысл и у предания, которое приводится в «Сахихе» Муслима – это хадис от ‘Имрана бин Хусайна о человеке из племени Бани ‘Укайль. Этот человек состоял в союзе с племенем Сакиф и попал в плен к мусульманам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не освободил его, несмотря на его утверждение, что он исповедует ислам. (см. Мухтасар аль-Мунзирий, номер 1008)

Таким образом, из всего этого мы должны сделать вывод, что мы в своих взаимоотношениях и при применении законов в этой жизни (дунья), обязаны руководствоваться только внешними проявлениями и поступками, а не тем, что скрыто. И в этом милость Аллаха – Великого и Высокочтимого, которую Он оказал нам. И если бы не эта милость, ислам бы стал игрушкой и объектом насмешек для всякого шпиона, подлеца и зиндика (еретика, лицемера).

К этой же категории относится история, связанная с поступком Хатиба в год Открытия (завоевания) Мекки. Основой и правилом в подобных случаях является то, что к любому, кто поступает так как поступил Хатиб, мусульмане должны применить соответствующие его поступку (внешнему проявлению) законы, установленные для этого мира (дунья) и обойтись с ним как с врагом: убить или пленить.

Для того чтобы убедиться в правдивости этих наших утверждений и выводов достаточно обратиться к истории войн, которые вел Абу Бакр ас-Сиддик против вероотступников (муртаддин). Мы находим в истории описание категорий вероотступников и то, какие у них были доводы и трактовки. Там упоминаются также доводы тех, кто был введен в заблуждение людьми, которые свидетельствовали о том, что лжец Мусайляма является пророком. Рассказываются также истории Сумамы, аль-Йашкари и т.п. И обратите внимание на то, что ко всем этим категориям Абу Бакр относился соответственно их внешним признакам и поступкам – он убивал их и захватывал в плен, и эти действия считаются одними из его величайших заслуг, достоинств и праведных дел.

Об этом немало сказано в трудах шейха Мухаммада бин ‘Абду-ль-Ўаххаба, да помилует его Аллах. Взять, к примеру, хотя бы шесть тематических разделов, упомянутых им в предисловии к «Жизнеописанию Пророка». И других подобных примеров в его работах достаточно.

И именно так ‘Умар, да будет доволен им Аллах, понял историю Хатиба, и, исходя из этого понимания, открыто в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, назвал Хатиба предателем веры. Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал опровергать слова ‘Умара или осуждать его за это. Он, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал ‘Умару: «Если человек говорит своему брату “О, кафир”, то смысл этих слов падёт на одного из них (т.е., если тот не является таковым, то кафиром становится сам обвиняющий – прим. пер.)». Напротив, Пророк выразил согласие с ‘Умаром, подтвердив, что его суждение, по сути, верно в отношении того, у кого нет такого оправдания, как у Хатиба. И этим оправданием послужило то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручился за Хатиба и подтвердил, что его внутренние побуждения были чисты, сказав ‘Умару: «А что даёт тебе знать? Возможно Аллах посмотрел на участников битвы при Бадре…» и т.д. И Хатиб, да будет доволен им Аллах, сказал – как это приводится в «Сахихе» аль-Бухари и других местах: «Я не совершил это из неверия или отступничества, или желания избрать неверие (куфр) после ислама». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поручился за него, сказав: «Он говорит правду». И тот факт, что Хатиб поспешил заявить, что он не является кафиром или муртаддом, является одним из самых явных доказательств того, что в умах сподвижников было твёрдо закреплено, что в основе своей такое деяние (в его внешнем проявлении) расценивается как вероотступничество и неверие. Также в риўáяте (предании, версии) этого хадиса у Абу Йа‘ля и Ахмада, упоминается что Хатиб сказал: «Истинно, я не сделал этого, чтобы предать Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или из лицемерия (нифак). Я знал, что Аллах даст победу Своему Посланнику и завершит его светлую миссию». И в другом риўáяте: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, вера (иман) не изменилась в моём сердце…». (см. «Муджми‘ аз-заўáид», 9/306)

Вдумайтесь же в слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который приводится у аль-Бухари: «Он говорит правду». Это сподвижник, участник битвы при Бадре, которого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал исключением из общего правила и за которого он поручился и подтвердил его правдивость в душе. Пророк подтвердил, что Хатиб совершил это не из отступничества или неверия, и поступок его следует квалифицировать как тяжкий грех, который был прощён ему за то, что он участвовал в битве при Бадре.

Но есть ли сегодня среди тех, кто преуменьшает значение и тяжесть такого деяния как приверженность кафирам, тех, кто так упорно пытается оправдать это деяние, ссылаясь на историю Хатиба, есть ли среди них на всей земле хоть один участник битвы при Бадре, чистоту сердца которого подтвердил Сам Аллах? Есть ли сегодня на свете такие люди, чтобы можно было утверждать, что подобное деяние (приверженность кафирам) в любом случае относится только к категории больших грехов?? А ведь именно так они и рассуждают, говоря, что раз это только грех, а не куфр, то это не так страшно, и в итоге один за другим низвергаются в эту бездну.

Но и этот вопрос имеет смысл задавать только лишь в том случае, если мы будем знать, что каждый из них действительно говорит правду и искренен в душе, и что они, проявляя приверженность кафирам, не являются в душе муртаддами или кафирами. Но разве это возможно? Каким образом мы можем это узнать, после того, как прекратилось ниспослание Божественного откровения (аль-ўахий)? Кто может поручиться нам за чистоту намерений людей и их внутреннее состояние после ухода из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Это действительно является препятствием для неверия, но это препятствие скрытое, а не явное. И после прекращения аль-ўахий на нас нет обязанности поступать руководствуясь тем что скрыто. Поэтому мы берём за основу только конкретные факты и поступки. И в отношении того, кто демонстрирует свою приверженность кафирам, согласие с их неверием, того кто склоняется на их сторону, мы выносим суждение на основании его явных слов и поступков, как уже было сказано выше. Что же касается его внутренних побуждений и помыслов, то Аллах воздаст ему за них, если они действительно были благими. И такой человек будет воскрешён в соответствии со своим намерением, если он, находясь в рядах кафиров, будет убит мусульманами. А если он попадёт в плен, то к нему будут применены те законы и установления, которые применяются к кафирам, как уже было сказано выше. И на мусульманах не будет греха, если они убьют того, кто демонстрирует подобное поведение, даже если он будет утверждать, что на самом деле он скрыто исповедует ислам и является тайным приверженцем мусульман. По этой теме советую также обратиться к высказываниям Шейху-ль-исляма Ибн Таймийи, да помилует его Всевышний Аллах, о том войске, которое выступит в поход на Каабу и будет поглощено землёй. Там же смотри комментарии к истории пленения аль-‘Аббаса в день Бадра и его утверждения о том, что он является мусульманином. Всё это ты найдешь в полном собрании сочинений Ибн Таймийи (т.28, с.537). Также обратись к словам его ученика, великого учёного Ибн аль-Каййима в книге «Зáду-ль-Ма‘áд» (т.3, с.422). Кроме этого на эту тему есть похожие высказывания других учёных-исследователей.

Вдумайся также в причину ниспослания слов Всевышнего:

«Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе…». (ан-Нисá' 4:97)

Посмотри что сказано об этом в «Сахихе» аль-Бухари и других книгах, и ты сможешь узнать много полезного по этой теме. Будь же активнее, удели внимание и поразмысли над всем этим, очисти глаза свои, пробудись ото сна и не будь среди лентяев, которые лишь слепо за кем-то следуют….

* И в завершение этой темы приведем цитату из «Фатху-ль-Бáри» Ибн Хаджара. Он, ссылается на слова некоторых историков, которые приводятся в тафсире Йахьи бин Саляма о том, что текст письма Хатиба был следующим: «О, люди племени Курейш, истинно Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направляется к вам с армией, которая надвигается на вас подобно тёмной ночи, стремительно подобно горному потоку. Клянусь Аллахом, даже если бы он пришел к вам один, Аллах всё равно даровал бы ему победу и выполнил бы Своё обещание ему. Так что сами смотрите. С миром». Такой текст приводится у ас-Сухайли.

Я говорю: разумный человек, прочитав это послание Хатиба, должен задуматься. В этом письме он выражает твёрдую уверенность в том, что Аллах непременно дарует победу Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он возвеличивает положение Пророка, и, тем не менее, по поводу этого письма Аллах Всевышний ниспослал в Откровении такие великие аяты, которые заставляют верующих содрогнуться. Он сказал:

«О те, которые уверовали! Не проявляйте приверженности к Моим и вашим врагам (не вступайте с ними в дружеские отношения), если вы действительно выступили, чтобы сражаться на Моём пути и снискать Моё довольство. Вы любезничаете с ними, хотя они отвергли истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Вы тайно любезничаете с ними, но ведь Я знаю всё, что вы делаете скрыто и делаете явно. А тот из вас кто совершит такое, тот сбился с прямого пути». (аль-Мумтахана 60:1)

Только подумай, да поведёт тебя Аллах прямым путем, посмотри, какую жёсткую оценку Аллах Всевышний дал этому письму, расценив его как проявление приверженности и любви к Своим врагам. А теперь посмотри каково положение многих наших современников, причисляющих себя к Призыву и исламу. И ты увидишь, как они благословляют, потворствуют, и даже оказывают помощь и поддержку рабам выдуманных законов, прихвостням франков, врагам шариата и таўхида. Ты увидишь, как они демонстрируют свою приверженность их конституциям и правительствам, как они дают клятву уважать их законы. Глядя на всё это, ты поймешь, насколько чуждой стала эта религия для большинства людей и насколько они далеки от ислама. И ты поймешь, насколько чуждыми и непонятыми большинством людей являются те, кто обладает истинным знанием этой религии и насколько они редки. Так что смотри, ни в коем случае не позволяй себе небрежного отношения к религии. Остерегайся этого, остерегайся.

Шейх Хамад бин ‘Атик сказал: «А то, что многие люди считают оправданием, на самом деле не что иное, как искусный обман сатаны и его внушение. И вот как это происходит. Кого-то из этих людей, друзья шайтана начинают запугивать. И хотя нет достаточных оснований считать, что их угрозы будут реализованы, этот человек под влиянием страха начинает думать, что в данном положении ему позволительно демонстрировать согласие с язычниками и подчиниться им…». Далее он упомянул слова Шейху-ль-исляма Ибн Таймийи о том каким должно быть принуждение к произнесению слов куфра, чтобы оно считалось действительным. А также о том, что такое принуждение считается действительным только в тех случаях, когда к принуждаемому применяют пытки, побои и пытаются убить. А просто запугивание на словах или угрозы лишить его возможности видеться с супругой, с семьёй или угрозы лишить его имущества, не считаются действительным принуждением в таких случаях. И далее шейх Ибн ‘Атик, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Теперь, когда ты узнал это и понял что происходит сегодня со многими людьми, ты сможешь понять, в чём заключается смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вначале ислам был странным и чуждым [для людей], и [настанет время] когда он вновь станет таким же странным и чуждым, каким был вначале». И вот мы видим, что он вновь стал чуждым. Но ещё более чуждым и странным в глазах людей стал тот, кто правильно понимает и знает ислам. И да поможет нам всем Аллах». (Из книги «Сабилю-н-наджати»)

* Автор известной книги «Тайсиру-ль-‘Азизи-ль-Хамид» внук шейха Мухаммада бин ‘Абду-ль-Ўаххаба, шейх Сулейман бин ‘Абду-Ллах, в предисловии к работе: «Хукму муўаляти ахли-ль-ишрак» сказал: «Знай же, да будет милостив к тебе Аллах, что если человек демонстрирует язычникам свое согласие с их религией из-за страха перед ними, стремясь подстроиться под них, чтобы уберечься от их зла, то он – такой же кафир как и они. Даже если при этом он ненавидит их религию и их самих, любит ислам и мусульман».

Далее он упомянул о том, что ещё хуже, чем просто выражение согласия с религией мушриков, это – их финансовая поддержка, приверженность им и отказ от приверженности мусульманам. После чего он сказал: «Единственным исключением в этом случае является тот, кого принудили. А принужденный это тот, кто схвачен язычниками и кому они приказывают, говоря: «Соверши куфр, или сделай то-то, иначе мы сделаем с тобой то-то и убьём тебя». Или они удерживают его и подвергают пыткам до тех пор, пока он не согласится с ними. В таком случае ему позволено на словах выразить согласие с ними, в то время как сердце его спокойно в вере. Известно, что учёные пришли к консенсусу (иджма‘) в том, что произносящий слова неверия в шутку, становится кафиром. Тогда что же говорить о том, кто демонстрирует неверие из страха или из-за стремления к мирскому благополучию?!» Затем он один за другим привёл больше двадцати доказательств (далилей) в подтверждение этих слов. Поэтому его книга стала известна под названием «ад-Даля'иль».

Так что пусть те, кто причисляет себя к Призыву, демонстрируя при этом приверженность рабам современной Яссы (конституции), защищая их вместе с их законами, правительствами и армиями, пусть поразмыслят над тем, что было сказано выше. Они должны обратить пристальное внимание на эти слова, потому что они имеют к ним самое прямое отношение. Это должно ещё больше волновать их потому, что все эти высказывания относятся к войскам египетского государства, которые вступили на территорию Неджда во времена шейхов Хамада бин ‘Атика и Сулеймана, да будет милостив к ним Аллах. В то время эти учёные написали такие книги как «Сабилю-н-наджати ўа-ль-факак» и «ад-Даляиль», как раз для того, чтобы предостеречь людей от приверженности этому войску, солдаты которого придерживались многих нововведений (бида‘), суеверий и проявлений язычества, связанного с культом могил. (см. с. 309 в разделе «Джихад» и в других разделах книги «ад-Дурар ас-санийа»)

Известно также, что знаменитые учёные Неджда, из числа потомков шейха Мухаммада бин ‘Абду-ль-Ўаххаба и его последователей во времена египетской экспансии, считали кафирским египетское государство и его армию, солдаты которой считались подчинёнными турецкого государства. Это известный факт, который упоминается во многих их трудах. Более того, они считали кафирами и тех, кто проявлял приверженность этим воинам, тех, кто становился их подчинённым, тех, кто был доволен ими и дружил с ними, вместо того чтобы брать себе в друзья верующих. В связи с этим напрашивается такой вопрос: если эти знаменитые имамы вынесли такое решение в отношении войск государства, которое по сей день продолжает оплакивать большинство мусульман, если такую оценку они в своих трудах давали тем, кто проявляет любовь и приверженность этому государству и желает ему победы, то какую оценку на ваш взгляд они бы дали рабам современной Яссы??

И если бы сегодня эти имамы были живы, то как вы думаете, каким было бы их решение в отношении тех, кто открыто показывает свою приверженность им (рабам современной Яссы), их армиям и полиции из-за боязни лишиться жилья, пособий, работы и прочей шелухи и бремени этого мира?? И какую оценку они дали бы тем, кто дает им присягу на верность или клятву уважать их законы?

«Так, что остерегайтесь, (и снова) остерегайтесь, о разумные люди. А вы, о, беспечные невежды, кайтесь и ещё раз кайтесь. Ведь эта фитна (смута, заблуждение) затронула сам корень религии и её основу, а не просто ответвления и частности. И это не просто мирская проблема. Поэтому, род и племя, семья и имущество, торговля и жилища – всё это должно служить защитой для веры и должно быть отдано в жертву религии, а не религия должна быть отдана в обмен на это. Всевышний сказал:

«Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваш род или племя, приобрётенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и джихад на Его пути, то ждите, пока Аллах не придёт со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”» (ат-Таўба 9:24).

Так пойми же и задумайся над этим, ведь Всевышний приказал, чтобы Аллах, Его Посланник и джихад были более любимы мусульманам, чем все восемь перечисленных ценностей вместе взятые, не говоря уже о какой-то одной из этих ценностей или о чём-то менее важном и ценном. Так пусть же религия будет для тебя самой дорогой и высшей ценностью». (Из раздела «Джихад» в «ад-Дурар», с.127)

Глава четвертая

Наши рекомендации