Мухаммад ибн васи' аль-азди 6 страница
ребёнка, и заботилась о нём больше, чем заботится мать о единственном сыне. Мальчик рос, не зная иной матери, кроме неё.
Стоило 'Али ибн аль-Хусейну достигнуть того возраста, с которого человек уже способен приобретать полезное знание, как он прикипел душой к этому достойному занятию. Первой его школой стал его дом. Ах, что это был за дом!..
Его первым учителем стал его отец — аль-Хусейн ибн 'Али. Ах, какой это был учитель!..
Второй школой 'Али ибн аль-Хусейна стала мечеть Посланника Аллаха . в Медине. В те дни в мечети Посланника Аллаха ещё можно было встретить немало доживших до того времени сподвижников. Также она была наполнена старейшими последователями сподвижников.
И те, и другие открывали свои сердца для множества сыновей благородных сподвижников и учили их правильно читать Книгу Всевышнего Аллаха, пересказывали им хадисы Посланника Аллаха и разъясняли им их смысл, а также рассказывали им о жизни Посланника Аллаха и его военных походах. Кроме того, они читали им стихи арабов и учили их понимать красоту этой поэзии. Они наполняли юные сердца своих учеников любовью к Всевышнему Аллаху, страхом перед Ним и богобоязненностью. И они становились деятельными учёными и людьми, которые следовали прямым путём сами и указывали этот путь другим.
Но сердце 'Али ибн аль-Хусейна ни к чему не было привязано так, как привязалось оно к Книге Всевышнего Аллаха, и ничто так не потрясало его чувства, как благие обещания и угрозы, содержащиеся в Коране. Когда он читал аят,
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 257
в котором упоминался Рай, сердце его готово было выскочить из груди — так оно стремилось в Рай. А когда ему доводилось слышать аят, в котором упоминался Адский огонь, он вздыхал так тяжко, словно пламя Геенны полыхало у него внутри.
Когда 'Али достиг расцвета молодости и приобрёл много знания, праведное мединское общество обрело а его лице одного из самых усердно поклоняющихся Аллаху и богобоязненных представителей бану Хашим. Он был одним из самых достойных н благонравных, добродетельным и благочестивым и обладал глубокими знаниями.
Он с таким усердием поклонялся Всевышнему и был настолько богобоязненным, что в период между омовением и началом молитвы его нередко охватывала дрожь. Он дрожал так, что окружающие замечали это. Когда с ним заговорили об этом, он сказал:
— Горе вам! Как будто вы не знаете, перед кем мне предстоит сейчас стоять, и как будто вам неведомо, с кем я собираюсь вести тайную беседу.
Юноша-хашимит так поклонялся Аллаху и столь тщательно совершал каждое предписанное Им действие, что люди даже прозвали его Зейн-аль-'Абидин — «украшение поклоняющихся». Они забыли или почти забыли его настоящее имя и заменили его этим прозвищем.
Он подолгу и с упоением совершал земные поклоны, так что жители Медины стали называть его Саджжад — «совершающий много земных поклонов». И его душа и сердце были так чисты, что его прозвали также Закий — «чистый».
258 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Зейн-аль-'Абидин был убеждён в том, что духом поклонения и величайшим его видом является мольба. И он любил обращаться к Аллаху с мольбами, взявшись за покров Каабы. Он часто приходил к древнему Дому и говорил:
— Господи, Ты дал мне вкусить милость Твою и пролил на меня блага Твои, и я стал взывать к Тебе, чувствуя себя в безопасности и не испытывая страха, и просить Тебя, ощущая близость Твою и не опасаясь... Господи, поистине, я прошу Тебя так, как просит тот, кто бесконечно нуждается в милости Твоей и чьих сил не хватит, чтобы соблюдать права Твои в полной мере... Прими же от меня мольбу утопающего странника, который не может найти иного спасителя, кроме Тебя, о Щедрейший!
Однажды Тавус ибн Кейсан увидел, как Зейн-аль-'Абидин стоял в тени Каабы, бормотал что-то, словно погибающий, и плакал, как плачет тяжело больной, и обращался к Аллаху с такой мольбой, с которой обычно обращается попавший в беду. Тавус подождал, пока он перестанет плакать и завершит свою мольбу, после чего подошёл к нему и сказал:
— О потомок Посланника Аллаха , я видел твоё состояние сейчас. Ты обладаешь тремя достоинствами, которые, как я надеюсь, спасут тебя от страха (в Судный день).
Зейн-аль-'Абидин спросил:
— Какие же, о Тавус?
Тот ответил:
— Одно из них заключается в том, что ты — потомок Посланника Аллаха . Второе — заступничество твоего прадеда за тебя. А третье — милость Аллаха.
Зейн - аль-' Абидин сказал:
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 259
— О Тавус, поистине, моё родство с Посланником М не может гарантировать мне спасение, после того как я слышал слова Всевышнего Аллаха: «А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей» (23:101). Что же до заступничества моего прадеда за меня, то ведь Аллах — возвышенны слова Его! — говорит: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (21:28). Что же до милости Аллаха, то Всевышний Аллах сказал: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).
Богобоязненность воспитала в Зейн-аль-'Абидине многие достойные качества, благородство и кротость.
Сборники жизнеописаний полны историй о его благородных поступках и достойном поведении.
Аль-Хасан ибн аль-Хасан рассказывает такую историю: «Как-то раз мы с моим двоюродным братом Зейн-аль-'Абидином поссорились и я пришёл к нему разъярённый. А он в это время сидел в мечети вместе со своими товарищами. Я высказал ему всё, что у меня накопилось. Он сидел молча, ничего не говоря. Потом я ушёл.
Когда настала ночь, кто-то постучал в дверь. Я встал, чтобы посмотреть, кто пришёл.
Оказалось, что это Зейн-аль-'Абилин. Я не сомневался, что он пришёл для того, чтобы отплатить мне за обиду, которую я нанёс ему. Однако он сказал: «Брат мой, если то, что ты сказал мне, правда, то да простит Аллах меня. А если ты сказал неправду, то да простит Аллах тебя».
Сказав это, он попрощался и ушёл. Тогда я догнал его и сказал: «Клянусь, я никогда больше не сделаю ничего из того, что неприятно тебе!» Он смягчился и сказал: «Можешь забыть о том, что ты сказал мне».
260 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Один из жителей Медины рассказывает: «Когда Зейн-аль-'Абидин вышел из мечети, я последовал за ним и стал поносить его, не имея никаких причин для этого. Люди бросились ко мне, желая проучить меня, и если бы им удалось схватить меня, они бы непременно переломали мне кости, прежде чем отпустить. Зейн-аль-'Абидин повернулся к людям и сказал: "Оставьте человека в покое". И они оставили меня в покое. Увидев, как я испуган, он повернулся ко мне с приветливым выражением лица и успокоил меня, после чего сказал: "Ты поносил нас, упоминая о том, что тебе известно, а то, чего ты о нас не знаешь, ещё хуже". Потом он спросил меня: "Есть ли у тебя какая-нибудь потребность, в удовлетворении которой мы могли бы помочь тебе?" Мне стало стыдно перед ним, и я ничего не ответил. Увидев, что мне стыдно, он набросил на меня плащ, который был на нём, и велел дать мне тысячу дирхемов. И после этого каждый раз, встречая его, я непременно говорил: "Я свидетельствую, что ты один из потомков Посланника Аллаха !"»
Один из слуг Зейн-аль-'Абидина рассказывает: «Я был рабом 'Али ибн аль-Хусейна и как-то раз он отправил меня куда-то с поручением. Я задержался, а когда я вернулся, он ударил меня кнутом. Я заплакал и сильно разозлился на него, потому что до этого он никогда никого не бил. И я сказал ему: "Побойся Аллаха, о 'Али ибн аль-Хусейн. Ты отправляешь меня с поручением, а когда я выполняю его для тебя, ты бьешь меня?!" Он заплакал и сказал: "Иди в мечеть Посланника , соверши молитву в два рак'ата, а потом скажи: <О Аллах, прости 'Али ибн аль-Хусейну >. А когда сходишь и сделаешь это, ты свободен ради Лика Аллаха". И я пошёл в мечеть, совершил молитву и обратился к Аллаху с мольбой... Домой я вернулся уже свободным».
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 261
Всевышний Аллах дал Зейн-аль-'Абидину щедрый удел. У него была очень прибыльная торговля и прекрасные пашни. За имуществом следили его слуги. Земледелие и торговля приносили ему большие доходы, однако богатство не сделало его высокомерным, и от обилия благ он не стал надменным и горделивым. Он использовал имущество в мире этом, чтобы преуспеть в мире вечном, и его богатство было прекрасным богатством праведного человека. Больше всего из дел благочестия он любил подаваемую тайно милостыню. Когда на землю опускалась ночная мгла, он взваливал на свою слабую и худую спину мешки с мукой и выходил из дома, пока другие люди спали. И он ходил по кварталам Медины, подавая милостыню тем нуждающимся, которые стыдились досаждать людям своими просьбами.
В Медине было немало людей, которые жили, не зная, откуда и каким путём приходит к ним их обильный удел. И только когда 'Али ибн аль-Хусейн Зейн-аль-'Абидин скончался и удел этот перестал появляться у них, они поняли, кто приносил им его.
Когда тело покойного Зейн-аль-'Абидина положили на стол для омывания покойных, омывавшие его обнаружили на его спине тёмные следы и спросили:
— Что это?
Люди ответили им:
— Это следы от мешков с мукой, которые он приносил в сотню мединских домов. Эти дома лишились своего кормильца с его смертью.
Также известно множество случаев освобождения рабов Зейн-аль-'Абидином — так много, что в это даже трудно поверить.
262 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Он отпускал раба на свободу, если тот совершал какой-нибудь хороший поступок, — в награду за это благое дело. И он освобождал раба, если тот совершал какой-нибудь скверный поступок, а потом раскаивался, — в награду за его покаяние. Утверждали даже, что он отпустил на свободу тысячу рабов и что он не держал у себя в услужении рабов и рабынь больше одного года. Больше всего рабов Зейн-аль-'Абидин освобождал в ночь на праздник разговения ('ид аль-фитр). В эту благословенную ночь он старался освободить так много рабов, как только мог. Он просил их повернуться в сторону киблы и сказать: «О Аллах! Прости 'Али ибн аль-Хусейну». А потом он щедро одаривал — так щедро, что праздник получался радостным вдвойне.
Зейн-аль-'Абидин занимал в сердцах людей такое место, какого не удостоился никто из его современников. Люди искренне любили и почитали его. Они были очень привязаны к нему и постоянно искали встречи с ним, стремясь увидеть его, когда он выходил из дома или входил в него, шёл в мечеть или возвращался оттуда.
Рассказывают, что однажды Хишам ибн 'Абд-аль-Малик прибыл в Мекку для совершения хаджа. В то время он был наследником халифа. Он отправился совершать обход вокруг Каабы, собираясь прикоснуться к Чёрному камню. Окружавшая его стража принялась окрикивать людей, чтобы они разошлись и освободили Хишаму путь. Но никто не подвинулся и не отреагировал на крики солдат, потому что это был Дом Аллаха, и все люди — Его рабы. В это время послышались слова «Нет божества, кроме Аллаха» и такбиры, доносящиеся изда-
'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин) 263
лека. И люди повернулись в ту сторону, откуда слышался голос. Появился человек в окружении небольшой группы людей. Он был красивым и худым. На нём был изар и накидка. Между глаз у него виднелся след от земных поклонов.
И люди разом расступились перед ним, выстроившись в два ряда. Исполненные искренней симпатии и любви взоры встретили его и проводили до самого Чёрного камня, к которому он подошёл и припал.
Один из приближённых Хишама ибн 'Абд-аль-Малика спросил Хишама:
— Что это за человек, к которому люди отнеслись с таким почтением и которому выказали такое уважение?
Хишам сказал:
— Я не знаю его.
А поэт аль-Фараздак присутствовал при этом. Он сказал:
— Если Хишам его не знает, то я-то точно его знаю... И весь мир его знает. Это 'Али ибн аль-Хусейн, да будет доволен Всевышний Аллах им, его отцом и его дедом.
Потом он продекламировал:
Он тот, чьи шаги знает Батха,
И Дом, и простая, и святая земля...
Потомок лучшего из всех рабов Аллаха,
Он сердцем чист и пред Аллахом преисполнен страха.
Потомок Фатымы, коль ты его не знаешь,
И дед его сделан Всевышним печатью пророков.
Вопрос твой: «Кто он?» не вредит ему. Не знаешь?
И пусть... Арабам, неарабам — всем известен он.
Руки его благодатны, щедры и всем пользу приносят.
Люди идут к нему, и руки его не бывают пустыми.
Открыт и радушен, бояться его нет причины.
Украшают его благой нрав и благие деяния.
264 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Он «нет» не сказал никому — разве что в ташаххуде*,
И если б не это, он всем только «да» говорил бы...
Добром окружил он людей, им помог, и рассеялся
Мрак вокруг них, и бедность ушла и лишения.
И завидев его, курайшиты уверенно скажут:
Великодушия предел — его великодушие.
Стыдливо он взор опускает, и люди тоже — почтение!
С ним говорят, только если ои улыбается.
И палка в руках его такой аромат источает,
Благоухает, и нос его столь благороден
Он от Посланника Аллаха род ведёт свой.
Прекрасны корни, качества, деянья...
Да будет доволен Аллах правнуком Посланника Аллаха и да сделает Он его довольным!
Это был уникальный образец человека, который боится Аллаха тайно и явно и до самозабвения страшится Его наказания и стремится к Его награде.
* Подразумеваются слова свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, произносимые во время ташаххуда.
АБДАЛЛАХ ИБН СУВАБ
(АБУ МУСЛИМ АЛЬ-ХАУЛЯНИ)
Абу Муслим поклонялся Аллаху с таким усердием, что в конце концов сам стал говорить: «Если бы я даже увидел воочию Рай или Ад, я не смог бы делать больше».
'Усман ибн Абу 'Атика
Аравийский полуостров облетела весть о том, что после возвращения из хаджа, который потом получил название прощального, Посланник Аллаха заболел и слёг. И шайтан стал наущать аль-Асвада аль-'Анси, побуждая его вернуться к неверию, после того как он уверовал, и возвести ложь на Аллаха. И он объявил своим соплеменникам, что он пророк, посланный Всевышним Аллахом.
Аль-Асвад аль-'Анси был человеком очень сильным, с могучим телом и чёрной душой. Он просто излучал зло. Во времена невежества он занимался предсказаниями и умело обманывал людей. При этом он был красноречивым, умел произносить цветистые речи и изъясняться так, что ему без труда удавалось играть умами простых людей, умело преподнося им свою ложь.
В то же время он склонял на свою сторону и влиятельных и знатных людей с помощью подарков и подношений.
Перед людьми он появлялся только в чёрном, закрыв лицо чёрной тканью, намеренно окружая себя ореолом мрачной таинственности и внушая людям благоговейный страх.
Призыв аль-Асвада аль-'Анси распространился в Йемене молниеносно. Ему помогли в этом его последователи из числа его
266 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
соплеменников из бану Мазхидж. В те времена это племя было самым многочисленным, влиятельным и сильным в Йемене.
Помогла ему и его способность самостоятельно придумывать ложь, которую далеко не все могли распознать. В этом ему помогали самые умные и хитрые из его последователей.
Аль-Асвад утверждал, что к нему приходит ангел небесный, который приносит ему Откровение и сокровенное знание. Для того чтобы люди поверили ему, он использовал несколько путей.
Например, он рассылал повсюду своих шпионов, которые следили за людьми и вызнавали их секреты, раскрывая тайные, никому не известные стороны их жизни. И они старались узнать о людях всё, что можно, включая их боль и надежды. Одновременно они побуждали людей обращаться к аль-Асваду за помощью. Стоило человеку прийти к аль-Асваду, как тот уже сообщал ему о том, зачем тот пришёл и какие трудности и беды привели его к нему. Он демонстрировал людям, что знает все их секреты и ему хорошо известно то, что они скрывают в своих душах.
И он проделывал на их глазах разные удивительные трюки, которые приводили их в изумление и казались им чудесами, чем-то сверхъестественным.
Очень быстро влияние его усилилось, и он приобрёл известность. У него появилось множество последователей. Собрав их, он пошёл сначала на Сану, а потом и на другие области Йемена и подмял их под себя. Аль-Асваду удалось подчинить себе все земли, лежащие между Хадрамаутом и Та-ифом и между Бахрейном и Аденом.
Итак, аль-Асваду аль-'Анси покорилось множество людей и под его властью оказалась обширная территория. Он жестоко преследовал всех, кто осмеливался сказать ему слово по-
'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 267
перёк. Он расправлялся с теми, кому Аллах даровал твёрдую веру и приверженность Его истинной религии, убеждённость в правдивости благородного Пророка и искреннюю преданность Аллаху и Его Посланнику. Это были люди, которые открыто, не таясь, произносили слово истины и противостояли ложному. Аль-Асвад жестоко преследовал их, подвергал страшным мучениям и безжалостно уничтожал.
Среди тех, кому довелось испытать это на себе, был и 'Аб-даллах ибк Суваб, известный как Абу Муслим аль-Хауляни.
Абу Муслим аль-Хауляни был человеком, беззаветно преданным своей религии, обладателем непоколебимой веры. С редкостным упорством открыто говорил он правду. Он был всей душой предан Аллаху, отвернулся от мира этого с его украшениями и был равнодушен к мирским благам. Он посвятил свою жизнь покорности Аллаху и призыву к Его религии, со спокойным сердцем обменяв тленное на вечное. И люди отвели этому человеку почётное место в своих душах, видя в нём чистого и богобоязненного человека, мольбы которого обычно не оставались без ответа.
Аль-Асвад аль-'Анси хотел уничтожить Абу Муслима, чтобы внушить страх всем тем, кто втайне или открыто противостоял его призыву, и нанести им сокрушительный удар.
Он велел сложить кучу дров на одной из площадей Саны и развести огромное пламя. Он велел людям собраться, чтобы посмотреть на то, как он будет «призывать к покаянию» фа-киха Йемена — усердно поклонявшегося Аллаху Абу Муслима аль-Хауляни, и побуждать его признать, что он, аль-Асвад, является пророком.
268 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
В назначенное время аль-Асвад пришёл на площадь, где уже полыхал огонь. Его окружала стража и командующие его войсками. Он сел на огромный трон, который поставили специально для него напротив огня. На глазах у собравшихся к нему привели Абу Муслима аль-Хауляни. Когда он предстал перед аль-Асвадом, лживый тиран бросил на него надменный взгляд, потом посмотрел на бушующее прямо перед ним пламя, после чего снова посмотрел на Абу Муслима и сказал:
— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?
— Да. Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что он — господин посланников и последний из пророков, — ответил он.
Аль-Асвад нахмурился и сказал:
—А ты свидетельствуешь, что я — посланник Аллаха?
Абу Муслим сказал:
—Поистине, я глуховат и не слышу того, что ты говоришь...
Аль-Асвад сказал:
—Тогда я брошу тебя в этот огонь!
Абу Муслим сказал:
— Если ты сделаешь это, то с помощью этого огня, растопкой для которого служат дрова, я уберегусь от Огня, растопкой для которого являются люди и камни, а над ним — ангелы, грубые, сильные, они не ослушиваются Аллаха в том, что Он повелел им, и делают то, что им велено...
Аль-Асвад сказал:
— Я не стану спешить и дам тебе ещё одну возможность хорошенько подумать.
И он снова спросил Абу Муслима:
— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?
'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни) 269
Он ответил:
— Да, я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что Аллах послал его с религией верного руководства и истины и запечатал его посланием все предыдущие послания.
Аль-Асвад разгневался ещё сильнее и спросил:
— А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?
Абу Муслим сказал:
— Разве я не говорил тебе, что я глуховат и не слышу эти твои слова?!
Аль-Асвада окончательно разъярил его решительный ответ и его спокойствие и невозмутимость.
Он уже собрался приказать бросить Абу Муслима в огонь, но один из его приближённых подошёл к нему и шепнул в ухо:
— Поистине, этот человек, как тебе известно, обладает чистой душой, и Аллах отвечает на его мольбы. И поистине, Всевышний Аллах никогда не оставит без помощи верующего, который остаётся предан Ему даже в самые трудные часы. И если ты бросишь его в огонь и Аллах спасёт его от этого огня, то ты в одно мгновенье разрушишь всё, что построил, и сам подтолкнёшь людей к тому, чтобы они перестали верить в твою пророческую миссию. А если он сгорит в огне, то люди только больше полюбят его и станут превозносить его больше, чем прежде, считая его мучеником. Лучше помилуй его и отпусти, и изгони его из своей земли, и тогда ты избавишь от него нас и сам сможешь отдохнуть от него.