Как повторяли люди пророкам (мир им!) возражения в ответ на обнадеживание
Жители [Сабы] сказали: «Если вы и счастливое предзнаменование для самих себя,
то вы дурное предзнаменование для нас, противники [нам] и отвергнуты [на-
ми].
Душа наша была свободна от сомнений,
вы нас в печаль ввергли и в муку.
2950Вкус единства, который был, и согласие
стали из-за вашего мерзкого предзнаменования разделенными на сто разобщений.
Попугаем, [вкушающим] сладости и сахар, мы были,
птицей, думающей о смерти, стали мы из-за вас.
Повсюду, где есть распространяющая печаль сказка,
повсюду, где есть голос неприятный,
Повсюду, где в мире есть дурное предзнаменование,
повсюду, где есть искажение, наказание, порицание —
[Все это] есть в приводимых в пример преданиях и предзнаменованиях ваших,
возбудить печали — ваш предмет желаний!»
И снова ответ пророков (мир им!)
2955Пророки сказали: «Предсказания мерзкие и плохие 40
посреди вашей души обретают помощь.
Если ты в месте опасном заснул
и дракон покушается на тебя со стороны, [где покоится] твоя голова,
А добрый человек тебя известил,
мол: „Вскакивай поскорей, а не то дракон тебя съест!” —
Ты же скажешь: „Как это ты дурные предзнаменования сообщаешь?”
40 Аллюзия на айаты: «Они сказали: „Мы увидели в вас дурное предзнаменование! Если вы не удержитесь, мы вас побьем каменьями, и вас постигнет от нас мучительное наказание”. Те сказали: „Предзна- менование ваше при вас будет…”» [Коран, 36: 17 (18)—18 (19)].
Что за предзнаменования? Вскочи, посмотри при свете!
Из среды дурных предзнаменований я сам тебя освобожу, отведу к дому,
2960Потому что пророк осведомляет о скрытом,
ибо увидел он то, что не видели люди этого мира.
Если врач скажет тебе: „Не ешь незрелый виноград,
потому что такая болезнь причинит смятение и горе,” —
Ты же скажешь: „Как это ты дурные предзнаменования сообщаешь?” —
и затем ты наставляющего [тебя] делаешь виноватым.
А если астролог скажет тебе: „Сегодня совсем за такое-то дело не берись”, —
Хоть ты сто раз и увидишь обман звездочета,
но один-два раза [предсказание] сбудется, и ты поверишь.
2965Эти же наши звезды никогда не были противоречащими [тому, что они предсказывают],
как это правильность их осталась для тебя [сокрытой] в ножнах?
Тот врач и тот астролог из-за сомнений осведомляют [тебя], а мы — из-за уверенности.
Мы видим дым, и огонь со стороны набрасывается на отрицающих.
Ты говоришь: „Прекрати эти речи,
потому что вредит нам речь, содержащая зловещее предзнаменование!”
О ты, кто не слушает наставления наставляющих!
Дурное предзнаменование — с тобой, куда бы ты ни пошел.
2970Змея эфа на спину тебе всползает,
он же (наставляющий) с крыши ее видит, извещает тебя.
Ты ему говоришь: „Замолчи, не печаль [меня]”, —
а он говорит: „Будь весел, а это слово было сказано”.
Когда вонзит пасть эфа в твою шею,
горькими станут для тебя все поиски радости.
Тогда ты ему скажешь: „[Значит,] так оно и было, о такой-то?
Отчего не разорвал ты ворот, возопив?
Или сверху ты бы бросил в меня камень,
чтобы мне эту серьезность [угрозы] показать и беду”.
2975Он скажет: „Из-за того, что ты бы обиделся”, —
а ты скажешь: „Хорошо же ты меня развеселил!”
Скажет: „Я проявил благородство, дав совет,
чтобы спасти тебя от этого ремня.
Из-за [своей] подлости истинность его ты не признал,
закваску мучения и мятежа ты создал”».
Таков нрав у низких подлецов,
зло он причинит тебе, если ты сделаешь [ему] добро.
Плотскую душу этим терпением согни,
ибо она подлая, и не подобает [делать] ей добро.
2980Благородному если ты сделаешь доброе дело, это подобает,
за одно он взамен воздаст семьсот.
Подлому если ты причинишь насилие и притеснение,
станет он рабом тебе весьма верным.
Неверующие сеют в благодеянии притеснение,
и вновь в аду [раздается] их вопль: «Господь наш!» 41
Мудрость сотворения ада в том мире и тюрьмы в этом мире,
чтобы они были местом поклонения гордецов,
ибо [сказано]: «Приходите добровольно или невольно»42
Ибо подлые в мучении становятся чистыми,
а если видят верность, сами становятся мучителями.
Мечеть их поклонения, следовательно, есть ад 43,
путами для птицы-чужака является ловушка.
2985Тюрьма есть хижина отшельника для вора и подлеца,
потому что в ней обитатель [ее] становится поминающим Истинного.
Поскольку поклонение — цель для человека,
стала местом поклонения для гордецов преисподняя.
Человек прилагает руку ко всякому делу,
но целью для него было всегда это служение.
[Слова] «Не создал Я джиннов и людей…» 44 прочти;
кроме поклонения нет [другой] цели в этом мире.
Хоть цель книги есть то [описываемое в ней] искусство,
но если ты из нее сделаешь изголовье, то и это возможно.
2990Однако целью ее не было это изголовье,
а были наука, знание, руководство, польза.
Если ты колышком сделал меч,
то ты предпочел победе несчастье.
Хоть целью для людей является знание и наставление на [истинный] путь,
но у каждого человека [свое] место поклонения.
Место поклонения щедрого мужа — это то, что ты проявил к нему щедрость,
место поклонения мужа подлого — это то, что ты сделал его больным.
Подлых бей, чтобы они склонили голову;
щедрым давай, чтобы они принесли плоды.
2995Неизбежно Истинный обе мечети сотворил:
ад — для тех, а этим — добавка 45.
Построил Муса в [Байт ал-]Кудсе (Иерусалиме) Врата малые,
41 Отсылка к айатам, описывающим грешников в аду: «Они сказали: „Господи, овладело нами наше несча- стие, и мы оказались народом заблудшим. Господи, изведи нас из нее, и если мы повторим, то тогда мы несправедливы”» [Коран, 23: 108 (106)—109 (107)].
42 Коран, 41: 10 (11).
43 Аллюзия на айаты: «…Кроме владык правой [руки] — в садах они расспрашивают друг друга о грешни-
ках: „Что завело вас в сакар?” Говорят они: „Мы не были среди молящихся…”» [Коран, 74: 41 (39)—
44 (43)].
44 Отсылка к айату: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись» [Коран, 52:
56 (56)]; дословный перевод: «Не создал Я джинов и людей кроме как для того, чтобы…»
45 Отсылка к айату: «Им — то, что они пожелают там, и у Нас — добавка» [Коран, 50: 34 (35)].
чтобы склоняли голову люди стенающие,
Потому что были они угнетателями заносчивыми;
ад — эти Малые врата и нужда.
Разъяснение того, что Истинный Всевышний сделал формы царей причиной подчинения притеснителей, которые не подчиняются Истинному,