Как бухлул50 задал вопрос дарвишу
Сказал Бухлул тому дарвишу:
«Как ты, эй, дарвиш? Уведомь меня ты!»
1885Сказал тот: «Как бывает тот, у кого вечно по желанию идет мирское дело?
Сель и ручьи по желанию его текут,
звезды так, как он хочет, встают.
Жизнь и смерть — полководцы его,
по желанью его обходят улицу за улицей.
Куда захочет он, пошлет оплакивание,
куда захочет он, пожалует поздравления.
И идущие Путем [ступают] по воле его,
и оставившие Путь [пребывают] в силках его.
1890Ни один зуб не засмеется в этом мире
без довольства и приказа того повелителя!»
Сказал [Бухлул]: «О царь, ты правду сказал, что также в твоем ореоле и лике очевидно,
Ты таков, и еще в сто раз больше, о искренний, однако поясни это, разъясни хорошенько,
Так, чтобы и мудрец, и пустой человек,
когда это достигнет их ушей, приняли бы это.
Так объясни это словами,
чтобы извлекли из них пользу умы простых людей.
1895Совершенный красноречивый подобен распорядителю стола бывает,
стол его полон любого кушанья,
Так что ни один гость не останется обделенным,
каждый найдет свою еду отдельно.
49 Досл.: «синие одежды»; синий — цвет траура.
50 Абу Вухайб Бухлул — мистик, живший во II в. х. [Шахиди. Т. 7. С. 292].
Подобно Корану, в котором семь слоев смысла 51,
и простолюдину, и знатному есть в нем пища».
Сказал [дарвиш]: «Очевидно же всем,
что мир приказу Бога покорен.
Ни один листик не упадет с дерева
без Непреложного приговора и веления того Султана счастья 52.
1900Изо рта в горло не войдет кусок,
пока не скажет куску Истинный: „Войдите!”
Желание и стремление, которые суть поводья человека,
движение их покорно приказу того Изобильного.
В землях и небесах ни одна частица
не двинет пером, не повернется ни одна былинка,
Кроме как по Его древнему действенному приказу;
невозможно [это] описать, и торопиться нехорошо.
Кто сосчитает все листья на деревьях?
Беспредельный разве станет в речах покорным?
1905Послушай следующее: поскольку все дела не творятся кроме как по приказу Творца,
Если Непреложным приговором Истинного раб доволен, [если] решению Его он стал рабом, желающим [оного],
Без притворства, не ради платы и вознаграждения,
но [сама] природа его стала такой превосходной;
[Если] жизни своей он не желает ради самого себя и вкусом жизни не прельщается,
Где бы путь приказа Древнего ни пролег,
жизнь и смерть перед ним — одно и то же;
1910Живет он ради Бога, а не ради богатства,
умирает он ради Бога, а не из-за страха перед страданием 53;
Вера его — ради Его желания,
а не ради рая, [его] деревьев и ручьев;
Отказ его от неверия также ради Истинного,
а не из-за страха, что отправится он в огонь;
Таким стал от самого основания его нрав
не [благодаря] воздержанию, не благодаря его поискам;
Тогда он засмеется, когда почувствует довольство,
для него Непреложный приговор — как сахарная халва,
1915Раб, чей нрав и характер таковы, —
разве мир не движется по его приказу и велению?
51 Отсылка к хадису: «Воистину у Корана есть внешний и внутренний смысл, и во внутреннем смысле [еще один] внутренний смысл, до семи внутренних смыслов» (ﻦﻄﺑا ﺔﻌﺒﺳ ﻰﻟا ﺎﻨﻄﺑ ﻪﻨﻄﺒﻟ ﺎﻨﻄﺑ و اﺮﻬﻇ نﺁﺮﻘﻠﻟ نا) [Ахадис- и Маснави. С. 83].
52 Аллюзия на айат: «У Него — ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной» [Коран, 6: 59 (59)].
53 Аллюзия на айат: «Скажи: „Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть — у Аллаха,
Господа миров…“» [Коран, 6: 163 (162)].
Так зачем же ему упрашивать и молиться,
мол: „Отврати, о Господи, этот Непреложный приговор”?
Смерть его и смерть его детей
ради Истинного для него — как халва в горле.
Предсмертная агония детей для того верного —
как оладьи для того обездоленного старца.
Так зачем же ему молиться, кроме как если
в молитве видит он довольство Творящего суд?»
1920Это заступничество и молитву не из-за своей жалости творит тот раб, обладающий зрелостью ума.
Жалость свою он сжег в тот самый миг,
когда разжег светильник любви к Истинному.
Адом, [сжигающим] его атрибуты, является любовь, а он сжег свои атрибуты, волосок за волоском.
Разве каждый путник познал это разделение,
кроме как Дакуки 54, дабы помчаться к этому счастью?