Первый: признание единственности Всемогущего Аллаха в Господстве
Мухаммад аль-Амин Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыты
(1305 — 1393 г.х.),
да смилуется над ним Аллах!
ИСЛАМ — СОВЕРШЕННАЯ РЕЛИГИЯ
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и всем последователям исламского призыва вплоть до Судного дня!
Эту лекцию я прочёл в пророческой мечети по просьбе короля Марокко. Затем некоторые мои братья попросили меня записать её с целью публикации. Вскоре я так и поступил в надежде, что Аллах принесёт через неё пользу.
Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я для вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца для вас Мою благодать и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3). Именно во время прощального хаджа в пятницу, когда Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье, стоял на горе ‘Арафат после полудня того дня, был ниспослан данный священный аят[1]. После его ниспослания он, мир ему и благословение Аллаха, прожил 81 ночь. Всевышний Аллах сообщил в этом священном аяте, что сделал полной для нас нашу религию, и она уже никогда не уменьшится и её не надо дополнять. Вот почему наш Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье, стал печатью пророков, мир всем им и благословение Аллаха.
Он также сообщил в нём, что всегда доволен, дабы мы исповедовали только ислам, и никогда не разгневается на это. Поэтому Он ясно сказал, что не примет иной религии: «…от того, кто ищёт иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85). В совершенствовании небесной религии и в объяснении её законоположений заключаются блага обоих миров, согласно словам Господа: «Довёл до конца для вас Мою благодать».
В упомянутом благородном аяте ясно говорится, что всё, в чём нуждаются люди в мирской жизни и в Последнем мире, полностью разъяснено в исламе.
Мы приведём этому пример, пролив свет на десять очень важных для всех вопросов, на которых зиждется жизненное благополучие и понимание происходящих событий, а в некоторых из них содержатся тонкие объемлющие примечания, нужные для людей в обоих мирах:
1) Единобожие.
2) Назидание.
3) Различие между праведными деяниями и другими поступками.
4) Руководство чем-то иным помимо мудрого шариата.
5) Общественные отношения, и как вести себя в обществе?
6) Экономика.
7) Политика.
8) Отведение неясности: почему неверующие одерживают верх над мусульманами?
9) Отведение неясности: почему мусульмане уступают неверующим в многочисленности войска и военной мощи и не способны им противостоять?
10) Отведение неясности, связанной с разобщённостью общества.
Мы поясним посредством Корана решение этих проблем, бегло указывая на то, что в священных текстах раскрываются и остальные главные вопросы.
ЕДИНОБОЖИЕ
На основе изучения аятов выяснилось, что единобожие (таухид) делится на три вида:
Первый: признание единственности Всемогущего Аллаха в Господстве
Все разумные создания с рождения верят в Творца, как оповестил Всевышний: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно ответят: “Аллах”» (43:87).
«Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? … Неужели вы не устрашитесь?”» (10:31). Есть много подобных аятов.
Фараон лишь из высокомерия и притворного невежества выразил своё неверие в этот вид единобожия, спросив: «А что такое Господь миров?». Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего: «Он (Муса) сказал: “Ты уже знаешь, что никто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений”» (17:102).
«Они отвергли их (знамения) несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (27:14).
Поэтому в Коране о данном виде единобожия изложено в утвердительно-вопросительной форме, например: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?!» (14:10).
«Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?”» (6:164), «Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”» (13:16), и так далее. Это потому что многобожники признавали Его господство.
Вера в таком вид единобожия не поможет неверующим, поскольку они не поклоняются одному Аллаху. В коранических текстах говорится: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (12:106).
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (39:3).
«Они говорят: “Они — наши заступники перед Аллахом”. Скажи: “Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?”» (10:18).