О понятии забывчивость (нисьян), которое приписывается к Аллаху в некоторых священных контекстах.

https://youtu.be/GSaozdwcD8s

Из того, что упоминалось в этом диспуте, это термин "ан Нисьян" (забывчивость) - которая приписывается Всевышнему Аллаху.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «И им было сказано, сегодня мы забудем вас подобно тому, как вы забыли этот ваш день, то есть день Суда день расчета»(Коран, 45:34),также Всевышний Аллах сказал:«Вкусите же мучения за то, что вы забыли этот ваш день, поистине Мы забыли вас» (Коран, 32:14),а также Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «Они забыли Аллаха, и Аллах забыл их»(Сура «Тауба», 67-аят).

Также приходит у имама Муслима со слов абу Хурейры о том, что посланнику Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) люди задали ему вопрос: «О посланник Аллах (саля Ллаху алейхи ва салам) увидим ли мы Нашего Господа в Судный день?»… и этот хадис является длинным и в конце его приходит «то что Всевышний Аллах встретит Своего раба в Судный день и скажет ему: «Был ли ты убеждён в том, что ты встретишь Меня в этот день», он скажет: "нет, я не думал, что я встречу тебя и не думал, что будет Судный день"»,и тогда Всевышний Аллах скажет: "так вот Я забываю тебя, также как ты забыл Меня"».

В этих аятах и в этом хадисе приходит указания на то, что Всевышний Аллах забывает.

И есть другие аяты, где Всевышний Аллах отрицает от Себя забывчивость.

Аллах говорит: "И Твой Господь не является забывчивым (не является тем который забывает)». (Сура 19. Марьям, 64-й аят).

А также в суре Та ха, когда фараон спросил Мусу (алейхи салям): «А что будет с первыми поколениями?», тогда Муса (алейхи салям) сказал: «знание о них у Моего Господа в Его книге не заблуждается мой Господь и не забывает». (Сура Та Ха аят 52).

В этих аятах приходит указание на то, что Всевышний Аллах не забывает. У нас имеется два разных вида аятов и контекстов. В некоторых аятах Всевышний Аллах говорит «и Мы вас забудем» «и Мы вас забыли», а в некоторых аятах говорит: «и Всевышний Аллах не забывает», «и твой Господь не бывает забывчивым». Как понять и объединить эти два вида аятов?

Тебе становиться ясно из того, что ты понял, что есть две категории подобных аятов то, что забывчивость в одних аятах и забывчивость в других аятах не может нести в себе один и тот же смысл, потому что это будет противоречием. Не может быть, что Всевышний Аллах утверждает себе забывчивость и тут же эту же самую забывчивость от себя отрицает. Отсюда ты понимаешь, что под забывчивостью в первом случаи имеется в виду что то одно, а во втором случаи имеется в виду что то другое. Подобно тому, как если мы говорим Всевышний Аллах, обращаясь к пророку, саля Ллаху алейхи ва салам, говорит: «Поистине ты не ведешь прямым путем того, кого ты любишь»Сура 28. Рассказ, 56-й аят.А в другом месте говорит: «Поистине ты ведешь к прямому пути»,то есть здесь сказано, что он не ведет прямому пути, а здесь сказано, что он ведет прямому пути. Естественно и понятно, что под каждым из них заключается свой какой-то отдельный смысл, раздельный смысл, не одинаковый смысл в этих словах, потому что если бы смысл был бы один и тот же, не было бы правильно его в одном месте отрицать, а в другом месте утверждать. Аналогично со словом забывчивость.

Приходит в арабском языке указание на то, что слово "забывчивость" несет в себе два смысла:

(1) Оставаться в забвений относительно чего либо, человек что то знал и помнил, но затем позабыл об этом и остался об этом в забвении.

(2) "Оставление" - как об этом приходит в книге «аль Лисан» ибн Манзура, сказано Ан-Нисьяну ат-Тарк «забывчивость», то есть оставление. Я забыл тебя, то есть я оставил тебя. И это используется также в русском языке «забывчивость» в смысле оставление. Когда ты говоришь: «я забыл этого человека», не в смысле, что я о нем не помню и не знаю как его зовут, но в смысле, что я его оставил и прекратил с ним всякие отношения. Так вот поэтому приходит в суре Скот (6 сура) относительно многобожников то, что Всевышний Аллах говорит: «И тогда вы забываете то, что вы придавали к Аллаху в сотоварищи», то есть когда к вам приходит тяжелая ситуация и вы в море и вас постигает шторм, вы забываете то, что вы придавали в сотоварищи Аллаху, что это означает? Что многобожники забыли о своих божествах, забыли как какие названия у этих божеств и тому подобное? Нет имеется в виду вы оставляете поклонение им и начинаете поклоняться только одному Всевышнему Аллаху. В этом аяте слово "забывчивость" приходит в смысле «оставление».

Во время диспута упоминается, что шейх ибн Аль-Усеймин упоминая это слово "забывчивость" говорит: «имеется в виду забывчивость, такая как надлежит Величию Всевышнего Аллаха».

Что касается шейха ибн Усеймина, то в своей книге, разъяснении на 40 хадисов имама ан-Навави при разборе 30 хадиса он говорит:

«12 польза из этого хадиса то, что Всевышний Аллах не описывается забывчивостью. В этом хадисе сказано, «Всевышний расчертил границы и установил то, что запрещено и то, что разрешено и о некоторых вещах Он умолчал, не потому что Он это забыл» в этом хадисе отрицание забывчивости от Всевышнего Аллаха, потому что пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: "Не из-за забывчивости Он об этих вещах умолчал". И пришло это в Коране благородном Всевышний Аллах сказал: "и твой Господь не является забывчивым". И сказал Муса (алейхи салям) фараону когда он задал ему вопрос о первых поколениях сказал: "знания об этом у моего Господа в книге, не заблуждается Мой Господь и не забывает", а если кто то нам скажет: а как тогда ответить словам или на слова Всевышнего Аллаха "Они забыли Аллаха и Аллах забыл их", здесь Всевышний Аллах утверждает Себе забывчивость говорит: "то, что здесь под забывчивостью имеется в виду забывчивость в смысле "оставления"».

Кто-то может сказать это «истолкование» (тавиль). Мы говорили то, что «истолкование» (тавиль), если имеет довод из Корана и Сунны то оно является правильным, то есть у нас пришли многочисленные доводы, где от Всевышнего Аллаха отрицается забывчивость, соответственно, исходя из этих доводов мы должны понимать эту забывчивость не так как она пришла в тех хадисах, в которых эта забывчивость отрицается, раз она здесь утверждается, значит утверждается здесь не такая забывчивость, которая отрицается в тех аятах. И это «истолкование» если оно называется «истолкованием», является позволительным, действительным и достоверным.

Говорит: "То есть они оставили Аллаха, и Аллах оставил их, они намеренно совершали многобожие и оставляли намеренно свои обязанности, и не выполняли их пред Всевышним Аллахом. И они не делали это по забывчивости, - не потому что они забывали про Аллаха и не помнили про Аллаха, они знали про Аллаха и знали о запрете многобожия, и знали о необходимости совершать обязанности, но не делали этого забыв это, имеется ввиду оставили это, отвернулись от этого. «Они забыли Аллаха», то есть оставили религию Аллаха и Аллах забыл их, то есть оставил их за это их действие. А что касается «забывчивости», - оставаться в забвении о чем либо, или о чем-то забывать, то невозможно, чтобы Всевышний Аллах описывался этим».

Разграничительная черта между дорогой истины и между этими заблудшими людьми, в том что когда они говорят этим невозможно описать Аллаха они в этих своих утверждениях опираются на свой разум говорят: «разум нам указывает на то что Всевышнего Аллаха не возможно описать тем, что Он вознесся над троном Своей Сущностью, не возможно описать то, что Он нисходит на ближайшее небо», мы говорим: «почему невозможно описать?» Они отвечают: «Потому что наш разум отрицает это, и отказывается от этого описания, если мы это опишем, то значит Аллах, подобен творениям и тому подобное». А мы говорим, если мы говорим этим Всевышнего Аллаха невозможно описать не просто, потому что наш разум подсказывает нам на это, но потому что на это пришли доводы в Коране. Всевышний Аллах говорит: «Твой Господь не забывает»и сказал: "Мой Господь не заблуждается и не забывает", всё это доводы из Корана, то есть Коран нам показывает то, что невозможно Всевышнего Аллаха описать забывчивостью в том смысле, что Он забывает о какой-то вещи, оставаясь относительно нее в забвении. Поэтому мы говорим «Аллаха невозможно описать этим, а не просто, потому что нам так кажется и наш разум нам так подсказывает». Это разделительная черта между приверженцами сунны и этими заблудшими людьми то, что в том, что возможно относительно Аллаха и не возможно они опираются на свой разум, а мы в этом опираемся не только на наш разум, но в первую очередь на контексты Корана и сунны.

Человек описывается тем, что он забывает. И более того Всевышний Аллах не наказывает человека за то, что он сделал что то по забывчивости и тоже самое утверждение этого вопроса о том, что мы не описываем Всевышнего Аллаха забывчивостью в том смысле, что Всевышний Аллах остается в забвении относительно какой то вещи.

Шейх ибн Аль-Усеймин разъясняет этот вопрос как приходит в книге «маджмуа фатава ва расаиль» в 1 томе 117 стр. (книга состоит из 25 томов в нем собраны фетвы шейха ибн Усеймина и его книги и те произведения которые он написал): "Задают ему вопрос: описывается ли Всевышний Аллах забывчивостью?

Шейх ибн Аль Усеймин говорит: "У забывчивости есть два смысла» и начинает разъяснять это понятие. Как после это можно сказать, что шейх ибн Аль Усеймин говорит и утверждает Всевышнему Аллаху атрибут забывчивость в том смысле, что Всевышний Аллах забывает, что то и остается об этом в забвении? Такое приписывать шейху ибн Аль Усеймину не разрешено.

[Примечание не из урока]:

Присуще ли Аллаху такое свойство, как забывчивость?

Ответ шейха ибн Аль Усеймина:

Забывчивость имеет 2 значения:

Первое: Забывание какой-либо известной вещи, на примере слов Всевышнего:

"Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись…" (сура Корова, 286), или же: "Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твердой воли"(сура Та-Ха,115).

Или же на примере слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я тоже человек и забываю подобно вам, и если забуду, то напомните мне»или же, как сказано в другом хадисе «кто проспит молитву или забудет о ней, пусть совершит ее, когда вспомнит». Этот смысл забывчивости по отношению к Аллаху опровергается двумя способами: доводом из Корана и рациональным способом.

а) Слова Аллаха Всевышнего из уст Мусы (мир ему): «Муса ответил: «Знание об этом - у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не забывает» (Та-Ха, 52).

б) Забывчивость - это недостаток.

Аллах Всевышний далек от недостатков и наделен совершенством, как сказано в Коране: "...а описание Аллаха - самое возвышенное, ведь Он – Могущественный, Мудрый" (Пчелы, 60).

Соответственно, не разрешается приписывать Аллаху этот вид забывчивости ни в коем случае.

Второе значение забывчивости: отказ от знаний и преднамеренность.

Например: «Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи...» (Скот, 44), или же: «Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твердой воли» (сура Та-Ха, 115).

Согласно комментарию второго высказывания, и на примере высказывания пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о том, кто разводит коней «И мужчина привязал их, припевая и добродетельно, и не забыл права Аллаха (обязанности перед Аллахом) в отношении корма и ноши их, и они, таким образом, явились для него защитой».

И в этом смысле забывчивость присуща Аллаху (Всемогущ Он и велик).

Так Всевышний говорит в Коране: «Вкусите за то, что вы предали забвению встречу с этим днем вашим. Воистину, Мы предали забвению вас самих». (Поклон, 14).

А также, Он говорит о мунафиках (лицемерах): «Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (Покаяние, 67).

В Сахихе Муслима, в книге "Воздержание и Кротость" ("Зухд уа Рагаиг"), приводится хадис от абу Хураиры (да будет доволен им Аллах), где говорится, что однажды спросили у пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О пророк, увидим ли мы Господа нашего в день воскрешения?», и он ответил: «Всевышний Аллах, встретив раба своего, спрашивает у него: «Думал ли ты, что встретишься со Мной?» на что тот ответит: «Нет».Тогда Аллах скажет ему: «И я забуду тебя, подобно тому, как ты забыл Меня». И оставление Аллахом раба своего (т.е. когда Господь отворачивается от него) является одним из практических атрибутов, происходящего по воле Всевышнего, подчиненного мудрости Его.

Так Всевышний Аллах говорит в суре "Корова" 17: «..Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят», или же: «В тот день Мы позволим им (племена Йаджудж и Маджудж) хлынуть друг на друга» (Пещера 99), а также: «Мы оставили от него (селения народа Лута) ясное знамение для людей разумеющих» (Паук, 35).

И тексты, подтверждающие практически атрибуты Аллаха, зависящих от воли Его, многочисленны и широко известны. Они являются доказательствами совершенства могущества и власти Аллаха. И выполнение этих действий Всевышним не походят на осуществление их Его творениями. Иначе же это явится приданием Аллаху сотоварищей в прямом смысле слова, как это известно среди приверженцев Сунны и мусульманской общины.

Источник: Фетвы Шейха Ибн Усеймина 1/172-174.

Конец примечания].

Наши рекомендации