Таїнство бачу я дивне й преславне:* небом стає вертеп,* престолом херувимським Діва, оселею – ясла, в яких лежить неосяжний Христос Бог.* Його, оспівуючи, величаємо!
Христос народжується – славте!* Христос із небес – зустрічайте!* Христос на землі – бадьортеся!* Співай Господеві, вся земле,* і весело заспівайте, люди,* бо він прославився!
Споконвічно від Отця народженому нетлінно Синові,* що в останній час безсіменно від Діви тілом народився, Христу Богові, закличмо:* Святий ти, Господи,* що збільшив нашу славу!
Паростком з Єссеєвого кореня і квітом від нього став ти, Христе,* коли від Діви, хвальний, народився:* від гори, гаєм покритої, прийшов ти, безтілесний і Бог,* тіло прийнявши від тієї, що мужа не знала.* Слава силі твоїй, Господи!
Як Бог миру й Отець щедрот,* ти послав до нас ангела великої своєї ради,* що спокій подає нам.* Тому ми, наставлені до світла богорозуміння,* з ночі до ранку чуваючи,* славословимо тебе, Чоловіколюбче.
Йону, як дитину,* з утроби своєї викинув морський звір, якого він прийняв;* а Слово Боже, що вселилося в Діві і тіло прийняло,* вийшло з неї,* залишивши її нетлінною.* Само ж бо воно нетлінне,* то й нетлінною-зберегло ту, яка його народила.
Юнаки, що виховані були у побожності,* безбожного наказу не послухались,* ані погроз вогнем не злякалися,* але серед полум'я співали:* Боже батьків, ти благословенний.
Образом незбагненного чуда була росоносна піч,* бо, як вона не спалила юнаків,* так і вогонь Божества не спалив Діви,* що у її лоно ввійшов.* Тому голосно заспіваймо:* Всі створіння нехай благословляють Господа і величають його повіки!
Таїнство бачу я дивне й преславне:* небом стає вертеп,* престолом херувимським Діва, оселею – ясла, в яких лежить неосяжний Христос Бог.* Його, оспівуючи, величаємо!
Третья песнь сложена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, за разрешение её неплодства: Утвердися сердце мое в Господе... (1 Цар. 2:1-10).
Основная мысль тропаря – возвышение рога (силы), достоинства человека через вочеловечение Христово, через подаяние – благодаря этому вочеловечению – Божественного естества нам, земным и бренным.
«В тройственный образ Божественной Троицы» канон делится на три части — после третьей, шестой и девятой песней произносятся малые ектении.
После третьей песни и малой ектении читается ипакои´, который повествует об обстоятельствах праздника. Слово «ипакои» переводится как «слушание». Это указывает на то, насколько важно содержание ипакои для понимания внутренней сути праздника.
Четвёртая — по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия и Божественной силе Воплотившегося: Господи, услышах слух Твой и убояхся... (Авв. 3:1-19).
Пятая — по образцу песни пророка Исайи, содержащей также пророчество о Спасителе міра и плодах Его искупительного подвига: «От нощи утренюет дух мой» (Ис. 26: 9-19).
Шестая — по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чреве китовом: Возопих в скорби моей ко Господу Богу... (Иона 2:3-10).
После шестой песни и малой ектении — кондак и икос, содержащие краткое изложение и похвалу события праздника или жизни святого. Кондак и икос дополняют своим содержанием тропарь праздника. Мы приводим кондак в переводе П.Мироносицкого – одного из выдающихся литургистов Церкви. Перевод сделан непосредственно с греческого языка. Рассказ об авторе этого кондака и удивительной истории его написания помещён в конце книжки.
Седьмая и восьмаяпесни составлены по образцу благодарственной песни трёх отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки (Дан. 3:26-45).
Перед девятой песнью канона диакон с кадилом возглашает перед иконой Богородицы: Богородицу и Матерь Света песньми (обычно: в песнех) возвеличим, призывая к особому вниманию и торжественности. Пресвятая Богородица именуется Матерью Света, потому что от Неё воплотился Свет человеков (Ин 1:4-9). И совершается каждение всего храма. Иногда на большие праздники возглашается 1-й припев канона.
Девятаяпеснь обычно содержит прославление Божией Матери. Она применена к песни святого Захарии, отца Предтечи Господня Иоанна (Лк 1:68-79). Однако в этот праздник делается исключение – канон прославляет Рождество Христово.
Вслед за этим поются стихиры на хвалитех. Сначала поётся начало 148 псалма, затем часть стихов читает чтец, остальные стихи псалмов 148-150 поются и читаются попременно со стихирами.
По пропетии стихиры на «Слава» отверзаются Царские врата и зажигается паникадило.
По стихире на «И ныне» произносится хвалебный возглас: Слaва тебЁ показaвшему нaмъ свётъ.