О сотрудничестве и кооперации 5 страница

Космическое Сердце соответствует человеческому сердцу. Как высшее сознание человека обитает в сердце человека, точно так же Космическое Сознание обитает в Космическом Сердце, и как высшее сознание человека есть результат накоплений прежних жизней человека, так же в Космическом Сердце содержатся накопления достижений Космоса всех прежних манвантар.

"Абсолютный Разум и Совершенное Сердце есть один и тот же Источник.

Когда Мы говорим, что жизненная эманация исходит от этой Сущности, то человечество может принять эту Истину" (Беспредельность, ч. 1, 300).

«Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека, когда его дух, разум и все чувства огненно претворились и слились в сердце; именно, когда разум становится сердцем и сердце – разумом…» (Письма Е. Рерих: от 30. 6. 34).

После книги Беспредельность следует Иерархия. Понятие об этой части Учения дано в главе «Об управлении миром», поэтому можно перейти к следующей книге Учения, учению Сердца.

Специальная книга Учения о Сердце указывает на то, что в наступающую эпоху человеческому сердцу должно быть отведено особое внимание, ввиду того исключительного значения, которое оно занимает в нашем организме.

Великое значение сердца не в том, что оно исполняет великую физиологическую функцию, но в том, что оно исполняет еще большую функцию психологическую.

Помимо того, что в разных местах книги уже сказано о сердце, оно есть орган, при помощи которого может свершаться дальнейшее развитие человека. Первенствующее значение, которое занимал в истекающую эпоху ум, в наступающую эпоху переходит к сердцу, ибо кончилась эпоха критики, сомнения и разъединения и началась эпоха синтеза и чувствознания, эпоха сотрудничества и объединения.

Все те высшие истины, познание которых является необходимым для человека наступающей эпохи, могут быть восприняты высшим сознанием человека, находящимся в его сердце. Все те высшие функции, которые должен проявить человеческий организм, могут быть осуществлены лишь при развитии сердца… Присутствие высшего сознания человека в сердце человека возвеличивает значение сердца среди других органов человеческого тела до первенствующего значения.

Человек современного развития не может пользоваться той высшей мудростью, которой обладает его высшее сознание, обитающее в его сердце, потому что у него нет моста между интеллектом и высшим сознанием. Дальнейшее развитие интеллекта в том направлении, в котором оно происходило до сих пор, не только не может построить мост между разумом и сердцем человека, но порывает между ними связь окончательно.

Лишь развитие сердца и чувствознания строит тот мост между низшим и высшим сознаниями человека, который приобщит его и к высшему знанию, и к дальним мирам.

В одном из параграфов Учения ставится вопрос: «Почему сначала Беспредельность, потом Иерархия и затем Сердце?») На этот вопрос следует такой ответ: сначала должно быть указано направление, в котором человек должен следовать, затем – проводники в Беспредельность, это наши Руководители – Братья человечества, но средством для приобщения к Беспредельности может служить лишь собственное сердце человека. Лишь усилиями своего сердца человек может достигнуть того высшего, Огненного Мира, о котором говорит последняя книга Нового Учения – Мир Огненный.

Когда появляется Новое Учение, то возникает естественный вопрос: «Кто же Учитель?» Но об Учителе можно сказать лишь то, что Учитель Сам говорит о Себе. Вторая книга Учения начинается словами:

"Спросят: «Кто дал вам Учение?» – Отвечайте: «Махатма Востока».' Спросят: «Где живет Он?» – Скажите: «Местожительство Учителя не только не может быть передаваемо, но даже не может быть произносимо. Вопрос ваш показывает, насколько вы далеки от смысла Учения. Даже по человечеству вы должны понять, насколько ваш вопрос вреден» (Листы Сада Мории, т. II).

Если человек хочет знать, кто Учитель и где живет Он, ради любопытства, то такое любопытство ничего кроме вреда принести не может, но если человек принял Учение и серьезно взялся за изучение его, то для него становится ясным, что истинный Учитель может прийти лишь из того единого Источника, откуда приходили в мир другие Учителя человечества, из того Источника, откуда исходят всякое благо, всякая помощь и все заботы о развитии человечества.

Что касается имени Учителя, то для познавшего истину оно имеет второстепенное значение, ибо он знает, что каждый Учитель уже много раз приходил на землю, принимая всякий раз иное имя, и какое имя Он пожелает принять теперь, кроме Него, никому не известно. Познавший истину знает, что многие исторические личности, которые приходили в мир под разными именами, иногда несли в себе одну и ту же духовную сущность.

Необходимо принять Учителя и Его Учение сердцем, тем высшим сознанием человека, которое все знает, которое ошибок не делает и которое допытываться об имени Учителя не станет. Тот, кто не может принять Учителя сердцем, желая постигнуть Его умом и, прежде чем принять Его, удостовериться, есть ли Он тот самый, которого в своем воображении представил себе, тот, и зная имя Учителя, Его не примет. ' Махатма – Великая Душа, прошедшая путь Богочеловека, Прим. А.

Клизовского.

Христиане ждут прихода Христа, евреи ждут Мессию, магометане ждут Мунтазара, буддисты ждут Майтрейю, последователи Зороастра ждут Саошьянта, индусы ждут Калки Аватара. Новое Учение говорит о наступлении эпохи Майтрейи. Значит ли это, что только буддисты окажутся правыми. а все остальные ошибутся?

Нисколько. Теперь наступила пора объединения всего человечества, для чего и дается ему Единое Мировое Учение. Явится один Учитель, один Спаситель мира, но всякий ждущий и принимающий Его сердцем своим, увидит Его в таком виде, в каком он ждет Его. Христианин увидит Его в образе Христа, магометанин – в виде Мунтазара, буддист – Майтрейей, индус – Калки-Аватаром и т.д.

Из этого явствует, что имя Учителя – вопрос второстепенный, ибо все те имена, которыми люди называют бывших Учителей и грядущего Учителя, суть имена не собственные, но нарицательные. Христос, Майтрейя, Калки-Аватар, Мунтазар и Мессия обозначают Спасителя мира, единую Высочайшую Индивидуальность, но каждый народ и каждая страна знали этот Великий Облик в соответствующем воплощении.

Поэтому не будем спорить об именах. Если Учение говорит о наступлении эпохи Майтрейи, то это потому, что так в Высших сферах, руководящих нашей судьбой, давно уже решено и предсказано человечеству тысячелетия тому назад. Нам ли высказывать по этому поводу свои соображения, свое согласие или несогласие с таким решением наших Руководителей? Мы можем лишь с благодарностью принять Новую эпоху, ибо в ней наше спасение.

От века миру сужденный и в наши дни ожидаемый Великан Владыка!

Ты есть обещанный всеми пророками и всеми писаниями Спаситель Мира и Избавитель человечества от сетей и козней дьявола. Под Твоим мощным водительством Твое Светлое Воинство победит Дракона, змея древнего, извечного врага и губителя рода человеческого. Владыка сострадания и любви к обнищавшему и разъединившемуся человечеству! К Тебе обращаю мольбу мою: «Прими меня в Твое победоносное Воинство и в число тех. которых Ты поведешь в Светлую Страну Твою, в обещанный писаниями Новый Иерусалим».

Зажгу светильник Духа моего и буду во тьме жизни мудр, зорок и бодр, чтобы не проспать час прихода Твоего.

"Владыко, помогу Стране Твоей, дух мой облечен в кольчугу бесстрашия.

Ярко горит на щите звезда Твоя. Приму в щит все стрелы противников Твоих. Хочу помочь Тебе".

«Помогу строить Твою Страну во Имя Матери Мира и Отца моего!» «Владыка, возьми достояние мое, если оно пригодно Тебе!» "Владыко, дай силу моему сердцу и мощь руке моей. Ибо я слуга Твой. В Лучах Твоих я пойму вечную правду Сущего. В Голосе Твоем я услышу созвучие Мира.

Впадыко, я отдаю Тебе мое сердце. Принеси его во имя спасения Мира".

"Владыка, пошли Волю Твою: или дай, или возьми. С Тобою вместе будем различать мои западни. Вместе будем усматривать мои решения вчерашнего дня. Сыт я сегодня, и Ты лучше меня знаешь количество пищи на завтра.

Не преступлю Волю Твою, ибо могу получить лишь из Твоей Руки".

«Люблю Тебя, Господи, и предан Тебе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!»

Глава 10

ИСТИНА ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

Хотя в предыдущих главах уже неоднократно говорилось о великом значении в жизни человечества Оккультизма и Теософии, но необходимо сказать больше. Необходимо освободить этот единый источник высшего знания и божественной мудрости от всего того наносного, приставшего к нему сора и прилипшей к нему грязи, которые превратили это великое понятие в синоним шарлатанства, надувательства и фокусничества.

Во-первых, Теософия обозначает не учение о Боге, как некоторые неправильно понимают это слово, но божественную мудрость, высшую мудрость, которая сообщалась лишь вступившим на путь божественности, для достижения божественности. Другое название этого высшего знания – оккультизм, то есть «наука о скрытом», – показывает недоступность его для масс и доступность лишь для немногих. Такими же названиями определяет это высшее знание апостол Павел в Первом послании к коринфянам (2: 6-8), называя проповедуемое им учение «мудростью божественной, тайной сокровенной, которую никто из властей века сего не познал».

Недоступность и вытекающая отсюда таинственность этой высшей науки для масс народа была продиктована не желанием немногих избранных сохранить лишь для себя эту высшую мудрость, но неподготовленностью и неспособностью народа воспринять ее. Между тем всякая тайна обладает притягательной силой, и таинственность этого высшего знания всегда влекла к себе человека больше, чем что-нибудь другое.

Таким образом, вытекающая из печального опыта прежних веков настоятельная необходимость скрыть это высшее знание от незрелых и неподготовленных умов, с одной стороны, а с другой – неистребимое желание эгоистически настроенного человека проникнуть в это высшее знание во что бы то ни стало, для того чтобы извлечь из этого известную для себя выгоду, создало вокруг этого источника мудрости и света нездоровую атмосферу, которая при современном состоянии развития человека оздоровлена быть не может.

Крохи этого тайного знания, передаваемые из поколения в поколение еще со времен Атлантиды, рассыпаны в народе в виде символических изображений, ритуалов, легенд, различного рода заговоров против различного рода болезней и заклинаний против разного рода несчастий, а также в сохранившихся с древних времен в небольшом количестве оккультных книгах. Но когда в средние века многие люди устремились к поискам философского камня с целью превращения неблагородных металлов в золото, когда они в широком масштабе пользовались крохами этого знания для общения с низшими темными силами-для принятия участия в шабашах, то для предотвращения бедствия, постигшего Атлантиду, большинство книг по указаниям свыше было уничтожено.

И в наше время крохами высшего знания, которые всегда падали и падают со стола истинного знания, пользуются люди невысокого умственного и нравственного развития для всевозможных спекулятивных целей. Все эти гипнотизеры и медиумы, спиритисты и спиритуалисты, престидижитаторы и волшебники, маги и факиры, заклинатели и прорицатели, называя себя оккультистами, создают плохую славу истинному оккультизму…

"На Западе появилось множество йогов, престидижитаторов, учителей, магнетизеров, оккультистов, которые вращаются около явлений воли.

Прекрасно умножая свои монеты, они за сходную плату каждого учат, как улучшить материальные условия, как располагать к себе людей, как приобретать влияние в обществе, как вести дела, как диктовать множество приказов и как делать из жизни подкрашенный сад. Развивая волю, некоторые из этих учителей как бы следуют по правильному пути, но они не указывают цель этого странствования и тем служат лишь ухудшению безобразных условий жизни.

Сильная воля, работающая на усиление ветхих предрассудков, не есть ли истинный ужас? Сколько напряжения потрачено будет на этих неооккультистов, чтобы уничтожить вред их духовного разврата!

Имитаторы Хатха-Йоги еще будут наименьшими по вреду" (Агни-Йога, 404).

Великий вред, приносимый псевдооккультистами, заключается не только в том, что они вредят себе, но они вредят и мирозданию. За каждое насильственное вторжение в ту область знания, до которой человек не дорос, приходится дорого расплачиваться. Всякое проявление высшей силы, вызванное искусственным путем (приемами Хатха-Йоги) и направляемое для удовлетворения тщеславия, себялюбия и корыстолюбия, со временем человека покидает, если не навсегда, то на весьма долгий срок, ибо кто хочет искусственным путем ускорить свое развитие, тот его задерживает.

Кроме того, несвоевременное и непоследовательное развитие некоторых центров приводит к расстройству нервной системы, к одержимости, к сумасшествию и к смерти. Преждевременное, не руководимое Учителем развитие некоторых способностей ведет иногда к тому, что человек приводит в действие силы, которыми он не умеет управлять, и это всегда кончается гибелью человека. Поэтому высшее развитие человека без истинного Учителя невозможно.

"Открытые центры дают эволюционный космический канал, медиумы же как ладья без руля. Все человечество в совершенстве должно двигаться по эволюционному каналу, но закрытые центры относят его далеко назад.

Открытые центры есть лишь доказательство правильного направления, но медиумизм есть лишь опасность. Медиум есть лишь постоялый двор для развоплощенных лжецов" (Агни-Йога, 228).

Вред, наносимый псевдооккультистами мирозданию, заключается в том, что вносится дисгармония в общее течение космической жизни; и те силы Космоса, которые пошли бы на нормальное, благотворное развитие человечества, тратятся на уничтожение зловредных человеческих порождений, на приведение в гармонию и порядок расстроенных стихий, вызванных появлением ненужных и вредных феноменов.

"Не следует искать далеко то, что находится близко. Какой непоправимый вред принесли человечеству далекие поиски в магии! Вместо улучшения своего сознания поиски были ограничены чужими словами, даже без знания их значения и ритма.

Что другое так сопротивляется эволюции, как не застывшие формулы магии? Мир астральный был больше всего отделен от воплощенного мира приемами магии. Конечно, одержимость часто есть следствие магических вызываний. Медиумизм живет рядом с магией.

Те магические формулы, которые обнародованы, есть результат лжи. В них выпущено нечто, подлежащее устной передаче. Разумеется, йог представляется противоположением магу. Маг стоит на застывших словах, йог постоянно вдыхает новое дыхание Космоса. Один стар от рождения, другой молод во всех изменениях. Один пытается нанести удар чужим словом, другой поражает мыслью свободною. Один защищается жалким острием, другой покрыт бронею своего взгляда. Йога не имеет ничего общего с магией" (Агни-Йога. 233). Также вредно весьма распространенное в наше время увлечение спиритизмом и вызыванием умерших, которым занимаются ради любопытства, развлечения и препровождения времени все кому не лень. Эта невинная – с точки зрения земных обитателей – забава для посещающих спиритические сеансы обитателей невидимого мира сопровождается весьма тяжелыми последствиями, вплоть до их уничтожения, о чем сказано в цитате из Чаши Востока, помещенной в главе о перевоплощении.

Вызывание мертвых всегда было известно и всегда считалось действием предосудительным, запрещенным и недоступным. Недаром сказано в Ветхом Завете, что царь израильский Саул приказал уничтожить в своем государстве всех волшебников, знахарей и вызывателей (см. 1 Цар., 28).

Люди полагают, что они могут вступать в общение с душами умерших родных и друзей, но это не более как заблуждение. То, что происходит на спиритических сеансах, есть грубый обман со стороны обитателей низшего астрального плана. Те великие духи, которых человечество помнит по их земной жизни, которые якобы появляются на спиритических сеансах по вызову собравшихся спиритистов, не более как грубая мистификация.

"Тщетно ваши современные провидцы и их пророчицы вкрадываются в каждую открывшуюся им щель и расселину, кончающуюся тупиком; и еще более тщетно, проникнув туда, возвышают они свой голос, восклицая: "Эврика!

Мы сподобились Откровения от Господа!" – ибо воистину не имеют они ничего подобного. Они лишь потревожили летучих мышей, менее слепых, чем сами вторгшиеся к ним; а эти незваные гости, ощущая, как те летают рядом, принимают их часто за ангелов – ведь у них тоже имеются крылья!" (Чаша Востока, письмо XV).

Таким образом, вместо ангелов, которых люди вызывают на спиритических сеансах, к ним прилетают «летучие мыши», вместо душ великих покойников или любимых близких людей, являются пустые оболочки, сброшенные астральные тела, сохранившие еще крупицу сознания, так называемые «элементарии»; и единственные духи, которые могут являться на сеансы, которые, как уже сказано, дорого за это расплачиваются, – это ушедшие из земной жизни ранее наступления срока их естественной смерти.

Такими ушедшими из земной жизни ранее положенного срока являются самоубийцы, казненные преступники и внезапно погибшие при катастрофах.

Это единственные духи, которые должны пробыть в той сфере, с которой могут вступить в общение спиритисты, положенный им срок до наступления их естественной смерти… «Ни в каком случае, следовательно, – кроме самоубийц и пустых оболочек и тех жертв несчастных случаев, которые умирают, полные какой-либо снедающей их земной страсти, – никто иной не может оказаться привлеченным на спиритический сеанс» (Чаша Востока, письмо XX).

«Когда человек умирает, его второй и третий принципы умирают вместе с ним; низшая триада исчезает, а четвертый, пятый, шестой и седьмой принципы образуют переживающую четверицу».

С этого мгновенья начинается «смертельная» схватка между высшей и низшей диадами. Если побеждает высшая, то шестой принцип, привлекши к себе квинтэссенцию Добра из пятого – его благороднейшие привязанности, его наиболее священные (хотя бы и земные) устремления и наиболее одухотворенные части его ума, – следует за своим божественным старшим принципом (7-м) в состояние «созревания»; пятый же и четвертый остаются соединенными как пустая оболочка (выражение совершенно точное) скитаться в атмосфере земли, с наполовину утерянной личной памятью и с наиболее грубыми инстинктами, вполне живучими на протяжении известного периода, – одним словом, «элементарий». Это и есть «ангел-руководитель» рядового медиума.

Если же, напротив, поражение терпит высшая диада, то именно пятый принцип ассимилирует все, что могло остаться от личных воспоминаний и восприятий личной индивидуальности в шестом принципе. Но, со всем этим дополнительным имуществом, он не останется в Кама-локе – «Мире желаний» или атмосфере нашей земли. По истечении очень краткого срока, подобно соломинке, плавающей в сфере притяжения водоворотов и впадин Мальстрома, он захватывается и вовлекается в огромный водоворот человеческих эго; тогда как шестой и седьмой – теперь чисто духовная, индивидуальная монада, без какого-либо следа последней личности, – минуя обычный период «созревания» (ибо нет очищенного личного эго, которому надо было бы нарождаться), после более или менее длительного периода бессознательного Покоя в безграничном Пространстве – очутится возрожденной в другой личности на следующей планете" (Чаша Востока, письмо XIX).

Таким образом, на спиритических сеансах, как сказано в одном месте Учения, пустые оболочки привлекают пустые оболочки и тех несчастных, которые расплачиваются за это своим существованием. Но астральным оболочкам терять нечего, ибо они все равно с течением времени впадают в сон и растворяются в пространстве. Но страдает та особая категория человеческих существ, которые ушли из жизни ранее срока, ибо они не оболочки и не духи, но полуфизические существа, которые обитают в полуфизической сфере, с которой только и возможно общение спиритистов.

Страдают, конечно, и физические оболочки, участники сеансов, ибо раз они были причиной гибели какого-нибудь существа, то возможно ли предположить, что такое нарушение космических законов пройдет для них бесследно? Истинный дух человека обитает в высших планах и находится, как сказано выше, в периоде «нарастания». Он ассимилирует свою прожитую жизнь, претворяя ее в опыт, способности и характер, чтобы с ними, когда придет срок, войти в новую жизнь. До него призывы спиритистов не доходят, и он на сеансы к ним не является.

Спиритизм, таким образом, является одним из многих проявлений того духовного разврата, в который ввергли мир псевдооккультисты. От такого духовного разврата погибла Атлантида. Такой духовный разврат уже один раз грозил западному миру гибелью в средние века, но он, как сказано выше, был спасен тем, что от него было отнято знание, которое он применял для своей гибели.

В настоящее время человечество подошло к высшей ступени своей эволюции, когда общение с невидимым миром и его обитателями не только возможно, но обязательно, когда силы, которых люди так жаждут, не только доступны, но необходимы. Но для этого нужно идти не с тьмою против Света, но со Светом против тьмы. К чему добиваться запрещенными, преступными способами каких-то жалких достижений, когда принявший Учение Агни-Йоги в возможностях высших достижений не ограничен ничем? К чему идти с тьмою и быть обреченным на уничтожение, когда, идя со Светом, можно стать сотрудником эволюции?

Что же такое есть неведомый западному миру истинный оккультизм? Ибо можно утверждать, что за весьма редкими исключениями западный мир никогда не сталкивался с людьми, достигшими в области оккультизма высшего знания и силы, или, если такие случаи бывали, то такие личности не были опознаны, ибо истинные оккультисты, каковы, например, индийские йоги, ничем по виду не отличаются от обыкновенных людей. Они никогда не выступают публично, никогда не демонстрируют своих знаний и силы, никогда не показывают никаких чудес. Если же они когда-нибудь обнаруживали высшее знание и силы, то их считали за шарлатанов.

Никогда ни один истинный служитель Света, каковым является истинный оккультист, не извлекает из своего знания и силы выгод для себя. Он может проявить свое могущество в нужную минуту для помощи другим.

Точно так же ни один Учитель, каковым может быть лишь истинный оккультист, не продает своего знания за деньги. В этом лежит резкая грань между истинным оккультистом, служителем Света, и псевдооккультистом, служителем тьмы.

Первый уже подчинил свои низшие принципы высшим, то есть вступил на путь богочеловеческий, и применять добытые путем больших усилий высшее знание и высшую силу для целей эволюции на общую пользу есть для него высшее благо и высшая радость. Второй же полон эгоистических стремлений, он жаждет силы, знания и могущества для себя, он жаждет высшими средствами и силами, которые должны служить для достижения высших целей, достигнуть целей низших, земных. Но такое стремление всегда оканчивается для человека плачевно. Он попадает во власть темных сил, которые делают из него орудие для достижения своих целей.

Нижеприводимые выдержки из Писем Махатм', которые 50 лет тому назад посылались двумя Учителями человечества двум англичанам – журналисту Синнетту и орнитологу Хьюму, показывают, что такое истинный оккультизм, этот единственный источник высшего знания, высшей мудрости и всех существовавших и существующих религий, эта вечная философия, которая существует с той поры, как существует человечество. ' Полное название книги – Письма Махами Синнетту. Избранные письма обнародованы Е. И. Рерих на русском языке под названием Чаша Востока.

– Прим. ред.

"Подобно многим, вы порицаете нас за нашу большую сдержанность. Однако мы кое-что понимаем в человеческой природе, ибо опыт долгих столетий – да, веков – научил нас.

К тому же мы знаем, что пока остаются области, непознанные наукой, и пока тень религиозного догматизма коснеет в сердцах масс, мировые предрассудки должны быть побеждаемы шаг за шагом, а не штурмом. "…" …Общественная безопасность обеспечивается лишь тем, что мы держим в тайне страшные виды оружия, которые иначе могли бы быть употреблены против нее и которые, как уже сказано, становятся смертельными в руках людей злых, порочных и себялюбцев" (Чаша Востока, письмо 1).

"Мы не придем к взаимопониманию в нашей переписке до тех пор, пока не будет полностью уяснено, что оккультная наука имеет свои методы исследования, такие же точные и деспотичные, как и методы ее антитезы – физической науки. Если последняя имеет свои правила, так же точно имеет их и первая; и тот, кто захочет переступить границу невидимого мира, не может указать наперед, как это произойдет, так же как и путешественник, стремящийся проникнуть во внутренние подземные убежища благословенной Лхасы, не может указать путь своему проводнику. Тайны никогда не были доступными для обычных толп и никогда не могут быть сделаны таковыми, по крайней мере до того желанного дня, когда наша религиозная философия станет общемировой. Во все времена не более нежели едва насчитываемое меньшинство владело тайнами природы, хотя множества людей были свидетелями практических доказательств возможности владения ими. Адепт есть редкий цветок целого поколения исследователей, и чтобы стать таковым, он должен повиноваться внутреннему побуждению своей души, независимо от осторожных соображений светской науки или здравомыслия.

Тот, кто хочет высоко поднять знамя мистицизма и провозгласить его приближающееся царство, должен подать пример другим. Он должен первым изменить свой образ жизни, и, почитая изучение оккультных тайн как высшую ступень Знания, должен громко провозгласить это, вопреки точной науке и противодействию общества. «Царство Небесное силою берется» – говорят христианские мистики. И лишь с оружием в руке и будучи готовым либо победить, либо погибнуть, может современный мистик надеяться достичь своей цели" (Чаша Востока, письмо II).

"Истины и тайны оккультизма представляют из себя свод высочайшего духовного значения, глубокий и в то же время практичный для всего мира. Однако они даются вам не только как простое добавление к запутанной массе теорий или умозрительных спекуляций в научном мире, но ради их практического приложения в интересах человечества. Термины «ненаучно», «невозможно», «галлюцинация», «обманщик» употреблялись до сих пор очень развязно и небрежно, как бы подразумевая в оккультных феноменах либо нечто скрытое и ненормальное, либо преднамеренный обман.

Вот почему наши Старшие решили пролить больше света на этот предмет для немногих восприимчивых умов и доказать им, что подобные проявления так же подлежат законам. как и простейшие явления физического мира" (Чаша Востока. письмо IV).

"Итак, вы видите, какие непреодолимые трудности встают на пути достижения не только Абсолютного, но даже начального знания в Оккультной Науке – для человека в вашем положении. Каким образом могли бы вы объясняться с теми полуразумными Силами (на самом же деле – приказывать им), чье общение с нами происходит не с помощью произносимых слов, но через звук и цвет, во взаимосвязи их вибраций?

Ибо звук, свет и цвета – главные факторы в формировании этих степеней Разума, этих сущностей, о самом существовании которых вы и представления не имеете и в которых вам не разрешается верить; атеисты и христиане, материалисты и спиритуалисты – все выдвигают свои доводы против подобного верования, наука же возражает решительней их всех против подобного «унизительного суеверия»! "…" …По причине всего этого само наше существование отрицается! Да, – по этой же причине верующие в нас объявлены обманщиками и сумасшедшими, и сама наука, ведущая к высшему назначению высочайшего знания, к истинному вкушению от Древа Жизни и Мудрости, – осмеяна как дикий полет фантазии!

Не забудьте то, что я однажды вам написал о тех, кто углубляется в изучение оккультных наук', тот, кто это делает, «должен или достичь цели или погибнуть. Будучи достаточно продвинутым на пути к великому Знанию, начать сомневаться – значит рисковать умопомешательством; полностью остановиться – значит рухнуть; отступить – значит лететь вниз головой в пропасть» (Чаша Востока, письмо V).

"Оккультная наука – это не такая наука, в которой тайны могут передаваться сразу, путем письменного или даже устного сообщения. Если бы это было так, то все, что «Братьям» надо было бы сделать, – это издать Руководство по этой науке, чтобы обучать ей в школах наподобие грамматики. Обычное заблуждение людей – что мы добровольно окружаем себя и наши силы тайной, что мы желаем сохранить наше знание для себя. и по своей воле, «без всякой на то причины и намеренно», отказываемся передать его. Истина же заключается в том, что пока неофит не достиг состояния, необходимого для той степени Озарения, на какую он способен и имеет право, большинство, если не все Тайны – несообщаемы.

Восприимчивость должна не уступать желанию наставить. Озарение должно прийти изнутри" (Чаша Востока, письмо VIII).

"Дать человеку больше знания, нежели он в данную минуту способен вместить, – опыт весьма опасный; кроме того, еще и другие соображения удерживают меня. Внезапное сообщение фактов, столь выходящих за рамки обычного, во многих случаях губительно не только для неофита, но и для тех, кто находится непосредственно около него. Это подобно передаче адской машины или заряженного револьвера со взведенным курком в руки того, кто никогда не видел подобных вещей. Наш случай в точности аналогичен. Мы чувствуем, что время приближается и что мы должны выбрать между торжеством Истины и Царством Заблуждения – и Ужаса. Мы должны допустить немногих избранных к великой тайне или же предоставить гнусным шамарат увлечь лучшие европейские умы в наиболее безумный и губительный из предрассудков – спиритизм; и мы действительно чувствуем, как будто мы передаем целый груз динамита в руки тех, кого мы хотим видеть защищающимися от красношапочных Братьев Тьмы.

Наши рекомендации