Ширк (Многобожие) как термин Шариата
Это несколько определений данного понятия в терминологии Шариата:
1) «ШиРК» (شِرْكٌ) – это приравнивание кого-то, помимо Аллаха, к Аллаху в тех правах и качествах, которые являются исключительной особенностью Аллаха.
2) «ШиРК» (شِرْكٌ) – это придание Аллаху компаньонов, соучастников в каком-либо из Его прав или качеств.
3) «ШиРК» (شِرْكٌ) – это когда человек совершает поклонение[1] творению, также как совершает поклонение Аллаху, когда он возвеличивает кого-то, так как следует возвеличивать только Аллаха. Ширк происходит, когда человек утверждает, что кто-то, помимо Аллаха, достоин какого-либо поклонения или способен распоряжаться какими-либо делами этого мироздания, то есть когда творению приписывается доля в Таухиде аль-Улюхийя или в Таухиде ар-Рубубийя, о которых мы говорили выше.
4) «ШиРК» (شِرْكٌ) – когда кого-либо делают подобным Аллаху, приравнивая его к Господу миров.
Из всех указанных определений первое можно взять за основу, а остальные рассматривать как толкование к первому. Как мы уже сказали, ширк (многобожие) является полной противоположностью Таухиду (Единобожию). И если Таухид делится на три раздела, то ширк, соответственно, может проявляться во всех этих сферах Единобожия и разрушать его.
Повторим три раздела Единобожия (Таухида), это:
1) Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя).
2) Единобожие в поклонении (Таухид аль-Улюхийя).
3) Единобожие в именах и качествах (Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат).
Примеры ширка, нарушающегоЕдинобожие во Владычестве
(Таухид ар-Рубубийя):
- Это полное отрицание существования Аллаха, и утверждение, что все в мире создано природой или случайностью, как это заявляли коммунисты и прочие атеисты.
- Это притязание на божественность, как это делал фараон, который объявил себя единственным богом.
- Это утверждение, что кто-то помимо Аллаха может управлять этим мирозданием.
- Утверждение, что благо или зло может исходить от звезд или чего-то другого помимо Аллаха.
- Суеверие, когда люди полагают, что карканье ворон, особенности их полета, кофейная гуща, черная кошка, игральные карты и тому подобные вещи могут повлиять на судьбу человека.
- Дуализм зороастрийцев, которые полагают, что миром управляют два бога – бог света и бог тьмы.
- Троица христиан, которые полагают, что миром управляют три божественные сущности, каждая из которых является отдельной личностью.
- Утверждение, что умершие святые и праведники способны дать пропитание, облагодетельствовать, оградить от зла, дать детей или напротив, наказать, ослепить, покарать, умертвить и т.п.
Человек, имеющий такие убеждения, приобщает к Аллаху соправителя, придаёт Ему сотоварища, утверждает, что кто-то ещё соучаствует с Ним во власти над этим миром и имеет долю в Его могуществе. Тем самым он совершает многобожие, даже в том случае, если он ничему из этого не поклоняется и ни к чему из этого не обращается с молитвами. Если человек думает, что звёзды даруют и забирают, приносят пользу или вредят, но при этом он не поклоняется им и не почитает их, то он все равно является многобожником (мушриком), потому-что он разделил власть над Вселенной между звездами и Аллахом, сделал их совладельцами в том, что подобает только Аллаху. Также коммунисты и атеисты, которые верят в то, что силы природы, эволюция, случайности, законы физики и химии, первоматерия создали всё сущее, тоже являются многобожниками. Они поделили власть Аллаха и его могущество между неодушевлёнными предметами. Коммунисты и атеисты являют собой пример крайнего многобожия. Если другие многобожники (мушрики) утверждают, что Аллах делит свою власть со святыми и умершими, которые хотя бы при жизни имели силу на определённые действия, то атеисты делят власть Аллаха между стихиями, которые не обладают душой и никогда не были живыми, Аллаху же они оставляют самую малую долю. При жизни они молчат, и закапывают в глубине своих тёмных душ веру в Аллаха, и обращаются к ней только тогда, когда обращаться больше уже не к кому и не к чему. Как сказал Всевышний Аллах про фараона, который объявил себя богом, и про его последователей:
فَلَمَّا جَاءتْهُمْ آيَاتُنَا مُبْصِرَةً قَالُوا هَذَا سِحْرٌ مُّبِينٌ
وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْماً وَعُلُوّاً فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُفْسِدِينَ