Выполните сравнит-ый ан-з моделей премий в области качества (10). Поясните связь модели Европейской премии EFQM c тр-ми и рек-ми ст-тов ISO серии 9000 (10).
6.1
Дайте определение термина «самооценка», используемое в стандартах ISO серии 9000 (5 баллов). Проанализируйте методологию процесса самооценки, приведенную в стандарте ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) (15 баллов).
Определение
ISO 9000: 2000 2.8.4 Самооценка
Самооценка организации является всесторонним и siтическим анализом деятельности организации и рез-тов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства.
Она может дать общее представление о деятельности организации и степени развития СМК , так же может помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты
ISO 9004:2000 п.8.2.1.5 Самооценка
Организации следует разрабатывать и внедрять процесс самооценки. Область распространения и глубина самооценки должны планироваться исходя из целей и приоритетов организации.
Кроме методологии рпедложенной в ИСО 9004, для самооценки могут использоваться критерии действующих систем признания достижений (наград) в области качества (EFQM и др.)
Проанализируйте методологию процесса самооценки, приведенную в стандарте ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) (15 баллов).
Методология самооценки является удобным способом установления ур-ня зрелости пр-сса.
Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.
Конкретные особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:
применяться ко всей СМК или ее части, или к любому процессу;
применяться к организации в целом или ее части;
быть быстро осуществлен внутренними средствами;
быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;
формировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;
определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;
способствовать развитию СМК в направлении уровня мирового класса.
Самооценка обеспечивает удобный подход к оценке уровня развития организации, базирующийся на разделах 4-8 международного стандарта ИСО 9004:2000(6.4 Производственная среда; 6.5 Информация; 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы; 6.8 Финансовые ресурсы). Каждой организации необходимо разработать комплекс вопросов по тем пунктам настоящего стандарта, которые соответствуют ее потребностям
ПРИМЕР п. 5.2.3. Законодательные и нормативные требования
Как определяются требования, имеющие отношение к рганизации?
Далее ответы ан-ся и сопоставляются с уровнями совершенства.
В зависимости от потребностей организации ,вопросы для самооценки могут использоваться в различных вариантах.
Одним из таких вариантов может быть индивидуальная оценка отдельных элементов системы качества с последующими действиями по улучшению каждого отдельного элемента.
Другим подходом может быть привлечение к самооценке системы качества рабочей группы, составленной из специалистов различных функциональных подразделений, с условием, что анализ, приоритеты и планирование действий по улучшению должны осуществляться только на основе консенсуса всех участников рабочей группы.
Принятие решений по рез-там самооценки может осуществляться различными способами.
Одним из возможных вариантов является сопоставление рез-тов самооценки с преимуществами, которые могут быть получены от соответствующих действий по совершенствованию системы качества. Такой подход позволяет организации, руководствуясь своими объективными потребностями, определять и инициировать наиболее рез-тивные проекты улучшений. Самооценка проводится для выявления не каких-то несоответствий и недостатков, а тех областей деятельности организации, которые необходимо развивать и совершенствовать, уменьшая ее отставание от победителей того или иного конкурса. Если же самооценка проводится с определенной периодичностью, то у организации появляется возможность оценивать динамику своего развития и планировать ее продолжение.
Оценка Ур-ня сов-ва | Хар-ка ур-я сов-а | Руководство по оценке уровня совершенства |
Не сформ-о отношение к проблемам | Нет методик, отсутствие рез-тов, плохие или непредсказуемые рез-ты | |
Проблемы реш-я в сучае их возник-я | Ориентация на решение или предупреждение проблем, мало информации о рез-тах | |
Системный подход к решению проблем | Ориентация на управление пр-сами,si раннего упреждения проблем, имеется информация о соответствии требованиям и о трендах улучшений | |
Реализация принципа Постоянных улучшений | Реализован процесс улучшений, хорошие рез-ты, устойчивый тренд улучшения | |
Высший уровень сов-ва | Хорошо орг-нный пр-сс улучшений, Рез-ты соот-ют высшему мировому ур-ню |
6.2
Выполните сравнит-ый ан-з моделей премий в области качества (10). Поясните связь модели Европейской премии EFQM c тр-ми и рек-ми ст-тов ISO серии 9000 (10).
Сравнительный ан-з мировых премий по качеству
Качество в первую очередь, бизнес-пр-ссов и системы управления орг-ции — ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ. Национальные премии в области качества — это механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.
В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии:
o премия Деминга (Япония)
o национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа, (Америка)
o Европейская премия по качеству.
Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкуренто-способности компаний. В модели Европейской премии акцент сделан на защиту интересов потреб-лей и окружающей среды, в модели премии Деминга – на широкое распространение методов ст-тизации, а в премии Болдриджа главное внимание уделяется стратегическому планированию. Основу национальных премий, как правило, составляет одна из этих моделей.
Пять мировых премий по качеству
Премия Деминга [1]
Основная задача — распространять принципы непрерывного соверш-вования на базе философии УК в масштабах всей компании (CWQC), поощряя орг-ции, достигшие успеха в разработке собственных подходов к управлению качеством и применении статистических методов контроля качества.
Si оценки орг-ций — Оценочные критерии вкл. 3 гр. Пок-ей.
Базовые категории формируют модель премии. В рамках шести базовых категориев (политика в области управления и ее реализация; разработка новой прод-ции и инновация пр-ссов; поддержание и улучшение качества; si мен-нта; ан-з информации и применение новых технологий; развитие человеческих рес-сов) оцениваются эффективность, совместимость, непрерывность и тщательность деятельности. Орг-ционная оценка по сумме шести категорий рассчитывается максимума из 100 баллов.
Порядок оценки предполагает экспертизу Отчета о практике TQM* компании конкурсанта и последующее обследование на местах орг-ций, предоставивших лучшие отчеты. С учетом рез-тов оценки по всем трем критериям выносится заключение о присуждении премии.
Премия Деминга оказала огромное влияние на развитие мен-нта качества в Японии и многих других странах.
Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа
Ключевые принципы премии М. Болдриджа: лидерство, ориентация на потреб-ля, индивидуальное обучение и обучение орг-ции, ценность раб-ков и партнеров, оперативность, инновации и развитие, управление на основе фактов, социальная ответственность, нацеленность в будущее, на рез-т и создание ценностей, системный взгляд. Эти принципы формируют структуру соверш-вования и являются базой для критериев премии.
Критерии премии М. Болдриджа, подразделяются на категории: лидерство; стратегическое планирование; ориентация на потреб-ля и рынок; измерение, ан-з и управление на основе знаний; важность человеческих рес-сов; оперативное управление; бизнес-рез-ты. Si оценки основана на 1000-балльной шкале, каждая категория выражается соответствующей балльной оценкой. Оценка по категориям дается с учетом используемого подхода, его внедрения и полученных рез-тов.
Пр-сс экспертной оценки кандидатов включает конкурс отчетов по критериям премии и последующее обследование на местах.
Критерии премии М. Болдриджа стали основой для многих национальных конкурсов качества во всем мире.
Европейская премия по качеству [3]
Европейская премия по качеству официально учреждена в 1992 г. Ее цель — способствовать эффективному развитию и внедрению всеобщего управления на основе качества в компаниях Европы..
Критерии модели Европейской премии по качеству (модели совершенства EFQM) разделены на две группы: возможности и рез-ты. Группа «возможности» включает следующие категории: лидерство, политика и стратегия, люди, партнерство и рес-сы, пр-ссы орг-ции. Группа «рез-ты» объединяет категории: удовлетворение потреб-лей, удовлетворение персонала, влияние на общество, ключевые рез-ты деятельности. Каждая из двух групп оценивается из максимума в 500 баллов. Эксперты рассматривают категории модели, руководствуясь системой RADAR* (рез-ты — подход — внедрение — оценка и ан-з).
Этапы экспертной оценки Европейской премии аналогичны премии М. Болдриджа.
Японская премия по качеству [4]
Японская премия по качеству разработана на базе критериев премии М. Болдриджа и адаптирована к японской практике мен-нта. С 1996 г. японская премия вручается орг-циям, достигшим высоких рез-тов в построении качественной системы управления, ориентированной на потреб-ля.
Модель Японской премии по качеству построена на взаимосвязи восьми основных категорий: лидерство и принятие решений, социальная ответственность в управлении, понимание клиентов и рынка и работа с ними, разработка и реализация стратегии, обучение и развитие персонала, пр-сс создания ценностей, информационный мен-нт, рез-ты работы.
Процедура определения победителей аналогична другим премиям. Эксперты оценивают конкурсантов по каждой категории, выставляя балльную оценку с учетом подхода — внедрения – рез-тов. Эталонный уровень характеризуется суммарной оценкой в 1000 баллов по всем восьми категориям.
Премии Правительства Российской Федерации в области качества [5]
Российская премия по качеству учреждена Правительством Российской Федерации в 1996 г. Задача, которую призвана решать национальная премия, — вывести качество российского мен-нта на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конк-ать не только на российском, но и на мировом рынке.
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Однако российская премия — не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой. Так, оценка группы «возможности» в российской модели выше, чем в модели EFQM, что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и зачастую не всегда объективных рез-тов.
При оценке категорий из группы «возможности» экспертами учитываются соверш-во подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода. Для категорий группы «рез-ты» оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.