Достаточно ли только религии? 5 страница

Салли шагнула назад, занавеска опустилась, но закрыть тя­желую входную дверь она уже не могла. С открытыми ртами я и оба наших сына наблюдали за тем, как Салли стояла в двер­ном проеме, а медведица подходила к двери. Салли была как бы скована неподвижностью, стоя напротив зверя; они оценивали друг друга, разделенные лишь тонкой занавеской... Вдруг Салли заговорила:

— Да уж, и правда, как блестит твой мех! Ты просто чудесна!

Моя жена делала комплимент медведице! Я не мог в это по­верить, а медведице это, видимо, понравилось. Салли же про­должала восхищаться ее «прелестями» — от ее когтей длиной в десять сантиметров до больших зубов, которые она оскалила. Затем она повернулась к нам и закричала:

— Идите же, идите сюда и посмотрите на нее!

У нас не было большой охоты подходить ближе. Немного по­годя медведица опустилась на все лапы и покинула крыльцо тем же путем, каким и пришла. Она собрала своих детей и пошла прочь, чтобы сделать то, что было запланировано на это утро.

И тут Салли поняла, что она только что совершила, и, повер­нувшись ко мне, закричала:

— Я свободна! Я свободна!

Да, она смогла, и ее старые страхи улетучились! Потом, когда мы говорили об этом, я спросил ее, почему она именно таким образом отреагировала при встрече с медведицей.

— Почему? Ее послал Бог. И я знала, что это будет неопасно. Вот так милость Божья освободила ее от страха, и теперь она

была действительно свободна, ведь постоянное Божье присут­ствие окружало ее в данном случае. Медведица зачастила к нам, и поэтому у нас появилась возможность завязать продолжитель­ную дружбу с одним из ее медвежат. Но эта история — сюжет уже для другой книги.

Этот случай помог Салли навсегда изменить свое отношение к медведям. Но у меня другой вопрос: был ли Бог с нами в этот день и совершил ли чудо? Дорогие читатели, сознание того, что Бог постоянно с нами, духовно озаряет наши сердца, и мы можем видеть и понимать, как могущественно Он вступается за нас!

Знаете, многие представляют себе, как Бог восседает на небесном троне и выслушивает нас, чтобы потом вмешаться в нашу жизнь. Многие думают, что Бог сохраняет дистанцию — как правители мира сего, которые иногда, при необходимости, прибегают к помо­щи людей, но обычно не имеют ничего общего с простыми смерт­ными. Посетите какую-нибудь страну, в которой еще существует монархия, и поговорите с народом, и вы убедитесь в том, что непо­средственное присутствие царской семьи бывает даже неприятным.

И если бы вы могли читать мысли ваших сограждан, вы бы об­наружили, что у многих, если не у большинства, мысли о всеве­дущем Боге не вызывают приятных чувств. Если признать, что Бог на самом деле постоянно сопровождает нас, тогда возник­нет необходимость изменить наше поведение и наше представ­ление о Нем. Тогда поведение, непозволительное в присутствии Царя Вселенной, исчезнет. И это нормальная реакция человека, как если бы он находился в присутствии личности, стоящей ран­гом намного выше его самого. Те, кому такое присутствие не­приятно и кто не желает придерживаться высокого стандарта в поведении, те станут держаться от Царя Вселенной подальше.

Но как бы ни пытались грешные люди уйти с Божьего пути или отрицать Его существование, всё же от Бога скрыться не­возможно. Согрешив, Адам и Ева в панике хотели спрятаться от Всевышнего, но Он не уничтожил их, а нашел и продолжал лю­бить и заботиться о них. Безнравственность, алкоголь, наркоти­ки, материализм и интеллектуальные блуждания могут омрачать наше сознание, но они не могут совершить невозможное — скрыть нас от Бога. Библия полна историй о людях, пытавшихся спрятаться от Него, — Адам и Ева, Иона и многие другие. Всем им это не удалось. Писание подтверждает это: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7).

Библия также говорит, что тогда у Бога были избранники, и часто в наше время можно слышать: «Я бы желал, чтобы Господь говорил со мной так же, как Он говорил с людьми в библейские времена. Но, наверное, тогда это было проще».

Дорогие читатели, это и сегодня не настолько трудно! Если Енох, Илия и Павел могли ходить с Богом, то это можем и мы! И если у Господа есть желание каждодневно сопровождать Джи­ма Хонбергера, самого медлительного из Его учеников и само­го упрямого человека на этой земле; если Он готов направлять такого, как я, человека, своевольного и с немецким темперамен­том, тогда Бог готов вести и оберегать вас!

И если это так просто, почему же мы все так усложняем? По­чему лишь немногие решаются на то, чтобы Бог постоянно вел их? Проблема скрыта в нашем сознании и поведении. Мы, люди, так привыкли сами управлять нашими делами, что сопротивля­емся руководству нашего дорогого Небесного Отца. Нам необ­ходимо научиться у Самуила, повторявшего: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».

Такое поведение подразумевает полную зависимость от Бога, Который видит и знает то, чего не знаем мы. Отсутствие желания слышать Бога не позволяет Ему участвовать в нашей жизни. Мы не желаем подчиняться Ему, и поэтому христиан­ская жизнь бывает так обременительна для нас. Мы привыкли за всем следить сами и отвергаем Божье руководство. Склон­ность доверять собственному разуму больше, чем побуждению Духа и руководству Бога, мешала мне видеть вокруг столько прекрасного.

Пару лет назад мне довелось проехать по Новой Зеландии, сидя рядом с водителем в маленьком автобусе. Новая Зелан­дия — прекрасная страна, и я наслаждался видами гор, хуторов и пастбищ. Вдруг я как бы услышал голос Духа Божьего, побуж­дающего меня закрыть глаза и немного отдохнуть. Но на часах было лишь половина одиннадцатого, и по привычке я прогнал эту мысль, ведь я знал это лучше, чем Господь.

Вы когда-нибудь реагировали на Божий голос подобным об­разом? К счастью, Он не оставил меня, когда я проигнорировал Его, и мне вновь пришло на ум закрыть глаза и отдохнуть. И хотя я медлительный ученик, но реагирую основательно и, вспомнив прошлые опыты, например, со стволом дерева, который чуть меня не убил, я был готов послушаться второго указания.

Итак, я закрыл глаза и откинул голову назад, все еще сомне­ваясь в причине такого Божьего указания. Что-то ударило в лобовое стекло машины, и я почувствовал, как мелкие оскол­ки стекла коснулись моего лица. Камень отскочил с обочины и ударил в окно прямо на уровне моих глаз! В отличие от амери­канского небьющегося стекла, это стекло разбилось на мелкие кусочки. Они застряли теперь в моих волосах, в ушах, в рубаш­ке и даже в ноздрях. Вот теперь я знал, что Бог снова спас меня от серьезного ранения — Он сохранил мне зрение! Как добр Господь, Которому мы служим! Я ощутил дрожь при мысли, что вновь хотел пренебречь Божьим советом. Там же с закры­тыми глазами я возблагодарил Бога за то, что Он мой верный Спутник в жизни. Я был благодарен Ему за то, что Он не толь­ко наблюдает, но и во всех трудностях и ежедневных событиях всегда со мной.

Иисус желает водить нас здесь, на этой земле, и мы можем по­ложиться на то, что там, где мы, там с нами и Бог!

Когда человек убежден в том, что Бог всегда с ним, тогда Он совершает для него чудеса. Также было с тремя еврейскими плен­никами, о которых рассказано в Книге Даниила, в третьей главе. Их пригласили принять участие в освящении статуи золотого истукана. От каждого ожидалось, что он поклонится изваянию царя Навуходоносора, и каждый делал это, пока дело не дошло до Седраха, Мисаха и Авденаго. Царь был разгневан их откры­тым неповиновением и угрожал им страшной смертью в случае, если они не покорятся. Их свяжут и бросят в раскаленную печь в назидание тем, кто осмелится последовать их примеру и не по­корится приказу царя.

Они же спокойно отвечали: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан.3:17). В этой ситуации они не проявили и тени сомнения, но спокойно и во всей полноте поверили в то, что Бог всегда с ними. Царь был сильно разгневан подобным по­ведением и распорядился раскалить печь еще больше, затем трое молодых людей были брошены в нее. Это было дерзкое поведе­ние необузданной личности, привыкшей всегда проявлять свою волю, и оно стоило жизни многим воинам, которые погибли от пламени огня, когда их бросали в печь.

Но своевольный царь недолго наслаждался тем, что укротил трех строптивых евреев. Взглянув на печь, он закричал: «Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:25). В момент кризиса Бог был на их стороне, и Его видимое при­сутствие ободрило и защитило их. Он был с ними все время! Се­годня небо от нас не дальше, чем тогда, но Бог немного может сделать для нас, если мы не видим смысла в полной зависимости от Него.

История трех евреев — живой пример тому, какой может быть жизнь верующих. Они были совершенно зависимы от Силы, на­ходящейся извне, и всегда прислушивались к мягкому голосу Того, Кто их сопровождал. При написании этой книги я также ощущал власть всесильного Бога и Его оберегающую руку.

Это случилось сырым осенним утром. За день до этого шел проливной дождь, и земля была полностью пропитана водой. Вечером, перед тем как я с Салли собирались улететь в Даллас, штат Техас, на лагерное собрание, дождь сменился снегом, и утром земля была покрыта трехсантиметровым слоем снега. К несчастью, ночью ударил небольшой мороз, и дорога из щебня превратилась в сплошную скользкую массу изо льда, снега и кам­ней. Поскольку мы жили далеко, то нам было необходимо поки­нуть дом еще до восхода солнца, чтобы утром успеть на наш рейс.

Мы доехали до крутого поворота по хорошо знакомой нам проселочной дороге, ведущей в цивилизованный мир, и тут ма­шина заскользила. А если «джип» с двумя ведущими мостами и антиблокировочной системой тормозов потеряет управление, то он скользит не в одну или другую сторону, а вперед, и им не­возможно управлять.

Кроме того, потеря управления автомобилем на этом участ­ке дороги могла привести к неприятному столкновению с па­рой огромных пирамидальных тополей. Если бы мы их минова­ли, это оказалось бы не намного лучше, потому что гора здесь была такая крутая, что наша машина скатилась бы до самого ручья вниз.

Перед моими глазами уже стояла картина столкновения с де­ревьями, выброса подушек безопасности, и у меня вырвалось: «Нет, Господи!..» В этот момент, на скорости 65 км в час мы «соскочили» с дороги.

И вдруг машина остановилась, она буквально застыла на крутом косогоре невдалеке от дороги. Пирамидальные тополя находились в нескольких сантиметрах от двери Салли. Осто­рожно выйдя из машины, я посмотрел, в каком положении мы находимся. «Джип» стоял на склоне, и одно колесо его повис­ло в воздухе.

Потом я поднялся на дорогу, чтобы взглянуть на следы от ко­лес, и с человеческой точки зрения не мог объяснить, каким об­разом нам так сильно повезло: следы вели прямо на деревья, но в последнюю секунду кто-то или что-то как бы «оттолкнуло» нас в сторону. На дороге не было видимого препятствия, а за счет склона мы тем вернее должны были столкнуться с деревья­ми, — но наш всеведущий Бог спас нас. Несколько часов спустя, когда аварийной службе из города удалось оттащить «джип» в сторону от деревьев, мы увидели, что на нем нет ни одной царапины.

Мы все, не исключая меня, должны молиться и работать над тем, чтобы твердо осознать Божье присутствие в нашей жизни. Тогда с большей вероятностью мы начнем откликаться на Его призыв и станем более восприимчивы к Его руководству. Нам станет легче вести с Ним диалог, и мы будем узнавать Его все больше, если осознаем Его присутствие. Благодаря вере, любви и опытам наше сотрудничество с Ним станет совершенным. И, конечно, мы нуждаемся в мужестве, чтобы противостоять со­противлению этого мира.

Одно из прекраснейших имен Иисуса в Библии — Еммануил, что означает «С нами Бог». Мы должны научиться понимать, что Бог находится не в отдаленном месте на небесах и время от времени смотрит на нас. Нет! Покидая землю, Иисус обещал нам Духа Божьего, Который всегда будет с нами. Меня лично это утешает, и я молюсь Богу, не думая о том, что Он где-то далеко, а обращаюсь к Нему как к моему постоянному Спутнику. Ведь Он таковым и является!

ГЛАВА 6

ВИДЕТЬ НЕВИДИМОГО

Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр. 11:27)

После битвы за Геттисберг генерал Роберт Ли встретился с офицером, анализировавшим ошибки, допущенные во время боя. «Молодой человек, — обратился к нему Ли, — почему вы не сказали мне об этом перед битвой? Даже такой глупый чело­век, как я, понял теперь все».

Многие из нас вместе с генералом Ли понимают, что спо­собность оценивать прошлое есть неизменная часть нашей жизни, и к тому же мы понимаем, как изменилась бы наша жизнь, знай мы тогда то, что знаем сейчас. Кто из нас может оглянуться на свою прошлую жизнь без ощущения боли за совершенные ошибки; без сожаления о неверных оценках в тех или иных ситуациях; без сожаления об упущенных благо­словениях или потерянных возможностях? Даже сейчас, ког­да вы читаете эти строки, в вечность одно за другим уходят мгновения, о которых в будущем вы будете вспоминать. Ста­нете ли вы сожалеть о них?

Дорогие читатели, я хотел бы в одном фильме показать вам всю мою христианскую жизнь! Никто не учил меня тому, чем я делюсь с вами в этой книге. Мне понадобились годы проб и ошибок, чтобы понять каждый принцип христианского бытия!

Меня не удовлетворяли чисто интеллектуальные знания, я жаждал истины, которая нашла бы практическое применение в моей жизни. Я надеюсь, что вызову в ваших душах такое же же­лание. При мысли об этом я прихожу в восторг. Я знаю, что ре­лигия, которую не удается ежедневно и ежеминутно применять в жизни практически, почти бессмысленна!

В период раннего христианства вера была крепкой и жизнен­ной, потому что изменяла людей так сильно, что другие просто удивлялись. У такой веры была власть.

Сегодня церкви оставляют своих членов в одиночестве. Поче­му так много новообращенных в разных христианских церквах с полным негодованием отворачиваются от них? Почему лишь не­многие подростки, посещающие церкви, сохраняют свою веру? Почему религия незначительно сокращает количество разводов среди христиан в сравнении с нехристианами? Спрашивали ли вы себя честно обо всем этом?

Церковные руководители задались такими вопросами и раз­работали серию программ, нацеленных на решение этих про­блем. Почти каждая из них потерпела поражение! Почему? Потому что программы врачуют симптомы, вместо того чтобы позаботиться о действительных причинах проблем.

Большая беда христианства состоит в том, что лишь немногие из тех, кто именуют себя христианами (даже очень немногие из пасто­ров), обладают Евангелием, способным преобразовать их жизнь. Это смелое высказывание. Приведу для этого один пример.

Однажды я был приглашен обратиться к группе пасторов, я — непрофессиональный проповедник без специального обра­зования. О чем я должен говорить, обращаясь к «экспертам»? Встав за кафедру, я сказал: «Знаете, у меня есть желание, чтобы всякий раз, когда проповедник стоит за кафедрой, за его спиной опускался бы большой экран и на нем демонстрировалась бы его жизнь за прошедшую неделю — как он ведет себя дома со своей женой и детьми и как он реагирует на испытания и соблаз­ны. Станете ли вы проповедовать в таком случае?»

«НЕТ!» — ответили пасторы.

«В таком случае, друзья мои, вы еще не нашли Евангелие. Иисус бы не возразил против такого условия. Он знал, что Его поведение было таким же ясным и чистым, как и Его учение».

История ранней Церкви описана в Библии в Книге «Деяния святых Апостолов». Деяния, а не учение апостолов, не их рели­гиозные убеждения, не проповеди апостолов, но их дела! Дела являются отличительной чертой истинного Евангелия, потому что «по плодам их узнаете их».

Дорогие читатели, а согласны ли вы, чтобы вашу жизнь рас­сматривали через увеличительное стекло? Если нет, то я хотел бы призвать вас отнестись к этой книге не так, как к другим, прочитанным вами. Книга, которую вы держите в руках, — про­ект, который может осуществиться в вашей собственной жизни. Это зависит только от вас, дорогие читатели, — решиться на те же самые опыты, что и я. Воспользуйтесь описанными мной слу­чаями и размышлениями, проанализируйте и переработайте их, чтобы они стали вашими собственными.

Для такой жизни вам не потребуется много. Только сознавай­те, что на протяжении всего дня Господь присутствует с вами, и желайте поступать согласно Его воле! Слишком просто? Ис­пытайте!

Однажды вечером мне позвонил мужчина, с которым я позна­комился несколько лет тому назад. Он вместе со своей семьей посещал нас, желая посмотреть нашу на отшибе усадьбу и наш образ жизни. Мы рассказывали им о практическом Евангелии в нашей жизни, но они не были слишком этим заинтересованы. Теперь же он позвонил и сказал: «Джим, я хотел бы пригласить вас на выходные к нам. Я знаю, что вы живете по евангельским принципам, и нам нужна небольшая помощь в семейных отно­шениях». Я обещал ему молиться об этом, и затем у меня появи­лось чувство, что Господь разрешает мне помочь им. Я позвонил Робу, и мы договорились о встрече.

Мы приехали в пятницу вечером, и Роб тут же попросил меня пойти с ним прогуляться. По телефону он рассказал мне не всю историю. Как выяснилось, как раз перед его звонком мне жена сообщила ему о том, что хочет с ним расстаться. Она не была сердита на него, нет, просто всё прошло, чувств больше не было. Она планировала уйти от него, взяв с собой детей. Роб спраши­вал меня о том, останется ли жена, если он действительно из­менится. Ведь она решится остаться лишь в случае, если Роб дей­ствительно изменится. Итак, если он хочет спасти семью, у него есть два дня, чтобы попытаться измениться.

— Роб, — ответил я, когда мне стала известна вся история, — Бог, Которого я узнал в горах, обладает большой властью, так что я могу гарантировать, что к воскресенью ты станешь новым творением. Чего я, конечно, не могу гарантировать, так это того, что твоя жена тебя не бросит.

— Хорошо, что я должен делать? — спросил он.

— Просто прочти этот текст и примени его в своей жизни. Ты найдешь его в Послании Иакова 1:19: «Итак, братия мои воз­любленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев».

Роб взглянул на меня, и в его взгляде читалось: «Ну, и что?» Это было так, как будто бы он говорил: «Я читал это уже много раз, и это должно сейчас спасти мой брак?!»

Вот как раз это и есть то сомнительное отношение к Писанию, которым многие заражены. Мы читаем и идем своими путями, нимало не задумываясь о прочитанном и о том, какое практиче­ское применение оно может найти в нашей жизни.

Я продолжал: «Роб, что означает для каждого человека „скор на слышание"? Это означает стать чувствительным к голосу Бо­жьему и осознать постоянное Божье присутствие. Впервые в жиз­ни ты должен позволить другому управлять твоими поступками и научиться каждую ситуацию видеть глазами Бога и соответствен­но оценивать ее. Все в этом мире противостоит невидимому Богу. Видимый мир — враг невидимому Богу, так как он требует твоего продолжительного внимания, проникает в сознание и хочет, что­бы ты слушал только его. Ты порвешь с этой привычкой, если вме­сто этого будешь слышать голос Бога. В Библии написано: „И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: „вот путь, иди­те по нему..." (Ис. 30:21). А что означает „медлен на слова"? Это означает, что мы позволяем Господу оценивать каждое наше слово и отбрасывать неподходящее, с тем чтобы Он мог вести нас».

Роб же не имел привычки следить за своими словами. Между прочим, это и была главная причина, из-за которой у него воз­никли трудности с женой. Я по праву мог судить об этом, по­тому что и сам когда-то шел таким же путем. Сейчас у меня было другое видение, ведь я пережил и увидел, что может произойти в результате внимательного отношения к своим словам.

Помню, как однажды в гараже я чистил и натачивал одну из бензопил. Залив топливо, я поставил ее на свое место. Мне нрави­лось работать руками, но у меня была антипатия к запахам нефте­продуктов на коже, поэтому я отправился к задней двери дома, так как она была ближе к ванной, чтобы там вымыть руки. На­мыливая их, я ощущал счастье и радость в Господе, но тут милый голос из-за двери спросил меня: «Что ты делаешь, дорогой?»

Я посмотрел и увидел Салли. Тут же во мне возникло желание ответить: «Что ты имеешь в виду? Ты что, не видишь — мою руки? Что за глупый вопрос!» В прошлом я всегда говорил что-то подобное и даже хуже. Наши брачные отношения страдали. Теперь же, когда во мне пробуждается гнев, я слышу мягкий голос Божий, говорящий: Будь чутким и дружелюбным, Джим. К какому голосу я стану прислушиваться: к голосу плоти, гне­вающейся по поводу невинного вопроса, или к голосу Бога? Я так благодарен Ему за то, что тогда принял решение ответить: «Мою руки, дорогая».

«Хорошо, а я как раз думала о том, как у тебя сегодня дела», — ответила моя милая жена, и гармония была сохранена.

Мужчины, почему мы хотим, чтобы после свадьбы наши жены делали и говорили так, как того желаем мы? Мы должны понять, что Господь подарил нам жен для гармонии. Да, я сфор­мулировал бы этот вопрос иначе, но я нахожу мою жену такой привлекательной, потому что она думает по-другому, выглядит по-другому, ведет себя иначе и пахнет не так, как Джим Хонбергер. И это, друзья, хорошая новость! Итак, я хотел бы, чтобы читатели-мужчины поняли, что мой брак, точнее сказать, мои отношения с чудесной женщиной, на которой я женился, осно­вательно изменились, когда я начал замечать и ценить эти раз­личия между нами. Если и вы желаете улучшить свои брачные отношения, тогда научитесь жить с сознанием того, что Бог по­стоянно рядом, и соответственно реагировать на это. Это дей­ствует всегда, но Роб должен был сначала сам это обнаружить.

«Роб, давай рассмотрим последнюю часть этого текста,— продолжал я. — „Медлен на гнев" означает, что когда наши дети или жена нас провоцируют, то вместо того, чтобы уступить ми­молетным чувствам, как часто случалось в прошлом, мы при­нимаем решение слушать Христа и поддаемся руководству Его любящего Духа. Мы принимаем решение вверить Богу управ­ляющие нами чувства и разрешаем Ему освободить нашу жизнь от них, поскольку они ранят людей, которых мы любим».

Между тем прогулка наша затянулась — прогулка, во время которой не раз текли слезы. Отправляясь этим вечером спать, Роб имел возможность задуматься над многим!

Так начались эти самые примечательные выходные, какие когда-либо у меня были.

Проснувшись утром, я подумал о том, как все будет прохо­дить. Я молился за эту пару, которым не мог помочь ни один че­ловек, но за которых боролся Бог. Стол был накрыт к завтраку, и на нем стояла чудесная еда. Садясь, я увидел большую кастрюлю с овсяной кашей, стоявшую перед Робом. Как только была про­изнесена молитва, Роб встал и наложил овсянки в свою тарелку. Такое эгоистичное поведение было присуще всей его жизни.

Сидя напротив, я в этот момент спрашивал себя, решился ли Роб находиться в Божьем присутствии и смотреть на свои по­ступки глазами Бога? Замешкавшись на миг, он положил каши моему сыну. Затем он обслужил моего второго сына, мою жену, а затем свою жену и детей. Я быстро взглянул на его супругу — она смотрела на мужа с открытым ртом.

Думаю, это произошло впервые за их супружескую жизнь. Роб начал становиться «скор на слышание». Святой Дух по­действовал на сознание Роба, и тот начал сотрудничать с Ним, невидимым.

Затем его пятилетняя дочь, очевидно привыкшая задавать тон во всем, нагло прервала Роба на полуслове. Помните, накануне вечером мы с Робом говорили о том, чтобы не торопиться в раз­говоре и не гневаться? Наверняка это было непривычным для Роба, и он доказал это, грубо оборвав свою дочь.

Вдруг он замолчал! Еще ни разу не видел я человека, делав­шего то, что сделал сейчас Роб: на короткое время он склонил голову перед всеми нами, а когда вновь взглянул на свою дочь, было видно, что он наполнен Духом Божьим, и каждый мог за­метить эту разницу. Я опять посмотрел на его жену и отметил про себя ее удивление изменявшимся поведением «безнадежно­го» мужа. И хотя я видел все это, сидя рядом, но я также не мог поверить в то, как удивительно менялась жизнь этого мужчины!

Невидимый Бог вел и учил его, поскольку он разрешил Ему это. Роб со страхом и трепетом совершал свое спасение. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благо­волению» (Флп. 2:12,13).

Я желал бы описать вам, как проходили дальше эти выходные, ведь перемены в жизни Роба продолжались, и это было чудес­но! Во время одной дискуссии в конце этих двух дней Роб нанес своей жене тяжелый удар. Вы знаете, как это бывает, — немного саркастически отзываешься о мнении жены, и каждый может хо­рошо посмеяться, даже сама жена, которая внутренне стонет и плачет, потому что глубоко оскорблена. Если такое случается ча­сто и из года в год, то она ожесточается настолько, что однажды чувства притупляются, и она подает на развод. В молчании, по­следовавшем за этим совершенно лишенным любви ударом, Роб посмотрел на свою жену и вдруг искренне закричал: «Почему я поступаю с тобой так? Я делаю это с тех пор, как мы пожени­лись! Можешь ты мне это простить?» На его лице читалось рас­каяние и отвращение к самому себе, а в глазах его жены стояли слезы, потому что наконец-то у нее появилась надежда.

В воскресенье вечером мы сидели вчетвером. Я хотел знать, как они предполагают поступить дальше. Оставит ли она Роба? Нет, она решила не делать этого. «Наконец-то у меня есть малая искра надежды, что все это подействует», — ответила она.

Покидая их, мы видели, что у них появилась надежда на буду­щее, но они не знали о том, что, несмотря на их новые опыты, они могут быть легко выбиты из колеи сатаной.

Часто всё, в чем многие из нас нуждаются, — это искра надеж­ды на то, что будет лучше, и не важно, в чем мы испытываем труд­ности — в супружестве, в воспитании детей или в чем-то другом.

Проблемы были и у Моисея. Ему было поручено вести в зем­лю обетованную целую нацию, состоявшую из Джимов Хонбергеров — упрямых и эгоистичных личностей. Я бы никому не пожелал такого! Но Моисей устоял, ведь он держался за Неви­димого так, как будто видел Его. Глазами невидимого Бога Мо­исей научился видеть видимые вещи: недостаток воды и пита­ния; восстания и ропот; гадюк и идолопоклонство. Когда он так поступал, то все это представало перед ним в другом свете. Для Бога нет трудностей! Если мы будем стараться смотреть на все глазами Бога и доверять Тому, Кто знает и видит все наперед, то и мы сможем разглядеть в нашей жизни то многое, что получаем из Божьих рук.

Спустя более двух лет жизни в дикой глуши мне стало понят­но, что я основательно нуждаюсь в работе, но не знал — в какой. Я полагался на то, что мой всезнающий Отец Небесный знает, что мне нужно. Несмотря на это, мне было все же трудно следо­вать Его воле, так как теперешние отношения с Ним были для меня новы и непривычны, поэтому Бог должен был проявить на­стойчивость, чтобы привлечь мое внимание.

Однажды я поехал в город уладить пару дел и случайно встре­тил там Пола — владельца маклерского бюро. Мы просили его о помощи, когда впервые задумали переехать в Монтану. Он был очень дружелюбен, что типично для людей из восточных шта­тов, и сердечно встретил меня, хотя и не смог тогда найти для нас ничего подходящего. Теперь же Пол сказал: «В последнее время я часто вас вспоминал. Я хотел бы продавать усадьбы и дома в отдаленных местностях. Думаю, вы могли бы у меня ра­ботать». Поблагодарив, я отклонил эту идею, ведь большую часть своей жизни я занимался подобной продажей и знал, что мне придется много времени проводить в бюро и на заседаниях. К тому же мне понадобится лицензия, и я не смогу торговать недвижимостью, не имея телефона. На тот момент в нашей до­лине только одна компания предлагала подключить телефон, и это подключение стоило очень дорого, так что дело того совсем не стоило. Но мысли о предложении Пола не покидали меня; к тому же теперь всякий раз, бывая в городе, я встречал его в мага­зине или на улице, и всякий раз он побуждал меня обдумать его слова. Наконец я согласился встретиться с ним и поговорить, все еще будучи уверенным, что это напрасная трата времени. Но ведь Пол не мог войти в мое положение и понять меня, пока я не объясню ему, насколько неосуществима его идея. Вскоре я и Салли сидели перед Полом в его бюро.

— Итак, Джим, что должно произойти, чтобы вы согласились у меня работать?

— Ну, — начал я, — у меня нет лицензии, и вы должны будете позаботиться о том, чтобы я ее получил, приобрести учебную литературу и заплатить пошлину за экзамен.

Пол лишь кивнул, и я продолжал:

— Переехав сюда, в горы, я приложил много усилий для того, чтобы научиться распоряжаться своим временем. Если я буду ра­ботать у вас, вы должны будете пообещать мне, что я никогда не буду посещать заседания. Еще вам необходимо разрешить мне работать столько, сколько я хотел бы. Вы должны будете также оплачивать все мои профессиональные пошлины и объявления о купле-продаже.

— И это все, что вы хотите, Джим?

— Нет, вы должны будете также оплатить расходы, связанные с подключением телефона в моем доме.

— И это все? — снова спросил он.

— Да, — ответил я.

— Замечательно!

С нескрываемым триумфом он открыл ящик своего письмен­ного стола, извлек оттуда две книги и протянул их мне. Я дер­жал в руках учебники по подготовке к экзамену на профессию маклера!

— Вы не в себе, — наконец произнес я. Ведь я предложил Полу наихудшую сделку в мире, и ни один бизнесмен не стал бы вкладывать такие деньги без малейшей гарантии того, что это принесет доход. Пол лишь улыбнулся мне и сказал:

Наши рекомендации