Ничто не повредит тому, кто трижды произнесёт слова: “А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин шарри ма халяк”»[569]. 11 страница
روينا في الصحيحين: أنَّ رسولَ اللَّه صلى اللّه عليه وسلم أمر الحُيَّضَ بالخروج يومَ العيد فيشهدْنَ الخيرَ ودعوةَ المسلمين
292. Сообщается, что (однажды) Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками[755], и женщины, у которых начались месячные, выходят (из своих домов) и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у кого начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы”[756]».[757]
في مسند الدارمي عن ابن عباس رضي اللّه عنهما أنه كان يجعل رجلاً يُراقب رجلاً يقرأ القرآن، فإذا أراد أن يختمَ أعلم ابنَ عباس رضي اللّه عنهما، فيشهد ذلك.
В “Муснаде” ад-Дарими сообщается, что обычно Ибн ‘Аббас, да будет доволен ею Аллах, поручал кому-либо следить за тем, кто читал Коран, и когда тот собирался завершить чтение, этот человек извещал Ибн ‘Аббаса, который присутствовал при этом[758].
وروى ابن أبي داود بإسنادين صحيحين، عن قَتادَة التابعيّ الجليل الإِمام صاحب أنس رضي اللّه عنه قال: كان أنسُ بن مالك رضي اللّه عنه إذا ختم القرآن جمع أهله ودعا.
Ибн Абу Дауд приводит сообщение с двумя достоверными иснадами, в котором говорится, что когда имам Катада, видный последователь, поддерживавший общение с Анасом, да будет доволен им Аллах, собирался завершить чтение Корана, он собирал членов своей семьи и обращался к Аллаху с мольбами.[759]
وروَى بأسانيد صحيحة عن الحكم بن عُتَيْبَةَ ـ بالتاء المثناة فوق والمثناة تحت ثم الباء الموحدة ـ التابعي الجليل الإِمام قال: أرسل إليّ مجاهد وعَبْدَةُ بن أبي لُبابة فقالا: إنّا أرسلا إليك لأنّا أردنا أن نختم القرآن، والدعاء يُستجاب عند ختم القرآن.
Сообщается, что имам аль-Хакам бин ‘Утайба, являвшийся видным последователем, сказал: «(Однажды) Муджахид и ‘Абда бин Абу Любаба прислали ко мне человека, чтобы передать следующее: “Мы послали за тобой потому, что хотим завершить чтение Корана, а мольбы, с которыми обращаются к Аллаху во время завершения чтения Корана, принимаются”».[760] В некоторых достоверных версиях этого сообщения сказано: «...а говорится, что при завершении чтения Корана ниспосылается милость».
Сообщается, что Муджахид сказал: «Во время завершения чтения Корана они[761] собирались и говорили: “(В это время) нисходит милость”»[762].
فصل: ويُستحبّ الدعاء عند الختم استحباباً متأكداً شديداً لما قدّمناه.
Как уже указывалось выше, после завершения чтения Корана весьма желательно обращаться к Аллаху с мольбами.
عن حُميد الأعرج رحمه اللّه، قال: مَن قرأ القرآن ثم دعا أمَّنَ على دعائه أربعةُ آلاف مَلَك.
Сообщается, что Хумайд аль-А‘радж, да помилует его Аллах, сказал: «Четыре тысячи ангелов скажут: “Амин”, если человек, прочитавший Коран, обратится с мольбой к Аллаху».[763] Обращаясь с мольбой, следует проявлять настойчивость, просить о важном и вкладывать в свои слова как можно больше смысла. Большая часть этих просьб или все они должны относиться к миру вечному и делам мусульман, ибо следует молить Аллаха о том, чтобы Он наделил благочестием их правителя и всех, кто имеет над ними власть, помог самим мусульманам выполнять религиозные обязанности, уберёг их от разногласий, привёл к взаимопомощи в делах благочестия, помог всем им держаться истины и привёл к победе над врагами религии и ослушниками. В книге о правилах чтения Корана я коснулся отдельных аспектов этого вопроса и привёл примеры кратких обращений с мольбами, которые может использовать каждый желающий.
Завершив чтение Корана, желательно сразу же начать читать его снова. Так предпочитали поступать наши праведные предшественники, которые ссылались на приводимый ниже хадис.
عن أنس رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال: "خَيْرُ الأعْمالِ الحَلُّ وَالرِّحْلَةُ" قيل: وما هما؟ قال: "افْتِتاحُ القُرآنِ وَخَتْمُهُ".
293. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшими делами являются остановка и путешествие». (Люди) спросили: «А что это?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Начало чтения Корана и его завершение».[764]
فصل: فيمن نام عن حزبه ووظيفته المعتادة.
О том, кто проспал время для чтения Корана, не выполнив того, что он делал обычно
عن عمر بن الخطاب رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ نَامَ عَنْ حِزْبِهِ مِنَ اللَّيْلِ، أوْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ، فَقَرأهُ ما بَيْنَ صَلاةِ الفَجْرِ وَصلاةِ الظُّهْرِ كُتِبَ لَهُ كأنَما قَرأهُ مِنَ اللَّيْلِ".
294. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек не прочтёт всего, что он обычно читает из Корана по ночам, или часть этого, проспав время для чтения, но прочитает это между утренней и полуденной молитвами, это запишется ему так, будто он читал ночью».[765]
فصل: في الأمر بتعهد القرآن، والتحذير من تعريضه للنسيان.
О велении постоянно читать Коран и предостережении относительно предания его забвению
عن أبي موسى الأشعريّ رضي اللّه عنه، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "تَعَاهَدُوا هَذَا القُرآنَ، فَوَالَّذي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَهُوَ أَشَدُّ تَفَلُّتاً مِنَ الإِبِلِ في عُقُلها".
295. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, избавляется[766] он быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут».[767]
عن ابن عمر رضي اللّه عنهما؛ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال: " إِنَّمَا مَثَلُ صاحِبِ القُرآنِ كَمَثَلِ الإِبلِ المُعقَّلَةِ إِنْ عاهَدَ عَلَيْها أمْسَكَها، وَإِنْ أطْلَقَها ذَهَبَتْ " .
296. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в подобном положении, то удержит их, если же отпустит, они убегут».[768]
عن أنس رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: " عُرِضَتْ عَلَيَّ أُجُورُ أُمَّتِي حتَّى القَذَاةُ يُخْرِجُها الرَّجُلُ مِن المَسْجِدِ، وَعُرِضَتْ عَلَيَّ ذُنُوبُ أُمَّتِي فَلَمْ أَرَ ذَْنباً أعْظَمَ مِنْ سُورَةٍ مِنَ القُرآنِ أوْ آيَةٍ أُوتِيهَا رَجُلٌ ثُمَّ نَسِيَها" تكلم الترمذي فيه.
297. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне были показаны (все) награды (членов) моей общины, в том числе и награда за соринку, которую человек вынесет из мечети. Мне были показаны также (все) грехи (членов) моей общины, и не увидел я греха более тяжкого, чем забвение сур или айатов, которым человек был обучен, а потом забыл их».[769]
عن سعد بن عبادة رضي اللّه عنه، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "مَنْ قَرأ القُرآنَ ثُمَّ نَسِيَهُ لَقِيَ اللَّهَ تَعَالى يَوْمَ القِيامَةِ أجْذَمَ".
298. Передают со слов Са’да бин ‘Убады, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто читал Коран наизусть, а потом забыл его, в День воскресения встретит Аллаха больным проказой».[770]
فصل: في مسائل وآداب ينبغي للقارىء الاعتناء بها
О различных вопросах и правилах приличия,
которым следует уделять внимание читающему Коран
Вопросов и правил такого рода насчитывается очень много. Мы укажем на некоторые из них, не приводя соответствующих указаний в силу их общеизвестности, а также из опасений перед тем, что многословие может наскучить читателю.
Во время чтения Корана прежде всего требуется проявлять искренность. Читать Коран следует только ради награды Аллаха Всевышнего, слава Ему, не пытаясь с помощью чтения добиться осуществления каких-либо иных целей. Каждый читающий Коран должен придерживаться известных этических норм и не забывать о том, что он ведёт тайную беседу с Аллахом Всевышним, слава Ему, и читает Его Книгу. Это значит, что читать надо так, как читал бы тот, кто видит Аллаха, а если человек не видит Аллаха, он должен помнить, что Аллах Всевышний видит его.
Тому, кто желает приступить к чтению Корана, следует очистить рот зубочисткой или использовать для этого другие средства. Лучше всего использовать зубочистку из арака, но можно пользоваться и зубочистками, сделанными из других кустарников или деревьев, как можно пользоваться осокой, грубой материей и другими вещами. Относительно возможности очищения зубов с помощью пальца с шершавой кожей последователи имама аш-Шафи’и высказвали три разных мнения. В большинстве своём они считали, что палец является неподходящим средством очищения; некоторые полагали, что палец пользоваться можно, а некоторые другие говорили, что им можно пользоваться лишь тогда, когда ничего другого под рукой нет, в противном же случае палец не может рассматриваться как средство очищения. Зубочисткой следует водить из стороны в сторону, начиная справа и намереваясь следовать сунне[771]. Один из наших товарищей указывал, что перед тем как использовать зубочистку, желательно сказать: «О Аллах, сделай её благословенной для меня, о Милостивейший из милостивых! /Аллахумма, барик ли фи-хи, йа архама-р-рахимин!/» Очищать необходимо как внешнюю, так и внутреннюю поверхность зубов, осторожно проводя зубочисткой по сторонам разных зубов, их корням и нёбу. Необходимо использовать ни слишком сухую, ни слишком мягкую зубочистку, если же она окажется слишком сухой, следует смочить её водой. В том случае, когда рот человека осквернён кровью или чем-нибудь ещё, нежелательно читать Коран, пока он не прополоскает его, но является ли это запретным? Относительно этого было высказано два мнения. Правильным следует считать то, что делать это не запрещается, на что уже указывалось в начале книги, здесь же мы разобрали прочие связанные с этим вопросы.
Человек, занятый чтением Корана, должен проявлять покорность и смирение и размышлять над смыслом прочитанного. Это и является желанной целью, достижение которой приносит людям радость и способствует озарению сердец. Указаний на это существует столь много, что и не счесть, приводить же их излишне, ибо они общеизвестны. Некоторые из наших праведных предшественников читали один айат Корана на протяжении всей ночи или большей её части, размышляя над его смыслом, в результате чего одни лишались чувств, а иные умирали.
Читая Коран, желательно плакать или хотя бы делать вид, что плачешь, если плакать по-настоящему человек не может, ибо плач во время чтения Корана является свойством познавших и признаком праведных рабов Аллаха.[772] Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَيخِرُّونَ لِلأذْقانِ يَبْكُونَ وَيَزِيدُهُمْ خُشُوعاً ﴾ الإسراء:109.
{И они падают ниц, (касаясь земли) подбородками и плача, что увеличивает (степень) их смирения}.[773] Я привёл множество хадисов и других сообщений относительно этого в своей книге “Ат-тибйан фи адаб хамалят аль-Куран”. Ибрахим аль-Хавасс, великий человек, наделённый многими дарованиями, да помилует его Аллах, сказал: «Пять вещей служат лекарством для сердца: вдумчивое чтение Корана, пустой живот, ночная молитва, обращение к Аллаху с мольбой перед рассветом и общение с праведными».
Чтение по книге лучше чтения по памяти. Такого мнения придерживаются наши товарищи и так в большинстве своём поступали наши праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах, однако это справедливо не для всех случаев. Если чтение по памяти будет способствовать размышлению, собранности сердца и лучшему пониманию в большей мере, чем чтение по книге, то читать по памяти лучше. Если же результат получается одинаковым, то лучше читать по книге, и именно это имели в виду наши предшественники.
В некоторых сообщениях говорится о достоинстве чтения вслух, другие же указывают на достоинство чтения про себя. Улемы указывали, что согласовать эти сообщения друг с другом собой можно следующим образом: чтение про себя дальше от показного, и поэтому читать Коран про себя лучше тому, кто опасается, что он может делать это напоказ людям. Если же у человека нет таких опасений, то лучше читать вслух при условии, что это не будет мешать совершающему молитву, спящему или кому-нибудь ещё. На достоинство чтения вслух указывает то, что для этого потребуется приложить больше усилий. Кроме того, это приносит пользу другим людям, способствует пробуждению сердца читающего, заставляет его размышлять о том, что он читает, и прислушиваться к этому, а также прогоняет сон и увеличивает активность не только самого чтеца, но и других. Если человек, читающий Коран, хотя бы частично преследует подобные цели, то читать вслух лучше.
Желательно читать Коран как можно более красиво, но не слишком протяжно, если же чтец добавит или убавит хотя бы одну букву, он совершит нечто запретное.
То же самое касается и чтения нараспев: запретно читать Коран нараспев, если чтец допускает те или иные отступления от установленных правил, в противном же случае читать нараспев можно. В “Сахихе” и других источниках приводится много известных хадисов, в которых говорится о желательности красивого чтения Корана. Некоторые из них были приведены мною в разделе о правилах чтения Корана.
Когда человек начинает читать Коран с середины какой-нибудь суры, желательно начинать с такого отрывка, все слова которого связаны между собой,[774] когда же он делает паузу или завершает чтение, желательно останавливаться на конце предложения, не стараясь начинать или завершать чтение началом или концом одной тридцатой /хизб/, одной шестидесятой /джуз’/ или одной десятой части /‘ушр/ Корана, поскольку многие из этих частей начинаются и завершаются посередине предложений. Многочисленность людей, не соблюдающих эти правила и делающих то, что мы делать не рекомендуем, никого не должна вводить в заблуждение. Необходимо следовать тому, что сказал почтенный Абу ‘Али аль-Фудайл Ибн ‘Ийад, да помилует его Аллах: «Не чуждайся правильных путей из-за того, что следуют ими немногие, и да не вводит тебя в заблуждение множество тех, кто гибнет». Вот почему улемы говорили, что прочесть целую суру лучше, чем прочесть равную ей по объёму часть длинной суры. Объясняется это тем, что в некоторых случаях отдельные люди или большинство их окажутся не в состоянии увидеть связь между словами и понять смысл сказанного.
Одним из неприемлемых нововведений является то, что многие невежественные имамы, проводящие с людьми молитвы “таравих”[775] в седьмую ночь рамадана, полностью читают суру “Скот” во время последнего рак’ата. Они считают, что поступать так желательно, и утверждают, что эта сура была ниспослана целиком. Поступая так, они совершают сразу несколько неподобающих вещей. К числу их относится то, что они считают это желательным и внушают подобные мысли простым людям, то, что на второй рак’ат молитвы у них уходит больше времени, чем на первый, то, что они задерживают людей на молитве слишком долго, то, что эта сура читается слишком быстро и неразборчиво, а также то, что предшествующие рак’аты совершаются ими слишком быстро.
Говорить «сура “Корова”», «сура “Семейство ‘Имрана”», «сура “Женщины”», «сура “Паук”» и так далее разрешается, и в этом нет ничего предосудительного. Некоторые наши праведные предшественники считали, что поступать так нежелательно, и следует говорить «сура, в которой упоминается о корове», «сура, в которой упоминается о женщинах» и так далее, однако верным является первое. Такого мнения придерживалось большинство улемов всех поколений, а хадисов, которые имеют к этому отношение, столь много, что и не счесть. Кроме того, на дозволенность этого указывают слова сподвижников и последователей. Не возбраняется также говорить «это − чтение Абу ‘Амра» или «это − чтение Ибн Касира» и так далее, поскольку так поступали все наши предшественники, не находившие в этом ничего дурного. Сообщается, что Ибрахим ан-Наха‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Они считали, что нежелательно говорить “сунна такого-то” или “чтение такого-то”», однако верным следует считать то, что было сказано нами выше.
Нежелательно говорить: «Я забыл такой айат», или «такую-то суру»; следует говорить: «Меня заставили забыть его (её)».
عن ابن مسعود رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: " لا يَقُولُ أحَدُكُمْ نَسِيتُ آيَةَ كَذَا وَكَذَا، بَلْ هُوَ نُسِّيَ "
299. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Я забыл такой-то и такой-то айат”, (ибо не сам он забыл,) а заставил его забыть (Аллах)[776]».[777]